дыхание растений урок биология 6 класс



Тема: Дыхание растений

Дидактическая цель: Создать условия для осознания блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: Комбинированный.

Цели по содержанию:

Образовательная организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы “знаю, хочу знать, узнал. Через создание проблемной ситуации и её решение, развивать у учащихся сенсорное восприятие, интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы, повышая тем самым познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.

Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, умения работать в группе, чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и группу, радоваться успехам других, умения подать себя.

Методы обучения:

Организация и осуществление УВП:

Словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в группах, демонстрация опыта, лабораторный опыт, моделирование.

Стимулирование и мотивация учения:

Анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание.

Контроль: Тестирование, заполнение сравнительной таблицы.

Каналы общения:

Ученик – учитель.

Класс – учитель.

Класс – ученик.

Ученик – ученик.

Средства обучения:

Еленевский А. Г. Биология. 6 кл. Растения, бактерии, грибы: учеб. для общеобраз. учеб. завед. — М. : Дрофа, 1999.

Пасечник В. В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: пробн. учеб. — М.: Просвещение, 1995.

Малеева Ю. В. Биология. 7 кл. Флора. Эксперимент. учеб. — М.: Дрофа, 1994.

Верзилин Н. По следам Робинзона. М.  Детгиз, 1953.

Словарь юного биолога.

Трайтак Д. И. Биология. Справочные материалы. Учебн. пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1983.

Таблицы.

Рисунки, изображающие опыты Пристли.

Раствор известковой воды, стеклянные трубочки, проросшие семена фасоли, корнеплоды моркови, веточка растения, растение с развитой корневой системой, стеклянные колпаки, резиновые шарики, резинки, стеклянная трубка, напоминающая по форме трахею и бронхи.

Опыты по дыханию заложить за несколько дней до проведения урока, вместе с учеником, который будет его комментировать на уроке.

Психологический аспект урока: Восприятие осмысление запоминание применение.

Класс разбит на группы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация, целеполагание, мотивация.

Сообщение темы урока. Учитель предлагает вспомнить ученикам и назвать то, что им известно о дыхании. На основе ответов учащихся заполнить таблицу на доске и в тетрадях первую и вторую графу. Третью графу заполнить в конце урока. :

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

3. Изучение нового материала.

А) Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Английский химик Джозеф Пристли искал разрешения загадки, каким образом улучшается воздух, испорченный дыханием человека и животных. Он поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

После этого Пристли решил испробовать растение.

“Я взял, — писал он, — некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом.

Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….



– Нет, он задыхается…. и умирает, — раздались голоса.

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

3. Почему у хозяйки погибла рассада томатов?

Б) Самостоятельная работа учащихся в группах со справочной литературой и учебниками.

1 группа. В учебнике и справочных пособиях находят информацию о дыхании растений.

Вопросы для 1 группы.

1. Какие органы дыхания есть у растений? (Работа с таблицами. )

2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у растений?

2 группа. Находит информацию о дыхании животных в справочных пособиях.

Вопросы для 2 группы.

1. Какие органы дыхания есть у животных?

2. Какой газ животные поглощают и выделяют при дыхании?

3. Что понимают под дыханием у животных?

После работы со справочными пособиями, дети обсуждают полученные знания и отвечают на вопросы.

Лабораторный опыт.

Продувание углекислого газа, образующегося при дыхании человека, через раствор известковой воды. Этим опытом доказывают его выделение при дыхании человека и животных.

Демонстрационный опыт.

Демонстрация опыта, доказывающего дыхание органов растения.

Закладку опыта и его результат объясняет ученик.

Задание для 1 группы.

Найти соответствие между органами дыхания животных и растений по выполняемым функциям.

Задание для 2 группы.

Сконструировать модель дыхательной системы животных.

Ответы на вопросы, которые были поставлены в начале урока.

Закрепление.

Задание для учащихся даётся дифференцировано.

Вариант 1.

Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 

4. В какое время суток происходит?

Днём

 

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

 

Вариант 2.

Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

 

 

2. Какой газ поглощается?

 

 

3. Какой газ выделяется?

 

 

4. В какое время суток происходит?

 

 

5. Что происходит с органическими веществами?

 

 

6. Энергия накапливается или выделяется?

 

 

Вариант 3.

Для каждого процесса жизнедеятельности выберите соответствующие характеристики.

1. Процессы жизнедеятельности.

1. 1. Дыхание.

1. 2. Фотосинтез.

2. Характеристика процесса.

2. 1. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

2. 2. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

2. 3. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

2. 4. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

3. Клетки, осуществляющие процесс.

3. 1. Процесс осуществляется клетками мякоти листа с хлорофилловыми зёрнами.

3. 2. Процесс осуществляется через устьица.

3. 3. Процесс осуществляется через устьица и чечевички.

3. 4. Процесс осуществляется через клетки с корневыми волосками.

4. Тип ткани.

4. 1. Клетки относятся к покровной ткани.

4. 2. Клетки располагаются в зоне всасывания покровной ткани.

4. 3. Клетки относятся к питающей (ассимиляционной) ткани.

5. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

5. 1. В процессе участвуют листья.

5. 2. В процессе участвует корень.

5. 3. В процессе участвуют корень, листья,стебель.

6. Время суток.

6. 1. Процесс протекает в течение суток.

6. 2. Процесс происходит днём на свету.

Заполнение графы в таблице “Узнал”.

Домашнее задание (на выбор).

1. Написать сочинение-миниатюру “Моё путешествие по растению”.

2. Прочитать текст учебника








sitemap
sitemap