инновации текст



Введение

Тот факт, что существует актуальная проблема перехода с сырьевой экономики на инновационную заставляет основательно задуматься об усовершенствовании инновационного законодательства, определиться в терминах, так как без чёткого понятия того, что подразумевается под определяемым словом сложно это слово определить.

Во многом непонятно, что подразумевается под инновацией, что такое инновационная деятельность. Впрочем, существует и другая точка зрения на проблему – не нужно загонять инновационную деятельность и инновации в целом в рамки определений, так как это может явиться тормозом для развития этой самой инновационной деятельности.

Тем не менее, инновации существуют, законодательно регулируются, а в некоторых странах есть даже инновационные законодательства.

Цель контрольной работы – рассмотреть, как в законодательствах стран СНГ определяется термин «инновация», что подразумевается под «инновационной деятельностью» и какие ещё элементы инновационной деятельности выделяются, как важные и необходимые для осуществления этой самой деятельности. С этой целью нами будут рассмотрены как общие для стран СНГ законы, так и законы отдельных участников межгосударственного объединения, где даются трактовки интересующих нас понятий.

Глава 1

Общий для стран СНГ законодательный акт, носящий рекомендательный характер, т.н. «модельный закон» определяет понятие «инновация», а, точнее, «новация», как это звучит в Законе, следующим образом:

«новация (новшество) — результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:

а)новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками;

б)практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности;

в)экономической эффективности (конкурентоспособности)».

Ну а, соответственно, «инновационная деятельность» — это:

«деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом».

Модельный закон – это закон, который только формирует образцы будущих законодательных решений, не обязательный для принятия, имеющий силу в государстве только после принятия его национальным парламентом. Тем не менее такой закон есть и он потенциально может регулировать инновационную деятельность в любой из стран СНГ.

Нужно сказать, что ещё не во всех странах СНГ принято инновационное законодательство. В некоторых странах такое законодательство пока только в планах. И такой модельный закон является хорошей основой для принятия национального инновационного законодательства. Подробно в этом законе рассмотрены все составляющие элементы инновационной деятельности. Этому посвящена глава 5 закона, которая называется «Содержание и виды инновационной деятельности». Там перечислены все виды деятельности, подпадающие под определение «инновационной»:

1.К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:

1)изобретательская и рационализаторская деятельность, связанная с созданием новшеств, улучшением потребительских свойств и технических характеристик товаров (услуг) и (или) способов (технологий) их производства;

2)разработка, производство и распространение инновационной продукции;

3)внедрение новых идей и научных знаний в сфере управления обществом, способствующих улучшению социальных условий и качества жизни, развитию образования, охране природы, здоровья, обеспечению безопасности граждан;

4)выполнение проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с созданием и освоением производства инновационной продукции (товаров, услуг);

5)инжиниринговая деятельность — комплекс работ и услуг, связанных с разработкой и реализацией инновационного проекта, осуществлением технологического переоснащения и подготовки производства, организацией сервисного сопровождения и обслуживания инновационного продукта;

6)патентоведческие исследования, оценочная деятельность и экспертиза, выполнение иных работ и услуг, связанных с коммерциализацией интеллектуальной собственности и передачей технологий;

7)информационное и консультационное обслуживание, подготовка кадров и персонала для обеспечения инновационной деятельности;

8)проведение маркетинговых исследований и осуществление мероприятий, связанных с организацией рынков сбыта инновационной продукции (товаров, услуг);

9)проведение испытаний, связанных с сертификацией и стандартизацией инновационной продукции (товаров, услуг);

10)пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение научно-технической информации о достижениях в области инновационной деятельности;

11)организация и обслуживание биржевой деятельности, брокерская деятельность, связанная с осуществлением сделок в области трансфера (передачи) технологий;

12)осуществление инвестиционной и лизинговой деятельности, направленной на создание, производство и распространение новшеств и нововведений.

2.К инновационной деятельности могут относиться иные виды работ и услуг, связанные с инновационным предпринимательством, определяемые в соответствии с системой классификации видов экономической деятельности, иными национальными нормативными актами и международными стандартами».

В этой статье не только перечисляются виды инновационной деятельности, но и показывается весь инновационный процесс от «изобретения» до «пропаганды», то есть и непосредственно от научной деятельности до коммерческой и консультационной. Таким образом прописываются все стадии процесса.

Так же подробно описаны и другие элементы инновационной деятельности:

инновационный продукт — результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата;

инновационный потенциал — совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности;

инновационный процесс — совокупность действий (работ), связанных с организацией и осуществлением инновационной деятельности, направленных на разработку новшеств и осуществление нововведений;

национальная инновационная система — система организационно-правовых, социально-экономических и институциональных отношений, устанавливающих в соответствии с конституцией, законодательством и сложившимися обычаями делового оборота государств-участников СНГ условия бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности, а также саморегулирования, на основе добровольного принятия и исполнения стандартов качества и сертификации продукции (услуг);

инфраструктура национальной инновационной системы (инновационная инфраструктура) — совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность;

инновационная организация — юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность;

инновационное предприятие — хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема производства товаров (услуг);

государственная (национальная) инновационная политика — одно из направлений государственной социально-экономической политики, состоящее в разработке и реализации целей и задач устойчивого развития экономики, создании необходимых условий для сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства;

инновационная программа — комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций;

инновационный проект — документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешние рынки конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции;

инвестиционный проект — документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с техническими регламентами и стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности или в соответствии с иным порядком, принятым в государствах-участниках СНГ;

национальный инновационный проект — утвержденный уполномоченным органом государственной власти комплекс увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям программных и организационных мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие объектов национальной инновационной системы, на проведение технологической модернизации производства и структурных преобразований в экономической или социальной сфере, осуществляемых при поддержке и непосредственном участии государства в соответствии со стратегией национальной инновационной политики.

Можно заметить, что понятие «новация», и «инновационный продукт» в данном законодательном акте пересекаются. И то и другое является продуктом инновационной, интеллектуальной деятельности.

Возможно более чёткое определение понятия «инновация» есть в законодательствах стран-участников союза? Рассмотрим на примере законов Белоруссии, Украины, Казахстана и некоторых других.

Определения понятия «инновация» в законодательстве Украины:

«инновации – вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного; административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы;

инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и обусловливающая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг;

инновационный продукт – результат научно-исследовательской и (или) опытно-конструкторской разработки, соответствующий требованиям, установленным настоящим Законом;

инновационная продукция – новые конкурентоспособные товары или услуги, соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом;

инновационный проект – комплект документов, определяющий процедуру и комплекс всех необходимых мер (в том числе инвестиционных) по созданию и реализации инновационного продукта и (или) инновационной продукции;

приоритетный инновационный проект — инновационный проект, реализуется в рамках приоритетных направлений инновационной деятельности;

инновационное предприятие (инновационный центр, технопарк, технополис, инновационный бизнес-инкубатор и т. п.) – предприятие (объединение предприятий), разрабатывающее, производящее и реализующее инновационные продукты и (или) продукцию или услуги, объем которых в денежном измерении превышает 70 процентов его общего объема продукции и (или) услуг;

инновационная инфраструктура – совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.)».

В законодательстве Республики Беларусь:

«инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера».

Здесь же:

«новшество – результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения».

И далее:

«инновационная деятельность – деятельность по преобразованию новшества в инновацию».

В данном законе прослеживается различие между понятиями «новшество» и «инновация» и показывается связь одного с другим. Эта связь и определяется как «инновационная деятельность».

Определение инновации в законодательстве Казахстана:

«инновация – результат деятельности физических и (или) юридических лиц, получивший практическую реализацию в виде новых или усовершенствованных производств, технологий, товаров, работ и услуг, организационных решений технического, производственного, административного, коммерческого характера, а также иного общественно полезного результата с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения экономической эффективности».

Наиболее близкое к понятию «инновационная деятельность» в законе Казахстана — коммерциализация технологий. Она определяется как «деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на получение положительного экономического эффекта».

В Законе Казахстана, что интересно, отдельное внимание уделяется рассмотрению такого понятия, как инновационный грант. Инновационный грантэто «бюджетные средства, предоставляемые субъектам индустриально-инновационной деятельности на безвозмездной основе для реализации их индустриально-инновационных проектов в рамках приоритетных направлений предоставления инновационных грантов». Это свидетельствует об активной роли государства в инновационной деятельности.

В законе Кыргызской Республики:

«инновация (новация) — конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) с улучшенными качествами».

Больше того, в законе рассматриваются различные виды инноваций:

«интегрирующая инновация — инновация, полученная за счет использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации — наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность;

базисная инновация — инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать системы (товары, машины, технологии, оборудование) следующих поколений. Отличительной особенностью базисных инноваций является необходимость значительных по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, связаны с повышенными стартовыми капитальными вложениями и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Инфраструктура для осуществления базисных инноваций включает в себя академические институты, государственные научные центры и производственные объединения, то есть строится как финансово-промышленная группа;

улучшающая инновация — инновация, полученная на основе результатов научной, технологической, организационной или проектной работы, специально заказанной с целью улучшения характеристик (параметров) имеющегося на рынке того или иного товара (услуги). Инфраструктура для улучшения инноваций базируется на отраслевых проектно-технологических и исследовательских институтах».

И определение инновационной деятельности:

«инновационная деятельность — деятельность, направленная на создание «под ключ» производства новых или недостающих на рынке товаров (услуг)».

Будет свой «инновационный» закон в Узбекистане. Согласно проекту закона, под инновациями подразумевается «конечный результат научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и (или) технологических работ, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей, для удовлетворения сложившихся общественных потребностей и (или) достижения иного полезного эффекта».

В Республике Молдова существует «Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях». Там определение инновации звучит следующим образом:

«Инновация — применение нового или усовершенствованного конечного результата деятельности в области научных исследований и трансфера технологий, получившего воплощение в форме конкурентоспособных новых или усовершенствованных знания, продукта, услуги, процесса, используемых в практической деятельности и/или реализуемых на рынке».

Чтобы понимать, о чём речь, нужно привести и определение понятия «трансфер технологий»:

«Трансфер технологий — введение в экономический оборот специальных технологий и оборудования, приборов и установок, гибридов, сортов, рас, штаммов, препаратов, являющихся результатом исследований или приобретенных, с целью повышения эффективности и качества или получения новых продуктов, услуг, процессов, которые востребованы рынком либо при помощи которых утверждается инновационное поведение, а равно деятельность по распространению информации, разъяснению, передаче знаний, предоставлению консультаций с целью осуществления перехода идеи или технологии от создателя к пользователю».

Ну и, соответственно:

«Деятельность в области инноваций и трансфера технологий — процесс преобразования результатов научных исследований, практических разработок и/или иных научно-технических достижений (а также связанных с ними научных исследований и разработок) в новые научные знания или новые либо усовершенствованные продукты, услуги, процессы, которые отвечают практическим потребностям и требованиям рынка и подвержены процессу трансфера технологий и реализации».

Таким образом можно видеть, что в странах СНГ существуют разработанные инновационные законодательства, определяющие и регулирующие инновационную деятельность. Как уже говорилось выше, существуют разные точки зрения на то, следует ли загонять в рамки чётких определений понятия, подразумевающие творческие результаты. Будет ли способствовать жёсткая регламентация самому процессу творчества, результатом которого может стать инновация?

Но есть и другое мнение, основывающееся на представлении о том, что непроработанность законодательной базы в сфере инноваций препятствует кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны, так как из-за нечёткого законодательства связь между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоёмких технологий слаба, а механизмы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности недостаточно эффективны.

Авторы статьи «Инновационная Россия. Законодательная сфера» выделяют два подхода к решению вопроса нормативного регулирования инновационной деятельности – горизонтальный, характерный для промышленно развитых стран и вертикальный, больше практикуемый в странах СНГ. «Вертикальность» заключается в том, что отношения, регулируемые инновационным законодательством – это отношения вертикали – государство – субъекты инновационной деятельности, причём, отношения эти регулируются нормами публичного, в основном, административного права, устанавливающими взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Для сравнения: характерные черты «горизонтального» подхода:

«стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;развитие исследовательской и технологической кооперации (как между государственным и частным сектором, так и межфирменной);поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства». (Судариков А.Л., Грибовский А.В. О Путях совершенствования законодательства в инновационной сфере., Инновационная Россия. Законодательная сфера, №5, 2011 год.)

В законодательстве Российской Федерации пока нет инновационного кодекса или отдельного закона, регулирующего инновационную сферу. Наумов Е. А., автор статьи «Состояние и основные направления совершенствования законодательства в сфере инновационной деятельности» видит причину этого в том, что в практике делового оборота пока еще не сложилось устойчивых определений понятия инновационной деятельности. Поэтому очень важным моментом является определение понятий, связанных с определением инновационной деятельности.

На данный момент в Российском законодательстве нет законодательно установленного определения инновации и инновационной деятельности.

Например, в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832, даётся такое определение: «инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого а практической деятельности». Но понятие инновационной деятельности в документе не раскрывается, поэтому и выводов о сути инновации сделать нельзя.

В Постановлении Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 22.07.2002 № 156 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы Федерального государственного статистического наблюдения № 4 «Сведения об инновационной деятельности организации» говорится, что организация должна представлять сведения об инновационной деятельности, которая связана как с технологическими инновациями (по основному виду деятельности), так и с организационными и управленческими изменениями в её системе.

В тексте Инструкции можно найти следующее определение инновации: «1.4. Под технологическими инновациями в данной форме подразумевается деятельность организации, связанная как с разработкой, так и с внедрением инноваций. В частности, в промышленности технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; в отраслях сферы услуг – технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

В промышленности различают два типа инноваций:

продуктовые инновации и процессные инновации.

Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок.

Технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путём использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

В промышленности к технологическим инновациям не относят следующие изменения:

— эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.);

— незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

— расширение номенклатуры продукции за счёт ввода в производство продукции, не выпускавшейся ранее в данной организации, но уже достаточно известной на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной), с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом, – гвоздей.

В отраслях сферы услуг, услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.

Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий, либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания – это результат исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.

Перечисленные ниже изменения не являются технологическими инновациями, если они не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи:

— организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

— внедрение стандартов качества, например, ISO 9000.

На уровне субъектов Российской Федерации такую же трактовку инноваций содержат Закон «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края», Закон «Об инновационной деятельности в Томской области», Закон «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае». Но в отличие от Концепции инновационной политики РФ в указанных законах приводится понятие инновационной деятельности, как «процесса, направленного на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений человечества в новый продукт или в продукт с новыми качествами, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности».

В законе Саратовской области содержится такое определение инновации: «результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, признанный в соответствии с действующим законодательством объектом интеллектуальной собственности».

Закон «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» определяет инновацию как «конечный продукт (результат) творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, используемого в экономическом обороте».

В законе «Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области» инновация – это «новая наукоемкая продукция, товар (услуга), востребованная рынком и. как правило, защищенная как интеллектуальная собственность».

В законе «Об инновационной политике на территории Воронежской области» инновация — «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, направленные на совершенствование процесса деятельности или его результатов».

Российское законодательство вполне может взять за основу определения, данные инновации и инновационной деятельности в Модельном законе об инновационной деятельности от 16 октября 2006 года, делает вывод из анализа Российского инновационного законодательства Наумов. Но приведём мнение и других исследователей данного вопроса – Сударикова и Грибовского. Оно состоит в том, что и излишняя детализация может ограничить инновационные процессы. Усовершенствованное инновационное законодательство, приведённое в соответствие с инновационной политикой должно задавать направления эволюции инновационных процессов.



sitemap
sitemap