использование метода проекта на уроках биологии



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каштановская СОШ»

Использование метода проекта при проведении годового контроля знаний учащихся по биологии и химии в 10 классе.

Учитель биологии и химии: Сафронова М.В.

Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны: 1) формировать и развивать творческие способности ученика; 2) развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений; 3) создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании; 4) заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия; 5) постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д. Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий. Учащимся 10 класса при проведении годового контроля знаний по биологии и химии было предложено мной выполнение проекта.Основные требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Этапы работы над исследовательским проектом. 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). 1.2. Определение цели, формулирование задач. 1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. 1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). 1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. 2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации. 2.2. Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3. Подготовка к исследованию и его планирование. 2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта (в классе) 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.3.2. стендовая информация о проекте. 4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Подготовка к проекту (ам) осуществляется минимум за 1 месяц. С проектной деятельностью к этому времени учащиеся хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 2 человек. Цель проекта: раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники. Задачи проекта: собрать информацию на заданную тему, проанализировав информацию, составить необходимые схемы и таблицы , подготовить презентацию по данной теме. Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное — не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей. Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся? 1) Составить план работы. 2) Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу. 3) Создать положительную мотивацию к работе у учащихся. 4) Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы. 5) Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы. 6) Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. 7) Составить нормы и требования по оформлению работы. 8) Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта. 9) Составить положения методического подхода к проектной деятельности. 10) Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности. Темы проектов были составлены вместе с учащимися. Выбор темы проекта осуществляется учащимися в конце первого полугодия, когда они определяются с выбором экзаменов. Темы проектов по общей биологии. 10 класс: — История развития биологии и методы исследования в биологии .- Цитология наука о клетке. — Неорганические вещества в клетке. — Органические вещества в клетке. — Органоиды в клетке. — Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты. — Энергетический обмен в клетке. — Пластический обмен в клетке. — Формы размножения в клетке. — Онтогенез. — История развития генетики и ее методы. — Изменчивость. — Методы исследования генетики человека.- Наследственные болезни. Темы проектов по органической химии 10 класс: — Спирты. – Углеводы. – Белки и их свойства. – Витамины. – Ферменты. – Лекарства.Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведу общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования. Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии и химии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность. Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу. Тематика проектов по биологии и химии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Объектом изучения может быть не только отдельный организм или вещество, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды. Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы. Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы. В первую очередь при защите проекта оценивается: — четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования; — полнота освещения (раскрытия) выбранной темы; — наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам; — представление полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка; — использование литературных источников (знание предмета исследования); — анализ полученных данных и выводы по ним; — качество оформления работы; — самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ и химии.Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы. Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как: — введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы; — обзор литературы, научных статей, работ, уже выполненных ранее по решению аналогичных проблем; — место и время выполнения работы; — краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней); — систематизированные, обработанные результаты исследований; — выводы, сделанные после завершения работы над проектом; — практическое использование результатов проекта; — социальная значимость проекта; — приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ ПО БИОЛОГИИ и химии (ПРИМЕРНЫЕ): — четкость поставленной цели и задач; — тематическая актуальность и объем использованной литературы; — обоснованность выбранных методик для проведения исследований; — полнота раскрытия выбранной темы проекта; — обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам; — уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости); — анализ полученных данных; — наличие в работе вывода или практических рекомендаций; — качество оформления работы (наличие таблиц, схем, графиков, фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДОКЛАДЧИКА НА ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА: — обоснованность структуры доклада; — вычленение главного; — полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; — использование наглядно-иллюстративного материала; — компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией); — уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА ПО БИОЛОГИИ и химии: При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу. Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми. Формат бумаги А – 4, поля (сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5 см, слева – 3 см). Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся. Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в форме мультимедийной презентации, которую в дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой мотивацией у школьников, появляется элемент соревнования: чья презентация будет в копилке наглядных материалов? Данная форма представления результатов имеет целый ряд преимуществ. Мультимедиа-презентация означает использование в информационных целях широкого спектра средств передачи информации – текста, изображения, звука, видео, анимации. Важной характеристикой мультимедиа-презентации является интерактивность, т.е. меню с возможностью выбора раздела, языка, звукового сопровождения и т.п. Презентации могут включать в себя анимированные ролики, фото и видеоматериалы, дикторский голос «за кадром», музыкальное сопровождение, а так же самые обширные справочные материалы с текстами, графиками и схемами. На сегодняшний день мультимедиа-презентации – современный и эффективный инструмент, который используется в самых разных сферах бизнеса. Принципы изложения материала в мультимедийной презентации соответствуют общим принципам представления информации. Стандартная структура мультимедийных презентаций выглядит следующим образом. Как правило, мультимедийная презентация состоит из трех частей. Первая часть – заставка, титульный лист. Задача заставки – привлечь внимание и создать эмоциональный настрой у зрителя. Своего рода аналог представления докладчиком собственной персоны. Вторая часть – собственно мультимедийная презентация с индивидуальной системой навигации по разделам и системой управления звуком презентации. Многие презентации позволяют вести просмотр — как в автоматическом режиме, когда анимационные ролики идут в заданной последовательности, так и в интерактивном, используя систему навигации. Третья часть – дополнительные разделы, приложения. Сюда относятся так называемые исчерпывающие источники информации: сводки с подробными спецификациями, дополнительные видео и фото репортажи, словари терминов и т.п. Задача мультимедийной презентации – сделать сухую информацию интересной, доступной и приятной для восприятия, выделить важные моменты. Естественно, мультимедийная презентация должна соответствовать стилистике, графическим решениям и общей логике изложения информации. Учащимися 10 класса были выполнены проекты по темам: « Цитология-наука о клетке», «Органоиды в клетке», «Методы исследования генетики человека», «Наследственные болезни», «Спирты», « Углеводы», «Белки и их свойства», « Витамины». Выводы 1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. 2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения. 3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. 4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. 5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. 6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.



sitemap
sitemap