тесты на темперамент



1.Методика Я.СтреляуАвторы: Я.Стреляу. Павловский опросник темперамента (PTS), 1982диагностика основных характеристик темперамента на базе концепции И.П.Павлова: сила процесса возбуждения, сила процесса торможения и подвижность134 вопроса, сгруппированные в три шкалы с вариантами ответов да, нет, не знаю.возрастной диапазон: подростки, лица юношеского возраста и взрослыеподтверждена надежностьи валидность опросника.Авторы: Я.Стреляу, Б.Завадскийметодика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения), FCB-TI, 1993диагностика 6 базисных черт темперамента — живости, настойчивости, сенсорной чувствительности, выносливости, эмоциональной реактивности и активности.120 вопросов (по 20 вопросов на каждую шкалу), предусматривающих дихотомические ответы да/нетвозрастной диапазон: адаптация на русскоязычной выборке проведена с 15 летвалидность подтверждается данными исследований.2.Опросники В.М.Русалова1. Опросник структуры темперамента (ОСТ), 1990Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.Исследование структуры темперамента по параметрам: энергичность, темп, пластичность и эмоциональность. Каждый из них оценивается в двух аспектах: предметном (объектно-ориентированном) и социальном (субъектно-ориентированном)ОСТ имеет 105 вопросов с дихотомической (да/нет) шкалой ответов,допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.существуют 2 формы опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ)В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.Выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):1. Предметная энергичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.2. Социальная энергичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального5. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.8. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФД-СИ) , 1996Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.Исследование структуры темперамента по параметрам: энергичность, темп, пластичность и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферахвозрастной диапазон: взрослые от 18 до 55 лет

В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русалова как частный вариант теории функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).В.М.Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:

  Эргичность – выносливость человека, как в умственном, так и в физическом плане;  Пластичность – способность психики легко приспосабливаться к изменяющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Противоположность – ригидность.  Скорость – темп реакций и поведения, в котором протекают психические процессы;  Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, чуткость к эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого действия с запланированным образцом.ОФДСИ содержит 150 вопросов с рейтинговой шкалой ответов (не характерно, мало характерно, довольно характерно, характерно), распределенных по 13 шкалам:    Эргичность психомоторная;    Эргичность интеллектуальная;    Эргичность коммуникативная;    Пластичность психомоторная;    Пластичность интеллектуальная;    Пластичность коммуникативная;    Скорость психомоторная;    Скорость интеллектуальная;    Скорость коммуникативная;    Эмоциональность психомоторная;    Эмоциональность интеллектуальная;    Эмоциональность коммуникативная;    Контрольная шкала.



3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)Предназначен для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитии и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А. Е. Личко в 1970 г. П. д. о. неоднократно пересматривался с целью усовершенствования; последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г.Опросник состоит из 25 наборов фраз-утверждений, отражающих отношение разных патохарактерологических типов к ряду жизненных проблем («самочувствие», «настроение», «сексуальные проблемы», «отношение к родителям» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-19 пронумерованных утверждений. Всего в опроснике 351 утверждение.Обследование проводят в два этапа. Первоначально обследуемому предлагают в каждом наборе утверждений выбрать наиболее подходящее для него и соответствующий номер внести в регистрационный лист. На втором этапе из тех же наборов просят отобрать наиболее неподходящее, отвергаемое утверждение и также отметить его номер. Количество выборов в первом и втором случае не должно быть более трех. Разрешается отказаться от выбора. Семь и более отказов по двум этапам — показатель трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта или негативного отношения к обследованию. Полученные результаты оценивают по двум шкалам: объективной и субъективной оценок.Шкала объективной оценки сконструирована на основе сопоставления средних частот выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов психопатий акцентуаций, а также сопоставления частоты выборов каждым из типов психопатий и акцентуаций со всеми остальными и между собой. С помощью объективной шкалы могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный.А. Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающиеся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как:        а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно;        б) амальгамные — формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить). На основе полученных данных можно сделать вывод о правильности самооценки. А. Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т. е. правильная самооценка, зависит как от степени психопатизации, так и от типа характера. С помощью шкалы субъективной оценки могут быть также выделены черты достоверно отвергаемых типов.








sitemap
sitemap