иновац экзамен



1. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.

Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальо-на, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли.

Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Им были выделены пять технологических укладов с жизненным циклом в три фазы и периодом 100 лет

1– я фаза – возникновение в экономике предыдущего уклада.

2– я фаза – преобладание нового уклада.

3– я фаза – устранение предыдущего уклада и возникновение другого.

Между 1-й и 2-й фазами – период монополии.

Инновации имеют волнообразное развитие, это учитывается при разработке и выборе инновационной стратегии.

Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнк-нехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.

Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация.

В наше время длина цикла сокращается до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса.В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента. Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она обусловливает отличительные черты системы инновационного менеджмента.

2. понятия свойства и классификация инноваций

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. Согласно Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

Новация-новшество которого раньше не было.

Существует несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Российский исследователь Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

1) базисные инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;

2) улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;

3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующим признакам:

1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;

2) по этапам НТП, результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;

3) по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

4) по степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;

5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

6) по результативности: высокие, низкие, средние;

7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

1) инновации на «входе» в предприятие;

2) инновации на «выходе» из предприятия;

3) инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы и взаимосвязи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления. Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на этой почве научно обоснованной классификации инноваций имеют достаточно весомую практическую значимость, поскольку обладают потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного новшества. А это в свою очередь необходимо для осуществления реальной, ощутимой поддержки со стороны государственных органов по внедрению инноваций на предприятиях страны.

3. Понятие и основные стадии инновационного процесса

Процесс создания и использования инновации (инновационный процесс) – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.

Для нематериальных инноваций характерна следующая схема: 1-я стадия: Возникновение инновационной идеи. 2-я стадия: Разработка. 3-я стадия: Реализация. Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации. Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации.

Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной). Если жизненный цикл инновации охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих компаний, тогда это глобальный инновационный цикл.

4. эволюция моделей инновационного процесса

выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technology push) модели. Другое название данных моделей – «линейные» или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг. [2, 19].

В данных моделях инновационный процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты проходя определенные этапы. Таким образом, для получения результатов, в виде новых продуктов или услуг, усилия необходимо было концентрировать на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР.

В середине 1960-х в начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подтягиваемые спросом (the demand pull)». Инновации стали результатом сигналов поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели, инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей.В некотором смысле, вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей (reactive)» на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.

В дальнейшем, усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело, после публикации работ Nelson и Winter «Эволюционная теория экономического изменения» и «Интерактивной модели» Rosenberg и Kline , к появлению новой модели инновационного процесса. В новой модели, инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», новые знания комбинировались со старыми.

Интерактивная модель, так или иначе, оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса — интегрированных моделей [12].

В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же самое время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).

В 1990-х внимание экономистов переместилось от интеграции к созданию сетей. Считалось, что для того чтобы предприятию быть инновационным, необходимо не только объединять различные подразделения предприятия вокруг инновационного процесса, но и создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими учреждениями. Это сформировало так называемую «систему инноваций». В этом десятилетии появились так называемые «системы инновационных теорий».Основная идея данных теорий заключалась в том, что взаимодействие и обмен знаниями необходимо осуществлять не только между различными подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний» (предприятия, университеты, исследовательские центры, потребители, поставщики).

В пятом поколении моделей инновационного процесса особое внимание уделяется использованию электронных инструментов — информационных и коммуникационных технологий (ICT — Information and Communication Technologies), для укрепления внутренних и внешних связей предприятия; связей между различными подразделениями предприятия, межфирменных связей и связей с другими учреждениями. Обмен информацией был ключевым моментом в инновационном процессе. ICT являются необходимым элементом данных моделей, поскольку данные и информация являются ключевым фактором инновационного процесса.

Таким образом, подходы к инновационному процессу меняются в зависимости от требований рынка, от экономического окружения, в то время как в отечественной литературе до сих пор превалируют линейные модели инноваций, что, на наш взгляд, неверно в экономике, в которой основным ресурсом считаются знания.

5 инновационная инфроструктура

Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фондов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, и конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом)

В структуре национальной инновационной системы выделяются следующие базовые элементы:

1. Институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:

Минэкономразвития РФ;

Центр стратегических разработок;

система государственных закупок;

Минобрнауки РФ;

Межведомственные комиссии по научно-технической политике;

Минфин РФ;

Госбанк РФ

2. Законодательство. Нормативно-правовая база инновационной деятельности:

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;

Гражданский кодекс РФ, часть 4;

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

стратегии социально-экономического развития регионов России, разработанные и принятые в субъектах РФ;

общефедеральные и отраслевые нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность предприятий и организаций.

3. Институты производства и распространения знаний:

Российская Академия наук РФ;

отраслевые академии;

национальные исследовательские университеты;

система образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

учреждения послевузовского профессионального образования, аспирантура, докторантура;

государственные инновационные корпорации — «Роснано», «Сколково».

4. Институты инфраструктурного обслуживания инновационного процесса:

технопарки;

технополисы;

информационно-технологические центры;

информационно-производственные комплексы;

наукограды;

бизнес-инкубаторы;

центры трансфера технологий.

5. Рыночные институты коммерциализации инновационных продуктов и услуг:

Венчурный инновационный фонд, региональные венчурные фонды;

венчурные компании;

маркетинговые компании;

информационные центры;

лизинговые компании;

страховые компании;

центры и агентства защиты прав интеллектуальной собственности.

6. Организационно-производственные интегрированные бизнес-структуры — субъекты инновационного процесса:

транснациональные компании;

международные стратегические альянсы;

консорциумы;

трансграничные кластеры;

финансово-промышленные группы;

научно-технические альянсы;

институты государственно-частного партнерства;

госкорпорации;

промышленные кластеры, свободные экономические зоны (технологические, промышленно-внедренческие и др.);

глобально-интегрированные компании;

малый и средний бизнес.

Таким образом, основными факторами национальной инновационной системы выступают государство, научно-образовательный инновационный комплекс, система организаций инфраструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры.

Ключевым элементом национальной инновационной системы выступает государство, обеспечивающее всестороннюю поддержку инновационных процессов в экономике, их стратегические приоритеты и координацию.

Система государственного регулирования инновационных процессов состоит из двух основополагающих и взаимосвязанных блоков или подсистем. Первый блок должен обеспечивать управление инновационной деятельностью самого государства в лице соответствующих органов государственной власти и управления. Предназначением второго блока является государственное регулирование инновационного предпринимательства крупных корпораций, средних и малых предприятий, а также отдельных граждан.

Вся система государственного управления инновационными процессами базируется на инновационной стратегии государства.

Функцией государства на стартовом этапе создания национальных инновационных систем является их финансовая и организационная поддержка, создание условий и стимулов для инновационной деятельности.

Реализация функций государства по созданию благоприятных экономических условий развития инновационной сферы осуществляется с помощью инструментария экономического регулирования двух видов:

1. Общесистемные инструменты макроэкономического регулирования:

общеэкономические (индекс инфляции, ставка рефинансирования, тарифы и налоги, доходность бюджета);

обще административные (комплекс государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления).

2. Специфические для инновационной сферы инструменты регулирования:

экономические (система госзакупок, распределение экономических рисков между государством и бизнесом, льготы, преференции, программы государственно-частного партнерства и т.п.);

социальные (поддержка персонала, творческих инициатив, качество менеджмента).

В системе сложившихся рыночных отношений спектр регулирующих экономическое развитие в инновационной сфере направлений деятельности государства можно свести к трем главным функциям:

— регулирование рынка;

— восполнение недостатков («провалов») рынка;

— перераспределение ресурсов.

Все три функции государства имеют непосредственное отношение к регулированию

Высокая степень участия государства в стимулировании НТП обусловлена спецификой инновационных процессов (значительная капиталоемкость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, специфика требований к квалификации кадров, необходимость защиты интеллектуальной собственности и т. п.).

Таким образом, государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятором институционально-рыночной инфраструктуры инновационного процесса.

Необходима дальнейшая оптимизация и развитие институтов сервисной инфраструктуры, инструментария регулирования национальной инновационной системы, совершенствование прежде всего нормативно-правовой базы, законодательства в области научно-технической политики, государственно-частного партнерства.

7. Значение инноваций для экономического развития и укрепления национальной безопасности

Решающее значение для экономики страны приобретают интенсивные факторы. Однако повышение квалификации кадров, производительности труда, качественных характеристик материалов и оборудования, а также их отдачи определяется скоростью распространения инноваций. Под влиянием ИП изменяется также структура экономики. Постепенно отмирают устаревшие энергоемкие производства и возникают новые ресурсосберегающие. При этом изменяется экономическая организация общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (инновационные фирмы), изменяются связи между ними. Происходят изменения в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются новые технологии управления. Изменяется также государственное регулирование экономикой. Развивается политическая культура. Динамически изменяются правовые, этические, эстетические и нравственные нормы. Повышается уровень образования и здравоохранения. Распространение инноваций связывает различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, а в отдельных случаях смягчает также социальные противоречия и конфликты.В результате интенсивного распространения ИП в современном мире обострились экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду приближается к критической. В то же время только на инновационном уровне возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения в области рециклических технологий позволяют минимизировать использование невосполнимых ресурсов и уменьшать объемы вредных отходов и выбросов. Это особенно актуально в связи с принятием мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в. при условии стабильного экологического равновесия.Стремительно интернационализируется хозяйственная деятельность. Инновационные процессы приобретают международный характер. Кооперация различных стран нацелена на получение новых научно-технических результатов, распространение трансфера технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной формах, создание мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществление инноваций, имеющих глобальный характер. При современных масштабах НТП многие ИП не под силу реализовать одной, даже наиболее развитой стране. Но полноценная интеграция одной отдельно взятой страны в мировые ИП невозможна без наличия адекватной научно-технической базы и механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из других стран. Уровень и эффективность ИП при включении страны в международное разделение труда зависят от ее позиций на мировых рынках товаров и услуг, а также от наличия квалифицированных специалистов.

Способность к быстрому восприятию инноваций — важнейший фактор национальной безопасности государства. Это положение имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Речь идет об обеспечении прежде всего научно-технологической безопасности. Для этого необходим мощный научно-технологический потенциал, позволяющий противостоять любому диктату извне, который ограничивает доступ к передовым технологиям и приводит к разрыву сложившихся технологических цепочек. Особенно велико значение инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. Вместе с тем интернационализация ИП снижает угрозу конфликтов благодаря усилению технологической взаимозависимости стран.

Внутренняя составляющая процесса быстрого восприятия инноваций связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить антропогенные и природные катастрофы, террористические акты и противоправные действия.

Таким образом, инновационному менеджеру в своей деятельности следует учитывать также общегосударственные аспекты ИП. Приведем наиболее важные из них:

решающее влияние на макроэкономические показатели;

воздействие на структуру общественного производства;

влияние на институциональные экономические механизмы;

способность нации к продуцированию и внедрению нововведений;

социальная стабильность;

экологическое равновесие;

активизация международного научно-технического сотрудничества;

зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития ИП;

связь научно-инновационного потенциала с национальной безопасностью страны.

8. Ограниченность рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов:

1. Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства для осуществления масштабных инноваций.

2. Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум и наличие достаточно емкого рынка.

3. Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям и для отдельных фирм и для экономики в целом.

4. Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе (фундаментальные научные исследования, оборона, охрана правопорядка, экология, здравоохранение).

5. Инновационные процессы характеризуются значительной степенью неопределенности результатов, длительностью лагаполучения (лага – время от придумки идеи до получения первой прибыли) отдачи и инновационностью.

6. Экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты часто превышают величину прибыли, рассчитанную на начальных этапах проекта.

7. Существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями.

8. Большая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового покупателя.

Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации.

2. Координация инновационной деятельности – государство формирует единой технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций.

3. Стимулирование инноваций – поощряется конкуренция, предоставляются субсидии.

4. Создание правовой базы инновационного проектирования.

5. Кадровое обеспечение инноваций.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов – создание государственных организаций, выполняющих НИОКР в государственном секторе.

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности.

10. Регулирование международных аспектов инновационного процесса.

9. Государственные приоритеты в сфере науки и технологии

Приоритетное направление в науке и технологии – это тематические области науки и технологии, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием научных, социально-экономических приоритетов; политических, экологических и иных факторов.

В зависимости от масштабов выделяют обязательные (глобальные), международные и национальные приоритеты.

Для повышения объективности при определении приоритетов введено понятие критических технологий – это технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки, и без которых невозможна реализация приоритетного направления.

Приоритетное направление реализуется в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики. Приоритетные направления и перечень критических технологий федерального уровня утверждается правительством, и из них формируются научно-технические программы. Они финансируются из государственного бюджета.

Критерии выбора инновационных приоритетов на государственном уровне:

1. Совокупная коммерческая эффективность проекта.

2. Общегосударственная социальная значимость нововведений.

3. Степень научной и технической новизны.

4. Межотраслевая направленность, способности инновации дать импульс развитию новых технологий в смежных отраслях.

5. Направленность на решение актуальных технологических или технических задач в соответствующей области.

6. Вклад в укрепление позиции страны на международной арене рынков товаров и услуг.

7. Наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала.

8. Степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения.

9. Возможность привлечения различных источников финансирования.

10. Наличие организационно-управленческих механизмов реализации проекта.

11. Воздействие на состояние окружающей среды.

10. Косвенные и прямые методы государственной поддержки инновационной деятельности

Методы прямого воздействия:

1. Прямое финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджета. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственным и негосударственным секторам на инновационные цели или на обеспечение инновационных составляющих инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание холдинговых компаний.

2. Создание конкурсов по распределению бюджетных средств.

3. Формирование государственной инновационной инфраструктуры.

4. Государственная экспертиза инновационных проектов.

5. Меры моральной поддержки (вручение государственных наград).

6. Подготовка инновационных кадров и формирование социального слоя менеджеров по управлению инновационными проектами.

Косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности:

1. Налоговые льготы – реализуются путем снижения налоговой базы, снижения налоговых ставок. Налоговые льготы по операциям, связанные с оборотом научно-технической продукции. Льготы по налогу на имущество связаны с поддержкой хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-производственном цикле. В мировой практике существуют дополнительные виды льгот:

— предоставление исследовательского или инновационного налогового кредита;

— налоговые каникулы в течение нескольких лет на прибыль, получаемую от реализации инновационного проекта;

— льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, получаемых от акций инновационных предприятий;

— льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау;

— зачисление части прибыли инновационных предприятий на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели;

— вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с инновационной деятельностью;

— снижение налогооблагаемой прибыли на приобретение приборов и оборудования, передаваемых ВУЗам или инновационным предприятиям.

2. Льготное кредитование – государство может стимулировать инновации льготными по срокам погашения и процентным ставкам кредитами государственного банка и предоставлением льгот (преференций) коммерческим банкам.

3. Государственная поддержка финансового лизинга.

4. Стимулирование франчайзинга.

5. Поддержка малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством и распределением нововведений.

14. методы поиска инновационных идей и развития креативности: мозговой штурм синектика метод ассоциаций и аналогий

Процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники. К внешним источникам относятся: 1) научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами; 2) результаты маркетинговых исследований; 3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям); 4) патентная информация; 5) разработки потенциальных конкурентов. внутренние источники включают: 1) ноу-хау фирмы; 2) рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений. Для генерирования идей используются различные методы.

1. «Мозговой штурм». Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников.

2. Синектика. Данный метод использует те же правила, которые применяются при «мозговом штурме».

Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специалисты из различных областей, смежных с той, в которой сформулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке решения и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap