теория переложения налогов



Теория переложения налогов имеет большое значение. Сложность проблемы заключается в том, что процесс переложения имеет скрытую форму, отсутствуют статистические данные. Кроме того, переложение имеет динамичный характер, за которым тяжело проследить, а еще тяжелее проанализировать.

О важности понимания сущности переложения налогов свидетельствует следующий пример. В Германии под влиянием мелких торговцев, которые не могли выдержать конкуренции с огромными универсальными магазинами, правительство ввело специальный налог на крупные магазины в размере 2% с оборота. Налог преследовал не фискальные, а социальные цели, и был установлен ради защиты средних и мелких торговцев. Однако этот двухпроцентный налог равнялся 20-25% прибыли. Поэтому после введения налога универсальные магазины обратились ко всем своим поставщикам с требованием снижения цен на 2% (т.е. на размер налога). Последние вынуждены были подчиниться этому требованию своих больших заказчиков, но в свою очередь, не желая нести налог сами, перенесли его на других своих заказчиков – мелких и средних торговцев, повысив им цены за товары, которые отпускаются. Состоялось неожиданное переложение как для правительства, так и для самых жалобщиков. Налог «упал» на тех самых мелких и средних торговцев, на защиту и в интересах которых он был введен.

Выделяют два основных способа переложения налогов.

Следует отметить, что даже сегодня проблема переложения налогов окончательно не решена.

Первый – это переложение “вперед”, или прямое переложение, с продавца на покупателя. Оно происходит тогда, когда продавец перекладывает налог на покупателей, повысив цену товаров соответственно размеру налога. Примером может служить любой косвенный налог, который платится производителем и потом перекладывается на потребителя. В этом случае продавец или производитель включает сумму налога в стоимость товара и налог фактически падает не на продавца, а на покупателя.

Второй способ – переложение “назад”, обратное переложение, когда покупатель перекладывает налог на продавцов, платя им меньше и не принимая во внимание существования налога. Хотя этот вид встречается реже, чем первый, все-таки он имеет место, особенно в тех случаях, когда налоги чрезмерно высокие. Вследствие этого могут заметно уменьшиться потребление и спрос. Конкуренция среди производителей или продавцов приведет к снижению цены продукта и может дойти до такого уровня, когда налоги целиком будут ложиться на них.

Первая более или менее обоснованная теория переложения налогов была разработана еще в конце XVII ст. и принадлежит знаменитому английскому философу эпохи меркантилизма Дж. Локку. Он сделал вывод, что все налоги в конечном счете падают на владельца земли. Логика этой теории была такой. Торговцы перекладывают налоги на потребителя – рабочего. Тот не в состоянии платить налоги и, в свою очередь, перекладывает их на своего нанимателя путем требования повышения заработной платы. Последний перекладывает налоги на владельца земли, требуя снизить арендную плату. А владельцу земли переложить налоги уже не на кого. Исходя из этого, Локк настаивал на замене всех налогов одним поземельным, считая, что он есть наиболее удобным для землевладельцев, так как при значительном количестве налогов землевладельцы через переложение облагаются намного большим налоговым бременем.

Классическая школа продолжила развитие «абсолютных» теорий переложения в том же направлении. А. Смит считал, что большинство налогов перекладываются или на земельного собственника, или на зажиточного потребителя. Такими, которые не перекладываются, он считал поземельный налог, на переход недвижимости (по наследству и путем купли-продажи), на роскошь.

Д. Рикардо разработал теорию земельной дифференцированной ренты. Он утверждал, что поскольку налог взимается со всех земель, в том числе и худших, то появляется возможность перенести налоги на потребителя тем землевладельцам, которые имеют лучшие земли. Исходя из этого, а также из тогдашней теории заработной платы и прибыли, Рикардо утверждал, что все налоги в конечном счету падают на предпринимателя, поскольку на него их перекладывают и землевладелец, и рабочий.

На смену «абсолютным» теориям переложения в вариантах физиократов и классиков приходят другие. Французский исследователь Н. Канар предложил так называемую положительную теорию равномерного распределения налогов, которая была разработана в начале XIX ст. Согласно этой теории, все налоги благодаря переложению распределяются между плательщиками соответственно их платежеспособности. Причина заключается в том, что если плательщик не может нести налог, он старается его переложить. Если же налог не является существенным бременем для плательщика, он не принимает усилий для его переложения и несет налог сам. Но равновесие налогового бремени наступает не сразу. Хотя первый налогоплательщик, платя налог, платит лишь аванс, все же этот аванс является бременем и не может быть быстро компенсирован. С годами разные налоги, возможно, и весьма медленно, но перелагается в соответствии с платежеспособностью. Поэтому делается вывод, что любой старый налог хорош, так как путем переложения он становится равномерным. В противоположность этому каждый новый налог плох, так как прежде чем будет достигнуто такое равновесие, новый налог будет порождать большую или меньшую несправедливость.

Пессимистическая теория переложения была создана защитником интересов неимущих классов П. Прудоном. Он считал, что все налоги перекладываются на потребителя. Поскольку основная масса потребителей – бедняки, то налоги обременяют главным образом бедных и потому являются несправедливыми. Прудон не верил в положительное влияние государственных расходов на производительность труда, поэтому все налоги, по его мнению, приносят беднейшим классам лишь вред. Конечно, такая теория имеет абсолютный и поверхностный характер.

Основные положения современной теории переложения разработаны в конце ХІХ в. Было определено, что вопрос о перекладывании – это, в основном, вопрос о цене: в какой мере повысятся цены на капитал, работу, предметы потребления в связи с введением налога. Одну из первых целостных теорий переложения разработал американский ученый Э. Селигман, который удачно объединил выводы всех теорий, которые существовали на начало ХХ в. Были разработаны виды (вперед, назад); размеры (полное, частичное); условия; особенности налогов с точки зрения переложения.

Условия переложения зависят от многих факторов. Если налогоплательщик является монополистом, то перенести налог ему значительно сложнее, чем в условиях свободной конкуренции. Монополист и так устанавливает максимальные цены безотносительно к размерам налогов. При попытке перенести налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому ему приходится принимать налог на свой счет, что даже и за минусом налога приносит ему значительные прибыли. В условиях свободной конкуренции цены приближаются к расходам производства, налог может войти в сумму этих расходов и легче быть перенесенным на потребителя.



Вторым условием можно назвать эластичность спроса. При эластичном спросе перевести налог (т.е. повысить цену на размер налога) очень тяжело, а при неэластичном – значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перекладываются налоги на предметы первой необходимости, и тяжело – на предметы умеренной роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос. Легко перекладываются также налоги на предметы роскоши, так как очень зажиточные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.



Третий фактор – это мобильность налогооблагаемого предмета. Чем большей мобильностью (подвижностью) отличается налогооблагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен, и наоборот. Например, владельцу недвижимого имущества сложнее перенести налог, чем владельцу движимого имущества, особенно денежных ценностей.



Еще одним фактором, который влияет на переложение, является тяжесть налогообложения. Невысокие налоги почти не перекладываются, ведь плательщик их легко воспринимает и отказывается от работы и риска переложения. Однако чем тяжелее налог, тем больше стимулов к его переложению.

Переложение налога зависит также от того, является ли налог общим или выборочным. Если налог облагает все виды объектов равномерно, то перенести его легче. Если же налог выборочный, т.е. облагает налогами лишь отдельные виды объектов, например, определенные виды имущества, то перенести его сложнее, поскольку рост цены на сумму налога может привести к переходу на потребление альтернативных товаров.

Кроме этого, наука установила, что легко перекладываются косвенные налоги. Однако степень этого переложения (полностью или частично), его условия, установить довольно тяжело и сейчас. Известно лишь, что универсальные косвенные налоги (на все товары) перекладываются довольно легко, вместе с тем акцизы, которыми облагаются налогами лишь отдельные виды товаров, дают возможность обратиться к другим, альтернативным услугам, что усложняет процесс переложения.

Считается, что подоходный налог не перекладывается потому, что он точно учитывает все доходы отдельного лица. То есть, если лицо перенесет налог на другое лицо, то доход возрастет, что будет учтено при следующем взимании налога. Однако здесь бывают исключения. Определенные лица, которые контролируют цены на свои услуги (врачи, адвокаты и др.), могут увеличивать эти цены, чтобы компенсировать расходы на налог.

Таким образом, переложение налогов зависит от двух основных факторов: характеристики предмета налогообложения (эластичность спроса и предложения, степень мобильности, условия конкуренции или монополии), а также характеристики самого налога. Налоговую систему необходимо строить таким образом, чтобы процессом переложения можно было бы руководить и при этом не нарушались принципы налогообложения. По степени компетентности государства в вопросах переложения можно выделить два его типа: предусмотренное государством и непредвиденное государством.








sitemap
sitemap