доклад на педсовете по проблемным технологиям



  Проблемное обучение

 Д. Дьюи

Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Теоретические положения.

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:

создание проблемных ситуаций,

обучение учащихся в процессе решения проблем,

сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Схема проблемного обучения: 1) постановка проблемной задачи, создание проблемной ситуации; 2) осознание, принятие проблемы; 3) решение проблемы.

Основные психологические условия:

Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний

Быть доступна для учащихся

Должна вызывать соответственную познавательную деятельность и активность

Задания должны быть такими, чтобы учащиеся не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для анализа проблемы.

Применение проблемного подхода на уроках физики.

Проблемный подход при изучении нового материала.

Демонстрация опыта, фрагмента фильма перед объяснением (конвекция, диффузия, явление электромагнитной индукции и т.д.)

При введении новых формул сравнение их с ранее изученными и одинаковыми с математической точки зрения (например, при изучении закона Кулона напомнить закон Всемирного тяготения; при изучении закона электромагнитной индукции ε = — Δφ/Δt, напомнить похожие с математической точки зрения vx = x/Δt, I = Δq/Δt и т. д. Здесь можно подчеркнуть, что эти формулы определяют постоянные ε, v, I. А если речь идет об изменяющихся со временем величин, то нужно использовать понятие произвоной)

Изучение нового материала путем сравнения изучаемых понятий ( например, в 8 классе изучение последовательного и параллельного соединения проводников можно ввести на одном уроке. В этом случае на одной части доски привести схему, законы последовательного, а на другой части — параллельного соединения проводников).

Проблемный подход при решении задач.

Задачи без вопроса. ( С.М. Новиков, Педагогическая академия, курсы переподготовки). Например, при решении задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту, после формулировки условия учащимся предлагается найти, все, что они могут найти. Здесь применяется и дифференцированный метод , т. к. каждый ученик решает посильную для себя задачу.

Оценить данные задачи и полученный результат (например, мячик подброшен на высоту 5м. А можно ли подбросить мячик на такую высоту?)

Сравнение физического процесса, указанного в задаче, с похожими физическими процессами (например, при решении задач на движение заряженной частицы в поле конденсатора напомнить ученикам про движение тела, брошенного под углом к горизонту; вращение заряженной частицы вокруг неподвижного заряда сравнить с движением искусственных спутников Земли).

Сравнение графиков (например, график зависимости координаты от времени при равнрмерном движении имеет такой же вид, как и графк зависимости скорости от времени при равноускоренном движении и график зависимости магнитного потока от времени при равномерном изменении магнитного потока и т.д.)

Разные физические явления – один математический подход (например, нахождение условий, при которых физическая величина принимает минимальное или максимальное значение).

Проблемный подход при выполнении лабораторных работ.

Оценка достоверности результата

Дополнительные задания (например, при выполнении лабораторной работы в 7 классе на выяснение условий плавания тела, можно попросить сравнить массу тела и массу вытесненной жидкости)

Сравнение графиков, построенных в ходе работы( например при выполнении лабораторного практикума попросить сравнить графики отвердевания кристаллического, аморфного тела и переохлажденной жидкости).

Постановка проблемного вопроса и его разрешение может стать темой исследовательской работы.

Например, во многих задачах 9 класса есть фраза: « Тело брошено со скоростью 20м/с….».

А можно ли бросить тело с такой скоростью? С какой скоростью можно бросить тело?

Для ответа на эти вопросы нужно произвести необходимые измерения на уроках физкультуры, воспользоваться знаниями из метематики.

Список литературы:

http://festival.1september.ru/articles/584779/

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/statya-problemnoe-obuchenie-na-urokah-fiziki

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,66123/Itemid,118/

http://paidagogos.com/?p=108

Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. — М.: Просвещение. 1993. — 202 с



 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение. 1997. — 214 с.

Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. — Казань: ТБК. 1999.- 237 с.








sitemap
sitemap