теория обучения билеты



Модернизация системы обучения ИЯ в средней школе. Организация и содержание предпрофильного и профильного обучения ИЯ в средней школе.

Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития системы образования.

Основные задачи:

— обеспечение гос. гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образований.

— достижение нового современного качества образования.

— повышение соц. статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

— повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

— объяснение населению сути изменений в образовании, цели, направления, методы. Изучение результатов общественного мнения органами управления образования.

Содержание и структура школьного курса по ИЯ определяется:

— коммуникативными целями и задачами

— вариативностью содержания обучения в различных типах школ, при обучении первого и последующих ИЯ

— количеством учебного времени, отводимого на ИЯ

Структура курса – трехступенчатая/двухступенчатая:

1 ступень (1-4 классы)

— создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать ИЯ

— преодоление психологического барьера в использовании ИЯ как средства коммуникации

— стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников, использование ИЯ для этих целей

— формирование элементарных умений межличностного общения с опорой на родной язык.

2 ступень (5-9 классы)

— формирование и развитие базовых коммуникативных умений

— социокультурное развитие школьников

— культуроведческое и художественно-эстетическое развитие школьников

— формирование умений представлять родную культуру и страну в условиях межкультурного общения

— ознакомление школьников со стратегиями самообразования

Целесообразно начинать изучение второго ИЯ на этом этапе.

3 ступень (10-11 классы)

— развитие коммуникативной культура и социокультурной образованности, позволяющей школьникам быть равноправными партнерами межкультурного общения на ИЯ на бытовом, культурном и учебно-профессиональном уровне

— обучение этике дискуссионного общения на ИЯ

— ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки владения языком

— использование ИЯ в профессионально ориентированном образовании.

Средняя школа должна создавать условия и стимулировать школьников к изучению нескольких ИЯ с учетом потребностей, как самих учащихся, так и общества в целом.

В чем смысл перехода к профильному обучению?

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.   

Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появилась реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.  

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Основные цели перехода к профильному обучению:

—             обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

—            создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

—            способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

—            расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основные задачи системы профильного обучения:

— дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;- выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;

— сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности:

— развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;

— выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;

— сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.В чём особенность содержания профильного обучения?

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.

По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.

На элективных курсах подготовка специализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы являются компонентом вариативной части содержания образования в старших классах и направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. прямо связаны с выбором каждым школьником того содержания образования, которое отражает его интересы, связано с последующими жизненными планами. Элективные курсы, таким образом, дополняют и развивают возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Возможны элективные курсы разных типов:

1)    предметные элективные курсы;

2)    межпредметные элективные курсы, направленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе;

3)    элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Функции элективных курсов:

углубление содержания профильного учебного предмета;

— расширение содержания одного из базовых учебных предметов;

— удовлетворение познавательных потребностей учащихся в выбранной ими предметной области;

— мотивация профессионального интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.

Основная цель предпрофильного обучения — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития.                

Предпрофильная подготовка – система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся основной школы относительно избираемых ими профилизированных направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени обучения в школе или иных путей продолжения образования).

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Какие формы организации профильного обучения наиболее эффективны?

Перспективными в отдельных случаях могут стать формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.

Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ  и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, Малые Академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения.

 1) Модель внутришкольной профилизации

Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.

Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам – в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп – в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

 2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые  общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации школы  с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).

Какие профили обучения есть в общеобразовательных учреждениях?

Учебный план общеобразовательной школы может включать разнообразный набор профилей, определяемый потребностями региона, структурой рынка труда и занятости. Здесь возможны технико-технологические профили, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью с материальными технологиями, техникой, техническим сервисом, а также профили, связанные с созданием нематериальных ценностей и сферой услуг: социально-экономический, реализующих предпрофессиональную подготовку к таким массовым профессиям, как учитель, экономист, психолог, менеджер, юрист, социолог, журналист, дипломат и др.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов.

Новые принципиальные подходы к процессу обучения иностранным языкам в школе.

В самом  содержании  учебного  предмета  должны  быть заложены механизмы,   раскрывающие  возможность практического  использования иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения  интересов учащихся,  в том  числе  и  неязыковых.  Действие  этих  механизмов   будет обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ  на следующие вопросы:

1. Где и как может быть  использован  иностранный  язык  в будущей профессии ученика?

2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или  сфере интересов?

3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться  к  научно техническому  и  культурному  прогрессу   и   традициям  страны изучаемого  языка,  пополнить  знания  в  области  точных   или гуманитарных наук?

В настоящее время в Российской Федерации обучение иностранному языку с дошкольного возраста или в начальной школе приобрело поистине массовый характер. Практически в начальной школе любого общеобразовательного учреждения ведутся уроки английского языка.

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса по изучению английского языка с 1 или 2 класса средней школы? Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом.

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. При изучении английского языка с младших классов необходимо особо обратить внимание на взаимоотношение ученика с окружающими, а не являться только объектом контроля сформированности их языковой компетенции. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Ошибки — это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия.

Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.

Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в плане повышения качества владения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной.

Успешное  начало обучения  иностранному  языку  способствует  созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и  отношение учащихся к предмету  во  многом зависит  от  того,  насколько  интересно  и эмоционально учитель  проводит  уроки.   Конечно,   в   процессе   обучения иностранным языкам учащихся младшего  школьного  возраста большое  значение имеет  игра.  Чем  более  уместно  использует   учитель   игровые   приемы, наглядность, тем прочнее усваивается материал. Таким образом, успех практической  реализации инновационных  обучающих

стратегий в начальной школе в большей степени зависит от уровня  готовности учителя иностранного языка  к  новым  условиям  социально-культурной  среды, формируемой в школе, и от способностей  преподавать  язык функционально,  с ориентацией на межкультурную коммуникацию

Современные методы обучения иностранным языкам в средней школе.

Коммуникативный метод.

Цель – говорение как средство общения.

Принципы:

— деятельностный подход – в течении урока ставятся коммуникативные цели, которые решаются на уроке, важен результат решения данной задачи. (3 этапа: 1. Подготовительный – набор лексики, 2. Исполнительный – упражнения, 3. Итоговый — обобщение материала.

— задания строятся на основе игрового, имитационного общения, свободное общение.

— принцип «здесь и сейчас» — возникновение речемыслительной деятельности на уроке.

— гуманистический подход

Коммуникативная компетенция (этика общения)

— лингвистическая компетенция (способность ученика использовать лексику)

— прагматическая компетенция (способность воспринимать материал и готовность отвечать, передавать его)

— когнитивная компетенция ( готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности)

— информативная компетенция (владение содержанием предмета обучения)

— социализация (создание условий аутентичной социализации учеников в процессе обучения)

Интенсивный метод.

Мнемотехника – ассоциативно-функциональный метод запоминания. (большую роль играют повторения)

— положительная эмоциональная установка

— обучение должно осуществляться на сознательном и бессознательном уровне

Используются незадействованные резервы сознания с целью повышения эффективности процесса обучения.

Психологическая суггестия – эмоциональное воздействие

Дидактическая суггестия – приемы, активирующие обучение

Художественная суггестия – различные виды искусств.

Компьютерные технологии.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность студента в процессе обучения иностранным языкам. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, склонностей и т.д. 1. Создание новых образовательных технологий в целях интеграция мирового образовательного пространства.2. Разработка методов и технологической модели интернет-учебников.  3. Внедрение дистанционного обучения иностранным языкам (электронные учебники).  

Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Студенты могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Студенты могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на занятии для каждой возрастной группы студентов по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. В связи с этим предлагаются следующие формы работы с компьютерными обучающими программами при аспективном обучении иностранному языку:  

Ø     Для отработки произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы студент повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и студента, при сравнении которых видны все неточности. Ø     Для изучения лексики.  При введении и отработке тематической лексики, например спорт, путешествия, продукты питания, одежда и т.д.  Ø     Для обучения грамматике.  Отработка грамматических явлений.  Ø     Для обучения диалогической речи. 1 – этап – знакомство с диалогом. 2 — этап – разучивание диалога.  3 — этап – инсценирование диалога.  o      Для обучения письму.  Этот вид работы решает сразу задачу правильного написания английских слов.  

В настоящее время обучение иностранному языку в высшей школе претерпевает большие изменения. Более интенсивно стали внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как Интернет, аудио- и видеокомплексы, мультимедийные обучающие компьютерные программы.  

Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме. Новая учебная среда создает дополнительные возможности для развития креативности студентов, стимулирует их любознательность, прививает интерес к научной деятельности.  

Современные мультимедийные программы представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранных языков включают изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике. На занятиях по английскому языку, используя информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:  ü         формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;  ü         совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также подготовленных преподавателемü            совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;ü         пополнять свой словарный запас, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального, экономического и политического устройства общества; ü          знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;  ü          формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на занятиях на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого [4].  

Воспитание творческой личности — задача всей системы образования, поскольку в процессе познавательной творческой деятельности студент осознает свою значимость, реализует себя как личность. Для формирования креативности как личностного качества необходимо создать специально организованную среду, которая обеспечит многостороннее системное влияние. Необходимо дать возможность студентам работать по индивидуальному плану. Для этого логично вводить элементы дистанционного обучения, базирующиеся на использовании мультимедийных технологий.  

Овладения ИЯ как формирование вторичной языковой личности. Комплексный характер целей обучения ИЯ.

Вторичная языковая личность совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне и предполагающая адекватное взаимодействие с представителями других культур. Она складывается из овладения вербально-семантическим кодом изучаемого языка, то есть «языковой картиной мира» носителей этого языка и «глобальной» (концептуальной) картиной мира, позволяющей человеку понять новую для него социальную действительность. Развитие у студента черт вторичной языковой личности, делающих его способным быть эффективным участником межкультурной коммуникации, и есть собственно стратегическая цель обучения иностранному языку.Компонентами формирования языковой личности является выработка компетенции лингвистической (теоретические знания о языке), языковой (практическое владение языком), коммуникативной (использование языка в соответствии с ситуацией общения, навыки правильного речевого поведения), культурологической (вхождение в культуру изучаемого языка, преодоление культурного барьера в общении).Понятие «языковая личность» базируется на понятии личности как субъекта отношений и сознательной деятельности, определяющейся данной системой общественных отношений, культурой и обусловленной также биологическими особенностями. Личность одновременно и продукт, и субъект истории, культуры, ее творец и творение. Творцом культуры человек становится благодаря способности быть субъектом деятельности, создающим и постоянно совершенствующим новую среду. На первый план выдвигаются интеллектуальные ее характеристики, так как интеллект наиболее интенсивно проявляется в языке и исследуется через язык.Вторичная языковая личность у человека, владеющего иностранным языком, формируется под влиянием первичной языковой личности, сформированной родным языком человека. Выдвигается идея, что уровень развития языковой личности, освоенность типов понимания на родном языке детерминирует готовности языковой личности на иностранном языке.

Ю.Н. Караулов выделяет три уровня в структурной модели языковой личности:

Первый уровень – вербально –семантический, единицами которого являются отдельные слова как единицы вербально ассоциативной сети. Изучающие  овладевают структурно-системными связями изучаемого языка в параметрах системо-образующей функции языка, направленной на решение коммуникативных задач.

Второй уровень – лингвокогнитивный, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой личности в более или менее упорядоченную картину мира, отражающую иерархию ценностей. Стереотипам на этом уровне соответствуют устойчивые стандартные связи между дескрипторами, находящими свое выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, крылатых выражениях.

Третий уровень – мотивационный уровень, единицы которого ориентированы на прагматику и проявляются, по мнению Ю.Н.Караулова, «в коммуникативно-деятельностных потребностях личности» 

По мнению И.И. Халеевой, овладеть суммой знаний о картине мира начит выйти на когнитивный уровень языковой личности. При подготовке активного участника межкультурной  коммуникации, важно научить носителя образа мира одной социально – культурной  общности понимать носителя иного языкового образа. Понять какую – нибудь фразу или текст означает, пропустив ее через свой тезаурус, соотнести со своими знаниями и найти соответствующее ее содержанию место в картине мира[1,c.69].

Таким образом, в настоящее время большинство экспертов в области изучения, преподавания иностранных языков полагают, что формирование вторичной языковой личности является одной из задач при изучении и обучении языкам. Формирование вторичной языковой личности способствует успешному осуществлению социального взаимодействия с носителями иной культуры.

Цели обучения ИЯ

С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции.

Выделяется несколько её составляющих:

лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме

социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи

социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.

Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.

Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми,  в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.

В отечественной методике выделяют четыре аспекта:

учебный практический аспект;

воспитательный аспект;

образовательный аспект

развивающий аспект

Практический аспект: учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме.

Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности:

рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом,  а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика. 

Воспитательный аспект – формирование мировоззрения, патриотизма, нравственно, эстетически и духовно развитой личностибразовательный аспект – приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходств и различий с родным.

Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, развитие чувства языка, сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться. 

Сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, а сами знания вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне школы. 

Школьное и вузовское образование сегодня, в соответствии с выделенными Советом Европы пятью базовых компетенциями, необходимых  любым специалистам, должно сегодня направлено на решение след трёх задач:

— Формирование готовности к решению различных проблем

— Развитие стремления учиться всю жизнь

— Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.

Вариативность системы обучения ИЯ. Стандарты по ИЯ, их роль в развитии системы образования. Программы по ИЯ. Содержание обучения ИЯ и проблема аутентичности.

Тенденции в обучении ИЯ 

Усиление вариативности обучения ИЯ, т. е. возможность выбора школы и выбора УМК, методов и технологий обучения и контроля.

Поликультурность и языковой плюрализм, т. е. расширение спектра изучаемых языков.

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения ИЯ, т. е. создание условий для проявления способностей каждого учащегося, учет его интересов и личного опыта, обеспечение мотивации обучения.

Открытость, т. е. доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля.

Автономия, т. е умение работать самостоятельно, используя различные стратегии изучения ИЯ: проектные технологии, дневники, языковые портфели.

Интегративность и комплексность, т. е. интеграция дисциплин и методов обучения для удовлетворения потребности учащихся в получении целостного восприятия мира.

Увеличение использования ИКТ, как на уроках, так и самостоятельно, что способствует развитию автономии учащихся, овладению ИЯ на более высоком уровне.

Освоение инновационного опыта у тех школ, где уже существуют экспериментальные языковые площадки (вариативность технологий обучения, раннее языковое образование и др.). 

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. — свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.

  Вариативность — один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Вариативность — основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

2. Вариативность форм получения образования

  Вариативность форм получения образования предусмотрена ст. 10 Закона РФ «Об образовании», которая, в частности, предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. Это дает человеку возможность, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из его потребности в образовании.

  Семейное образование — организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

  Самообразование — самостоятельное освоение образовательной программы.

  Экстернат — аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе.

  Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительством Российской Федерации утверждаются перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается.

3. Вариативность образовательных учреждений

  Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразием типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см. табл. 1). Они могут быть выбраны родителями (лицами, их заменяющими) или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, склонностей, способностей.

4. Вариативность методов и организационных форм обучения

  Вариативность методов и организационных форм обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Еще Я.А. Коменский стремился найти единый метод, отвечающий единым законам человеческой природы, чтобы обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и метода». Тогда «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте». С тех пор попытки найти единый совершенный метод не прекращались. Однако параллельно крепли и позиции приверженцев вариативности.

  Основные причины, восстребующие вариативность, по словам М. В. Кларина, — это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем. Идея многовариантности моделей жизни и развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире.

  Вместе с тем идея Я. А. Коменского реализуется в современной ее интерпретации в педагогических технологиях как основанном на объективных закономерностях построении педагогического процесса. Появляется так называемая технология педагогических методов, то есть технология самого построения учебного процесса, или технология обучения.

  Первым примером построения дидактических технологий стало программированное обучение. Его характерными чертами явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация всего построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов во всем мире.

  Развитие технологического подхода в образовании привело к пониманию того, что вариативными должны быть не только методы и приемы как компоненты технологии обучения, но и сами технологии, которые должны зависеть от дидактических целей, особенностей учебного материала, учащихся, учителей и условий обучения.

  Профильное обучение — один из вариантов реализации идеи вариативности в приближении ее к гуманитарным интересам обучаемого.

  Следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа». Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа — одна из форм реализации этой цели.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap