Я — исследователь



Еськова Александра

4 класс МБОУ «СОШ №31 имени Героя Советского Союза А.В.Спекова»

Руководитель: Елисеенко О.В.

Влияет ли память на успеваемость

1.Введение

1.1. Актуальность

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, при этом память всегда связывалась с процессом обучения. Мозг получает сигналы, анализирует их, принимает решения, выдает команды. Все это- наиважнейшие функции мозга. Но есть еще одна, которая просто вызывает восхищение. Мозг способен запоминать, он дарит нам память. Один раз обжегшись, человек уже не сунет руку в огонь. Каждый из нас узнает соседей по дому, помнит дату своего рождения, вкус неприятного лекарства и запах множества цветов. Так что же такое память? Почему она у разных людей разная? Почему некоторые в нашем классе вроде и не учат ничего, а оценки получают отличные, а другие постоянно зубрят, а ответить правильно не могут? Почему человек забывает важнейшие вещи и годами может помнить о незначительных пустяках? Почему смешной стишок или песенку запоминаем сразу, а правила из учебника учим до головной боли? Чтобы ответить на эти вопросы, понять, что такое память, от чего она зависит, влияет ли память на успеваемость, поддается ли улучшению, как применить свойства памяти в учебном процессе, и было проведено это исследование.

Это тема актуальна, поскольку постоянно увеличиваются объемы материала для усвоения во время учебы, и заключается в необходимости разработки рекомендаций по улучшению памяти как одного из важных факторов успеваемости.

1.2. Гипотезы

Перед началом исследования я выдвинул гипотезу:

чем выше уровень памяти ученика, тем лучше его успеваемость

1.3. Цели и задачи

Цель моего исследования: установить зависимость успеваемости учащихся от вида и уровня развития памяти и разработать рекомендации для успешного запоминания

Задачи:

Изучить литературу о видах и индивидуальных особенностях памяти учащихся

Провести социологический опрос одноклассников

Провести тестирование одноклассников с целью установления вида и объема памяти

Проанализировать результаты тестирования и познакомить одноклассников с выводами исследования

Выработать рекомендации по созданию условий для успешного запоминания

1.4Методы исследования:

Исследовательский

Частично- поисковый

Практический

Опроса

Анализа и обобщения

2. Основная часть. Теоретический блок

2.1. Много ли может запомнить человек?

Когда я только начал свое исследование в разных источниках стали встречаться очень интересные случаи феноменальной памяти и мне захотелось рассказать о них своей работе.

Пятьдесят лет назад крупнейший математик и кибернетик Джон фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. В переводе на общепонятный язык это соответствует всей информации, содержащейся в миллионах томов крупнейшей в мире Британской библиотеки.

Фантастично? Пожалуй. Но не будем торопиться с выводами. Обратимся сначала к фактам, фактам существования феноменальной памяти. Она поистине поражает воображение, кажется фантастичной, немыслимой. Факты взяты из разных эпох, касаются разных людей, в разных ситуациях запоминавших разное.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат, до 30 тысяч человек. Этой же способностью обладал и персидский царь Кир.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Великий шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30- 40 партнерами, держа в уме все свои ходы и ходы противников, да просчитывая их еще вперед.

Некто Э. Гаон выучил наизусть все две с половиной тысячи книг, которые он прочитал за свою жизнь. Он мог, не задумываясь, вспомнить любой отрывок из них.

Интересны случаи феноменальной памяти у людей художественного склада.

Всем известно, что оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене благодаря тому, что помнил в пьесах, в которых играл, наизусть все роли — и свои и партнеров. Но мало кто знает нашего удивительного скульптора Лину По. Она умерла сравнительно недавно- в 1948 году. Полностью потеряв зрение, она по памяти лепила — создала более ста скульптур. Ей удалось сохранить, не упустить ни одного индивидуального штриха, воплотить на ощупь и натуре все, что сохранила ей память о человеке.

Таким образом, рассматривая известные примеры, мы видим, что возможности памяти человека огромны.

2.2. Виды памяти



Что же такое память и каковы индивидуальные особенности ее, которые свойственны каждому человеку. Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти мысли, чувства, стремления, действия из опыта прошлого не исчезают бесследно, а остаются, как те или другие представления.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. В зависимости от длительности сохранения различают мгновенную (иконическую), кратковременную, долговременную и оперативную память.

Иконическая память — это зрительная или слуховая картина, которая угасает быстрее, чем мы успеваем назвать то, что видели или слышали. Правда, встречаются люди, которые обладают способностью видеть на пустом экране картину или предмет, который уже убрали из поля их зрения. Многие художники и музыканты обладают развитой иконической памятью. Художнику бывает достаточно один раз посмотреть на модель, чтобы потом продолжать работать над картиной, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. Русский художник Н.Н. Ге (1831-1894), прежде чем начать писать картину «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе»,побывал в зале дворца, где проходил допрос, один раз, рассмотрел обстановку,а писал картину дома, не обращаясь к натуре.

Из иконической памяти информация поступает в кратковременную. Кратковременная память очень хрупкая. Начнет, например, человек учить стихотворение, прочтет его один раз, постарается повторить. Если в этот момент раздастся телефонный звонок, и он отвлечется на разговор, то окажется: после разговора вспомнить стихотворные строки практически невозможно. То, что в кратковременной памяти сохранилось за день, поступает в долговременную память. Например, хорошо выученная таблица умножения или любимые стихотворные строки остаются в памяти человека на всю жизнь. Долговременная память имеет практически неограниченный объем и время хранения. Хотя иногда человек не может даже при самой острой необходимости получить доступ знаниям, хранящимся у него в памяти. Причины этого могут быть разные. Чаще всего человек не может вспомнить что-то важное для него из-за того, что выбрал неверный способ хранения своих знаний. То есть- запоминал бессистемно, беспорядочно. Часто человек не может вспомнить, закрыл ли он дверь, куда положил нужную ему вещь. А случается это потому, что мы закрываем дверь или убираем куда-нибудь книгу, расческу или дневник автоматически, думая при этом о чем-то другом. А еще человек обладает оперативной памятью. Она включает элементы кратковременной и долговременной памяти и проявляется в процессе конкретной деятельности. Например, во время контрольных работ по математике надо одновременно вспоминать все выученное раньше, помнить о том, что сделал в первом действии, и не забывать то, что надо делать именно сейчас, в настоящую минуту.

Генетическую память — можно определить так: это память, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Генетическая память человека — едина, на неё невозможно оказать влияние через обучение и воспитание.

В зависимости от преобладающего в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатора различают зрительную, слуховую, двигательную память.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением в памяти зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает развитию человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания материала: то, что человек может себе зрительно представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно- логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающей ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста. Этот смысл он точно может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запомнить лучше, чем произвольно.

Итак, память человека, как и процессы запоминания бывают различны.

3. Практический блок

3.1.Эксперимент

Изучив информацию о видах памяти, я подобрал метод, позволяющий исследовать интересующую меня проблему с разных сторон. Основными были три теста, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти у одноклассников.

— преобладающий тип памяти;

— влияние смысловых связей на процессы запоминания и воспроизведения;



— соотношение смысловой и механической памяти.

Тест № 1

Цель: выявление преобладающего типа памяти у одноклассников

Оборудование: карточки со словами

Для запоминания на слух: лист, ваза, море, дом, банк, гроза, книга, лес, мяч, шкаф.

При зрительном восприятии: свеча, ночь, бревно, вода, глаз, год, река, заря, гриб, чашка,

При моторно-слуховом: сено, шутка, слива, гусь,ягода, парта, жук, ветер, мед, заяц.

При комбинированном: капля, белка, поле, марка, сыр, труба, пол, торт, спица, цапля

Процедура исследования: эксперимент начинал с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем ребята записывали запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта я показывал карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), ребята записали и отдыхали десять минут. Слова третьего ряда читал вслух, а одноклассники шепотом повторяли их и затем записывали. Через десять минут показал карточки четвёртого ряда, которые затем зачитывал вслух. Ребята повторяли шепотом и «прописывали » их в воздухе. Потом записывали на бумаге.

Тест № 2

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей

Оборудование: карточка, на которой написаны десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи:

год — месяц дождь — вода

нож — вилка сад — цветы

стол — обед путь — дорога

мост — река час — время

звук — ухо снег — зима

Процедура исследования: я зачитывал каждую пару слов, а ребята старались установить связь между словами пары. Потом я называл только первое слово пары, а ребята воспроизводили второе, пользуясь установленной связью.

Тестовая методика № 3

Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти

Оборудование: карточка, на которой написаны десять пар слов для запоминания

I ряд II ряд

лошадь-сани — мухомор-диван

книга-учитель спичка-овца

бабочка-муха рыба-пожар

щётка-зубы — море-мяч

масло-хлеб шапка-станок

Процедура исследования: ребятам были предъявлены два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи; во втором — отсутствуют. Сначала я зачитал слова первого ряда (интервал между парой — пять секунд), по окончании ребята записали запомнившиеся. После десяти минут перерыва зачитывал слова второго ряда (с интервалом десять секунд), затем одноклассники записали запомнившиеся слова.

3.2.Обработка и интерпретация результатов

Данные всех трёх тестов обрабатывались мной по одному и тому же принципу (формуле): С = (а/в)*100%, где С — исследуемая особенность памяти (тип, смысловая и др.), а — количество предлагаемых слов, в — количество слов, которые одноклассник запомнил и воспроизвёл. Т.е. выводится соотношение количества запомнившихся слов, к полному перечню предлагаемых слов, которое затем умножается на 100 процентов.

Шкала нормативов

100%- очень высокий уровень

80 — 90%- высокий уровень

60 — 70% — средний уровень

40 — 50% — низкий уровень

20 — 30% — очень низкий уровень

Для установления зависимости между уровнем развития памяти и успеваемостью я составил диаграммы, в которых отражены результаты всех трех тестов и успеваемость испытуемых по результатам второй четверти.

Проанализировав полученные диаграммы можно сделать следующие выводы:

У учеников нашего класса преобладает логическая память (можно судить по результатам теста №2, больше запомнили слов логически связанных);

Одноклассники быстрее и надолго запоминают то, что им понятно;

Ребята легче запоминают информацию, воспринимаемую зрительно и одновременно на слух (можно судить по результатам теста № 3).

Сопоставив уровень развития памяти учащихся и их успеваемость, я пришел к заключению, что не все хорошисты и отличники имеют высокий уровень, а зачастую средний, чего не скажешь о некоторых троечниках, т.е. успеваемость не всегда связана напрямую с памятью. Таким образом, гипотеза «Чем выше уровень памяти ученика, тем лучше его успеваемость» не нашла своего подтверждения.

Рекомендации для успешного запоминания

Придя к этим выводам, я решил узнать, каким образом достигают ребята успехов в учебе, как они готовятся к урокам дома, какой учебный материал они запоминают быстрее и какие условия им необходимы. С этой целью мной был проведен социологический опрос одноклассников. Результаты опроса показали, что 60% учеников начинают готовить домашние задания непосредственно в день, когда получили задание, а в последующие дни только повторяют, 13% — учат за день до урока, 27% -учат вечером перед уроком. Также ребята говорят, что объясняют себе встречающиеся в тексте, незнакомые слова и выражения -54%, запоминают механически, не задумываясь над смыслом- 28%, стараются представить себе то, о чем учат-18%, разбивают на смысловые части -67%, учат целиком-22%, выделяют главное и второстепенное -19%.

Кроме того, данный опрос показал, что для запоминания важно: интерес учащихся, составление плана ответа, неоднократное повторение материала. Таким образом, мои одноклассники помогли мне сформулировать рекомендации для успешного запоминания.

Итак, вот некоторые из них:

Заучивай с желанием знать и запомнить.

Ставь цель запомнить надолго.

Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой- кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает.

Заучивай и повторяй небольшими частями- лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

Для того, чтобы лучше запомнить текст, пересказывай его своими словами, а не читай его многократно, поскольку пересказ- это активная умственная работа.

Составляй план или блок- схемы, делай записи, рисуй схемы, диаграммы, графики, сравнивай с тем, что узнал раньше.

Если сведения требуется запомнить надолго, то их правильнее повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает. Поэтому заметь, какие интервалы наиболее благоприятны для твоей памяти и учитывай это.

Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Выводы по работе



Память человека — одно из важнейших направлений исследований психологии, биологии, физиологии и многих других наук. Изучение памяти, его видов, особенностей имеет огромное практическое значение. Во все времена память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации.

Гипотеза, выдвинутая мной перед началом исследования, к сожалению, не нашла своего подтверждения, поскольку на успеваемость влияет множество факторов, помимо памяти, таких как мышление, внимание, усидчивость и даже контроль со стороны родителей. Однако данная работа позволила проанализировать различные виды памяти моих одноклассников, а ребят проанализировать свой подход к подготовке домашних заданий и запоминанию учебного материала и подтолкнула их к более ответственному и осмысленному подходу к проблемам запоминания.

Литература

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд.МГУ,1998г.

Пекелис В. Как найти себя. М. Детская литература, 1988г.

Детская энциклопедия. Я познаю мир. Психология. М. АСТ,2005г.

Лезер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М. Мир 2008г.

Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.








sitemap
sitemap