теория раскольникова и её крах



Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания.     Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом.     Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро?     Роман “Преступление и наказание” Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли “разрешение крови по совести”? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников. Вот каким предстает нам герой на первых же страницах романа: “Он был задавленным бедностью… до того худо одет, что иной, даже привычный человек посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”. Именно такой человек, загнанный в угол, способен на любое преступление. Жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого юноши безмолвного созерцателя. Но нет-нет да и проявятся лучшие стороны души Раскольникова. Так он пожалел пьяную девочку, бродившую по улицам Петербурга, принял участие в ее судьбе, но вскоре вспомнил о себе, о своих бедах. Более он не стремился помочь той несчастной, даже пожалел о потраченных на нее времени и деньгах. Но все же Раскольников не законченный самовлюбленный эгоист, способный на любые подлости ради собственного процветания. Бедность, безысходность и неверие в Бога не смогли бы побудить его на преступление, не будь у героя своей “теории”. Согласно ей люди делятся на два лагеря: “материал” и “творцов”. Следуя этой мысли, Раскольников отнес себя к лагерю людей, которым позволено ради “угнетенного человечества” разрешить себе убийство. Но теория — ничто без практики. Появилась и подходящая жертва — старуха-процентщица — никчемный человек. Деньги, взятые у нее, Раскольников предполагал раздать обездоленным, избавив их от нищеты. Сбылись ли мечты героя? Деньги ростовщицы так и не попали в руки нуждающихся, как не принесли они пользы и самому преступнику.     Убийство коренным образом изменило Раскольникова. Он становится все более отчужденным, отдаляясь от окружающего мира. Это делается инстинктивно, герой пока не считает себя недостойным общества, где есть люди, виновные более него. Но с каждым днем в Родионе Романовиче происходят все новые и новые изменения. Потеряв связь с внешним миром, он уходит в себя, начинает анализировать каждый поступок, все ближе и ближе продвигаясь к разгадке мучающего его вопроса: “А вправе ли я был это делать?” С этих пор уже более ничего не может отвлечь Раскольникова от страшных мыслей. Теперь он живет как во сне, не заботясь о том, что делает его тело. Отсюда бессмысленные и бесцельные блуждания по городу. Даже родные не могут привести его в прежнее состояние. Но у человека есть предел чувств и сил, за который он не может перешагнуть. Душа Раскольникова не справляется с поставленными перед ней вопросами, а их становится все больше и больше. Нервное напряжение перерастает в болезнь, но и в бредовом состоянии тревожные мысли продолжают преследовать героя. Раскольников будто боится испачкать окружающих своим преступлением. В этот момент он встречает Соню Мармеладову, такую же “отверженную”, как и он. Вот тот человек, с которым он может общаться на равных. Беседы с Соней заставляют героя сомневаться в своей эгоистической позиции — недаром ему так хочется получить утвердительный ответ на тревожащий вопрос: можно ли жить, не обращая внимания на гибель других. Только в разговорах с этой девушкой герой искренен, но из-за этого он заставляет ее страдать, пытаясь возбудить ненависть Сони к себе.     Не успокаивается совесть Раскольникова и после признания Соне. Он понимает, что теперь никакое покаяние не сможет избавить его от жестоких угрызений совести. В этот роковой момент и произносит он слова, являющиеся, по моему мнению, ответом на основной вопрос романа. Герой признает, что, совершив преступление, он убил себя, а не старуху.     Раскольников получает опровержение своей “теории”, но какой ценой! Жизни у него теперь нет, есть вечное страдание, которое он не в силах прекратить. Бороться за право Родиона Романовича на счастье начинает Соня. Ее непоколебимая вера в Бога, в народную правду заставляет Раскольникова поверить в это. Но, по мнению Достоевского, нет прощения без покаяния. Оно является своеобразным испытанием на пути к иной, чистой жизни. К признанию в убийстве Раскольникова подтолкнуло и самоубийство Свидригайлова. Видимо, даже этот циник, погубивший немало человеческих жизней, не смог примириться со своей совестью. Само провидение показывает Родиону Романовичу наказание за страшные грехи. Вылечить душу героя смогла только самоотверженная любовь Сони. Благодаря ей, он перерождается в нового человека…     После того, как я прочла роман “Преступление и наказание”, на душе у меня осталось тяжелое чувство.     Автор так образно и наглядно нарисовал картину происходящего, что кажется, будто не Родион Раскольников, а уже ты сам испытываешь всю гамму чувств, описанную классиком.     Жаль, что многие люди не руководствуются этим романом-притчей. Преступившие закон почему-то убеждены, что они существа уникальные и им не выпадет то, что суждено остальным. Достоевский своим произведением давно доказал неправоту таких мыслей. Но все же многим приятно тешиться своей неповторимостью.     Человек — не обособленный, оторванный от других остров. Нам необходимо общение и, чтобы войти в полную гармонию с окружающими, надо возлюбить их. Благодаря Достоевскому, я поняла это.

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были… когда я убил… мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил… я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека — безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга.

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон — отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил… «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы…»

Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

«Я не старушонку убил… я себя убил…» (по роману Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание»)

Достоевский Федор Михайлович — «Я не старушонку убил… я себя убил…» (по роману Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание»)

«Я не старушонку убил… я себя убил…» (по роману Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание»)

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были… когда я убил… мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил… я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека — безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга.

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон — отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил… «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы…»

Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории люди делятся на «обыкновенных» и «избранных», «великих». «Великие» могут «для общего блага» нарушать нравственные законы общества, могут преступать закон.

Раскольников долго размышлял о том, «тварь ли он дрожащая или право имеет»? И решил доказать прежде всего себе и другим, что может совершить преступление «по совести», «перешагнуть через кровь», оправдывая его тем, что убийство дряхлой, мелочной старушонки, «которой уже нечего делать на этом свете», будет для многих благом, а ее деньги станут спасением для обездоленных людей.

Но, совершив преступление, Родион, терзаемый муками совести, понимает, что он не из «разряда право имеющих». Он презирает себя за муки совести, за то, что оказался «тварью дрожащей». Ведь, кроме «никчемной старухи», он убил ее сестру Лизавету, свидетеля преступления. И тут теория Раскольникова не выдерживает испытания жизнью. Пытаясь переделать свою натуру. Раскольников приходит к трагическому раздвоению.

Жизнь его разделилась на то, что было до преступления и после него. Герой обрек себя на страдания. Он признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были… когда я убил… мне надо было узнать тогда, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» И не смог. Не смог преступить через свою совесть. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с человеческим миром, с людьми: «Я не старушонку убил… я себя убил». С этого признания и началось раскаяние. Герой понял, что все люди незримо связаны, жизнь каждого человека — безусловная ценность, и никто не имеет права распоряжаться чужой жизнью. А потом была «явка с повинной», суд, каторга.

Итак, Раскольников наказан. Вроде бы все просто и ясно: нарушил закон — отвечай. Но совсем не «явка с повинной» и каторга были наказанием для Раскольникова. И отвечал он не столько перед законом, сколько перед своей совестью. Герой ощущает вину не перед законом, а перед собственной совестью, перед невинно убитой Лизаветой, перед матерью, сестрой, Соней Мармеладовой. Перед людьми. Перед землей своей. И поэтому, чтобы «искупить вину страданием», он идет на Сенную площадь и, как ему советовала Соня, становится на колени и целует землю, перед которой он согрешил… «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы…»

Трагизм Раскольникова — в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней нормальной жизни смог только через страдания. В Сибири, на каторге, происходит мучительное освобождение Раскольникова от идеи «сверхчеловека». И есть надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.

«Я не старушонку убил, я себя убил!»(Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Что может толкнуть человека на преступление, что может заставить его пролить кровь другого, такого же, как и он сам, существа, лишить его жизни? Патологическая жестокость, стремление нажиться за счет ближнего своего, спрятать концы какого-либо еще более страшного злодеяния? Наверное, причин здесь столько же, сколько и конкретных случаев, но каковы бы ни были смягчающие обстоятельства, преступление все равно всегда остается преступлением, и совершивший его в наших глазах не такой, как все, ибо он переступил через последнюю черту, вторгся в ту тайну, которая человеку неподвластна от природы, — тайну жизни и смерти…Итак, перед нами роман, главный герой которого — убийца. В произведении есть, казалось бы, все признаки детективного жанра: преступник и две его жертвы, сыщик, кропотливо ведущий расследование, наконец, суд. И все-таки «Преступление и наказание» — отнюдь не детектив, и Достоевский с самого начала лишает нас удовольствия поломать голову над загадкой: кто убил. Ответ на этот вопрос у нас есть: убийца — бывший студент Родион Романович Раскольников. Зато нет ответов на многие другие вопросы. К размышлению над ними нас и приглашает писатель.Что же привело Раскольникова к преступлению? Бедность? Отчасти, конечно, и бедность, но главным образом, по-моему, не она. Живет же ведь Разумихин, приятель главного героя, зарабатывая на хлеб насущный уроками, случайными переводами. До поры до времени так жил и Раскольников — и худо-бедно сводил концы с концами. Но с некоторых пор такое существование стало для него невозможным. Почему? Мне кажется, причиной всему теория Раскольникова. Она возникает в романе как единство сердечной муки и возбужденной, ищущей мысли. И окружающая действительность со всеми ее кричащими противоречиями, и характер главного героя, и его взгляд на мироздание — все отразилось в этой теории. Пытаясь осмыслить современный ему мир, Раскольников с болью видит, что здесь на каждом шагу попирается гордость человека, унижается его достоинство, здесь «кровь льется, как шампанское, здесь цена человеческой личности упала до минимума. Именно в этих условиях и ищет он доказательств для оправдания «убийства по совести». Ищет — и, как ему кажется, находит.В своей теории Раскольников делит все человечество на две категории: людей обыкновенных, «тварей дрожащих», составляющих большинство и вынужденных безропотно подчиняться силе, и на необыкновенных, особенных людей, для которых законы не писаны, которым «все дозволено». Это — Наполеоны. Да, они проливают кровь (чужую, разумеется, не свою!), они «переступают» через законы, обязательства, через сотни, тысячи чужих жизней, но ведь оправдывает их то, рассуждает Раскольников, что действуют Наполеоны во имя будущего блага. Разве не стоит оно хотя бы и такой высокой цены?Из этой теории с неизбежностью вытекает вопрос, который приводит к трагедии самого Раскольникова. К какой же категории относится он сам? «Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос неотступно терзает его сознание. Так созревает бунт Раскольникова, так начинается его путь к преступлению.Раскольников хочет проверить себя, доказать, что и он вполне годится в Наполеоны, но сама натура главного героя вступает в противоречие с его чудовищной теорией. У меня, например, уже с первых страниц романа сложилось твердое убеждение, что Раскольников — это человек, воспринимающий чужую боль гораздо острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, отдает последние деньги, стремясь спасти от преследований франта пьяную девочку на бульваре, помогает Мармеладовым. Чего стоит знаменитый сон героя про лошаденку, забиваемую пьяным хозяином. Разве может человеку холодному и эгоистичному, безразличному к чужой боли и беде, присниться такое? Раскольников еще до пристава вступает в неразрешимую борьбу с самим собой, со своей человеческой сущностью. Он и на само-то преступление идет как на казнь, как на Голгофу…Не случайно в теории Раскольникова появляется и еще один важный аспект: он замышляет убийство как благодеяние, призванное помочь страждущему человечеству. Зачем живет никчемная старушонка, наживаясь на чужом горе? Не лучше ли, уничтожив ее, раздать скопленные ею деньги тем, кто полон силы, энергии, наделен умом и талантом и искренне хочет потрудиться на общее благо? Ведь тысячи таких, как он, молодых людей вынуждены прозябать в нищете!.. Им-то и собирается помочь Раскольников. А еще — всем «униженным и оскорбленным». И, кажется, сама жизнь толкает героя на преступление. Знакомство с Мармеладовым, история Сонечки, наконец, полученное от матери письмо, из которого явствует, что и любимая сестра Дуня намерена принести себя в жертву. Медлить дальше нельзя. И Раскольников, прихватив топор, отправляется спасать человечество…Достоевский подробно прослеживает крушение теории своего героя. Уже само убийство произошло совсем не так, как предполагал Раскольников, тщательно продуманный план удалось осуществить лишь отчасти. Главные ценности не взял, да и сам чуть было не попался. Болезнь Раскольникова после совершения преступления — это, по-моему, внешнее выражение того глубокого кризиса, который происходит внутри героя.Отныне он чувствует себя чужим среди самых близких людей и бесконечно одиноким. Одновременно растет в Раскольникове убеждение, что нельзя, преступно считать «вошью» человека — любого, каким бы он ни был. Сталкиваясь с Лужиным и Свидригайловым, герой обнаруживает определенное сходство между своей теорией и их позициями, их поведением. То же своеволие, тот же эгоизм, то же презрительное отношение к человеку, пренебрежение идеалами добра и гуманизма, как пустыми и бесполезными понятиями. Вместе с тем и Свидригайлов, и Лужин глубоко отвратительны Раскольникову.Так не лучше ли оказаться «вошью», чем попасть в одну компанию с подобными «наполеончиками»?На мой взгляд, решающую роль в осознании Раскольниковым своей неправоты играют его отношения с Соней Мармеладовой. Она ведь тоже «преступила», она тоже, как и Раскольников теперь, «по ту сторону черты», но в ней совсем нет озлобления на людей. Можно, конечно, критиковать Соню за пассивное отношение к жизни, за проповедь смирения, но, как мне кажется, главное в этом образе — отнюдь не призыв к бездумной покорности обстоятельствам. Не хуже Раскольникова видя и не менее болезненно, чем он, воспринимая царящее в мире зло, Соня считает, что вина (или, точнее, ответственность) за это зло лежит на каждом. Чем же искупить это зло? Каждый человек должен пострадать, в страдании обрести истинную, то есть действенную, а не абстрактно-теоретическую, любовь к ближнему своему. Только так, — через страдания и любовь, — возродится отдельный человек, а вместе — и все человечество.Так завещал Христос, так учит Евангелие, которое читают Соня и Раскольников. Подобный путь может показаться наивным, прекраснодушным. Разумеется. Но разве сам ход истории не подтверждает того, что еще никогда и нигде не удавалось утвердить добро с помощью зла и насилия? Возможно, путь добра и любви очень долог и непрост, но это единственный путь, который есть у человечества, если оно не хочет погибнуть от злобы и вражды.Раскольников и Соня читают Евангелие, убийца и блудница склоняются над страницами вечной книги. Притча о воскресении Лазаря выбрана не случайно. Это — как знак свыше для Раскольникова: человек, как бы низко ни пал, какое бы страшное злодеяние ни совершил, может спастись, может снова стать человеком.И когда Раскольников, обессиленный теми душевными терзаниями, в которые сам и вверг себя совершенным преступлением, решит наконец покаяться и принять страдание, он ведь отправится сначала не в участок, а на площадь, где встанет на колени перед «миром». Самое страшное наказание для героя — не приговор суда, каким бы суровым он ни был. Гораздо страшнее чувствовать себя вне общества людей, сознавать, что все связи, соединявшие тебя с твоими близкими и любимыми, одним ударом обрубил ты сам. Однако путь к подлинному возрождению гораздо длиннее дороги, ведущей в Сенную. «Я себя убил, а не старушонку», — вынужден признать герой романа. То есть убил наполеоновскую, бесчеловечную идею, порожденную им, вчерашним Раскольниковым, озлобленным на целый мир, ожесточившимся и замкнувшимся в презрительном одиночестве. Пролитая кровь не принесла облегчения, ведь вопросы, мучавшие героя, остались. Для того, чтобы действительно возвратиться к людям, Раскольникову предстоит полюбить их — такими, какие они есть, и простить им то зло, которое они творят — до недомыслию или сознательно.Даже и на каторге Раскольников, принимающий страдание, все еще отчужден от людей. Не случайно другие преступники, тянущиеся к Сонечке, которая, кажется, всем своим видом излучает любовь и добро, сторонятся Раскольникова. Новая жизнь, возрождение — все это еще впереди. Но мы верим, что человек, ступивший на этот путь, не свернет с него, сколь бы труден и долог он ни был…

Теория Раскольникова и ее крушение

Сочинение

«Преступление и наказание» — это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой — серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием — «тварь дрожащая» и «муравейник».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он — сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей «кровь по совести», нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Ф. М. Достоевский

Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение

Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение

По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Материалы к сочинению

Смысл названия романа «Преступление и наказание». Сочинение

Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение

Петербург Достоевского. Сочинение

Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение

    Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. Н. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям… решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”.     В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент… живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории, или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова?     Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не старуху убил, я себя убил”, — признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.     Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое заводит его в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать ему о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории, они должны быть отнесены к “низшему” разряду, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит эти теории, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура Раскольникова здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою. Сразу же после этого монолога он описывает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.     Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя (точнее, показывает его только в эпилоге), потому что его роман не о том. Задача писателя — показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной, какой преступной может она оказаться.     Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевский в своем романе изображаёт столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому Главная философская мысль романа раскрывается не в системе Логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, — это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова — все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление — убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу  Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения:

его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну. К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, — несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: а …убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».

Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…» При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству».

В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: «студент, живущий в крайней бедности» и «поддавшись некоторым странным неоконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил,» признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему» разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — один из выдающихся произведений мировой литературы (это «энциклопедия жизни России 60-х годов»; бесчеловечность буржуазного общества; поиски выхода из мира пользы и наживы в царство добра и правды). Необыкновенный преступник  Родион  Раскольников —  главный  герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» преступление — убийство ростовщицы — он совершает под влиянием созданной им системы идей. Что привело Раскольникова к преступлению? События, которые подтолкнули к убийству старой ростовщицы (залог кольца — подарка сестры Дуни; случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об «незначительной, злую (…) старую, (…) всем вредную»; письмо от матери о том, что сестра жертвует собой ради него; встреча с Мармеладовым, история Сонечки, Екатерины Ивановны. Статья Раскольникова «О преступлении» (теория Раскольникова о людях «низших» и «власть имеющих», которые имеют право «ради своей идеи» «переступить» хотя бы и через труп, убивать.

Что повлияло на решение Раскольникова, это желание проверить «вошь» он, как все, или человек, «тварь дрожащая» или «право имеет»; не окружающая среда, а его личные убеждения — идея, которая охватила его и овладела им, и нуждалась в немедленном воплощении. Через страдание — к истине происходит перерождение Раскольникова «свыше», что состоялось на каторге, приход к Богу; убеждение Достоевского в том, что высшая добродетель заключается в покорности, а «страдание — это и есть жизнь»).

Теория Родиона Раскольникова — зарождение и формирование теории под влиянием социальной несправедливости; деление Раскольниковым людей на два типа: низших, или «материал», и «высших», подобных Наполеону, «властителям судьбы»; низшие люди — молчаливо и покорно подчиняются заранее установленному порядку, «властители судьбы» — смело встают против обычаев, которые существуют, дерзко поднимая общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Моральное преступление против самого себя преступление Раскольникова — своеобразный тест на высший ранг. «Или тварь я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?»; внесение изменений в жизнь человечества отдельными личностями никогда не давало положительных результатов; общие черты «вершителей истории» — эгоизм, стремление к власти, жестокость, неуважение к чужой жизни; в Раскольниковом было слишком много человеческого, чтобы стать Наполеоном (жалеет опороченную девушку, мать, сестру; сочувствует Соне, Екатерине Ивановне, Мармеладову; способен любить); наказание Раскольниковым самого себя за проверку своей теории; стараясь поднять себя в своих глазах над людьми, образовывает психологическую стену между собой и ими, и эта одинокость разрушает его).

Духовное возрождение Раскольникова — осознание Раскольниковым под влиянием поступков Сони Мармеладовой необоснованности своей теории: увидел в Соне не «дрожащую, тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которой направлено на спасение тех, кто гибнет, на действенную заботу о близких; возможность воскресения Раскольникова для новой жизни под влиянием Сониной любви.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф. М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, — это низкое и подлое дело.

Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова — все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова.

Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление — убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.

Именно в разговорах с Соней Раскольников начинает сомневаться в своей теории. Ему хочется получить ответ на утверждение, можно ли жить, не обращая внимания на страдания, мучения и гибель других.

Раскольников совершил преступление сознательно, что наиболее страшно, презрев свою человеческую натуру. Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей, к которому не принадлежат ни «квартальные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей «как будто ножницами». Его человеческая натура не принимает этого отчуждения от людей. Раскольников начинает понимать, что даже такой гордый человек, как он, не может жить без общения с людьми. Поэтому его душевная борьба становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в тупик. Раскольников пока по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если он начнет о них думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему разряду», к «тварям дрожащим», и, следовательно, топор другого «необыкновенного» человека может обрушиться на их головы, а также на головы Сони и Катерины Ивановны. Раскольников, по своей теории, должен отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» В этом монологе действительно выявляется весь ужас его положения: его человеческая натура здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Сразу после этого монолога Достоевский дает сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она смеется над ним. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова. Наконец, Раскольников не выдерживает и открывается Соне Мармеладовой. Происходит столкновение их идей, каждый из них упорно стоит на своем: Раскольников утверждает, что настоящий человек имеет право игнорировать моральные устои общества; Соня же не менее упорно утверждает, что нет такого права. Его теория приводит ее в ужас, хотя с самого начала она была охвачена горячим сочувствием к нему. Раскольников, страдая сам и заставляя страдать Соню, все же надеется, что она предложит ему какой-нибудь иной путь, а не явку с повинной. «Соня же представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его». Раскольников идет с повинной.

Следователь Порфирий Петрович сознательно старается побольнее задеть совесть Раскольникова, заставить его мучиться, выслушивая откровенные и резкие суждения о безнравственности преступления, какими бы целями оно ни обосновывалось. Порфирий Петрович увидел, что перед ним не ординарный убийца, а один из тех, кто отрицает устои современного общества и считает себя вправе хотя бы в одиночку объявить этому обществу войну. К личности Раскольникова, к его теории и преступлению Порфирий Петрович относится совершенно определенно, — несмотря на необходимость все время хитрить, он однажды высказался прямо: «…убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит…» Однако при самых резких суждениях о Раскольникове Порфирий Петрович прекрасно понимает, что перед ним отнюдь не уголовник, позарившийся на чужое имущество. Самое страшное для общества заключается именно в том, что преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Раскольников был сослан в Сибирь. Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что он не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявил желание сам еще более обвинить себя.

Задача Ф. М. Достоевского состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной бывает сама идея. Идея героя о праве избранных на преступление оказывается абсурдной и ложной. Жизнь победила теорию, хотя Раскольников стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так бессмысленно и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться, покориться «бессмыслице» нелепого приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.



sitemap
sitemap