исследование экологического состояния почвы



Нижегородская область

Починковский район

МБ ОУ Пеля – Хованская СОШ

Научно – исследовательская работа

«ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ»

Работу выполнила ученица 10 класса

Гладилина Юлия (15 лет)

Руководитель: учитель химии

Мокроусова Н.В.

2012 год

с. Пеля – Хованская

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Предисловие………………………………………………………….……1

1.2 Этапы исследования………………………………………………………1

1.3 Обзор литературы………………………….……………………………..2

1.4 Цель и задачи ………………………………… ……………………3

2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

2.1 Характеристика района исследования ……………………………….4

2.2 Методика исследований……………………………………………… …5

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

3.1 Свойства почвы ……………………………………………… ………..11

3.2 Состав почвы……………………………………………………………12

3.3 Содержание в почве нитратов ………………..………………………..13

4. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…14

5.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….15

Аннотация.

Поисково-исследовательская работа «Исследование экологического состояния почвы» составлена и проведена учителем химии Мокроусовой Натальей Викторовной и ученицей 9 класса Гладилиной Юлией. Работа проведена с целью способствования развитию познавательного интереса учащихся к предмету, исследования состава и свойств почв в районе села Пеля – Хованская, актуализации проблемы загрязнения почв в исследуемом районе, что является целенаправленной многоуровневой деятельностью, способом познания мира через логические умозаключения. А также сама работа на природе способствует укреплению здоровья и нацелена на улучшение среды в исследуемом районе и тем самым влияет также на укрепления здоровья местного населения.

Продолжительность 5 дней.

1.Введение

1.1 Предисловие.

Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторный экологический практикум и опыты, проводимые в школьных курсах биологии, химии, экологии.

Программы школьных курсов предусматривают проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом.

Эта программа предназначена для дополнительных занятий со старшими школьниками для их развития с помощью предлагаемой информации и активных методов обучения. Большой объём интересной информации, активные методы обучения призваны способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Поисково-исследовательская деятельность – это целенаправленная многоуровневая деятельность, способ познания мира через логические умозаключения. Эта работа требует несравненно большей затраты сил и времени нежели обычные занятия по программе с использованием наглядностей, литературы и рабочих тетрадей.

1.2 Этапы исследования

1. выбор темы и направления исследования

постановка цели и задач исследования

выбор методов проведения исследования

получение результатов в ходе использования обозначенных методов

обобщение, сравнение, установление закономерностей и прочее

формулирование выводов по проведённому исследованию

подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

1.3 Обзор литературы

Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.

Это позволяет

оценить потребности науки и выбрать задачу

выбрать методику работы в данной области

сопоставить свои результаты и свою точку зрения с результатами и точками зрений других исследователей

В первую очередь мы в своей работе использовали популярную и научную литературу для ориентировки в проблемах исследования почв, которая имелась в школьной библиотеке, кабинете биологии, географии и химии, Центральной районной библиотеке, а также интернет. Это:

книги

журналы

методические разработки

географические карты, атласы и др.

Данная литература прорабатывалась.

В последующем использовали литературу по способам оформления результатов работ.



1.4 Цель и задачи

Цель:

Исследование состава и свойств почв в районе села Пеля — Ховарская

Актуализация проблемы загрязнения почв в исследуемом районе

Развитие познавательного интереса на уроках химии

Задачи

Исследование состава почв: на содержание органики, влаги, воздуха

Определение типов почв

Определение кислотных свойств почв

Исследование почв на содержание в них нитратов

а также:

Формирование поисковых умений

Развитие мышления

Развитие элементов творческой деятельности

Развитие самостоятельности

Воспитание трудолюбия, патриотизма

Воспитание активной жизненной позиции

2. Материал и методика исследований

Характеристика района исследования

отобрали образцы почв в разных местах села

1) школьные клумбы

2) школьный сад

3) школьный огород

4) лесная посадка

Методика исследований

Почва – сложный биологический компонент. В её образовании и жизни основную роль играют не только высшие сосудистые растения, но и огромное количество микроорганизмов, мелких животных (черви, клещи), а также грибов и водорослей. Все они перерабатывают растительный опад, превращая его в гумус.

Жизнь любого биогеоценоза определяется круговоротом веществ: углекислый газ + вода + солнечная энергия (фотосинтез) – зелёное растение – опад – подстилка – гумус – зелёное растение – животные – углекислый газ + вода (в дыхании).

Если какая-то часть круговорота нарушается (изымается продукция, нарушается природный режим, затормаживается скорость), то нарушается и весь режим развития, структура, состав биогеоценоза.

Судить о степени сохранности биологического круговорота можно по состоянию отдельных его компонентов: по переходу зелёной массы в подстилку и далее в гумус. Именно в этой части круговорота сильно влияние человека (изъятие частично или полностью зелёной массы, отравление почвы, гибель его населения, а как следствие — заторможенность разложения подстилки, перехода её в гумус)

Подзолистые почвы.

Они формируются в условиях умеренного влажного климата под хвойными лесами. В формировании почвы преобладающее значение имеет подзолообразовательный процесс.

Хорошо выражены все три горизонт в почвенном профиле, что является следствием значительного увлажнения и равномерного промывного режима под пологом леса. Непосредственно под лесной подстилкой выделяется маломощный светло-серый перегнойный горизонт А1 (содержание гумуса менее 4%), ниже идёт элювиальный (А2) – белёсой окраски из-за наличия в нём большого количества кремнезёма, и затем иллювиальный (В) – плотного сложения, ржаво-бурого цвета.

Лабораторная работа №1

«Состав и свойства почвы».

Цель работы: исследование состава и свойств почвы.

Материал и оборудование: монолит разреза почвы; пробы почвы; пробирки; химические стаканы; спиртовки; микроскоп; предметные стёкла; таблицы с изображением микроорганизмов и животных, обитающих в почве.

Ход работы:

определили наличие влаги в почве. Небольшую пробу почвы поместили в сухую пробирку и нагрели почву

Различают следующие показатели влажности почвы:

сырая – сочатся капельки воды

очень влажная — вода не сочится, но приложенный к почве лист фильтровальной бумаги быстро намокает

влажная – приложенный к почве лист фильтровальной бумаги намокает

свежая – почва на ощупь прохладная, чувствуется, что в ней есть влага, но фильтровальная бумага , приложенная к почве, не намокает

сухая – почва на ощупь сухая, рассыпающаяся

очень сухая – почва рассыпается сразу.

Норма: свежая почва

2. определили наличие воздуха в почве. Небольшую пробу почвы опустили в стакан с водой, пронаблюдав выделение пузырьков воздуха.

Норма: выделение пузырьков воздуха.

3. определили, какие частицы (органического и неорганического происхождения) входят в состав почвы. Пробу почвы опустили в стакан с водой и перемешали. Дали время отстояться. Наблюдали, все ли частицы почвы осели на дно (в процентах)?

Норма: не ниже 30% в агроценозах, 60% в естественных сообществах, чем выше показатель органики, тем выше продуктивность сообщества.

4. определили наличие в почве микроорганизмов. Пробу почвы поместили в пробирку, добавили воды и взболтали. Поместили каплю воды из пробирки на предметное стекло, накрыв его другим предметным стеклом. И рассмотрели при малом увеличении микроскопа.

5. Определение рН почвы имеет большое значение для сельскохозяйственного производства. Лишь немногие растения могут расти на сильно кислых почвах (рН 3 — 4). Исследования проводились при помощи лакмусового индикатора.

Норма: Для возделывания большинства культурных растений необходимы слабокислые, слабощелочные и нейтральные почвы (рН = 5 — 7,5).

Лабораторная работа №2.

«Определение нитратов в почве».

Определение нитрат-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих нитрат-ионы в водной вытяжке из почвенных образцов.

Материалы и оборудование: водные вытяжки из почвенных растворов; концентрированный раствор NaOH; цинковая пыль или алюминиевый порошок; пробирки.

Ход работы:

Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора, долили к нему 1мл концентрированного раствора NaOH и добавили немного цинковой пыли. Для ускорения реакции смесь подогрели. Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению бесцветной фенофталеиновой бумаги или по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.

3. Результаты исследований.

3.1 Свойства почвы

Район

Влажность

Школьные клумбы

Влажная

Школьный сад

Средняя влажность

Школьный огород

Средняя влажность

Лесная посадка

Влажная

Взятие пробы со школьной клумбы.

3.2 Состав почвы

Район

Неорганические остатки

Детрин

Школьные клумбы

Соли, вода, песок, глина.

Корни цветковых растений, опавшие листья.

Школьный сад

Соли, вода, песка мало.

Корни растений , опавшие листья.

Школьный огород

Соли, вода, песка и глины мало.

Корни растений , опавшие листья.

Лесная посадка

Соли, вода, песок, глина.

Корни растений , опавшие листья.

3.3 Содержание в образцах почвы нитратов



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap