дебаты теория



Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы: • на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством• на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики• на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды



С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

налоги (включая взносы на социальное страхование);

прибыль государственных предприятий;

сеньораж (доход от эмиссии денег);

доходы от приватизации.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного

бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

        Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и,

следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

        Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы

происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

        Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита

государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

        Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в

период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

                 Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

        Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется,

т.е. это неинфляционный способ финансирования

        Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение

(продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

        По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать

государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

        Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является

неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса».  Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее  не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

        Существенным недостатком долгового способа финансирования является

«эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

        Долговой способ финансирования  дефицита государственного бюджета

может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. 

Вспомним тождество инъекций и изъятий:        I + G + Ex = S + T + Im

где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем:                                    (G – Т) = (S  I) + (Im  Ex)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает  дефицит торгового баланса.   

             Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

        Возможность получения крупных сумм

        Неинфляционный характер

Недостатки:

        Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как

самой суммы долга, так и процентов по долгу)

        Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего

долга

        Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты

внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

        При дефиците платежного баланса возможность истощения

золотовалютных резервов страны

            Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.



«Сеньораж» как способ покрытия дефицита бюджета



Еслиобратиться к истории, сеньораж возник еще в феодальную эпоху: во времена моно-и биметаллического обращения сюзерен (сеньор) получал исключительное правочеканить деньги. И разницу между номиналом и реальным содержанием серебра илизолота каждый такой сеньор забирал себе в качестве налога, отсюда и само слово– сеньораж. Где-то в ХVI веке функцию чеканки денег взяли на себя короли.

Проблемасостояла в том, что они имели право выпускать сколько угодно денег. Когда ихоказывалось в несколько раз больше, чем товаров, росли цены. Поэтому вэкономическом смысле сеньораж – это инфляционный налог. [5]

Если подробнее, то в случае монетизации дефицита(то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж– доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышениятемпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит кповышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платятсвоеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользугосударства через возросшие цены.

Кслову, стоит привести еще факт из этой сферы. Экспансия доллара позволяетСоединенным Штатам получать так называемый сеньораж – доход, возникающей изразницы между покупательной способностью эмитированный валютой и стоимостью ееэмиссии. Скажем, печатание 100-долларовой купюры обходится менее чем в $0,5, аее покупательная способность равна как раз $100. Следовательно, $99,5составляет чистый доход эмитента, его сеньораж.

Эмиссиябезналичных денег обходится еще дешевле. Фактически электронный рубль, гривнаили доллар не имеют себестоимости, поэтому теоретически прибыль эмитента в этомслучае равна 100%. По мнению известного исследователя истории денег ДжонаВезерфорда, электронный сеньораж станет ключевым фактором в накоплениибогатства и власти в XXI веке. Но автор не склонен рассматривать безналичнуюэмиссию с точки зрения сеньоража. Это было бы уже излишней гиперболизацией идоведением до абсурда этого вопроса. [6]

Ещеодин момент: в странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто являетсяпервостепенным источником доходов.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый«эффект Танзи» – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесенияналоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многихпереходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономическиестимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходитобесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итогедефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системымогут возрасти.

Возьмем, к примеру, федеральный бюджет России на 2007 год.Расходная часть бюджета составляет около 5.5 трлн руб. Это как раз те самыерасходы, которые финансируем мы с вами – граждане российской федерации, иорганизации, зарегистрированные и / или ведущие коммерческуюдеятельность на ее территории. Из собранных налогов выплачиваются пенсии ипособия, жалование чиновникам, а также оплачиваются все расходы, связанные собороной, организацией порядка и мирной жизни граждан. На все это в 2007 годупотребуются те самые 5,5 трлн. рублей, указанные в расходной частигосударственного бюджета. Как видим, сумма вполне сопоставимая с теми самымиинфляционными 3-мя трлн, «допечатанными» в 2006 году (слово «допечатанные» здесьвзято в кавычки, поскольку большая часть денег эмитируется в безналичнойформе). Если же заглянуть в доходную часть бюджета-2007, то примерно 2 трлнпоступят в казну только от таможенных пошлин на вывоз нефти и газа, плюс еще 1трлн. в виде «налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья»– то есть тех же нефти и газа. Итого 3 трлн. Остается добрать всего 2.5 трлн.рублей, из которых тоже не все придется «допечатывать» – достаточно слегкаувеличить ставки акцизов и пошлин для естественных монополистов (разумеется, впределах сумм, которые они уплачиваю в настоящий момент в качестве налога наприбыль, НДС и ЕСН). Конечно, мы здесь рассматриваем только федеральный бюджет,но все вышесказанное в тех или иных пропорциях относится к бюджетам инижестоящих уровней.[7]

Монетизация дефицита государственного бюджета может несопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в другихформах – например, в виде расширения кредитов Центрального Банкагосударственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченныхплатежей.

Отсроченные платежи – способ финансированиябюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, неоплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, топроизводители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможныхнеплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношениипредприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственнофинансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие отмонетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетногодефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственногобюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешнийдолг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, авозможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны,что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этотспособ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБистощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепеннойзадачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

Если правительство избирает эмиссионный способ бюджетногофинансирования, то ЦБ обычно сопровождает свои кредитные ограничения частномусектору введением соответствующих лимитов кредитования государственныхпредприятий и организаций. Без таких лимитов возникает риск полного вытеснениячастного сектора с кредитного рынка и резкого падения инвестиционнойактивности.

Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежныйбаланс в аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицитгосбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.

В результате происходит рост предложения денег, и на руках унаселения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождаетувеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различныефинансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь, приводит к росту цени создает давление на платежный баланс.

Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этихусловиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи «вливания»иностранных валютных резервов, что позволяет стабилизировать денежный рынок.Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышениеуровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем большевалютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительнофиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесияплатежного баланса.

Безусловно,печатание денег – самый доходный вид хозяйственной деятельности. Поэтому вовсех странах мира это монополия государства. У нас она тоже формально государственная,а, по сути, стала частной, поскольку НБУ полностью замкнул на своиведомственные интересы ее использование. Реализуя монополию на право проведенияденежной эмиссии и организации денежного обращения, он скромно записываетприбыль, полученную в результате сопоставления убытков от монет (стоимостьодного только металла заметно превышает номинал монеты, а ведь есть еще расходына чеканку, хранение, транспортировку) и сверхприбыли от печати крупныхбанкнот, в соответствующую часть своего баланса. В бюджет же перечисляетсяприбыль (т.е. разница между доходами и расходами) Нацбанка, а не прибыльконкретно от выпуска денег.

Сразвитием национальных банков и переходом от биметаллического денежногообращения к банкнотно-бумажному изменилась и форма сеньоража: теперь это доходынационального банка, получаемые от передачи на кредитной основе только чтонапечатанных денег коммерческим банкам. Эти доходы накапливаются, за их счетпокрываются затраты самого Нацбанка, а излишки передаются правительству: ведьНБУ, согласно закону, не являемся прибыльной организацией. А вообще, внастоящее время сеньораж существует уже посредством создания резервовкоммерческих банков, а не только как разница между номиналом и себестоимостью.

Вообще,точную цифру доходов любого государства от сеньоража подсчитать невозможно –это информация является государственной тайной. По оценке МВФ, сеньораж вРоссии колеблется (в разные годы по-разному) на уровне 15% Валовогонационального продукта. По приблизительным оценкам специалистов ЦентральногоБанка Нидерландов, сеньораж от эмиссии банкнот и монет в настоящее времясоставляет в ведущих экономически развитых странах 0,28 – 0,66% от ВПП. В тожевремя текущие расходы центральных банков находятся на уровне 0,03 – 0,17% отВВП. В Соединенных Штатах этот показатель был весьма незначительным: сеньоражсоставлял менее 3% общего объема доходов государства. В Италии и Греции, довведения в обращение евро, на сеньораж приходилось более 10% доходовгосударства.

Кслову, европейское статистическое ведомство, Евростат, запретило странам,входящим в еврозону, использовать доход, который возник в процессе обменанациональных валют на евро, для сокращения своих бюджетных дефицитов. Доходы,связанные с эмиссией денег, могли возникнуть, в частности, за счет оседаниячасти выведенных из обращения национальных банкнот и монет у коллекционеров.Если учитывать, что всего в обращение было выпущено около 15 миллиардов банкнотевро и 50 миллиардов монет, то доходы от «сеньоража» во время обмена евро моглисущественно пополнить бюджеты.








sitemap
sitemap