творческий проект Тихая опушка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Творческий проект

по технологии на тему:

« Вышивка крестом. Тихая опушка»

Выполнила: обучающаяся 11 кл МОБУ СОШ № 19 г. Ишимбая

Калимуллина Э. М.

Руководитель проекта: Кузнецова Н. Г.

2011г.

Содержание

Выбор идеи, её обоснование.

История русской вышивки.

Оформление вышивки.

Расположение вышитых картин в интерьере.

Стиль вашего дома и вышитые картины.

Выбор материалов.

План последовательной декоративно-прикладной работы.

Схема вышивки.

Расчет себестоимости декоративно-прикладной работы.

История русской вышивки.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

  Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

   Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

   Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками  в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

    В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8-ми лепестков-лопастей, соединенных в центре.  Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру — Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

   Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

   Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

  Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

   Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

   Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для  молодой, пожилой женщины).

   По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

   Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

   В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

  К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

   Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

   Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

   Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки.Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то, что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра, сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.

Оформление вышивки.

Вышивка — дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел. Обращаясь в багетную мастерскую больше шансов обогатить, т.е. «обагетить» получившееся произведение прикладного искусства.

Для этого существует разные приемы:



Вышивку традиционно оформляют в раму с паспарту, при этом ее можно натянуть на подрамник или наклеить на картон. При этом само оформление может исполняться в паспарту, а может быть и без него. Паспарту подбирается по цветовой гамме к вышивке и, как правило, соответствует цвету основного элемента композиции, или цвету фона.

В случае если вышивка оформляется без паспарту важно не ошибиться в подборе рамы. Самая распространенная ошибка на этапе подбора багета – в попытке сэкономить на оформлении, рукодельница выбирает узкие профили, в результате чего вышивка становится «зажатой» в раме. Правильнее подбирать раму достаточно широкую, но пропорциональную изображению или собрать сочетание двух-трех видов багета.

Еще вышивку нежелательно прятать под стекло, потому что под стеклом пропадает ощущение фактуры материала. Но почти всегда в этом случае становиться крайне актуальным вопрос об уходе за работой. А вот если вышивка оформляется с паспарту, то стекло обязательно нужно положить поверх вышивки, оно защитит не только вышивку, но и паспарту.

Как правило, вышивка оформляется путем натяжки или наклейки ее на картон. К сожалению, соблюсти ровную линию нити практически невозможно из-за подвижности ткани, но мастер деликатно расправит вышивку, сохраняя красоту узора. Можно также подложить паспарту между вышивкой и картоном, тогда тон всей работы измениться. Это придаст пикантность оформлению.

Также, паспарту можно использовать не только как подложку, но и как цветовое окно-обрамление рядом с самим изображением. Таким образом, можно создать эффект «загляни внутрь картины». Использование нескольких оттенков двух или трех паспарту одновременно усилит впечатление. А поскольку оттенков одного цвета существует большое количество, то можно добиться ошеломляющего эффекта.

Что касается самого багета, то тут выбор цвета, стиля, толщины и прочих его особенностей зависит от вкуса и пожеланий заказчика. Конечно, есть определенные классические правила оформления, например: вышивки бывают разные по композиции — на канве может быть вышит один предмет, или группа предметов, в первом случае при оформлении необходимо оставить поле канвы, а во втором такие отступы необязательны.

Приятно, что правила можно легко нарушить и создать свойственный только Вам стиль.

Группировка



Расположение вышитых картин в интерьере.

Вышитая красивая картина, безусловно, украсит любой интерьер. Однако повесить её правильно совсем не просто. Как же разместить наши шедевры так, чтобы дом стал еще уютнее? Ведь атмосфера в доме, который украшен вышитыми работами, становится живой и неповторимой, так как настроение картин переносится на всё окружающее пространство. Дизайнеры советуют не вешать картины слишком высоко. Лучше поместить их чуть ниже, чем нам обычно хочется сначала. Работы, которые находятся на уровне глаз, заставляют рассмотреть их внимательно, не торопясь. Очень важно учитывать пропорции комнаты. Если в квартире высокие потолки, то маленькие картины стоит размещать группами. Специалисты утверждают, что это очень эффектный и распространённый приём. Давайте рассмотрим несколько принципов группировки картин:

1. Следует избегать размещения рам в порядке увеличения или уменьшения размера, так как это нарушает целостность композиции.

2. Вышивки, близкие по размеру, можно расположить по принципу строго симметричной «сетки», а разные по размеру произведения — ярусом.

3. Также Вы можете «привязать» расположение картин к ширине дивана, невысокого шкафа или стола, тогда они будут восприниматься как единое целое с мебелью.

4. Яркие, бросающиеся в глаза картины выглядят наиболее эффектно, когда висят отдельно и на видных местах.

5. Располагая две картины разного размера по горизонтали, необходимо большую разместить чуть выше, чтобы небольшую картину было удобнее рассматривать.

Далее приведены примеры правильного расположения картин в интерьере:

Рис.1. — белый нейтральный фон, — нижние края картин на одном уровне, — одинаковое расстояние между картинами.



Рис.2. — верхний край картин на одном уровне, горизонтальная линия верхнего уровня мебели совпадает с верхней линией картин, — правая картина помещена симметрично по отношению к середине низкого шкафа, находящего под ней, — перемещение нижнего края картины вправо над уровень остальных картин компенсировано статуей под картиной, — две картины размещены симметрично по отношению к находящимся под ними шкафам.

Рис.3. — Правильное размещение: Уровень развешанных картин — середина картин находится приблизительно на уровне глаз наблюдателя.

Стиль вашего дома и вышитые картины в интерьере.

Существует разнообразное множество стилей в интерьерном искусстве — от классики с её атрибутикой мужественного ампира или раззолоченным барокко до угловатого хай-тека с его пластиком и металлом. Все эти направления периодически выходят из моды и вновь возвращаются в неё, они видоизменяются и неожиданно переплетаются, в общем, живут и дышат. Мне захотелось отметить лишь некоторые из них, те, которые, как мне кажется, наиболее соответствуют современным представлениям о домашнем уюте и, с другой стороны, о комфортном рабочем месте. Итак, начнём…

ФРАНЦУЗСКИЙ СТИЛЬ «ПРОВАНС». Имея своим началом стиль французского деревенского дома, нынешний прованс хорош и для городской квартиры, тем более, что он не требует высоких потолков. Милую удобную мебель из дерева с выделенной структурой, как правило, дополняют кованые элементы типа спинки кровати или люстры, причем всё это превосходно сочетается с гобеленовыми тканями и ситцами цветочных орнаментов. В таком интерьере как нельзя кстати выглядят большие классические образцы, вышитые на небеленой ткани равномерного переплетения, покрывала и подушки, сделанные в комбинированной технике лоскутного шитья и вышивки крестиком, вышитые картины пейзажных и цветочных сюжетов. Дизайнеры рекомендуют обратить внимание на выбор цветочной гаммы: традиционный прованс требует оттенков, максимально приближенных к природе, в основном, мягкого пастельного тона.

ЭКОСТИЛЬ. Экологичные материалы типа необработанного дерева и камня — бальзам на душу для измученного асфальтовыми джунглями горожанина. А если добавить ещё и своеобразные детали из коры, циновки и растительного волокна, плетеную мебель и корзины для всяких мелочей… Ну прямо рай земной. И в такое жилище просто просятся три вещи — шкура зебры на диван, статуэтка какого-нибудь индийского или африканского божества на комод и, конечно же, оригинальная вышивка на стену. Например, изображение жирафов на холстине с грубой рамой, декорированной цветным песком и кусочками коры. Или пара дельфинов в обрамлении из ракушек и морских камушков.

ОРИЕНТАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Япония и Китай со скоростью снежной лавины оккупировали Европу и Россию с помощью своих оригинальных кухонных традиций, заодно приучив европейцев и к своим интерьерным решениям. Вездесущий бамбук, низкая мебель четкой геометрии и горизонтальной ориентации, а также декор из квадратов и кругов — сюда чудесно вписываются вышитые иероглифы и фонарики характерной формы, панно с драконами и типичными сценками из жизни обитателей Страны восходящего солнца… Халаты, тапочки, салфетки-любой аксессуар может быть обработан вышивкой. Оттенок хлопкового мулине должен как можно точно имитировать вышивку шелком по шелку, традиционную для этих стран.

МИНИМАЛИЗМ. Минимум предметов плюс их полна полезность, отказ от декора и безапелляционная геометрия пространства, причем всё — в серо-черном-белом исполнении. Если уж и оформлять рабочее место в таком стиле, то следует учесть одну важную деталь. Да, совершенно верно. То самое цветовое пятнышко, которое позволит вам не забыть о том, что мир — вовсе не черно-белая документальная лента. Поэтому смело добавляйте в такой интерьер крупную вышитую картину со сложным колоритом, многоцветную и яркую. Она подчеркнёт элегантную простоту интерьера и станет его смысловым центром, спасая вас от усталости глаз и души.

Выбор материала.

Вышивка крестом – один из самых популярных видов рукоделия, уходящее своими корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва.

Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву: шёлк, лён, хлопок, смеси.

Также есть более жёсткая ткань с крупными дырочками – страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка, очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Страмин используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т.д.

Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лён и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18, 25, 28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной.

Накладная канва – это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки её достаточно опустить в тёплую воду и канва растворится.

В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то эта техника называется счётным крестом (вышивальщице приходится самой отсчитывать количество крестиков).

На сегодняшний день для того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия специальные наборы для вышивки крестом, в состав которых входит всё необходимое для работы (канва, нитки, схема, игла). При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придётся разбирать мулине по тонам самостоятельно. В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться, быть достаточно крупными и контрастными. Схема должна быть как чёрно-белой символьной, так и цветной с символами или без них. Сегодня в магазинах рукоделия и в киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями. В одном из приобретенном журнале мне очень понравилась схема для вышивки «Тихая опушка». (Весёлые петельки: вышивка)

В качестве основы для вышивки я выбрала канву №4 белого цвета размером 18х23 см, мулине Gamma.

План последовательной

декоративно-прикладной работы.

Обработать края канвы клеем или обметать на оверлоке,

либо вручную.

Произвести разметку канвы, определить центр вышивки и канвы.

Вышиваем рисунок по схеме.

Производим ВТО вышивки.

Оформление вышивки.

Расчет себестоимости

декоративно-прикладной работы.

Приобретённый товар

Количество, шт.

Цена, руб

1

Канва №4 белого цвета 18х23 см

1

20

2

Мулине Gamma по схеме цветов

10

50

3

Цветной картон

1 лист

5

4

Фоторамка 18х24 см

1

65

ВСЕГО:

140 руб








sitemap
sitemap