использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихс_90245



Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа интернат №30 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Методические рекомендации для учителей физической культуры

по дополнительной общеобразовательной программе

образовательного курса «БАСКЕТБОЛ»

Г. Комсомольск-на-Амуре

2010 г.

РАЗРАБОТАНО

Составитель дополнительной общеобразовательной

программы образовательного курса

учитель физической культуры А.А. Попоудин

Рецензент к.п.н., доцент

кафедры ТиМФКиС АмГПГУ Т.Ю. Карась

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР И.В. Фудина

Одобрено научно-методическим советом кафедры теории и методики физической культуры и спорта АмГПГУ по специальности 050720 «Физическая культура (физическая реабилитация)

Председатель научно-методического совета по специальности 050720 «Физическая культура (физическая реабилитация) Т.Ю. Карась



Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа интернат №30 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Методические рекомендации для учителей физической культуры по дополнительной общеобразовательной программе

образовательного курса «БАСКЕТБОЛ»

по направлению «Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»

г. Комсомольск-на-Амуре

2010 г.

Пояснительная записка

В условиях стремительного развития современного мира, в эпоху быстрой смены технологий, глобального рынка, важными становятся такие качества личности, как инициативность, коммуникативность, мобильность, конструктивность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Современное общество неразрывно связано с процессами информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является информатизация образовательного процесса.

Эта тенденция соответствует намеченным целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения, в том числе и на уроках физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют новых подходов обработки и осмысления информации, а также быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

В настоящее время баскетбол и связанная с ним игровая деятельность базируются на устойчивости и вариативность двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков. Современная система подготовки спортсменов содержит большой арсенал технических и информационных средств, спортивной тренировки и моделирования соревновательной деятельности. Вместе с тем и в условиях общего школьного образования возрастает роль использования информационных и коммуникативных технологий на уроках физической культуры. Для современных детей, независимо от возраста, характерно не только снижение уровня развития физических качеств, но прежде всего, низкий уровень культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (развитие коммуникативных способностей, интеллекта игроков). В ходе научных исследований (Т.В. Хромина, С.Е. Татаржицкий, В.П. Каргаполов, 2003) баскетбол был причислен к видам спорта, в которых наиболее ярко выражаются агрессивные поведенческие реакции игроков. В процессе и после игры, особенно у учащихся среднего школьного возраста, часто возникают межличностные конфликты. Выявлено, что проявление деструктивной агрессии характерно для игроков с недостаточной технико-тактической подготовкой, а также связано с незнанием правил судейства (восприятие судейства как несправедливое).

Считаю что, повышение уровня мастерства игроков в баскетбол, в частности развитие коммуникативной компетентности, приведет к понижению количества деструктивных действий учащихся и коррекцию агрессивного поведения. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке физической культуры.

Применение ИКТ позволяет реализовать задачи развития коммуникативной компетентности в ходе изучения игры баскетбол с учетом принципов индивидуализации и дифференциации обучения, что особенно важно в условиях общеобразовательной школы. Данный подход создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования средств ИКТ и повышает эффективность образовательного процесса (динамизм, выразительность излагаемого материала), что в свою очередь влияет на уровень мотивации к занятиям физической культурой, росту эмоциональной выразительности урока.

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся среднего школьного возраста в процессе изучения игры баскетбол позволит использовать разнообразные средства коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами спортивного поведения, осуществлять продуктивное взаимодействие, разрешая конфликтные ситуации. Ученики осваивают личностную коммуникацию в группе (учебном классе) с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата

Цель образовательного курса — развитие коммуникативных компетенций у учащихся среднего школьного возраста в процессе изучения игры баскетбол с применением средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы.

Задачи образовательного курса:

Изучить и проанализировать примерную программу учебного курса «Физическая культура» раздел «Баскетбол» рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования;

Изучить психолого-педагогические особенности и основы формирования коммуникативных способностей у учащихся среднего школьного возраста;

Провести и проанализировать результаты педагогического исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОСов) у учащихся 5-9 классов;

Изучить спектр информационно-коммуникативных технологий и возможность их адаптации и применения в условиях образовательного процесса на уроках физической культуры;

Внедрить в практику работы информационно-коммуникативные технологии для наиболее эффективного формирования у учащихся 5-9 классов двигательных умений, навыков, специальных физкультурных знаний, а также воспитания морально-волевых качеств личности и осознанной потребности в занятиях физической культурой;

Организовать в условиях общеобразовательной школы систему учебно-воспитательной работы учащихся среднего школьного возраста в процессе изучения игры баскетбол с применением средств ИКТ на уроках физической культуры для коррекции неблагоприятных психических состояний (повышенная тревожность, агрессивность, фрустрация и т.д.).

Обучающийся должен знать:

1. Средства информационно-компьютерных технологий, используемых в учебном процессе.

2. Принципы построения электронных презентаций на основе научно-методических положений.



3. Значение баскетбола в современной системе физического воспитания Российской Федерации.

4. Общие основы баскетбола ПП и ТБ. Правила игры и методика судейства.

5. Основные средства и способы ведения игры (техника нападения, техника владения мячом, техника защиты, финты и сочетания приемов).

6. Основы стратегии и тактики игры баскетбол.

7. Теоретико-методические основы спортивной подготовки в баскетболе (физическая, техническая, тактическая, психическая).

Обучающийся должен уметь:

1. Создавать и практически применять в ходе учебной деятельности электронные презентации по тематикам образовательного курса.

2. Использовать ресурсы ИКТ (электронные учебники, пособия, интерактивные игры, тестовые технологи, образовательные ресурсы Интернета и т.д.) для самообразования.

3. Владеть основными приемами передвижений (ходьба, бег, остановки, прыжки, повороты).

4. Использовать технику владения мячом (ловля, держание, передача, ведение, броски, добивание мяча).

5. Использовать технические приемы игры в нападении и защите.

6. Составлять и проводить комплексы физических упражнений для воспитания физических качеств, обеспечивающих эффективность игровой деятельности в баскетболе.

7. Владеть индивидуальными и групповыми действиями в ходе игровой деятельности.

3. Использовать основы знаний судейства в баскетболе в ходе учебной и соревновательной деятельности.

Объем образовательного курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов (3 года обучения)

Аудиторные занятия

216

Теоретические занятия (лекции)

40

Практические занятия

176

Вид итогового контроля

См. методическое обеспечение образовательной программы

Примерные темы для самостоятельной работы

(доклад, реферат, электронная презентация)

Возникновение и развитие баскетбола.

Современное положение баскетбола в РФ.

Деятельность профессиональных баскетбольных клубов.

Выдающиеся спортсмены-баскетболисты.

Современные представления об игре: характеристика и правила игры.

Классификация техники игры.

Стратегия и тактика игры.

Физическая подготовка баскетболиста.

Техническая подготовка баскетболиста.

Тактическая подготовка баскетболиста.

Специфика психической подготовки игроков-баскетболистов.

Овладение индивидуальными и групповыми действиями в баскетболе.

Врачебно-педагогический контроль в баскетболе.

Травматизм и его профилактика во время занятий баскетболом.

Информационное и материальное обеспечение

Тренировочно-соревновательного процесса в баскетболе.

Использование ИКТ, в процессе подготовки баскетболистов.

Примерный перечень вопросов к самоконтролю по всему курсу



1. Расскажите об истории возникновения баскетбола.

2. Какие профессиональные баскетбольные команды существуют на территории РФ (в том числе в Хабаровском крае)?

3. Каковы основные тактические действия в баскетболе?

4. Перечислите стороны подготовки спортсменов-баскетболистов, кратко охарактеризуйте их.

5. Раскройте понятие «игровое амплуа». Приведите примеры.

6. Составьте комплекс общеразвивающих упражнений.

7. Перечислите подвижные игры с использованием мяча.

8. Какие меры профилактики травматизма на уроках физической культурой вам известны?

9. Перечислите основные технические приемы в баскетболе.

10. Какие средства психологической коррекции негативных состояний вам известны?

Разминочные упражнения (выполняются после разогрева и «стретчинга»)

Мяч у каждого (идеальный вариант)

Подбрасывания

Двумя руками с ловлей в две руки

То же с хлопками (один, два, три раза)

То же с хлопком за спиной, под ногой,

различными сочетаниями хлопков.

То же с касанием руками пола

То же с касанием ягодицами пола

То же с поворотами на 180, 360 градусов

Двумя руками с ловлей в одну руку

На ладонь пальцами вперед

На ладонь пальцами назад (над плечом)

С руки на руку

И.п. – мяч внизу на вытянутых руках (маятниковые движения)

И.п. – мяч внизу за спиной (маятниковые движения)

И.п. – руки в стороны, мяч на открытой ладони (перебрасывания через голову)

Правой рукой назад через левое плечо и обратно

Под коленями, поднимая ноги (правой рукой под правую ногу)

Вращения

Вокруг спины

Вокруг колен

Под коленями, поднимая ноги (правой рукой под левую ногу)

Вокруг головы, туловища, колен

Вокруг ног восьмеркой (перекладка вперед и назад)

Вокруг ног: «две – одна» (с правой и с левой руки)

Маятники, переводы.

Передний маятник

Передний с переводом под поднятой ногой

Передний с переводом под коленом (поднять согнутую ногу вперед)

Передний с переводом под сводом стопы

Боковой маятник (правой и левой рукой)

Боковой с переводом под ногами вперед ( переводы можно выполнять пропуская один, два, три такта)

Задний маятник:

Два перевода спереди – один сзади,

Два спереди – два сзади (упр. начинать с сильной руки)

То же с переводом сзади под голенью (согнуть ногу в колене)

Ведение мяча вокруг ног восьмеркой:

На три удара (у носка, у пятки, перевод)

То же в обратном порядке

На два удара (у носка, перевод)

То же в обратном порядке

Обычная «восьмерка» без промежуточных ударов

Одной рукой:

На три удара (у носка, у пятки, перевод)

То же в обратном порядке

На два удара (у носка, перевод)

То же в обратном порядке

Обычная «восьмерка» без промежуточных ударов

Сочетания переводов. Прим. «паучок»: перевод перед собой – перевод под ногами назад – перевод сзади – перевод под ногами вперед.

Мяч на двоих

(вы все еще можете рассчитывать на успех)

Передачи в парах двумя руками от груди, одной рукой от плеча в сочетании с:

Различными видами ходьбы, бегам на месте

Прыжками:

На двух ногах на месте, вперед – назад, влево – вправо, ноги вместе – ноги врозь, «ножницы», другие сочетания прыжков.

Ловля мяча ПОМНИ! Владение мячом — это основа баскетбола. Без этого навыка баскетбол будет для тебя трудной игрой. Поэтому выучи эти основные движения, повторяй их до тех пор, пока они не станут автоматическими. Чем свободнее ты научишься владеть мячом, тем большего сможешь достигнуть в баскетболе.

Позиция рук для ловли мяча спереди.Представим, что мяч летит к тебе спереди,— в игре так чаще всего и бывает. Чтобы поймать мяч, надо сделать движение ему навстречу.

На рис. показан полный цикл этого движения — сначала вперед, навстречу мячу, а затем назад, как только мяч коснется кончиков пальцев. Сначала попробуем движение вперед.Наклонись слегка вперед и подними руки перед собой до уровня груди. Затем   сделай шаг в сторону мяча, сгибая колени и еще больше наклоняясь вперед. Удерживай ноги согнутыми.Теперь, не останавливаясь, начинай движение назад в момент касания мячом пальцев рук. Для этого оттолкнись впереди стоящей ногой назад и подтяни руки к туловищу. Это все, что необходимо для ловли мяча. Шаг вперед навстречу мячу и откатывающееся движение назад вместе с мячом. Тренируй это полное движение, пока не научишься выполнять его легко и свободно. Не хватай мяч а сделай движение навстречу и отступи назад вместе с мячом.

Пока мяч летит к тебе, рассчитай момент начала движения вперед

Нужно полностью закончить это движение за мгновение до того, как мяч коснется пальцев рук

Не дожидаясь касания, начинай отступающее движение. Дай мячу возможность «догнать» тебя

Двигайся назад вместе с мячом. Удерживай мяч пальцами рук во время движения назад

Не старайся быстрее схватить мяч. Ловля мяча осуществляется легким, плавным движением, которое станет для тебя привычным и естественным после нескольких тренировок.

В игре передачи не всегда будут направлены прямо тебе на грудь. Тем не менее независимо от направления передачи и положения твоего тела в момент ловли мяча используется та же техника. Сначала сделай движение навстречу мячу, а затем начинай отступать назад и продолжай это движение после того, как мяч окажется в твоих руках

После ловли мяча как можно быстрее прими правильное положение. Надо быть готовым выполнить передачу, ведение или бросок, и если ты всегда начинаешь свои действия из этой позиции, сопернику каждый раз трудно будет предугадать твои намерения.Поскольку игра требует активных действий, в большинстве случаев тебе придется ловить мяч в движении. Когда принимаешь мяч во время бега, при любой возможности постарайся повернуться лицом к мячу и выйти к нему навстречу. К сожалению, это не всегда возможно. Например, если бежать параллельно с партнером, владеющим мячом, нельзя двигаться прямо навстречу мячу

Измени слегка направление движения, сократив расстояние до мяча — тем самым ты оставишь сопернику меньше шансов перехватить передачу

При этом плечи следует развернуть в сторону мяча насколько это возможно.

Желаю успеха!








sitemap
sitemap