интегрированный урок физика и литература



Тема урока «Законы Ньютона»

Интегрированный урок физики, литературы и русского языка

для 9 класса

Цели:

развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;

обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;

коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;

воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин).II. Активизация опорных знаний. (8 мин.).III. Решение задач (13 мин)IV. Сочинение – рассказ (20 мин)V. Домашнее задание: написать сочинение-рассказ (2 мин)VI. Общий итог (1мин).

I. Организационный момент.

Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме “Законы Ньютона” на литературном материале.

Учитель литературы: С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.

Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель физики:

Инерция – это…

Причиной ускорения тела является …

Масса тела – это…

Первый закон Ньютона читается так: …

Что такое сила?

Второй закон Ньютона читается так: …

Второй закон Ньютона записывается в виде:…

Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?

Каков физический смысл единицы силы?

Как читается третий закон Ньютона?

Какова математическая запись третьего закона Ньютона?

Учитель литературы: Ребята, предлагаю вам отрывок литературного произведения. Прочитав его, вы должны ответить на вопросы:

Кто автор этого произведения? Название произведения.

Какое физическое явление описывается в литературном произведении?

Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.

“Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.

“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.

Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?

Укажите автора и название произведения.

М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось — Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”

Объясните случившееся.



Укажите автора и название произведения.

В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.

Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?

Укажите автора и название произведения.

III. Решение задач

Учитель физики:

Сегодня мы будем решать литературные задачи, но исключительно «физическими» методами.

1. Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

— Не надо, не надо, — просил Малыш.

— Зря упираешься, — сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.

В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.

2. Ф.А. Искандер. Святое озеро.

“Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.

Укажите автора и название произведения.Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.

3 Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…

Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?Укажите автора и название произведения.

4 Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.

“Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.

С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.?Укажите автора и название произведения.

5 А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы.

О каком законе идет речь в задаче?

6 Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?

IV. Сочинение – рассказ

Учитель русского языка и литературы:

Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.

Рассказ – небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.

Вспомним составляющие части рассказа:

завязка (момент, с которого начинается действие);

развитие действия;

кульминация (наивысшая точка в развитии действия);

развязка (результат развития действия).

Композиция рассказа:

I. ВступлениеII. ЗавязкаIII.  КульминацияIV. РазвязкаV. Заключение

В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. “Рамка” знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.

.Главное – выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.

Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.

Повествовать – значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.

Чем отличается повествование от рассказа?

— В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.

Какие рассказы вы знаете?

— Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.

Написать сочинение – рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.

Презентация сочинения-рассказа.

1. Прочтение2. Элементы анализа рассказа:

тема;

основная мысль, как она раскрыта;

особенности построения;

использование художественно – изобразительных средств.

V Домашнее задание: дописать сочинение-рассказ с использованием трех законов Ньютона, решить задачи упр 17.

VI. Общий итог (мин).

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 класс – М.: Просвещение,1996 г.2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 г.








sitemap
sitemap