дополнительная образовательная программа Друзья природы



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя общеобразовательная школа

Согласовано Утверждена

с экспертным советом приказом

от________за №_______ от_________ за №

по МБОУ Ужовской СОШ

Дополнительная образовательная

программа

«Друзья природы »

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Для обучающихся 7-11 классов

Срок реализации 3 года

Ф.И.О. (автора) Чивкунова Елена Викторовна

Починковский р-н

п. Ужовка

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии МБ ОУ «Ужовская СОШ» Чивкуновой Е.В. на основе опыта внеклассной работы по экологии и имеет эколого-биологическую направленность.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Цель экологического кружка — научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу обучающихся 7 – 11 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Программа экологического кружка рассчитана на 3 года –102 часа. Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки п. Ужовка и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают историю родного края, историю школы, демографическую обстановку поселка. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

1. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

2. В связи с тем, что многие обучающиеся в городах, в деревнях знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

3. Во внеклассной работе обучающиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.) Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

При защите исследовательской работы обучающиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы — результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам (литературы, истории…)

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают обучающиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разно уровневое решение одних и тех же проблем.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Снегири». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Цель и задачи программы.

Целью данной программы является научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Основные задачи программы:

1. Воспитание экологически грамотного человека.

Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».

Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

Научить учащихся пользоваться научной литературой.

Научить любить природу, правильно её использовать.

Обучающие задачи:

Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам.

Изучать растительный и животный мир родного края.

Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования.

Научить выполнению учебно-исследовательских работ.

Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности;

Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.

Воспитательные задачи:

Сформировать бережное отношение к природе;

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

Воспитание себя как личности, способной к саморегуляции;

Воспитание в себе духовно-нравственных качеств, восприятие себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, химии, физики.

Организация образовательного процесса.

Сроки реализации программы 3 года. Программа рассчитана на детей 12-16 лет. Режим занятий: (1 час в неделю). Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

Места проведения занятий:

— кабинет биологии;

— кабинет химии;

— экскурсии в природе

Ожидаемый результат

В ходе реализации программы учащиеся должны знать:

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

глобальные экологические проблемы;

экологическую ситуацию Ужовки и её окрестностей;

демографическую обстановку Ужовки;

историю поселка Ужовка;

свою родословную;

разнообразие растений и животных;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Нижегородской области, Починковского района;

редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

физиологические основы закаливания;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

оценивать экологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять родословную;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

выполнять учебные рефераты, презентации;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки поделок из природных материалов;

фотовыставки;

учебно-исследовательские конференции;

соревнования, КВН;

выставки планшетов;

демонстрация презентаций, экологических представлений;

участие в областных конкурсах.

Отслеживание результативности освоения образовательной программы.

Системное отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях кружка. Одним из критериев оценки освоения программы является активное участие в выполнении творческих заданий, создание презентаций, участие в выставках и конкурсах.

Учебно-тематический план

кружка «Друзья природы»

п/п

Темы занятий

Всего

часов

Кол-во часов

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25,26

27

28,29

30,31

32

33

34

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap