теория организации лекция 3



ЗМ 2,Тема3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

1.1. Система и ее основные свойства

1.2. Классификация систем

1.3. Виды систем

1.4. Организация, ее признаки и формы

1.5. Организационные отношения

1.6. Организации как системы

1.1. СИСТЕМА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

Система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности (или совокупность взаимосвязанных действующих элементов).

Признаки системы:

• множество составляющих ее элементов;

• единство главной цели для всех элементов;

• наличие связей между ними;

• наличие структуры и иерархичности;

• относительная самостоятельность;

• наличие управления этими элементами. Свойства систем:

• связность — реализуется в совместном действии ее элементов, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

• эмерджентность — проявляется в повышении общего потенциала набора элементов относительно суммы потенциалов каждого элемента в отдельности;

• самосохранение — реализуется в стремлении сохранить свою структуру и функции неизменными при наличии возмущающих воздействий;

организационная целостность — осуществляется в развитии самоорганизации и самоуправления. Подсистема — набор автономных элементов (эконо¬мических, правовых и др.).

система

система

Обработка входного воздействия

Обработка входного воздействия

Вход 2Внешняя среда

Выход

Вход 1

Обратная связь

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя и используемые им. Набор решений в технической системе ограничен, и их последствия обычно предопределены. Решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке, например, порядок включения и работы с компьютером. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решения.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологичес кие подсистемы, например муравейник, человеческий организм, в которых человек принимает решения. Альтернатив решений в биологической системе немного из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Последствия решений в биологических подсистемах иногда оказываются непредсказуемыми. В таких подсистемах необходима разработка нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в качестве объекта управления, например семья, производственный коллектив, неформальная организация и даже один человек. Набор решений в социальной системе характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания людей, а также нюансами в их реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Социальная система включает биологическую и техническую, а биологическая — техническую систему.

1.3. ВИДЫ СИСТЕМ

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации* задуманных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой, человеком или обществом для реализации целей мирового сосуществования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии.

Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, система обучения студентов в институте, система регистрации новых товариществ и обществ.

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что входные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может происходить из-за того, что одни события в организации происходят помимо нашей воли (форс-мажор), другие из-за частичного непрофессионализма персонала, третьи — из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям, а вследствии этого слабую устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, новые организации, ребенок в семье.

Жесткие системы — это системы, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии управления и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия. Например, авторитарные государственные режимы, компании с линейной или звездообразной схемой организационных отношений, а также компании с приоритетом власти в организационной культуре — символ «паук» на логотипе.

Системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.

1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ

Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает «систему», но не любую систему, а уже в определенной мере упорядоченную, организованную. В основе теории организации лежит теория систем.

Организация рассматривается как процесс и как явление.

Как процесс она представляет совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексом.

Как явление она представляет физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Например, набор элементов, составляющих компанию по производству стиральных машин. Организации как явление регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Для любой организации характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выпрлняемым функциям) разделение труда.

Четыре формы организации в правовом отношении:

* юридическое лицо — зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке, например ОАО, AMO «ЗИЛ»;

• неюридическое лицо первого типа — не зарегистрировано в государственном органе, например подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений;

* неюридическое лицо второго типа — зарегистрировано в государственном органе, но не имеет отдельного зарегистрированного офиса, официальной печати, например предприниматель без образования юридического лица;

* неформальная организация граждан — например, активисты жилого дома, объединение любителей пляжного волейбола.

Признаки организации:

* наличие по крайней мере одного человека;

* следование хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;

* совместная деятельность для получения прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В основе деятельности любой компании лежат производственные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных ресурсов.

Виды производственных отношений: экономические, технологические, правовые, социальные, организационные и др.

Организационные отношения связывают весь набор составляющих производственных отношений. Организационные отношения включают: воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организаций.

Организационные отношения сводятся к следующим основным типам (табл. 1):

Таблица 1

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Наименование

формальные и неформальные;

центростремительные

легитимные и противоправные;

и центробежные;

свободные и административ-

совместимые и несовмести-

ные;

мые;

равенства и неравенства;

эквивалентные и неравнознач-

зависимые

ные;

и независимые;

детерминированные

последовательные

и стохастические;

и параллельные;

вертикальные и горизонталь-

устойчивые и неустойчивые;

ные;

дискретные и непрерывные;

диффузные и локализованные;

жесткие и мягкие;

аддитивные и альтернативные;

притяжения и отталкивания

симметричные и асимметрич-

ные;

централизованные

и децентрализованные

Организационные отношения складываются в процессах организации производства в целом или его отраслей, труда на предприятии, при создании, реформирования, реорганизации, и ликвидации предприятий.

1.6. ОРГАНИЗАЦИИ КАК СИСТЕМЫ

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Системный характер организации — это необходимое условие се деятельности. Отсутствие системности может отрицательно отразиться на организации. С понятием «система» связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований.

Три уровня широты анализа и синтеза компаний: системный, комплексный и аспектный.

Системный подход требует учета всех ключевых эле¬ментов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.

Комплексный подход требует составления приоритетов важности ключевых элементов и учета наиболее важных элементов.

Аснектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организа¬ционных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресур¬сов и времени; если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно, комплексный и аспект-ный подходы более дешевые, но увеличивается погреш¬ность при обработке недостаточных данных и в результа¬тах решения.

ЗМ 2.Тема 4.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

2.1. Дихотомическая типология социальных организаций

2.2. Менеджерская, предпринимательская, бюрократическая организации

2.3. Цели социальной организации

2.4. Организационные отношения между персоналом компании

2.5. Группы в организациях

2.1. ДИХОТОМИЧЕСКАЯ типология СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Дихотомическая типология (парная классификация) социальных организаций: правительственные и неправительственные, бюджетные и коммерческие, хозяйственные и общественные, промышленные и непромышленные и др.

Статус правительственной организации присваивается высшими официальными органами власти. К правительственным относятся организации, зафиксированные в конституции, указах Президента и т.д., например, министерства, администрация Президента .

К неправительственным относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации создаются физическими или юридическими лицами (резидентами) для производства продукции с целью получения максимальной прибыли в интересах учредителей. Коммерческие организации — это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие самой организации. Некоммерческие организации — это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.

Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы. Эти организации входят в группу юридических лиц.

Бюджетные организации планируют свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

Внебюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, заключая договора с другими компаниями, втом числе и бюджетными.

Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества. Например, общественные организации: «Столичное собаководство», «Социологическая ассоциация» и т.п. В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов.

Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде. Хозяйственные организации могут отличаться по отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.); самостоятельности принятия решений (головные (материнские), дочерние и зависимые).

Формальные организации регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке. Они могут иметь статус юридического или неюридического лица. Формальной организации выдастся свидетельство о регистрации.

Неформальные организации — это объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях. Они не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Эти организации создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта, например объединение друзей, группа туристов и др.

Внутри формальных организаций часто возникают неформальные группы, объединяющие людей разных отделов, цехов, групп. Это естественный процесс, возникающий тогда, когда штатное развитие коммуникаций отстает от развития технологий, профессионализма персонала в организации. Признаком рождения неформальной организации является появление неформального лидера.

2.2. МЕНЕДЖЕРСКАЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ, БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ

По стилю делового поведения персонала организации делятся на: менеджерскую, предпринимательскую, бюрократическую.

Менеджерская организация предполагает такую постановку дела, когда власть и знания, полномочия и компетентность соединены, когда ответственность за решения или за уклонение от их принятия четко определена, когда персонал организации возглавляется профессионально подготовленными менеджерами, когда допускаются действия «командой» под руководством лидера.

Лидером называется лицо, наиболее влиятельное среди других индивидов группы или пользующееся наибольшим авторитетом в организации. Персонально лидер может быть выявлен с помощью метода социометрии по наибольшему количеству отданных ему положительных предпочтений опрошенных лиц, работающих с ним вместе.

Предпринимательская организация постоянно нацелена на овладение новыми рыночными сегментами и на повышение своей доли на рынке. Для достижения этого она стремится к освоению новинок техники и технологии, обновлению производства, в ней господствует поощрение инициативы и творчества — «предпринимательский дух». Это инновационный тип организации.

Бюрократическая организация являет собой консервативный тип. В ней деловая бумага обретает самоценность и «перевешивает» то дело, ради которого она оформляется, а персонал в борьбе за укрепление своих позиций нередко намеренно затрудняет коммуникацию. Одна из труднейших проблем науки об управлении заключается в предотвращении превращения крупных компаний в бюрократические учреждения.

2.3. ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В зависимости от поставленных в системе целей социальные организации могут иметь: образовательную, экономическую, политическую, медицинскую, технологическую

и другую направленность.

Социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций выступает в виде товаров, услуг, информации или знаний. В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей.

Для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибили в интересах учредителей.

Для социально-культурных организаций основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью.

Для социально-образовательных организаций главной целью является удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность; прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

В табл. 2 показано, как в социально-экономических организациях соотношение между уровнями социальных и экономических связей влияет на состояние организации. Для социально-образовательных или социально-культурных организаций она будет иметь такой же вид, если заменить слова «экономические связи» на «культурные или образовательные связи».

Таблица 2

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СВЯЗЕЙ НА СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Социальные

Экономические СВЯЗИ

связи

Слабые

Средние

Сильные

Слабые

Неустойчивые организации

Слабые Организации

Конфликтные организации

Средние

Слабые

Средние

организации

Сильные

Конфликтные формальные и сильные неформальные организации

организации

Сильные организации

Например, в компании слабые социальные и средние экономические связи, что характеризует организацию как слабую. Для перевода ее в разряд средних необходимо

усилить социальные связи между персоналом. Для этого можно заново создать профсоюзную организацию и т.п.

В организации проходят объективные (естественные — по экономическим, управленческим и организационным законам) и субъективные (искусственные — по воле человека или общества) процессы.

К объективным относятся процессы спада-подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, процессы, связанные с законами организации, например синергии, самосохранения, информированности.

К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.

2.4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЛОМ КОМПАНИИ

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся: линейная и кольцевая (рис. 2 и 3). К производным относятся: колесо, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная (рис. 4, 5, 6, 7, 8). Из наборов базовых и производных формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

Руководитель высшего звена

1-►

Руководитель

Подчиненные

Рис. 2. Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

Линейная схема — схема для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя, при большой заинтересованности! персонала в успешной работе.

Рис. 3. Кольцевая схема

Кольцевая схема — это линейная схема, замкнутая на руководителя. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком. Для кольцевой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников, а административные обязанности остаются у руководителя.

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены также в виде различного сочетания базовых схем в виде колесообразной («колесо») и звездообразной («звезда»).

Рис. 4. Схема «колесо»

Схема «колесо» эффективна в небольших организациях или подразделениях, в которых постоянно требуется корректировка производства продукции. Это обычно характерно при неустойчивой номенклатуре выпуска, изменениях спроса на продукцию. Схема сочетает самостоятельность работников и профессионализм руководителя.

Рис. 5. Схема «звезда»

Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему линейных отношений. Она рекомендуется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности составляющих ее подразделений. Между объектами управления нет внутренних связей. С каждым объектом руководитель реализует линейные и функциональные связи.

Иерархическая схема используется для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Штабная схема используется при консультационном характере работы основных специалистов. Она предусматривает создание групп специалистов (функциональных штабов) при руководителе — отделы или группы (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти подразделения разрабатывают и согласовывают проекты решений по соответствующим вопросам. Руководитель

из представленных ему проектов решений принимает оптимальное.

Штабная схема позволяет при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по важнейшим задачам подразделений организации.

Руководитель проекта

Руководитель проекта

Матричная схема рекомендуется при невозможности реализовать на производстве разделение труда, а также при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний. Схема предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную от непосредственного общего руководителя проекта и функциональную от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации).

функциональные

функциональные



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap