гос.экзамен



АЖБ

Мәліметтер қорын басқару. Ақпараттық жүйелерді басқарудың мақсаттары.

Операциялық жүйелер. Операциялық жүйелерді басқару. Пошталық және интернет серверлерін басқару.

Интернет.URL-адрес. Домен. Домен түрлері.Провайдер.

Хаттама.Хаттамалардың түрлері. Хаттамалардың қызметі.Базалық және қолданбалы хаттамалар.

Желілік хаттамалар. IP желі аралық хаттама.TCP басқару хаттамасы.

UDP қолданушылық дейтаграммалар хаттамасы. Мультиплексия,демультиплексия ұғымдары.

ICMP желіаралық басқару хаттамасы. ICMP хабарламаларының пішіндері.

Адрестердің динамикалық таратылуы.ARP адрестерге рұқсат беру хаттамасы.

TCP\IP хаттамасы. TCP\IP хаттамасының адрестеу жүйесі.

IP адрес. IP адрестерінің түрлері. IP адрестерінің кластары.

OSI моделі. OSI моделінің негізгі деңгейлері.

Компьютерлік желі. Компьютерлік желілердің жіктелуі: географиялық қамтылу аймағына байланысты,топологиясына байланысты.

Клиент-сервер технологиясы.Бір деңгейдегі желілер.Серверлік желілер.DNS серверлер.

Желіні басқару.Шлюз , маршрутизатор,репитер,көпір.

Желілік технологиялар.Ethernet технологиясы. Сақиналы архитектура технологиясы.

Виртуалды машина және оны орнату.Виртуалды машинаны құрудың мақсаттары.

DHCP хаттамасы. DHCP хатт-сы б-ша адрестерді беру түрлері. DHCP сұраныстар.

Интернет серверлері. Желілік,файлдық,пошталық серверлер.

Интернет сервистері. FTP Қызметі.

GOPHER,TELNET,USENET,ICQ,IPC ҚЫЗМЕТТЕРІ.

WWW серверлерін басқару.HTTP х-сы

Электронды пошта. Электронды пошта қызметі. Электронды пошта хаттамалары.

Локальды желі.Локальды желіні интернетке қосу. Желілік кабельдер.

Ауқымды желі.Ауқымды желілерге қолданылатын хатттамалар.Қазіргі таңдағы ауқымды желілер.

Ақпараттық қызметтер.Ақпаратты тіркеу,өңдеу және қорғау қызметі.Қауіпсіздік қызметтері.

Операциялық жүйелерді инсталяциялау.АЖ-ны баптау.

Техникалық қызметтерді басқару және қызмет көрсету.АЖ жұмысындағы ақауларды анықтау әдісетрі.

SQL Server 2008 МҚБЖ.Басқару құрылғылары.

Басқарушы жүйелердегі бағдарламалау.Windows 2000 басқару жүйесіне арналған ADSI сценариі.

Желілік операциялық жүйені орнату.Жүйені басқарудың қарапайым амалдары.



ГОС-Экзамен



Билет 1

Специфика философии в пространстве и культуре. Предмет и основополагающие вопросы философии. Функции философии.

Вследствие перехода от первобытного общества к родовому строю происходит разделение труда (свободное время), затем происходит переход от родоплеменного строя к частной собственности, происходит развитие торговли, коммуникации, начинается производство материальных благ. Всё это требовало рационализации человеческой деятельности. Таким образом, появляется философия как наука.

Поиск единства с природой переходит на стадию осмысления, появляется философия, как мыслящее отношение к миру, появляется идея единого. Отсюда можно говорить о двух основных идеях, которые поспособствовали возникновения философии: 1. Идея единого многообразного мира; 2. Мир открывается и как изменяющийся, и как сохраняющийся.

Философия начинается с удивления и восхищения: почему мир существует так, а не иначе.

Первое время философия сильно зависела от мифологии, так как первые философы уделяли большое внимание космогонии и космологии. Отсюда необходимость поиска первоначала мира. И если в мифологии в качестве первоначала выступало антропоморфное существо, то в философии поиск первоначала стал носить характер поиска предельных оснований вещей сущего.

Философия как мировоззрение, есть совокупность взглядов на мир в целом, и на отношение человека к этому миру. Таким образом, в один ряд с философией можно поставить и другие формы мировоззрения – религиозное, художественное, обыденное и т.п. Однако, отличие философского мировоззрения от других его форм заключается в том, что философия относится прежде всего, но не только, к научной сфере общественного сознания. Находясь в этой сфере она имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своём развитии на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Это позволяет философии, интерпретируя достижения науки, давать систему знания о мире в целом (первые философы – учёные).

Предмет философии – всё сущее (а не часть, и не сторона) во всей полноте своего содержания и смысла. Философия стремится к пониманию внутренней связи и единства между частями и частицами мира.

Функция – способ действия, способ проявления активности системы философского знания, общий тип решаемой этой системой задач. Функции философии: 1. Мировоззренческая (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, объяснительно-информационная); 2. Методологические (эвристическая, интегрирующая, логико-гносеологическая).

Основные идеи философской антропологии XX века.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей.

Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология — это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека.

В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия.

Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Человек как биологически «недостаточное» существо должно решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом. Действие – это форма человеческого овладения природой в целях обеспечения его жизнедеятельности. С точки зрения А.Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А.Гелен в конечном счете приходит к тому же выводу о дуалистической сущности человека.

Проблема генезиса философии. Типы натурфилософских построений в ранней греческой мысли.

Понятие «философия», как любовь к мудрости, первым ввёл Пифагор. Однако первым философом принято считать Фалеса. А Платону принадлежит определение философии как науки. Философия возникает в VI в. до н.э. в литературе это время получило название «Осевое время»; но следует заметить, что теорию «Осевого времени» ввёл Карл Ясперс в XX в. (800-200 г.г. до Р.Х. – период «Осевое время»). Сам термин «Осевое время» обозначает, что время развивается по осевой, постепенно отделяясь от своей точки возникновения; не совсем циклически. Отсюда и вытекает так называемый феномен «Греческого чуда», который заключается в том, что в это время было сформулировано и сделано всё то, что позволило существовать новому мышлению. А именно происходил отход от мифологического мышления, в центре мира начинал стоять человек, плюс ко всему произошла культурно-религиозная революция. У философов произошёл переход от мифа к Логосу. И помимо этого, произошёл процесс распадения родового строя, родовых общин, образование полиса.

Первобытное общество характеризуется мифологическим сознанием, и явно выраженным не выделением человека из природы – синкретизмом. Также тому времени характерен антропоморфизм. Синкретизм и антропоморфизм выделяются на основе общины родового слоя (коллективизм, общая собственность). Таким образом, мифология является переживанием и приспособлением к миру.

Исследование первобытных народов началось в XIX в. учённые того времени опирались на миссионеров. Основные же исследования начались с 60-х г. XX в. В 1973 г. на острове Миндао обнаружили племя Тасадай-малуния. Благодаря всем этим открытиям и исследованиям, мы можем более точно знать, каким было человечество в древности, т.е. все исследования и открытия являются доказательством принятых гипотез о мифологическом сознании и т.д.

Впоследствии с переходом к родовому строю, у нас происходят следующие общественные изменения: разделение труда (что послужило появлению свободного времени), переход от родоплеменного строя к частной собственности, развитие торговли, развитие коммуникации, производство материальных благ. Всё это требовало рационализации человеческой деятельности. Таким образом, возникает философия как наука. Философия – как мыслящее отношение к миру. Поиск единства с природой переходит на стадию осмысления. Появляется идея единого.

Две основные идеи возникновения философии: 1. Идея единого многообразного мира; 2. Мир открывается и как изменяющийся и как сохраняющий.

На первых порах философии полностью избавиться от мифологии было невозможно, большое внимание уделяли вопросам космогонии и космологии. Проблема поиска первоначала, которая в мифологии сводилась к разному понимаемому антропоморфному богу, то у первых философов трансформируется в проблему первоначала, как предельных оснований вещей сущего.

Билет 2

Проблема бытия в философии. Основные понятия и концепции онтологии в философии. Принцип единства бытия.

Бытие – фундаментальное понятие философии. Из древне в него вкладывался различный смысл. На тему бытия всегда велись и ведутся острые споры. Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие иллюзорным.

Современные точки зрения на бытие:

1.Бытие – предельно общее понятие о сущем вообще, мире в целом. Бытие, фактически, синоним сущего.

2.Бытие – наиболее общее, предельное и абстрактное понятие, обозначающее существование (бытийствование чего-либо вообще). Поэтому правильно говорить о бытии сущего. Наиболее адекватное определение, данное Спиркиным.

3.В марксистской традиции (Философии диалектического материализма), бытием называют реальность существующую объективно. Ф.Энгельс родоначальник этого определения, отбрасывает понятие «бытие» вообще и отождествляет его с материальностью и объективной реальностью, потому что философы того времени часто исходили из понятия бытие, как существующее до материи и после неё.

Понятие бытие, как и любая другая философская категория призвана фиксировать не только конкретные признаки вещей или просто факт их существования, но и всеобщую взаимосвязь вещей. Это понятие позволяет выразить нам мир, как единое целое, во всём его многообразии. Таким образом, задача категории бытия в философии – вести нас к многообразию через единство.

Сущее – всё существующее.

Сущность – это внутреннее содержание, смысл вещи, выражающийся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия.

Материя – категория для обозначения объективной реальности, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Единичное, особенное, всеобщее – категории выражающие объективные связи мира, а так же ступени познания.

Категории вещь-свойство-отношение, позволяют нам отобразить процессуальный и самоорганизующийся, т.е. диалектический характер бытия мира.

Вещь (материальная или идеальная) – дискретный фрагмент бытия, любая определённая форма бытия.

Качество – определённость вещи (выражается в виде свойств, но не сводится к их сумме). Далее о качественной определённости.

Качественная определённость – то, чем одна вещь отличается от другой.

Свойства – это качественная определённость вещи в том виде, как она выражена в отношении с другими вещами.

Общественное сознание и его структура. Подходы к изучению. Формы общественного сознания, их взаимосвязь и взаимодействие в культуре.

Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определённой внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. – соответствуют специфические формы знания.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология.

Значение Сократа и софистики в истории мысли. Философия Платона в античной мысли и культуре.

Заслуга софистов в истории философской мысли состоит в открытии ими роли субъекта и субъективного момента в познании.

Существо софистического влияния на расширение философской проблематики можно определить так: софисты впервые стали разрабатывать прозаические жанры и определять все виды речевой активности в социуме за счет все того же института школы, который впервые целенаправленно оснащается необходимыми инструментами — учебными пособиями.

Значение софистики: 1) расширили философскую идею; 2) рефлексия над собой; 3) осознание самого себя; 4) разрабатывали первые исторические жанры; 5) определили виды речевой деятельности в социуме. За философскими речами стояла задача воспитания человека. Проблематика: этическая, политическая.

Сократ концентрируется на проблематике человека, а именно, человека познающего. Человек – это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, то есть специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека – это его душа, то и в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа. Высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души.

Платон — основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.

Учение об идеях. Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей. Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления. Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более общие идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), еще выше — животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого». Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм (целесообразное устройство мира).

Противоположность мышления и восприятия. Восприятие – это то, через что нам объект даётся. А мышление – это то, через что мы объект мыслим. Платон считал, что природа идей или понятий, которые присущи частному, совершенно отличны от восприятий и не выводимы из них. Восприятие – повод для рождения понятий, а не причина. Нужно и восприятие и мышление, но ценности у них разные. Идея по сравнению с восприятием является её идеалом.

Познание как анамнезис. Анамнезис – воспоминание. Содержание понятий заключается в вспоминании того содержания, которым душа обладала с самого начала, независимо от каких-либо актов восприятия. Принцип ассоциации по сходству – познающее сознание, получающее восприятие, сознание припоминает то понятие, которое сходно с этим понятием. Всякое знание, выраженное в понятиях, есть припоминание первоначального понятия.

Билет 3

Понятие субстанции. Субстанция и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии.

Субстанция – происходит от латинского «сущность», буквально «быть подлежащим». Она самодостаточная основа бытия мира, исходящая из самой себя, причина самой себе. Существует до тех пор, пока воспроизводит основания своего существования. Проблема субстанции возникает тогда, когда люди задаются вопросами многообразия единого мира, и изменяющегося и в тоже время сохраняющегося мира.

Люди пытаются обнаружить такой глубинный тип бытия, который служит причиной возникновения, всех других видов бытия, а сам не имеет иных причин существования кроме самого себя.

В русском языке для передачи смысла слова «субстанция» является слово «естество» или второе слово «есть», т.е. такое бытие, которое лежит в основе других видов бытия.

В истории философии категория субстанции понималась в 4-х смыслах:

1. Субстанция = субстрат (латинский вариант греческого слова гипогеином, букв. подлежащее), т.е. вещество из которого состоят все вещи. Субстрат – вещественная основа бытия. Первые греческие философы занимались поиском субстрата. С современной точки зрения, субстратами являются атомы (элементарные частицы). Субстратом жизни являются нуклеопротеиды (ДНК).

2. С Платона и Аристотеля, начинается понимание субстанции как деятельного, духовного первоначала, имеющая причину бытия в самом себе. Субстанция понимается ни как пассивный объект и субстрат, а как сознательное и волевое начало, субъект действия (такое понимание встречается в Средневековье, у Лейбница, Фихте, Шеллинга и Соловьёва).

3. Субстанция – причина всех вещей и одновременно самой себя. Субстанция всегда субстратная и деятельная. Спиноза: «субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то представление другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Это понимание субстанции присуще пониманию Гегеля.

4. Диалектический материализм. Субстанция – это материя, объективная реальность, активная причина всех форм и образований. В понятии субстанция – материя отражена не в аспекте её противоположности сознания (идеального), а со стороны внутреннего единства, всех форм её движения, различия и противоположности.

Можно выделить ряд субстанциональных концепций, выражающих характер мира:

1.Монизм (признание единого начала, лежащая в начале всего сущего, например, Бог, Дух);

2.Плюрализм (признание многообразия первопричин бытия, например, Эмпедокл, античные атомисты, Лейбниц, персонализм, прагматизм, экзистенцианализм, Поппер);

3.Дуализм (частная форма плюрализма, материя и дух являются равномерными началами, например, Декарт);

4.Пантеизм (Бог – это природа, встречается у Ж.Бруно, Спинозы, Шеллинга; отождествление духовных и материальных; психических и физических спектров бытия, следовательно, утрачивается специфика деферентов. Зачем идеальному и совершенному Богу отождествлять себя с несовершенным миром?).

Можно выделить анти-субстанциальную позицию – таковыми являются весь позитивизм, частично в прагматизме, экзистенцианализме, аналитической философии, герменевтике, в философской антропологии Шеллера, структурализма и постмодернизма.

Культура как способ бытия общества и человека. Основные тенденции современного развития культуры.

Культура (лат.cultura – возделывание, обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культурах (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.).

Культура – явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям культуры, отрывающим духовную культуру от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт «элиты», марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной культуры; отсюда следует, что в непосредственной или опосредованной форме культура создается деятельностью широких трудящихся масс.

Будучи зависимой от материальных условий, духовная культура не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.).

Схоластика как тип философствования (Фома Аквинский) и её место в культуре средневековья.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоласты приспосабливала к своим целям).

Большое место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях. Исторически схоластика разделяется на несколько периодов: для ранней схоластики (9-13 вв.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Ибн-Рушд, Ибн-Сина, Маймонид). В пору «классической» схоластики (14-15 вв.) господствовал «христианский аристотелизм» (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Происходившие позднее (15-18 вв.) споры между католическими и протестантскими богословами в конечном счете отражали борьбу католической церкви против Реформации. В последующие века схоластика теряет своё былое влияние, испытывая разрушительное воздействие со стороны передовых учений философии нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.). С 19 в. начинается оживление схоластики, которая объединяет различные школы католической (томизм, платоновско-августиновская, францисканская школы и др.) и протестантской (возрождающей взгляды немецкого филолога Ф. Меланхтона) философии.

Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усиления идеалистических элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на философию Фомы Аквинского оказало и учение неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции «умеренного реализма» (Реализм средневековый), признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Фомы Аквинского – гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается Фомой Аквинским в созданный богом иерархический порядок. Учение Фомы об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. В 1879 схоластическая система Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма», используется идеологами антикоммунизма для борьбы против марксистского научного мировоззрения. Основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

Билет 4

Современное понимание материи и её системной организации: соотношение материи и её атрибутов: всеобщих и специфических законов самоорганизации материальных систем.

Термин «материя» (лат. Калька, греч. Хюле) – изначально означал лес или древесину, как строительный материал. Впервые в философии термин материи ввёл Аристотель (в греческой философии), а в латинской философии Цицерон.

Материя – категория для обозначения объективной реальности, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Охватывает бесконечное множество реально существующих вещей. Материя является субстанциональной основой всевозможных свойств. Материя не существует иначе как в бесчисленном множестве форм, вещей и систем.

В марксистской традиции материя тождественна бытию, под материей понимается – материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определённым видом или состоянием материи, её формой или свойством движения.

Признание материального единства мира, является исходным принципом философского материализма.

В марксистском смысле, говорить об уровнях бытия – это говорить о уровнях, формах движения материи.

Движение форм бытия (Энгельс):

1. Механическое

2. Физическое

3. Биологическое

4. Социальное

«Материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана в его ощущении, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, независимо от них» (Ленин)

Атрибуты материи: движение, взаимодействие, отражение + принципы диалектики (всеобщей связи, детерминизма, системности, противоречивости, развития).

Формы движения материи, по Энгельсу (более современное):

1. Гравитационное взаимодействие

2. Сильное (ядерное) взаимодействие

3. Электромагнитное взаимодействие

4. Слабое взаимодействие

5. Химическое взаимодействие

6. Геологическое взаимодействие

7. Биологическое взаимодействие

8. Социальное взаимодействие

Общество как система отношений и деятельности. Основные теоретические подходы.

Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений и деятельности.

Отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности — созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни.

Философская система Аристотеля: общая характеристика: формирование научной стилистики мышления.

Аристотель пишет трактаты методического характера, риторические руководства, для наиболее эффективного рассуждения. Был первым кто написал «трактат», в отличие от диалога это исследование одной темы и преподнесение уже готовых мыслей. В отличие от Платона, Аристотель занимается частными науками. В отличие от Платона он пошёл по пути разделения наук. У него отдельно существует физика, логика и самое божественное – философия, что получила называние – метафизика. Аристотель разрабатывает новый вид философского рассуждения: обращение к истории вопроса. Аристотель обеспечил философии дисциплинарную школу.

Аристотель считает, что эйдос – сущность вещи, первообраз бытия, это то, чем вещь является сама по себе; эйдос – «чтойность» вещи. Но в отличие от Платона Аристотель считает, что эйдос существует в самой этой вещи, а не в мире эйдосов. Одно без другого существовать не может. Аргументы критики мира эйдосов:

1.Копии вещей;

2.Бесполезность вещей;

3.Логическое возражение (общее сущность частного);

4.Аргумент 3-го человека (разделяя мир надвое, необходим третий);

5.Не объясняет движение, изменения вещей.

Аристотель о науке. Математику нельзя применять для изучения природы, для этого Аристотель и разрабатывает физику. Аристотель не видит связи между математикой и физикой (только у Галилея и Декарта они становятся тождественны в механике). Аристотель понимает, что научное познание – это коллективная деятельность. Исследуя вопрос, критически исследует вопрос у предшественников. Критическое отношение – это необходимый элемент научной работы.

Физика. Начиная с Аристотеля, теоретическое познание, понимается как познание понятийное. Аристотель, в отличие от предшественников, мыслит уже не стихийно. Изучение особенностей вещи – это изучение сущности вещи. Категории – это основание всего исследования. Аристотель занимается разработкой науки о природе – физике. Он ставит вопрос: что такое движение? Отвечая на него, он говорит, что движение – это одна из важнейших характеристик бытия природы. Таким образом, Аристотель приходит к разработке теории движения (основное положение – непрерывность движения), положения которой становятся разрешением парадоксов Зенона. Аристотель вырабатывает ряд новых категорий, которые посвящены логичности отображения движения в понятиях. Выстраивание понятийной конструкции. У Аристотеля, в его понимании движения, нет ни начала, ни конца (круговое движение).

Билет 5

Диалектическая концепция процессуальной природы бытия: основные категории, принципы и законы. Проблема возникновения новых форм бытия.

Становление – выражает спонтанную изменчивость вещей их непрерывный переход и превращение.

Единичное, особенное, всеобщее – категории выражающие объективные связи мира, а так же ступени познания.

Каждая вещь предстаёт перед нами как нечто единичное. Однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда вещей, и позволяет определить их в определённые классы. Общие черты присущее ряду вещей, относящихся к определённому классу выступают как особенные, прочие черты у всех вещей этого класса рассматриваются как всеобщие. Эти категории тесно связанны. Единичное – форма существования всеобщего. А особенное – всеобщее реализованное в единичном.

Формы бытия: 1.Бытие природы; 2.Общественное бытие; 3.Духовное бытие (идеальное, как отображение объективной реальности).

Движение форм бытия: 1.Механическое; 2.Физическое; 3.Биологическое; 4.Социальное.

Категории вещь-свойство-отношение, позволяют нам отобразить процессуальный и самоорганизующийся, т.е. диалектический характер бытия мира.

Вещь (материальная или идеальная) – дискретный фрагмент бытия, любая определённая форма бытия.

Качество – определённость вещи (выражается в виде свойств, но не сводится к их сумме). Далее о качественной определённости.

Качественная определённость – то, чем одна вещь отличается от другой. Выражает границу у бытия вещи, определяет вещь, как именно эту вещь. Качественная определённость приобретается через отношение с иным; вещь как целостность, как качественная определённость – это единство своих выражений, в отношении с другими вещами. Отношение принадлежит двум и более сторонам.

Свойства – это качественная определённость вещи в том виде, как она выражена в отношении с другими вещами. Свойство первой вещи – это качественная определённость второй вещи, выраженная в отношении с первой вещью. Свойство – то, что обусловлено конкретными отношениями с др.

Вещь обнаруживает себя в отношении в виде свойств (многое) и как качественная определённость (целостность).

Мера – единство, количество и качество. Изменение качественной определённости (нарушение меры) означает возникновение новой вещи (происходит выход за границу бытия предыдущего состояния вещи).

Только во взаимодействии между собой, вещи выявляют свои различия. Каждая вещь – это иная форма бытия другой вещи. Вещь измеряет своё собственное бытие, через бытие другой вещи.

Всё что существует, существует только в отношении с иным.

Бытие одной единственной вещи в принципе невозможно, бытие вещи – это бытие мира вещей.

Бытие вещи – это процесс.

Источник всякого движения (процесса) – разрешение объективных противоречий.

Противоречие – соотношение сущности вещи с самой собой (ситуация самоотрицания вещи) в результате отношения с другими вещами. Противоречие самих вещей, находится в сущности самих вещей, а не между ними.

Чтобы быть качественно определенной (чтобы обнаружить своё существование) каждая вещь стремиться быть тождественной самой себе, но в то же время, чтобы обнаружить своё существование, вещь должна соотнести себя с иным. Соотнесение вещи с иным предполагает наличие в этой вещи виртуального момента другой вещи, благодаря которому и происходит отличие одной вещи от другой. Этот виртуальный момент «заставляет» вещь отрицать саму себя, потому что, как мы уже сказали, каждая вещь стремится быть тождественной самой себе.

Виртуальность этого отрицающего момента, в сущности вещи, заключается в том, что он выступает как возможность поведения, как нечто виртуальное. Такого рода диалектическое самоотрицание происходит в каждый момент времени и стремится быть тождественной самой себе, в каждый момент времени.

Внутренняя самоотрицательность в отношении и есть ситуация диалектического противоречия, поэтому противоречие в сущности вещей.

В ходе отрицания друг друга, вещи заостряют своё различие. Противоречие может или снимать это различие или делать его более существенным.

Если различия изменяются в сторону перерастания противоположности, т.е. достигают своих крайних форм, возникает потребность в координальном разрешении противоречия. Происходит нарушение меры, вещи, вещь перестаёт существовать как эта вещь и превращается в иную вещь.

Принципы диалектики: системности, детерминизма, развития, всеобщей связи, противоречивости. +принцип единства исторического и логического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Законы: отрицания-отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные

Вывод: реальный мир, в силу диалектической природы бытия сущего, в силу постоянного повторения противоречия выступает в форме процесса и при этом самоорганизуется.

Политика и политические институты. Государство как субъект политической деятельности. Власть как категория социальной философии. Типы и формы политической деятельности.

Власть – совокупность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействия на поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитет, право, насилие).

Томас Гоббс говорит о том, что власть – это средство достичь блага в будущем. Интересы общества это двигатель власти.

Макс Вебер даёт другую характеристику, говоря, что достижение власти есть сопротивление. Власть – это условие деятельности. Власть даёт возможность принуждению.

Энтони Гидденс говорит о том, что обладание властью означает способность менять порядок вещей. Власть – это условие деятельности. Три измерения власти: 1)власть выражена в наблюдаемых отношениях (насилие, террор, реформа и т.д.); 2)неведомые формы власти (серый кардинал/субъекты влияния); 3)власть создаёт ситуацию, в которой люди предполагают, что защищают власть.

Мишель Фуко рассматривает власть как некую матрицу, которая охватывает всё общество.

Технология власти – это способ осуществления власти. В социальной философии, выделяются следующие технологии власти: 1)наблюдаемые способы власти (насилие или договор); 2)невидимые способы власти; 3)Власть опирается на утверждение «разделяй и властвуй», т.е. эксплуатация фобий (гражданские войны, репрессии и т.д.); 4)власть опирается на утверждение «мы защищаем ваши интересы»; 5)мобилизация пристрастий.

Власть бывает двух форм: легитимная – основанная на праве, традициях, на вере в право лидера; и нелегитимная – харизматическая форма власти.

Способы осуществления власти: -принуждение, насилие; -договор; -стимулирование; -манипулирование.

Политика – деятельность направленная на захват и удержание власти, т.е. деятельность направленная властями на государство. Политика – деятельность по поводу власти, управления, прогнозирования и проектирования развития общества.

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный (основывается на сотрудничестве) и конфронтационный (политика возникает и основывается на борьбе).

Политическая деятельность – это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, как уже отмечалось, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти. Побудительной силой политических действий или воздержаний от действий выступают в конечном итоге экономические интересы классов, социальных слоев, групп. В политике они в конечном счете фокусируются в потребности властвовать. Как правило, политическая деятельность совершается на основе системы идей, выраженных в той или иной идеологии.

Государство, политические партии и политические социальные группы – являются основными субъектами политической деятельности.

Государство. Основные признаки: -единство территории; -наличие институтов власти (силовые структуры); -система налогов. Функции государства: 1)осуществление политической власти (создание правовых институтов); 2)организация внешних отношений и связей; 3)организаторско-хозяйственная функция; 4)культурно-просветительская работа (+система воспитания). Главная функция государства – управление, прогноз и проектирование будущего развития. Томас Гоббс и Джон Локк – заложили основы буржуазного, капиталистического общества. В своём труде «Левиафан» Томас Гоббс выявляет, что государство, с одной стороны, регулирует и т.п., но, с другой стороны, имеется функция разрастания бюрократии. Таким образом, государство выступает амбивалентно, противоречиво, по принципу «защищая подставляю».

Политические партии – организация со своими целями, задачами и т.п. Цель любой партии – захват и удержание власти. Любая политическая партия имеет свою программу, вырабатывает свою стратегию и тактику. Самый главный атрибут партии – лидер. Второстепенный атрибут – финансирование, которое можно получить разными способами. Работа партии может осуществляться двумя способами – легально и нелегально. Любая партия организует пропаганду и печать. Заполучение власти осуществляется легально или нелегально.

Под политическими социальными группами имеются в виду организации самого разного типа, которые не претендуют на высшую политическую власть, а пытаются влиять на неё для обеспечения своих специфических интересов. Социальные группы как политические субъекты участвуют в отношениях с государственной властью опосредованно, через деятельность особого слоя посредников. В качестве таких посредников выступают многочисленные группы интересов, партии, СМИ и другие аналогичные образования.

Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Философия и идеалы эпохи Просвещения. Традиция субъективного идеализма: Дж. Беркли и Д. Юм.

Философия Д. Юма опирается на сенсуализм Локка, также как и учение Беркли. Однако, Юм пошел дальше по пути критики человеческих способностей в области познания. Основная проблематика его философии таким образом — вопросы гносеологии. Отрицание духовной идеи ведет к скептическому отношению к религии и атеизму. Его основные произведения: «Трактат о человеческой природе» и «Исследование о человеческом познании». Второй том Трактата о человеческой природе составляет изучение аффектов желания и отвращения, радости и печали, злобы и благожелательности, униженности и гордости, отчаяния и надежды и т.д. и их ассоциативных взаимодействий.

Беркли – английский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «существовать – тоже самое, что ощущать, быть – значит быть в восприятии». Он открыл для философии субъекта. У него прослеживается крайняя форма сенсуализма. Довёл до логического конца сенсуализм. Он начинает яростную борьбу против материализма. Основные труды: «Трактат об принципах человеческих знаний» и «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

Исходным пунктом философии Беркли является концепция первичных и вторичных качеств Дж. Локка. Дж. Локк признает объективные первичные качества (вес, тяжесть, распространенность), а вторичные качества считает субъективными, т.е. зависящими от сознания человека. Беркли развивает эту идею и признает, что все качества вторичны. Для аргументации он использует принцип имманентного сознания. Беркли считает, что знать качество — значит его ощущать. И первичные и вторичные качества мы ощущаем, а ощущение по определению субъективно, следовательно, любое качество вторично.

Любая субстанция – это ощущения наших орган чувств. Беркли отрицает объективному существование идей вне наших ощущений. Другими словами Беркли отрицает реальность предметов вне их восприятия человеческими органами чувств. Беркли отрицает существование материи вне комплекса человеческого восприятия. Из этого Беркли приходит к выводу, что любое качество зависит от субъекта. Следовательно, отрицая материю, Беркли признавая, что любое качество материи зависит от субъекта, приближается к субъективному идеализму.

В отрицании материи Беркли приходит к выводу, что вещи окружающего мира — это есть модификации наших ощущений. Беркли считает, что никакая идея не может содержится вне вещи, а любой материальный предмет не может находиться вне нашего восприятия. Из этого вытекает основные принципы его философии: 1)нет объекта без субъекта; 2)существовать – тоже самое, что ощущать, быть – значит быть в восприятии; 3)мир есть комплекс наших ощущений.

Чувства есть источник познания. Но все предметы существуют только в ощущениях субъекта. В заключении, можно резюмировать. Джордж Беркли открыл для философии субъекта и развил его. За его именем, прочно закрепилось положение его философии, выраженное в словах: «Существовать – тоже самое, что ощущать, быть – значит быть в восприятии». Крайняя форма сенсуализма. Довёл до логического конца сенсуализм.

Билет 6

Пространство и время как всеобщие формы бытия: понятия, атрибутивные характеристики, исторические формы понимания.

В мифологической картине мира – пространство – это не хаос и не пустота, оно всегда заполнено вещами. Пространство возникает путём упорядочивания хаоса, посредствам его заполнения существами, людьми, богами и т.д.

Время в мифологии. Зависимость от времени выражена больше, потому что с ним связано понимание смерти. Часто время в мифологии это прежде всего «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями». Время обладает свойствами линейности и цикличности. Эти представления содержали в себе глубокие интуитивные догадки, истинность которых подтверждается наукой только сегодня.

Основные истолкования пространства:

-Понималась как протяжённая пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

-Пространство как протяжённость материи/эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов).

-Пространство – форма бытия материи (Гольбах, Энгельс).

-Порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц и Лобачевский);

-Пространство как дискретное, состоящее из далее неделимых элементов (Пифагор, теория множеств Кантора);

-Пространство – бесконечно делимая «сплошность», т.е. не дискретность, не имеющая чётких онтологических границ (Элейская школа, атомисты, Декарт);

-Пространство как комплекс ощущений (Беркли, Мах) или априорная форма чувственности (Кант).

Основные истолкования времени:

-Время как субстанция или самодовлеющая сущность (Фалес, Анаксимандр). Зарождается субстанциональная концепция времени.

-Время как нечто текущее, непрерывное сущее (Гераклит). Традиция динамичности времени.

-Время как неизменность, а всё, что изменяется – это лишь видимость (Парменид). Зарождается статическая концепция времени.

-Платон. Идеалистическая, реляционная трактовка времени. Будет развиваться Августином и Гегелем.

-Время как длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах). Или форма бытия материи (Энгельс, Ленин). Здесь рождается материалистический реляционный подход.

-Время как абсолютная субстанциональная длительность, однородная для всей вселенной и независящая ни от каких взаимодействий и движения вещей (Ньютон).

-Время как порядок последовательности событий, относительное свойство феноменальных вещей (Лейбниц).

-Время как форма упорядочивания комплексных ощущений (Беркли, Мах) или априорные формы чувственности (Кант).

Субстанциональная трактовка пространства и времени. Пространство и время понимаются как независимые начала. В науку это всё проникает с Ньютона и Галилея, а фактически с Декарта. Пространство и время рассматриваются как не телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от объектов. Пространство и время – это вместилище тех материальных вещей, событий и процессов, которые происходят в мире. Время – это абсолютная длительность, пространство – абсолютная протяжённость. Мир – это система взаимодействующих частиц (атомов), основное свойство которых их вещественность. Механистическая картина мира.

Реляционная трактовка пространства и времени. Здесь пространство и время – это особого рода отношения объектов и процессов. Ряд философов в рамках этой концепции трактует пространство и время, как феноменальное обнаружение взаимодействия идеальной сущности, т.е. монад (Лейбниц, Лосский). Другие – как формы бытия и продукты взаимодействия материальных объектов и процессов (диамат). Преобладала вплоть до Эйнштейна и Энгельса.

1916 г. – общая теория относительности; 1905 г. – специальная теория относительности. Выводы: во-первых, изменился смысл категорий пространство и время. Они стали пониматься как относительные свойства бытия, зависящие от различных систем отсчёта. Во-вторых, пространство и время оказались имонентно взаимосвязанными (четырёхмерное пространство). А все события в мире стали трактоваться как происходящее в пространственно-временном континууме, т.е. пространство и время производны от конкретных и физических событий и взаимодействий.

Пространство и время предстали как важнейшие атрибуты бытия. Сами физические процессы формируют собственную пространственно-временную структуру.

Источники и механизмы социокультурного развития общества. Диалектическая концепция.

Философские концепции системного развития общества: Диалектическая (Гегель) – закон единства и борьбы противоположностей (источник и причина развития) – раскрывается в категориях, главная из которых – противоречие. Закон отрицания-отрицания – закон преемственности. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Развитие общества осуществляется через разрешение противоречий (диалектика). До Маркса и Энгельса, исторический процесс объяснялся идеалистически и только они поняли его материалистически (экономические отношения всё определяют – бытие определяет сознание). Рассказать про формации.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap