интегрированный урок Каменная поступь золотого века



ГБОУ лицей № 369

Красносельского района

г. Санкт – Петербург.

Методическая разработка

интегрированного урока

«Каменная поступь золотого века»

История и культура Санкт – Петербурга +физика.

Класс: 7

Учителя:

Вальская Татьяна Анатольевна.

Шайер Наталья Леонидовна.

2013 – 2014 учебный год



Санкт – Петербург.

Предмет, класс:

История и культура Санкт – Петербурга.

учебник: История и культура Санкт – Петербурга. Часть I (С древнейших времен до конца 18 века),

автор: Ермолаева Л.К., СПб СМИО Пресс, 2010г

Физика

учебник: ФИЗИКА -7,

автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2005 год.

Тема урока:

Каменная поступь золотого века.

Тип урока

Интегрированный.

Вид урока

Комбинированный.

Цель урока

Изучение нового материала по теме «столичный город при Екатерине II, закрепление умения решения задач по теме «Давление твердого тела, жидкостей и газов

Задачи урока

Обучающие:

Формирование представления учащихся о превращении «деревянного» Петербурга в каменный.

Продолжить работу по закреплению умения решения задач.

Развивающие:

Развить познавательный интерес к физике.

развивать умение записи полученной информации ключевыми словами;

развивать умение применять полученные знания на уроках физики в новой ситуации

Воспитательные:

Воспитание любви к нашему городу.

способствовать формированию навыков самоконтроля.

Межпредметные связи:

История и культура СПб., физика

Технология:

Технология интегрированного обучения.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор, «волшебные шкатулки», образцы мрамора белого, розового, серого и гранита.

Подготовка:

Подготовка презентация, поурочная карта (ПК) ,сигнальная карта.

Организационная структура урока.

Этап 1: Организационный.

Этап 2: Целеполагание и мотивация к изучению нового материала.

Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.

Этап 4: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.

Этап 5: Подведение итогов.

Этап 6: Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Этап 7: Рефлексия.

Ход урока:

Этап 1: «Организационный»

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настроить учащихся на работу

Проверяется готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место

Этап 2: «Целеполагание и мотивация к изучению нового материала»



Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сформулировать цель урок, мотивировать учащихся к изучению темы.

Объявляется тема  урока.

Для формулирования цели урока использован прием «волшебная шкатулка», на кадрах презентации формулируется вопрос в виде загадки – перевода названия минерала, в качестве подсказки используются объекты городской архитектуры из данного камня.

Учитель задает вопрос: Что в волшебной шкатулке?

Учитель формулирует цель урока.

Учащиеся пишут тему урока в ПК.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Демонстрируется презентация «Каменная поступь золотого века»

Учитель 1:

Тема нашего урока перенесет нас из Петербурга 21 века — в век восемнадцатый…

Мы поговорим о том, что позволило наш родной город называть не каменными джунглями, а «городом — цветком из камня».

В поурочной карте запишите тему урока «Каменная поступь золотого века».

Учитель 2:

О чем мы узнаем сегодня на уроке, нам помогут отгадать волшебные шкатулки.

Демонстрируется кадр 2.

— Его название переводится как «зерно». Что в шкатулке? (гранит)

Демонстрируется кадр 3.

Его название переводится как «блестящий камень» (мрамор)

Образцы извлекаются из шкатулки.

Демонстрируется кадр 4.

Два камня гранит и мрамор определяют вид нашего города с времен правления Екатерины Великой. Позволив сказать ей: «Застав Петербург деревянным, я оставлю его каменным»

Учитель 1:

Итак, мы отправляемся в екатерининский Петербург.

Этап 3: Актуализация имеющихся знаний.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызываются имеющиеся у учащихся знания о Екатерине Великой.

Учитель задает вопросы, выведенные на экран

Запишите имя Екатерины II, данное ей при рождении.

Для чего будущая Екатерина Великая приехала в Россию?

Как Екатерина II пришла к власти?

Запишите период правления Екатерины II

Учащиеся отвечают на вопросы учителя в поурочной карте письменно.

Осуществляют самопроверку по образцу (ответы выводятся на экран), выставляют количество правильных ответов в специальное поле на поурочной карте.

Учитель 1:

Екатерина II Великая  – императрица всероссийская, читаем мы в энциклопедическом словаре.

Давайте повторим, что мы знаем о Екатерине великой?

Демонстрируется кадр 5.

Выполните задание 1 с поурочной карты

Запишите имя Екатерины II , данное ей при рождении

Для чего София Августа Фредерика приехала в Россию?

Как Екатерина II пришла к власти?

Запишите период правления Екатерины II.

Демонстрируется кадр 6.

А теперь самопроверка — в кружочке поставьте количество правильных ответов.

Этап 4.1.: Изучение нового материала. Закрепление умения решения задач.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показать влияние наводнений на изменение архитектурного облика нашего города (строительство высоких набережных, появление Екатерининского канала)

Демонстрируя кадры презентации, рассказывается о наводнении 1777, строительстве набережных, Екатерининского канала.

Организует решение и проверку правильности решения задач.

Слушают, записывают ключевые слова, переводят единицы измерения, решают задачи.

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 7.

Итак, Екатерина 2 правила Россией 34 года, «способствуя ее расцвету и делая ее изобильной». За 34 года население столицы выросло с 60 тыс. до 200 тысяч человек. И было бы еще больше, если бы не наводнения 60-х и катастрофическое 1777г (унесшее более тысячи жизней).

Демонстрируется кадр 8.

Память об этом событии хранит мемориальная доска   под аркой Невских ворот Петропавловской крепости, на ней отмечен уровень подъема воды в 1777 году — 321 см выше ординара. 

Демонстрируется кадр 9.

Запишите ключевые слова в поурочную карту

Учитель 2:

Когда вода схлынула, петербуржцы стали вычерпывать воду отовсюду.

Попробуйте в 3 задании найти 4 названия мер измерения жидкостей в эпоху Екатерины II.

Демонстрируется кадр 10.

А теперь самопроверка — в кружочке поставьте количество правильных ответов.

Учитель 1:

Демонстрируется кадр 11.

Была и еще одна жертва наводнения: начальник петербуржской полиции Чичерин. Которого Екатерина вызвала к себе и обвинила его в халатности. Видимо, обвинения были настолько серьезными, что через два дня начальник полиции умер. 

Но решать проблему защиты города от наводнений было надо и поэтому было начато создание гранитных набережных и мостов. Возложенное на «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Это была кропотливая и трудоемкая работа. Между вбитыми сваями заполняли пространство землей и булыжниками, после такого укрепления ицевали гранитом.

Из-за опасности наводнений набережные делали заведомо высокими. Сооружали спуски к реке на причалы овальной формы

Как вы думаете, где появилась первая набережная из камня?

Конечно возле Зимнего дворца!

Учитель 2:

К 1780 году в столице уже было возведено более 30 км. гранитных набережных.  В гранит оделись Фонтанка, Мойка, Нева.

Выполните таблицу задания 4.

А теперь проверим результат устно.

Демонстрируются кадры 12, 13, 14, на которых заданы задачи на нахождение давления жидкости, учащиеся устно комментируют решение, отмечают количество правильно решенных задач в специальном поле ПК.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap