генетика 11 класс



Пояснительная записка

Актуальность.

Раздел «Генетика» является одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение задач разных уровней сложности. Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а учитель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации по данному разделу. В школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Этот раздел изучается и в девятом, и в одиннадцатом классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 и №6 в части С) Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Цель курса:

развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам генетики;

научить учащихся самостоятельно решать задачи по общей биологии.

Задачи курса:

развитие интереса у учащихся к предмету;

краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;

ликвидация пробелов в знаниях учащихся по темам и в умениях решать задачи, положенные по школьной программе;

обучение учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;

подготовка к биологическим олимпиадам;

подготовка к поступлению в ВУЗы

подготовка к сдаче ЕГЭ.

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.

Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 11-х классов средней общеобразовательной школы.

Учащиеся должны знать:

основные понятия, термины генетики

генетическую символику;

генетические основы наследственных заболеваний

алгоритм решения задач

Учащиеся должны уметь:

решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;

анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы.

Введение. (4 часа)

Основные понятия генетики

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Что нужно знать при решении задач. Алгоритм решения генетических задач

Оформление задач

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика»,

II. Менделеевская генетика. (12 часов)

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

Определение вероятности появления потомства с заданным признаком. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. Полигибридное скрещивание.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»

III. Хромосомная теория наследственности. (7 часов)

Закон Моргана. Наследование сцепленных признаков. Наследование сцепленных признаков. Решение задач. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Сцепленное наследование»

IV. Взаимодействие неаллельных генов. (4 часа) Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»

VI. Генетика человека. (4 часа)

Составление родословных. Анализ родословных. Решение задач. Демонстрация презентации проектов.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач». Справочный материал.

V. Генетика популяций. (3 часа) Генетическая структура популяций, частота встречаемости генов, генотипов.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Генетика популяций»

VI. Контрольная работа (1час)

\

Тематическое планирование



Наименование тем курса

Дата проведения

Всего часов

Форма контроля

I

Введение. Основные понятия генетики

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Что нужно знать при решении задач

Алгоритм решения генетических задач

Оформление задач

07.07

14.09

21.09

28.09

4ч

Биологический диктант

(вводный контроль)

II.

Менделевская генетика

12ч

1.

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя.

05.10

12.10

Тестовая работа

2.

Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

19.10

26.10

Проверочная работа (решение задач)

3.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

09.11

16.11

Проверочная работа (решение задач)

4.

Определение вероятности появления потомства с заданным признаком

23.11

30.11

Проверочная работа (решение задач)

5.

Дигибридное скрещивание.

07.12

14.12

Самоконтроль – тест.

6.

Полигибридное скрещивание.

21.12

28.12

Проверочная работа

III.

Хромосомная теория наследственности

7ч

1.

Закон Моргана. Наследование сцепленных признаков. Решение задач

18.01

25.01

01.02

Проверочная работа

2.

Определение расстояний между генами и порядка их расположения в хромосоме.

08.02

15.02

Проверочная работа (решение задач)

3.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

22.02

01.03

Проверочная работа (решение задач)

IV.

Взаимодействие неаллельных генов.

4ч

1.

Комплементарное взаимодействие

07.03

15.03

Решение задач

2.

Эпистаз

22.03

3.

Полимерия

05.04

Биологический диктант

Генетика человека

4ч

1.

Составление родословных

12.04

19.04

Проверочная работа

(решение задач)

2.

Анализ родословных

26.04

03.05

Проверочная работа

(решение задач)

V.

Генетика популяций

3ч

2.

Генетика популяций. Решение задач.

10.05

17.05

Тестовая работа

1.

Контрольная работа

24.05

ИТОГО:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap