доклад к семинару завучей по теме Школа нового поколения опыт образовательной эффективн



2012

Мирзаева Наида Назимовна

МБОУ «Гимназия №3»

12.12.2012

Школа нового поколения – опыт образовательной эффективности

Семинар заместителей директоров школ города Дербента

«Школа нового поколения – опыт образовательной эффективности»

Доклад зам. директора

УВР МБОУ «Гимназия №3»

Мирзаевой Наиды Назимовны

Мы не управляем качеством преподавания.

Мы управляем началом отношений между людьми и средой, в которой они действуют.

В нашей гимназии как образовательном учреждении инновационного типа потребность оценивать результаты собственного педагогического и управленческого труда с целью прогнозирования ее дальнейшего динамического движения сформировалась давно, в 2007 г. – спустя год после того, как школа встала на путь эксперимента. Коллектив взял курс на непрерывное саморазвитие и создание саморазвивающейся педагогической системы, основанной на высоком уровне аналитической деятельности. Глубоко, на основе системного подхода, анализировать сущность педагогического явления, урока, педагогического процесса в целом учились и учатся все: учителя, руководители методических объединений, заместители, директор, ведь для того, чтобы эффективно воздействовать на объект, надо очень хорошо знать, что с ним происходит.

Задача заключается в том, чтобы описать школу нового поколения как школу, задавшую другую философию, а значит, принципиально новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к школе существующего типа. Это значит, что необходимо предельно внятно описать те образовательные приоритеты, которые лежат в основании всей деятельности этой школы и наличие, которых позволяет говорить о том, что мы имеем дело с действительно новым поколением школы как исторически развивающейся реальности – в том смысле, в каком мы говорим о появлении нового поколения компьютерной или другой техники. Вместе с тем школа нового поколения – школа, которую нельзя «сочинить», как некую педагогическую утопию. Это школа, которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих школ и в инновационной деятельности наиболее талантливых школьных педагогов. Для нас это школа, которая реально формировалась на протяжении последних пяти лет в деятельности самых разных учителей. Задача заключается в том, чтобы распознать и поддержать уже существующие ростки этой школы нового поколения и на этом основании создать организационные условия для того, чтобы школа нового поколения стала более отчетливым фактом образовательной жизни; чтобы наметки и предположения этой школы реализовались в формате некоего организационно оформленного целого, стали основой создания некоторых системных прецедентов такого рода школы и в конечном итоге основой для возникновения принципиально нового школьного мироустройства и миропорядка. На наш взгляд, речь может идти о трех группах образовательных приоритетов, задающих формат и определяющих специфику этой находящейся в процессе своего рождения школы нового поколения. Это – приоритеты, ориентированные на развитие трех ключевых векторов: субъектности, диалога и развития.

Вектор субъектности направлен на максимальное развитие человеческой индивидуальности, на развитие и осознание собственного я, на движение и осознание и развитие «самости» ребенка, «самости» учителя и «самости» собственно образовательного процесса.

Вектор диалога направлен на становление и развитие способности к взаимодействию «самостей». Развитое «Я» несет в себе базовую потребность быть услышанным. Чем более развита человеческая субъектность, тем в большей степени, требуется специальная образовательная деятельность по развитию «усилия к другому», тем в большей степени требуется построение диалогического взаимодействия личностей и культур.

Вектор развития – интегральный вектор, свидетельствующий о том, что в процессе образования происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия, а также непрерывное развитие самих школьных образовательных практик и школ как целостных педагогических организмов.

I.ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ

Школа нового поколения — школа мышления. Принципиальный вопрос: что является более важным – сумма усвоенных знаний или сама способность мыслить, позволяющая создавать новое знание? Традиционный тип школы ориентирован на то, что высшей ценностью и высшим результатом школьного обучения является некоторая сумма усвоенных учеником знаний. Но чем больше у человека развито мышление, тем в большей мере он будет любое внешнее знание воспринимать на свой лад. Будет создавать мир своего, субъективного знания по отношению к любым внешним информационным посылам. Другая сторона дела состоит в том, что количество наиболее ценных знаний растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Отсюда нарастает противоречие между общим количеством созданных и накопленных человечеством знаний и возможностью определиться с тем, какие из них могут быть положены в фундамент общего образования. Таким образом, ключевой образовательный вопрос новой школы заключается не в том, насколько хорошо и успешно усвоил ученик некую «учебно заданную» систему знаний, и не то, каков объём знаний, а то, насколько образовательное взаимодействие с теми или иными заданными знаниями сформировала у ученика способность мыслить, вырабатывать свое собственное, личностное знание, вести продуктивную исследовательскую деятельность, выстраивать свою собственную, личностную траекторию в мире человеческой культуры. Следовательно, и центральным предметом экспертизы качества образования должна быть не сумма знаний, а «сумма» мышления: то в какой мере у выпускников школы сформированы продуктивные мыслительные способности, способности к порождению нового знания, способности к работе в открытых информационных и культурных средах. Человек свободен ровно в той мере, в какой у него развит инструмент мышления – инструмент выстраивания собственного видения информационных потоков. Одна из важнейших проблем в работе с информационными потоками – способность отличать достоверную информацию от недостоверной, что особенно актуально в условиях информационно открытой цивилизации, цивилизации ИНТЕРНЕТ. Единственный инструмент, с помощью которого возможно это различение, — мышление. Как тестировать качество развития мышления, если именно на это переносится основной образовательный акцент, — в значительной мере открытый вопрос. Решить эту задачу мы решили с помощью формата PIZA, TIMSS, ШТУР, ЕГЭ и ГИА. Мы считаем, что школа должна готовить ребенка по этим измерительным материалам. У нас сложился определенный опыт в этой сфере. Ещё задолго до введения ФГОС на территории Дагестана наша гимназия стала проводить учебные сессии: зимнюю и весеннюю. Первоначальной целью было диагностирование того самого уровня мышления наших гимназистов.

Первые результаты были печальными. Очень много было споров о том, а стоит ли это все проводить, если в результате дети получали только «2» и «3». Многие опытные учителя ставили под вопрос целесообразность этих мероприятий. Мы стали искать пути решения этой проблемы. Ответ был на поверхности: сумма знаний определенная у учеников есть, а вот насколько умело своевременно они могут её применить? Было решено: использовать результаты международных сравнительных исследований в управлении качеством образования.

Основная цель: оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Исследование TIMSS и PISA

Оценка качества математического и естественнонаучного образования в основной и средней школе (5, 9 и 11 классы)

Оценка качества чтения и понимания текста учащимися основной школы (5-6 класс)

Выявление динамики в результатах (2008,2009,2010,2011,2012)

Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах

Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных ситуациях, использовать математические понятия, методы, факты и инструменты для описания, объяснения и прогнозирования явлений. Она помогает человеку понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, необходимые для конструктивного, активного и размышляющего гражданина. Основное содержание математической грамотности включает в себя:

Пространство и форма — пространственные и плоские геометрические формы и отношения

Изменения и зависимости – описание зависимостей между переменными

Количество – числа и отношения между ними

Неопределенность – вероятностные и статистические явления и зависимости

Комплексная работа направлена на выявление у учащихся сформированности умений:

— читать и понимать различные тексты, включая и учебные;

работать с информацией, представленной в различной форме;

— использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).

Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)

Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)

Основные показатели, по которым представляются результаты

Успешность сформированности умений работать с текстом.

Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.

Школа нового поколения – школа творчества, школа креативности. Она ориентирована на развитие в ребенке способности создавать новое ( в том числе новое знание), а не просто осваивать существующие образцы. Она сознательно делает акцент на приоритете творческого начала в человеке, подчеркивает в человеке творца, а не возможности исполнителя. Этим философия школы нового поколения существенно отличается от философии традиционной школы. Примерный ученик согласно философии традиционной школы – ученик, прилежно исполняющий учебные задания. Спору нет, быть хорошим исполнителем – это очень важная человеческая способность. Но исполнительность, пренебрегающая субъектностью ученика, унижает его достоинство и вызывает у ребенка протестное поведение. И он становится разгильдяем, поскольку в нем нарушено самоуважение. Если же в ребенке поддерживается потребность и способность порождать собственную деятельность, если в нем всячески развивается способность создавать, а не просто воспроизводить, то ребенок с легкостью будет выполнять и любую рутинную работу. Ребенок развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире. К сожалению, довольно часто наше школьное образование не столько развивает, сколько тормозит эту способность. В том случае, когда мы требуем от ребенка простого выучивания и повторения чужого знания. Сегодня педагоги нашей школы пробуют преломить эту ситуацию с помощью образовательной системы «Школа-2100». Она помогает учителю порождать способность ребенка видеть мир своими глазами, собственным пониманием. Школа 2100 – это школа нового поколения.

Главные задачи новых «инструментов» системы 2100:

1. Помочь самостоятельной систематизации знаний учениками – построению ими своей картины мира в виде ответов на актуальные в каждом возрасте вопросы.

2.Обеспечить учителя инструментарием для организации самостоятельной деятельности детей.

Основными технологиями ОС «Школа 2100» являются.

Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела)

Урок по комплексу технологий «Школы 2100» помогает:

организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат;

добывать, преобразовывать и представлять информацию;

доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща;

оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности;

Приоритет образовательных потребностей личности над суммой «образовательных необходимостей».

Школа нового поколения – это школа развития образовательных потребностей. Традиционная школа исходит из того, что содержание образования определяется нуждами социума, но не потребностями личности. Однако в современном мире все более отчетливо проявляется принципиально новая тенденция: социум заинтересован в гибкой, динамичной личности, чье образование соответствует её собственным глубинным потребностям.

Школа нового поколения ориентирована на формирование и развитие образовательных потребностей ребенка. Выпускник школы нового поколения – человек с развитой системой образовательных потребностей. Его образовательные потребности не только не угасли, но приобрели за время учебы более разветвленный, сложный, многоуровневый и яркий характер. Притом это его личные, индивидуальные образовательные потребности, обладающие абсолютно неповторимым индивидуальным профилем.

В гимназии создана система профориентационной работы по следующим этапам: изучение социального заказа (рынок труда, рекомендации родителей, предложения ВУЗов); анализ возможностей школы; профориентационная диагностика учащихся по 6 методикам, работа с родителями на родительских собраниях и в режиме индивидуальных консультаций, проведение элективных курсов в 9 классе «Человек и профессия», «Информационная подготовка», «Правовая культура», «Введение в экономику», «Основы медицины», индивидуальные консультации учащихся, формирование предпрофильных групп, дальнейшее психологическое сопровождение профильных групп.

Реализация идеи профильности образования на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Именно поэтому в гимназии организовано предпрофильное обучение (подготовка) для выпускников основной ступени через курсы по выбору, способствующие самоопределению учащихся. Основная функция этих курсов – профориентационная.

Наличие в учебном плане гимназии спецкурсов и факультативов по выбору и часов интенсива является важным показателем, отражающим высокий уровень индивидуализации и дифференциации образовательного процесса гимназии.

Мы сегодня имеем приближенную модель индивидуального профилирования. У нас один двухпрофильный класс. Где учится 16 человек. Конечно, в группе с восемью уч-ся легче реализовать индивидуальные потребности, но наша цель добиться возможности построения индивидуальной образовательной траектории обучения, т. е. ИУП. Это важнейший критерий эффективности школы, то в какой степени происходит развитие и усложнение образовательных потребностей ребенка, в какой степени происходит развитие и усложнение детских образовательных «хочу». Мы детально отслеживаем развитие профильных возможностей и достижений наших уч-ся в дневниках наблюдений профильного обучения. Чтобы нагрузив ребенка массой учебной информации и подготовив более или менее к аттестационным результатам не подавить спектр его живых образовательных потребностей, спектр его образовательных «хочу» и «могу» мы диагностируем этот процесс не только с помощью знаниевых экзаменов. Важнейшим измерителем уровня сформированности образовательного интереса становится портфолио – папка достижений в области интересов ребенка. Это достижения и в спорте, и в науке, и в искусстве.

Благодаря введению портфолио происходит перенос педагогического ударения с оценки учителя на самооценку школьника. Цель проекта – внедрение портфолио в образовательное пространство гимназии как одна из возможностей и предпосылок для успешной социализации гимназического сообщества.

II.ВЕКТОР ДИАЛОГА

Школа нового поколения – это школа диалога. Её философия строится на соразмерности позиций учителя и ученика, на соразмерности ученика и мира, ученика и культуры. Только признание такой принципиальной соразмерности позволяет строить школу диалога. В традиционной школе задача учителя – донести до ребенка некую информацию, задача ребенка – усвоить её. Такая школа заведомо линейна, содержанием образования в ней является информация, а в школе нового поколения содержанием образования должен стать сам диалог между педагогом и учеником. И развитие позиции учителя станет условием развития позиции ученика, а развитие позиции ученика условием развития позиции учителя. Диалог не просто обмен репликами, это встреча несовпадающих позиций друг с другом. Диалог это движение к пониманию от непонимания. Движение к другому, который заведомо не есть ты и который никогда не станет тобой, при этом сохранит свою суверенность. Но в этом и состоит ценность диалога: это не подчинение чужого мнения своему, а непрерывное удержание дистанции между несовпадающими позициями и развитие собственной позиции в пространстве открывающегося зазора. Искусство диалога – самое трудное и важное образовательное искусство. И именно потому в той мере, в какой он случается, а случается он в мере педагогической компетентности педагога, прежде всего, мы можем говорить о возникновении школы нового поколения. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяет его эффективность, т.е. качество. Использование личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Главной задачей учителя становится мотивирование школьников на проявление инициативы и самостоятельности. Через самостоятельную деятельность школьник сможет реализовать свои способности и интересы, т.е. учитель создает условия, «развивающую среду» для самореализации и саморазвития ученика.

Мы не можем сегодня с гордостью заявлять, что мы школа диалога, но мы стремимся к этому. И профессионалы своего дела Абиева Дилара Яшаровна, Султанова Анна Сейрановна, Асланова Малахат Абдулкафаровна и многие другие попытаются вам сегодня свои первые навыки показать.

Школа нового поколения это принципиально деятельностная школа и успешное управление – это управление целенаправленным движением гимназического коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач. Мы моделируем «проблемное управленческое поле», в котором выстраиваем систему оперативных, тактических и стратегических целей. Без управленческого предвидения не состоится мотивация коллектива на цели и задачи, на успешное их достижение и решение. Как известно, успех окрыляет человека и обеспечивает формирование у него желания повторить его в новых делах, т.е. успешное управление – это инновационное управление успехами отдельных людей.

Ведущие принципы, которыми руководствуется администрация управления гимназии, – это принципы гуманизации и демократизации управления школой. Философию гимназии выражают 4 слова: чувствовать, думать, знать, творить.

Мы ориентируемся на ценности демократического, гуманного, личностно-ориентированного, адресного и развивающего управления, нацеленного на конечный результат. Руководитель гимназии призван быть генератором идей, чувствовать перемены, творить современную гимназию в сотрудничестве с коллегами.

Новой ценностью для нас становится неформальное, мягкое, «командное» управление: речь идет не об администрировании с присущими ему жесткими командами, а о работе управленцев как единой команды.

Основными мотивами-стимулами для педагогического и ученического коллективов выступают:

1)особый климат гимназии – дух школы, уникальный стиль межличностных отношений;

2)нацеленность на успех:

— создание ситуаций успеха для каждого ученика образовательного процесса;

— дух оптимизма;

— активность;

— уверенность в своих силах;

— желание и умение рисковать, умеренный авантюризм;

3)внимательное отношение к достижениям всех и каждого, гордость за малые и большие победы, широкая гласность;

4)культивирование духа корпоративности – гордости быть учителем и учеником гимназии;

5)творческая среда школы, которая стимулирует поиск, эксперимент, позволяет мечтать, ставить цели и достигать их, делать «невозможное» возможным;

6)поддержка любой инициативы.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, мы выделяем следующие факторы эффективного управления гимназией:

-наличие условий, мотивирующих коллектив к достижению максимально возможных результатов;

-наличие условий, позволяющих обеспечить высокую степень удовлетворенности участников образовательного процесса результатами деятельности;

-информированность педагогов и учащихся о результатах совместной деятельности;

-соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям учащихся и образовательным интересам социума;

-соответствие ценностей, норм, традиций, школьной культуры философии школы, ценностям и целям ее развития;

-принятие школьным коллективом общих целей совместной деятельности;

-осознание педагогами диалога как важнейшей ценности;

-согласованное понимание нынешних требований к школе и их изменения в будущем;

-знание и согласованное видение главных проблем школы;

-владение технологией освоения новшеств

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Школа нового поколения – школа реального действия. Одна из ключевых проблем традиционной школы это её акцент на книжной учености, точнее, на учености « кем-то» написанного учебника. Традиционная школа оторвана от жизни. Поэтому одна из ключевых тенденций школы нового поколения – выстраивание её содержания как соразмерного содержанию реальной жизни в её реальной сложности и проблемности. У школы нового поколения максимально развит опыт вхождения в реальную жизнь, в реальные производственные и социальные отношения, в реальную культурную коммуникацию. В этой школе максимально развита проектная деятельность, направленная на развитие опыта взаимодействия с реальной проблематикой производства и культуры. Опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание реального опыта – более важная задача, нежели чисто учебное существование в границах классно- урочной системы. Важнейшим показателем эффективности новой школы является её действенная продуктивность, создаваемые во взаимодействии взрослых и детей реальные продукты. Чем сложнее, разнообразнее, актуальнее для реальной жизни и культуры, создаваемые во внутришкольной деятельности продукты, тем выше образовательная эффективность школы. Перечислю её основные продуктивные формы деятельности:

Школьная исследовательская деятельность, осуществляемая во взаимодействии с профессиональными предпочтениями;

Школьная производственная деятельность, осуществляемая через реальное погружение в технически оснащенное производство;

Школьная издательская деятельность;

Школьная сценическая деятельность, осуществляемая через погружение в репетиционный процесс.

Нарастающая продуктивность ребенка, педагога и школы в целом – важнейший показатель их полноценного развития. Поэтому важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения оказывается то, в какой мере нарастает её продуктивность, и усложняются формы взаимодействия с реальной жизнью.

Приведем примеры лишь некоторых проектов нашей гимназии, направленных на формирование межкультурной (включая этнокультурную) компетентности в условиях многокультурного сообщества и способствующих социализации гимназистов.

«СОДРУЖЕСТВО» – международное сотрудничество учителей и школьников России и Азербайджана. Педагоги и гимназисты участвовали и были сокоординаторами в международных конференциях по темам «Эпос Деде Коргуд», «Дербент и Баку – многовековая дружба России и Азербайджана», «Мирза Казем Бек – свет с Востока». Организованы две крупные учебные экскурсии в Баку, в Кавказский Университет. Получены гранты на поступление в Кавказский Университет. Посредством иностранного языка (английского) идет развитие не только толерантности школьников, но и мультикультурности, осознание себя частью национального и мирового сообщества, приобретение опыта общения с представителями иных культур, более глубокое осознание своей культуры, возможность диалогического восхождения к другим культурам.

Ежегодный школьный проект «МУЗЫКАЛЬНО — ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН» направлен на приобщение школьников к истории и культуре своей страны через различные виды искусства, воспитание эстетики, формирование культурологического мышления. Театральные труппы готовят спектакли на разных языках (английском, русском, азербайджанском), сами шьют костюмы, изготавливают афиши. Зрители (родители и ученики) получают огромное удовольствие от концертов хореографического ансамбля «ГАЛА», а также вокальных номеров наших юных артистов.

Проект «ЭКСПЕДИЦИЯ» готовит гимназистов быть активными членами научного общества. Гимназисты – активные экспедиторы полевых научно-исследовательских работ, лучшие исследователи и победители научно-исследовательских конкурсов на муниципальном – всероссийском уровнях.

Уже пять лет экспедиция «Альфа-Омега» на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей – это задача, с которой школы, как правило, не справляются. Да это и понятно – как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставляя читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? В «Альфе-Омеге» считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и «вытаскивать» на дикую природу. Здесь можно научить настоящей биологии, географии, химии, физике и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной. Принцип простой: дайте детям пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, – и тогда они к ней сами потянутся.

Детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц – и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике, оказывается, по силам каждому. То есть суть и основа проводимой «Альфой-Омегой» работы – это обучение школьников методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе.

Экспедиция учит детей тому, чему их в школе не научишь. Очень трудно объяснять что-либо на пальцах – гораздо проще ребенку что-то показать. А как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снежного покрова? Вот и получается, что физика и химия в школе не мыслима без практических работ и опытов, а география и биология так и остаются для школьников сухими и неинтересными предметами. Про них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаются в показе реальных объектов. Если этого не делать, не выводить детей хотя бы в ближайший парк или на речку, трудно добиться каких-либо конкретных результатов, кроме знания теории на «пять».

Школа нового поколения – школа смысла, для неё ключевой вопрос – вопрос «в чем смысл?». В основании деятельности педагога школы нового поколения лежат нравственные, смысловые ориентиры. Поле смыслов и ценностей – это то, что вырабатывается изнутри, в процессе выхода на некоторые предельные вопросы. Педагог, у которого проработано смысловое поле деятельности, опирается не на требования внешней конъюнктуры, не на внешний заказ, а на собственную – выстраданную педагогическую философию. Педагог действует в согласии с требованиями педагогической совести и смысла, а не в согласии с тем, что от него требует внешняя цель или внешняя инструкция. Эти предельные ценности и смыслы в нем, разумеется, развиваются – в той мере, в какой являются для него предметом рефлексии. И само развитие его педагогической деятельности происходит в соответствии с его представлениями о смысле.

Школа нового поколения – школа развития педагогических смыслов и школа развития с опорой на педагогические смыслы. Рефлексия нравственных ценностей, творение и разворачивание педагогической философии, представлений о предельных ценностях, лежащих в основании того или иного педагогического действия, оказывается наиболее глубоким основанием развития школы. Именно педагоги нашей школы – наша педагогическая философия. Мудрое слово, опыт образовательной эффективности Рагимовой Валентины Константиновны, Лагутиной Галины Алексеевны, Магомедовой Шамсият Сулеймановны, Аслановой Малахат Абдулкафаровны; пытливый ум, опыт энергичной целесообразности и таланта Юсуфовой Гюльмиры Адильевны, Абиевой Дилары Яшаровны, Османовой Тараны Залетдиновны, Наджафовой Мехрибан Тагировны ; молодой проницательный взгляд на философию педагогики Султановой Анны Сейрановны, Абасовой Айбике Аликрамовны, Набиевой Раисы Садуллаевны и многих других педагогов и воспитателей составляют ту нравственно-педагогическую способность к ценностному самосостоянию, независимость от внешнего целеполагания, ориентированность на пространство собственно смыслов школы нового поколения.

Школа – нового поколения школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования, школа с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании. Ключевым здесь является саморазвитие, самообразование, т.е. импульс школьного развития находится не вне школы, а в ней самой, в тех проблемных полях, которые создаются самой педагогической повседневностью.

Любая проблема, возникающая в процессе взаимодействия взрослого и ребенка, для такой школы – ценность, поскольку заставляет задумываться и искать нестандартные пути разрешения этой проблемы. Для традиционного учителя и традиционной школы ценен непроблемный ребенок, потому, что только такой ребенок более или менее успешно вписывается в стандартизированные формы учебного процесса. Если же ребенок не вписывается в отработанный образовательный процесс – всегда есть надежда, на какие – то универсальные схемы. Для школы нового поколения проблемный ребенок (или одаренный, нестандартный) – абсолютная ценность, потому, что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком, — стимул педагогического развития и педагогического творчества, побуждение к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы. Тот, кто считает, что в нашей школе легко работать, тот глубоко ошибается. Чем больше возможностей у школы, тем больше требований к ней.

Поэтому важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения является готовность и желание педагогов работать с проблемами, из чего только и произрастает подлинное саморазвитие ШКОЛЫ.

Гимназия на протяжении многих лет реализует программу «Одаренные дети». В нашем понимании это дети, обладающие высокими интеллектуальными, творческими, художественными, физическими, социально-коммуникативными способностями. Но большей частью это неудобные дети. Цель программы – создание условий для оптимального развития этих детей. Одним из результатов реализации программы является рост количества участников и победителей в разнообразных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках и проектах различного уровня, что говорит о создании благоприятных условий для развития одаренных детей.

За последние три года количество лауреатов и победителей стабильно растет. Работы, отправленные на всероссийские НПК, и выступления школьников на городском уровне подтверждают высокий уровень подготовки школьниками научно-исследовательских работ. Объективная оценка городских комиссий должна способствовать мотивации школьников к НИР и открывать двери гимназистам для представления работ на других, более высоких уровнях. Кол-во победителей и лауреатов городских, региональных, всероссийских и международных конференций значительно выросло. Учителя и школьники активно принимают участие во ВНПК «Юность, Наука, Культура», «Национальное Достояние России», «Первые шаги в науке», «Леонардо», «Шаг в будущее». Впервые в 2012 г. на Всероссийском конкурсе «Национальное Достояние России» (Рзаев Эктирам ученик 9 класса научный руководитель Мирзаева Н.Н.) получили Золотую и Серебряную медаль(1 место).

Оптимизационный подход в нашей работе характеризуется 3 принципами: системность, конкретность и мера.

Гимназию отличает особая атмосфера тепла и творчества гимназического сообщества педагогов, гимназистов и родителей, стремление к постоянному совершенствованию, решение вопросов через систему самоуправления гимназистов.

Достижения гимназии в интеллектуальной, творческой, социальной деятельности – это колоссальный труд и вклад каждого для развития и процветания замечательного «Храма», где учатся не для школы, а для жизни, где пишут историю сами, поддерживают и одобряют друг друга. Об этом свидетельствуют наши первые публикации: газета «1сентября»-2 исследовательские работы Клестова Виктора(11 класс) и Шахбазова Михрали (11 класс), «Национальное достояние России»- сборник тезисов исследовательских работ уч-ся 9-11 классов Кидирниязовой Лейлы, Рзаева Эктирама, Клестова Виктора, Мамедова Эльгара, Гусейнова Алиаскера, Фестиваль открытых уроков — урок Мирзаевой Наиды Назимовны «СССР в 1964-1985», Фестиваль русского языка им. Шолохова — исследовательская работа Кидирниязовой Лейлы, а также методические материалы на мини сайте Мирзаевой Н.Н. nsportal.ru

Сегодня гимназия продолжает совершенствовать образовательное пространство школы нового поколения в режиме «полного дня», которое наиболее эффективно содействует актуализации, развитию и проявлению каждым ребенком и педагогом своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к диалогу, к нравственной и творческой реализации своих возможностей.



sitemap
sitemap