искусственная среда- аквариум



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Открытый урок на тему:

Аквариум – искусственная водная среда обитания

Урок проведен в 5 классе 31.01.2013г

Урок разработан учителем биологии

Скляренко Ириной Брониславовной

Высшая квалификационная категория

Пермь 2013

Аквариум – искусственная водная среда обитания

Цель урока: повысить интерес учащихся к природоведению через создание модели искусственной среды обитания- аквариума.

Оборудование:

1.На доске изображение 3 сред обитания.

2. У каждого учащегося на парте контейнер для аквариума, стакан с водопроводной водой, стакан с отстоявшейся водопроводной водой, водные растения, грунт ( камни, ракушки и т.д.), картинки животных 3 сред обитания, клеящий карандаш.

Ход урока

На предыдущем уроке мы познакомились с тремя средами обитания. Назовите их.

Перед вами лежат картинки. Необходимо выбрать организмы и поместить их в определённую среду обитания.

1 ряд- почвенная

1 ряд- водная

3 ряд- наземно-воздушная. Для этого у вас есть клеящий карандаш.

(учащиеся приклеивают на плакаты картинки).

Как вы определили в какую среду поместить организм?

Почему так мало обитателей в почвенной среде?

У вас получилось отлично. А куда бы вы поместили это животное? (показываю вымышленное животное)

Следовательно, для каждой среды -определённые приспособления.

Директору нашей школы подарили рыбку, и она не знает, что с ней делать, как сделать ей дом. Что вы предложите? (аквариум)

А кто знает как называется человек, который занимается аквариумными рыбками? (аквариумист)

Этот тот дом не деревянный, 

Не из камня этот дом.  

Он прозрачный,  

 

Он стеклянный,     

Нет и номера на нём …    

И жильцы в нём не простые,     

Не простые, золотые.     

Эти самые жильцыЗнаменитые пловцы.

Итак, что же такое аквариум?

Аквариум — искусственно созданная водная среда. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы — растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы — среды обитания — вода, грунт, воздух, свет.

Большое значение имеет грунт.



Перед вами на парте различный грунт. Какой грунт вы выберите и почему?

Специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой.

Здесь обитают бактерии, микроорганизмы, которые осуществляют основные биохимические процессы данной экосистемы. Грунт необходим для укоренения растений и их питания

А какая вода необходима для обитателей аквариума? Изучите предложенную воду и докажите, что вы правы ( в водопроводной воде много хлора, а он губителен для рыб)

Обычной чистой питьевой воде, что течет из водопроводного крана, далеко до настоящей аквариумной, т.е. «живой» воды, ей предстоит еще такой стать. Водопроводная вода проходит многочисленные и самые разнообразные очистки на специальных станциях, и для аквариума она чересчур свежая. В ней нет необходимой для природного водоема микрофлоры, т.е. микроорганизмов. Аквариум заполняют водой, не размывая при этом грунта.

Аквариум без растений — просто сосуд с водой.



Зачем в аквариуме растения?



Растения превращают его в действующую модель природного водоема. После посадки растений аквариум начинает «дышать» Растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется на дыхание и гниение. Аквариум — это искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ. Расход кислорода в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух, т.е. проводить аэрацию

Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не избыточно. Сколько требуется света устанавливается опытным путем Появились зеленые обрастания — света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными — света мало.

Аквариум должен около недели побыть без рыб — в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.

Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее «самоочищение». Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.

Итак, мы подошли к самому главному — моделированию аквариума. Для этого у вас всё есть на парте.

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

— У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

— Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её.

Пора заселять водоем рыбками!

Беседа

— Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком)

— Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.

— Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)

— Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)

Мы заканчиваем знакомство с экосистемой — аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу.








sitemap
sitemap