требования по написанию курсовых работ



Требования к написанию курсовых работ

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высшего образования. Опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты часто испытывают трудности при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки семинаристов к исследовательской деятельности. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью учащимся семинарий необходимо:

научиться пользоваться библиографическими указателями по богословию и смежным светским дисциплинам;

изучить основной объем литературы по теме и уметь записать нужную информацию;

грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в богословской литературе на современном этапе на основе ее анализа;

на некоторых кафедрах необходимо выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Выбор темы исследования.

Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседаниях кафедр семинарии и доводятся до сведения студентов.

Тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

· соответствовать задаче подготовки специалистов в области богословия;

· учитывать направления и проблематику современных исследований в области богословской науки;

· приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллективы кафедр семинарии в целом;

· учитывать разнообразие интересов студентов, а также результаты работы в научном студенческом обществе и т.д.

 

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив перечень конкретных тем.

2. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельно выбрать тему могут помочь: консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение; ознакомление с богословской литературой и периодическими Церковными изданиями и т.д. Много актуальных тем для курсовых работ содержится в «Социальной концепции Русской Православной Церкви».

После того как тема выбрана и согласована с научным руководителем она обсуждается и утверждается на заседании ведущей кафедры. После утверждения темы  составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План помогает контролировать выполнение курсовой работы научному руководителю и самому студенту.

Курсовая работа имеет определенную структуру.

1. Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента и курс, ниже – тема курсовой работы. Ниже, справа, — фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указывают страницы, с которых начинается каждый пункт и подпункт (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).



3. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие).

Для обоснования актуальности темы нужно показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. Причем следует показать как практическую, так и научную актуальность темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в богословии, указать на недостаточно проработанные аспекты, что даст разработка этой темы).

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Количество ссылок на литературу и особенно цитат должно быть минимальным. Обычно введение занимает не более 2-3 страниц машинописного текста.

Во введении также отражаются:

ПРОБЛЕМА (Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?)

АКТУАЛЬНОСТЬ (Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?)

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (Что рассматривается?)

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (Какие свойства объекта раскрывает данное исследование?)

ЦЕЛЬ (Какой результат студент хочет получить?)



ЗАДАЧИ (Что нужно поэтапно сделать, чтобы цель была достигнута?)

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первое приобщение студентов к науке, то нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию. Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

4. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание всех пунктов плана до заключения. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования (если оно имело место).

Работу над курсовой начинают с подбора литературы по теме исследования.

В результате работы над литературой по теме исследования студент должен выявить сведения.

· Кто и где уже работал и работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем суть исследований?

Перед составлением обзора литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. То или иное понятие в богословии разными авторами может трактоваться по-разному (например, в широком или узком смыслах), поэтому во всем тексте работы должно использоваться лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование понятий нужно смотреть в православных энциклопедиях, словарях, учебниках и в творениях Святых Отцов по теме исследования.



Студентом анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия различными авторами, делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу.

Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.

Далее идет описание опытно-экспериментальной части работы, если таковая есть. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе. Описывается ход работы, ее этапы. Упоминается, каким способом обрабатывались полученные данные. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов исследования. Необходимо дать интерпретацию, объяснить полученные данные.

Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 машинописных страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом и выделяются. Интервал используется не менее 1.5 , размер букв –14.

Работа должна быть написана логически, последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение литературы свидетельствует о том, что…», «можно утверждать…», «исследования показали, что…» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность. Выверены цитаты, особенно по-церковнославянски. При оформлении цитат используются квадратные скобки, в которых указываются порядковый номер источника в списке литературы и страница, с которой взята цитата: [12, с.125].

Если студент двумя-тремя фразами подытоживает главную мысль автора книги, то ссылка оформляется без страниц. Указывается только номер источника в списке литературы: [14]. Если одну и туже мысль выражало несколько авторов, то ссылка выглядит так: [12, 14, 18].

Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность применения полученных результатов работы и дальнейшие перспективы исследования этой темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на вопросы о том, зачем предпринято исследование, что сделано и к каким выводам пришел автор.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором литературные источники, не зависимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, названия работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:

1. Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология// Вопросы психологии. — 2001. — №2. — С. 1-4.

2. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии.- М.: Русскiй Хронографъ, 2001.-312 с.








sitemap
sitemap