теория — копия



Модуль 1. Организационные основы финансового менеджмента.

Тема 1 . Понятие и главная цель финансового менеджмента. Задачи и функции финансового менеджмента на предприятии. Субъекты финансового менеджмента и информационная база.

Дословный перевод английского выражения «financial management» — управление финансами.

В прикладном смысле финансовый менеджмент — это система управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денежных средств.

История развития финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – это явление рубежа веков. Начальный этап развития финансового менеджмента совпал с периодом общемирового промышленного подъема 1920-х годов, который ознаменовался формированием финансов в качестве самостоятельного и независимого направления со своими концепциями, правилами и методами.

Великая депрессия 30-х годов и послевоенный промышленный бум 50-х дали мощный импульс развитию инструментария ценных бумаг и инвестиционного анализа, зародилась концепция денежных потоков и временной стоимости денег, инвестиционные решения получили новые критерии оценки, сформировалась и методология управления инвестиционными проектам, в финансах стал наблюдаться постепенный переход от базового принципа начислений, применяемого в бухгалтерском учете, к принципам управления «живыми», реальными деньгами, постепенно развивалась парадигма экономической стоимости.

Особое место в истории развития финансового менеджмента занимают 1960-е годы. Наиболее яркие характеристики этого периода – становление финансового планирования и бюджетирования, активное развитие основополагающих элементов управленческого учета. Конец 60-х — начало 70-х годов ассоциируется у специалистов в этой области, прежде всего с развитием инструментария управления оборотным капиталом, в частности оптимизации запасов.

Дальнейшее развитие финансового менеджмента связано с нарастанием фактора неопределенности в жизнедеятельности предприятий, активным развитием теории и практики инвестиционного портфеля, методов управления финансовыми рисками совершенствованием механизма принятия финансовых решений, появлением новой схемы финансирования, методов управления корпоративных ценных бумаг.

В этот период времени (80-е — начало 90-х годов) содержание финансового менеджмента в интерпретации многих резко сужается, превращаясь в своего рода надстройку над финансовым и управленческим учетом, а финансовый менеджер, все чаще трактуется как менеджер-бухгалтер, занятый контроллингом.

Конец 20 века сформировалось органичное взаимодействие финансов и менеджмента.

Сегодня под эгидой финансового менеджмента тесно переплетаются между собой финансовый и управленческий учет, корпоративные и управленческие финансы, инвестиционный анализ, финансовое проектирование и проектное финансирование, валютные и банковские операции, стратегический и общий менеджмент, маркетинг, управление персоналом, банковский менеджмент, организационное поведение и многое другое.

Таким образом, в эволюции финансового менеджмента выделяют четыре этапа рис.1

Первый этап (1930-1950)

Второй этап (1950-1980 гг.)

Третьему этапу (с 1980 г. по 90-гг.)

С 1990гг-по настоящее время

Оценка финансового состояния с помощью коэффициентов, обоснование способов управления денежными потоками, диагностика банкротства

Разработка основ бюджетирования, портфельной теории, моделей оценки финансовых активов, теории структуры и стоимости капитала, дивидендной политики, риск-менеджмента,

оценка бизнеса.

Разработка концепции по управлению стоимостью, создание моделей организации, интегральной оценки эффективности деятельности организации.

Совместный методологический подход по управлению с т.з. финансового и управленческого учета, корпоративных и управленческих финансов, инвестиционного анализа, финансового проектирования и финансирования, , маркетинга, управления персоналом, банковского, стратегического и общего менеджмента.

Сущность, определение и функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата. Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: — 1) управляемая подсистема (объект управления – источники денежных средств, денежные средства, направления освоений).

— 2) управляющая подсистема (субъект управления – юр., физ. лица). Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности. Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

I Функции объекта управления: 1. воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе; 2. производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала; 3. контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

II. Функции субъекта управления: 1. прогнозирование финансовых ситуаций и состояний; 2. планирование финансовой деятельности; 3. регулирование; 4. координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия; 5. анализ и оценка состояния предприятия; 6. функция стимулирования; 7. функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

Целью финансового менеджмента является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся: системы расчетов и их формы; кредитование и его формы; депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом); операции с валютой; страхование (включая хеджирование); залоговые операции; трансферт; трастовые операции (банковская услуга для клиентов, стремящихся распорядиться своими свободными средствами с наибольшей выгодой); текущая аренда; лизинг; селенг (отличается от лизинга тем, что при лизинге оборудование в выкупается. а при селенге нет) инжиниринг (предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг); транстинг (способ вторичного получения доходов путем вложения в ценные бумаги прибыли, полученной от первоначального вложения капитала в предпринимательство); фрэнчайзинг (это возможность открыть своё предприятие, пользуясь технологиями существующего бренда).

Основные элементы анализа бухгалтерской отчетности и их использование в финансовом менеджменте. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.

Принципы проведения учета и требования, предъявляемые к источникам информации финансового менеджмента: двойная запись; 2. экономического учета; 3. периодичности; 4. функционирующего предприятия; 5. денежной оценки.

На выбор варианта бухгалтерского учета обычно влияют следующие обстоятельства: правовой и организационно-экономический статус предприятия — форма собственности (частное, государственное), организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество и др.), отрасль и вид деятельности (промышленность, строительство, транспорт, наука и научное обслуживание, торговля и т. д.), размеры (масштаб деятельности, объем продаж, численность персонала и др.); текущие и долгосрочные цели предпринимательства — привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и т. д.; особенности деятельности — производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с подателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой); кадровое обеспечение — уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задач и проблем, способность их разрешать); хозяйственная ситуация — уровень развития инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, состояние инвестиционного климата и т. д.

Субъектами финансового менеджмента являются менеджеры, инвесторы-собственники, инвесторы-кредиторы. Всех их интересуют разные целевые показатели деятельности финансовых отношений.

Менеджеры:

1) анализ производственной деятельности:

рентабельность производственной деятельности;

анализ операционных затрат;

операционный рычаг;

2) доходность:

рентабельность активов;

рентабельность чистых активов;

эффективность инвестиций (норма доходности, IRR);

стоимость бизнеса;

3) управление ресурсами:

оборачиваемость активов;

оборачиваемость производственных запасов;

оборачиваемость дебиторской задолженности;

оборачиваемость денежных средств;

длительность финансового цикла;

структура дебиторской и кредиторской задолженности;

эффективность использования ресурсов (материалоемкость, производительность труда, фондоотдача).

Инвесторы-собственники:

1) прибыльность:

рентабельность собственного капитала;

дивиденды;

2) рыночная стоимость предприятия:

прибыль на акцию;

соотношение рыночной и балансовой цены акций;

мультипликатор доходов (цена акции / прибыль на акцию);

3) распределение прибыли:

дивиденды на акцию;

текущая доходность (дивиденды / цена акции);

коэффициент выплаты дивидендов (дивиденды / прибыль).

Инвесторы-кредиторы:

1) платежеспособность:

коэффициенты ликвидности;

состояние счетов;

анализ кредиторской задолженности;

2) кредитоспособность:

коэффициент покрытия долгов;

анализ денежных потоков;

кредитная история;

3) финансовая устойчивость:

золотое правило финансирования;

соотношение собственных и заемных средств;

уровень финансового рычага.

К основным направлениям анализа финансового состояния предприятия относятся:

анализ динамики состава и структуры имущества предприятия;

оценка движения источников финансирования;

анализ состояния запасов и затрат;

анализ финансовых коэффициентов.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это прибыль или убыток.

Пб = Пр + Ппр + Пвн , где:

Пб – балансовая прибыль или убыток;

Пр – результат от реализации товарной продукции;

Ппр – результат от прочей реализации;

Пвн – доходы и расходы от внереализационных операций.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы перспективных целевых показателей финансового менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока.

В первом блоке — «Показатели макроэкономического развития»— содержатся следующие основные информативные показатели, используемые в процессе управления финансами предприятия:

а) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

б) объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

в) денежные доходы населения; г) вклады населения в банках; д) индекс инфляции;

е) учетная ставка центрального банка.

Во втором блоке — «Показатели отраслевого развития»— содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:

а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;

б) общая стоимость активов предприятий, в том числе оборотных;

в) сумма собственного капитала предприятий;

г) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности;

д) ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

е) ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями отрасли;

ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.

Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока.

В первом блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов » — содержатся следующие основные информативные данные:

а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;

в) объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке.

Во втором блоке — «Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов» — содержатся следующие основные информативные данные:

а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков,

дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;

б) депозитная ставка отдельных коммерческих банков,

дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;

в) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;

г) курс покупки — продажи аналогичных видов валют,

установленный коммерческими банками.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования фи- нансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Страховые компании»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами)

Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка». Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы.

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных финансового учета предприятия.

Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, так как они базируются на общепринятых стандартизированных принципах учета (что позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями); четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности (отчетность, формируемая на базе финансового Учета, предоставляется внешним пользователям и под- лежит внешнему аудиту).

В то же время, информационная база, формируемая иа основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отраже-пие информативных показателей лишь по предприятию в Целом (что не позволяет использовать ее при принятии Управленческих решений по отдельным сферам финансовой деятельности, центрам ответственности и т.п.); низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности — только один раз в год); использование только стоимостных показателей (что затрудняет анализ влияния изменения цен на формирование финансовых ресурсов).

Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в «Балансе предприятия». Этот баланс содержит два основных раздела — «Актив» и «Пассив».

В основе актива баланса отражаются показатели следующих трех разделов: 1) основные средства и другие внеоборотные активы; 2) запасы и затраты; 3) денежные средства, расчеты и другие активы. Второй и третий разделы актива баланса позволяют получить представ- ление об общей сумме оборотных активов, используемых предприятием. В составе актива баланса отражается также показатель суммы убытков, как прошлых лет, так и отчетного периода, который играет важную роль в управлении финансовой деятельностью предприятия.

В составе пассива баланса отражаются показатели следующих трех разделов: 1) источники собственных и приравненных к ним средств; 2) долгосрочные пассивы; 3) расчеты и другие пассивы. Второй и третий разделы пассива баланса позволяют получить представление об общей сумме заемного капитала, используемого предприятием. В составе пассива баланса отражаются также показатели суммы прибыли, полученной в отчетном периоде (с ее разделением на нераспределенную и использованную) и суммы нераспределенной прибыли прошлых лет.

Между рассмотренными разделами существуют следующие формы балансовой связи:

ВА + ОА = К;

СК + ЗК = А, где ВА — сумма внеоборотных активов;

ОА—сумма оборотных активов;

К—сумма используемого совокупного капитала; СК—сумма используемого собственного капитала; ЗК—сумма используемого заемного капитала; А—сумма совокупных активов.

Во втором блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о финансовых результатах и их использовании» Этот отчет включает показатели по следующим основным разделам: 1) финансовые результаты; 2) использование прибыли; 3) платежи и бюджет; 4) затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль и другие. Уже из названий разделов этого отчета можно судить о том, что он отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.

В разделе «Финансовые результаты» содержатся показатели формирования прибыли — от операционной деятельности, от реализации имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма балансовой прибыли или убытка в отчетном периоде.

В разделе «Использование прибыли» содержатся показатели по отдельным направлениям ее использования, что позволяет получить представление о соотношении суммы прибыли, отчисляемой в бюджет и остающейся в распоряжении предприятия; о соотношении суммы капитализируемой и потребляемой прибыли и т.п.

В последующих разделах содержатся данные об уплаченных предприятием налогах и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов.

В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в «Отчете о финансово-имущественном состоянии предприятия». Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финансовой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год, что не позволяет применять эту информацию в процессе оперативного управления. В этом отчете содержатся показатели движения разнообразных финансовых фондов предприятия; использования средств бюджета и внебюджетных фондов; направления средств в целевые фонды и на потребление, наличия и движения нематериальных активов, финансовых вложений и других.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени — в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на данных организуемого на предприятии управленческого учета.

Этот вид учета получает развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в международной практике системе бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений (в основном, в области управления формированием и использованием прибыли) и планирования деятельности предприятия в предстоящем периоде.

В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе — по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям.

В процессе построения системы информационного обеспечения управления финансовой деятельностью управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и других.

Показатель

Характеристика

Рекомендуемый критерий

Коэффициент финансового риска

Показывает сколько заемных средств компания привлекла на рубль собственных

0,7

Коэффициент долга

Отношение заемных средств к валюте баланса

< 0,4

Коэффициент автономии

Отношение собственных средств компании к валюте баланса

> 0,5

Коэффициент финансовой устойчивости

Отношение итога собственных и долгосрочных заемных средств к валюте баланса

0,8-0,9

Коэффициент маневренности собственных источников

Отношение собственных оборотных средств к сумме собственных источников

0,5

Коэффициент покрытия

Отношение мобильных (оборотных) средств к краткосрочной задолженности

> 4

Коэффициент абсолютной ликвидности

Отношение денежных средств и расчетов к краткосрочным обязательствам

> 0,3

Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств

Отношение чистого оборотного капитала ко всему оборотному капиталу

Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам

> 0,1

Приложение № 1к Приказу Министерства финансовРоссийской Федерацииот 02.07.2010 № 66н

(в ред. Приказа Минфина РФот 05.10.2011 № 124н)

Формыбухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках

Бухгалтерский баланс

на

20

г.

Коды

Форма по ОКУД

0710001

Дата (число, месяц, год)

Организация

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид экономическойдеятельности

поОКВЭД

Организационно-правовая форма/форма собственности

по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.)

по ОКЕИ

384 (385)

Местонахождение (адрес)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap