тест по стилистике № 3



Вариант 3

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак х в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) гражданство

2) гналась

3) черпать

4) понявший

А2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прочитал рассказ

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) поезжай домой

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Поднявшись на смотровую площадку,

1) можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на город.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А1

(1)… (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов — пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. (6)… оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.

2) Занимаясь вопросами гидравлики, учёные впервые исследовали течение жидкости, наблюдая за поведением зёрнышек проса.

3) В эпоху Возрождения были попытки получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой.

4) Как известно, «золотым сечением» считают гармоничное соотношение пропорций предмета.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Потому что 3) Наоборот,

2) Именно 4) Вопреки этому

А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) он определил (предложение 2)

2) представлены варианты (предложение 3)

3) цепь применяется (предложение 4)

4) привело Леонардо (предложение 5)

А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1). сложносочинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложноподчинённое

4) простое, осложнённое

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ в предложении 4.

1) прилагательное

2) глагол

3) причастие

4) деепричастие

А11. Укажите значение слова ФУНДАМЕНТ в предложении 6.

1) основание из какого-либо прочного материала

2) база, основа чего-либо

3) значение, роль

4) место, участок

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В подготовке молодых шахматистов важно не время, которое было проведе(1)о непосредстве(2)о за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основа(3)ая на преодолении трудностей.

1) 1,2,3 3)3

2) 2 4) 2, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) подв..ргать, к..личество, фр…гментарный

2) н..вация, озн…комиться, зам..рли

3) ист…рический, перефр…зировать, оп…сание

4) инф…рмационный, с.стема, ж..лать.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..вередливый, пр..тендент, пр…клонный (возраст)

2) поз..прошлый, р..справить, об..брать

3) ин..екция, грузопод..емник, необ..ятный

4) не..давленный, бе..полезный, ра..грызть

А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква у?

1) деревья руш..тся, движущ…яся артиллерия

2) звуки слыш..тся, щекоч..щий лицо ветер

3) молнии блещ..т, колыш…щиеся ветки

4) листья держ..тся, трепещ..щие от восторга

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. ута..вать

Б. фасол..вый

В. повел..вать

Г. назойл..вый

1) А, Б, Г

3)А, Г

2) А, Б

4) Б, В

А17. В каком варианте ответа правильно указаны» все цифры , на месте которых пишется буква И?

Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н (2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.

1) 1, 3, 4 3) 1, 2, 5

2) 2, 3, 4, 5 4) 3, 4

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Была грустная августовская ночь — грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

2) (ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета мы ощущали её нежнейший аромат.

3) Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

4) (ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

1) 1, 2, 4 3) 2, 3, 4

2)2,4 4)1,3

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1) 1,2 3)3,4

2)2,3 4)1,2,3,4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Много желал однако ничего не поймал.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

1) 1,3

2) 2

3) 3

4) 2, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1,3,4

2) 1, 2, 3, 4

3) 2,4

4) 1,3

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2) Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое приведет к развитию способностей.

3) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.

А27. Прочитайте текст.

Очень важное свойство губной помады — достаточно высокая температура плавления, чтобы помада не размазывалась на губах и не размягчалась при хранении. Это особенно важно в условиях жаркого климата, где помада может оплавляться и терять товарный вид* еще при хранении. По этой причине при производстве губной помады следует предпочитать те компоненты, у которых более высокие температуры плавления.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В изготовлении губной помады используют компоненты с высокой температурой плавления, чтобы она не растекалась на губах и сохраняла товарный вид.

2) Высокая температура плавления — важнейшее свойство губной помады.

3) В условиях жаркого климата к производству губной помады предъявляются особые требования.

4) Губная помада не будет размазываться на губах, если при изготовлении соблюдать все технологические требования, в частности использовать компоненты с высокой температурой плавления.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корен обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи истории или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, как мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

А28. В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1 2) 5 3) 7 4) 8

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—9?

1) рассуждение и описание

2) повествование и рассуждение

3) повествование

4) все типы речи

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания ( В 1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1 Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 9-11 выпишите страдательное причастие.

В3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ТОЙ ТЯГИ (предложение 1).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 10—15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1—6 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть придаточное уступительное. Напишите номер этого предложения

В7. Среди предложений 11—15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—

А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. «Фазиль Искандер, размышляя о своих стремлениях и сожалениях, обнаруживает, что в зрелые годы ему не хватает именно родных мест, дедушкиного дома. Поэтому______появляется

в самом начале (предложения 1—2), и далее весь текст выстроен

с помощью такого тропа, как_____ (предложения 9, 11, 13).

____(«мой … корень обрублен» в предложении 5, «с … шатром

грецкого ореха» в предложении 9), свойственные художественному мышлению Ф. Искандера, и такое синтаксическое средство

выразительности, как_____(предложение 14), создают в тексте,

с одной стороны, особое поэтическое настроение, а с другой — подчёркивают сожаления писателя об ушедшем в прошлое родном доме».

Список терминов:

1) метафоры

2) эпитеты

3) инверсия

4) устаревшие слова

5) диалектизм

6) анафора

7) сравнение

8) противопоставление

9) риторическое восклицание



sitemap
sitemap