теория коммерции



Научные теории коммерции

Научные теории коммерции заложили основы анализа мирохоз-ых связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего разв-я эк. мысли в рассматриваемой области.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита

Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне…

Т.о., суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо

Другой классик, Давид Рикардо, в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817 г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необх. для выявления осн. Пр-ов разв-я междунар. торговли.

Есть теоретические доказательства того, что рикардианская модель работает и в случае множества товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров.

Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина

Дальнейшее развитие классической теории международной торговли связано с созданием в 20-х гг. ХХ в. шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином теории соотношения факторов производства, которая наиболее полно была изложена в книге последнего «Межрегиональная и международная торговля» (1933 г.). Эта теория основывается на тех же предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Смита и Рикардо. Основное различие состоит в том, что она исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда — заработная плата.

Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в странах, где имеется дефицит капитала и относительно большие трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где их недостает.

Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.

Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера — Олина — Самуэльсона)

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах. Характер этого взаимодействия был раскрыт американским экономистом П. Самуэльсоном, исходившим из основных постулатов теории Хекшера—Олина. В соответствии с теоремой Хекшера—Олина—Самуэльсона механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем. При отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше.

Парадокс Леонтьева

В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары,,а в импорте — трудоемкие. И, наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США после Второй мировой войны характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования выводов теории Хекшера — Олина в практических целях.



2. Понятия, категории и законы коммерции

Коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

В коммерции используются такие экономические категории, как собственность, рынок, потребность, ресурсы и др. Для обобщения основных свойств коммерческих процессов и коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления куплей-продажей и продвижением товаров раскрывают такие определения, как закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и др. При исследовании проблем коммерции и решении коммерческих задач указанные понятия применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

Современный рынок насыщен товарами, усиливается конкурентная борьба. Научно-технический прогресс способствует расширению возможностей предприятия: постоянному обновлению ассортимента, борьбе за потребителя. Коммерция направлена на выявление, анализ и удовлетворение потребностей покупателей, сосредоточение ресурсов на изготовлении товаров и оказании услуг, пользующихся спросом. Связи потребителя с производителем выстраиваются по схеме, представленной на рис. 1.

 

Основные теории коммерции их эволюция

Рис. 1. Взаимосвязь потребителя и производителя

Центральным звеном на рынке выступает предприятие, реализующее параллельно с коммерческой одновременно производственную, финансовую, кадровую и управленческую функции (рис. 2).

Задачей коммерции является оптимизация участия предприятия в рыночном процессе с учетом его конкурентоспособности и рентабельности, постоянное сопоставление требований рынка с возможностями предприятия. Поэтому можно предложить и такое определение коммерции: это способ управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, основанный на изучении конъюнктуры рынка, запросов потребителей и направленный на удовлетворение этих запросов.

Основные теории коммерции их эволюция

Рис. 2. Предприятие как субъект хозяйственных связей

Возможны два основных варианта формулировки целей коммерции:

1) превращение потребностей покупателей в доходы предприятия;

2) увеличение рентабельности предприятия в результате удовлетворения потребностей покупателей.

Движущими и взаимосвязанными силами рыночных отношений являются спрос и предложение. Каждый из них отражает посредством денег единые и противоположные моменты купли-продажи товаров, прежде всего таких особых товаров, как рабочая сила и деньги. Не может быть предложения товара без спроса на деньги и спроса на товар без предложения денег.

Спросом называется потребность, представленная на рынке, то есть такая потребность, которая обеспечена определенной суммой денег, иными словами, платежеспособная потребность.

Предложением (товаров и услуг) называется продукт, который находится на рынке или может быть представлен на нем. Спрос и предложение находятся в особых взаимоотношениях.

Закон спроса и предложения. Характер общественного обмена веществ передается людям в форме движения цен товаров. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. При каждой данной цене люди решают, купить или произвести и продать определенное количество товара. Возможно, что общее количество товаров, которое покупатели планируют купить, окажется большим, чем количество товаров, которое производители имеют возможность продать по данной цене. В этом случае покупателям придется менять свои планы. Возможно также, что планируемое производство товаров превысит планируемые покупки по данной цене. Тогда меняются планы производителей-продавцов. Все это проявляется посредством взаимодействия спроса и предложения.

Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он приобретал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то повышается их платежеспособность, то есть относительно возрастают доходы покупателей. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего того товара, который дешевле.

В конечном счете, на рынке каждый его участник выступает и взаимодействует с другими участниками в двух качествах: как производитель товаров и услуг, то есть продавец, и как их покупатель. Каждый сам создает свой спрос и свое предложение товаров. «Спрос в виде потребностей, с одной стороны, и доходов, с другой, обособляется в этом процессе и носит личностный, или субъективный, характер. Одновременно его предложение посредством производства и распределения включается в обмен и потребляется другими. Формы производства, распределения, обмена и потребления предстают на рынке в виде предприятий промышленности, торговли, общественного питания, услуг, в виде организаций, ассоциаций, общественных и государственных учреждений, выполняющих самые различные функции, связанные с удовлетворением разнообразных личных и общественных потребностей.

Законы рынка и механизмы их проявления. Различают три основных закона рынка. Во-первых, закон соответствия спроса и предложения, который гласит, что спрос есть в то же время предложение, предложение есть в то же время спрос, объективно обусловливающие во времени и пространстве соответствие стоимостных и натурально-вещественных форм трудовой деятельности.

Второй закон – закон приоритетности предложения – гласит: предложение определяет спрос. Если первый закон отвечает на вопрос, почему и при каких условиях осуществляется обмен, то второй рассматривает движущие силы этого обмена, координацию и субординацию элементов рынка. Он устанавливает приоритетность предложения по отношению к спросу. Поэтому продажа важнее купли, ибо товар получает общественное признание, и при этом возмещаются издержки его производства и обращения.

Из закона приоритетности предложения вытекает два следствия. Первое обусловливает наличие в продаже широкого ассортимента товаров, которые самой своей широтой активно воздействуют на спрос, на покупателя, в ненавязчивой, как бы в завуалированной форме побуждают его к покупке.

Проявление второго следствия закона приоритетности предложения ведет к ограничению ассортимента товаров. В этих условиях покупатель покупает лишь то, что имеется в продаже, и по тем ценам, которые диктует и устанавливает монополизированный рынок. На практике второе следствие проявляется как принудительная покупка товаров.

Третий закон – закон постоянного выравнивания постоянно возникающих неравенств в соотношении спроса и предложения – отвечает на вопрос, каким образом развиваются элементы рынка и что делать, чтобы обеспечивать надлежащий обмен. Он определяет сущность действий участников рынка и требует постоянно выравнивать постоянно возникающие неравенства в соотношении спроса и предложения.

3. Предмет коммерции и метод его исследования

Методы коммерческой деятельности определяются ее целями и задачами, уровнем развития рыночных отношений, сферой ее реализации и отражают ее содержание.

К числу основных методов коммерческой деятельности относятся:

—     формирование коммерческой политики;

—     координация усилий, направленных на организацию эффективной коммерческой деятельности;

—     управление куплей-продажей на коммерческой основе;

—     влияние на развитие рынков товаров и услуг;

—     обеспечение адаптации коммерции к изменениям окружающей среды;

—     учет издержек, связанных с коммерческой деятельностью.

Метод коммерческой деятельности реализуется путем проведения определенной коммерческой политики.

Коммерческая политика – определение перспективных (стратегических) и текущих задач коммерческой деятельности хозяйственного субъекта и способов их решения. Она зависит от развития товарного рынка, предприятия, его реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование предприятия. К числу основных задач коммерческой политики предприятия можно отнести: усиление влияния на рынке; выявление и заполнение новых рыночных ниш; расширение ассортиментной номенклатуры; повышение конкурентоспособности и уровня торгового обслуживания. Следует учесть, что коммерческая политика подлежит периодической корректировке с учетом изменяющихся условий деловой среды и новых возможностей предприятия.

Координация усилий, направленных на организацию эффективной коммерческой деятельности, должна способствовать тому, чтобы коммерческие звенья предприятия работали как единый и слаженный механизм, обеспечивая тесную связь предприятия с поставщиками, куплю-продажу товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, управление продвижением товаров к покупателю. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от всестороннего анализа внутренней и внешней среды, на основе которого принимаются взвешенные адекватные решения в коммерческой работе.

Управление куплей-продажей товаров на коммерческой основе означает осуществление управления закупочной деятельностью, поставкой и продажей товаров на основе маркетинговых исследований с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей.

Функция влияния на развитие рынков товаров и услуг реализуется в результате изучения состояния рынка, спроса и обеспечения соответствия предложения товаров и услуг потребностям покупателей.

Обеспечение адаптации коммерции к изменениям окружающей среды означает, что коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями, исходя из условий конкретной деловой среды и конъюнктуры рынка.

Учет издержек, связанных с коммерческой деятельностью, должен быть направлен на сокращение затрат на операции по доведению товаров до потребителей.

4. Свойства и принципы коммерции

Непременными условиями эффективного развития коммерческих отношений в целом и коммерческо-посреднической деятельности прежде всего являются наличие достаточной экономической свободы субъектов деловых отношений, владение собственным капиталом, способность умело управлять финансами, возможность извлечения максимальной прибыли и ее капитализации.

Важнейшим принципом этой деятельности является наиболее полный учет интересов и действий других субъектов рынка, который необходим как с точки зрения этики поведения коммерсантов, так и в интересах достижения поставленных ими стратегических целей в коммерции. Существенными принципами коммерческой деятельности также являются:

—     неразрывная связь коммерции с маркетингом;

—     адаптивность и гибкость коммерции, ее направленность на учет изменений в деловой среде;

—     умение предвидеть коммерческие риски и просчитывать их последствия;

—     выделение приоритетов;

—     проявление конструктивной личной инициативы;

—     правовой конформизм;

—     высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам и социально-экономическая ответственность;

—     нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.

Тесная взаимосвязь коммерции с маркетингом определяется прежде всего сущностью современной концепции коммерции, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: «производить нужно только то, что будет куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, т.е. в создании товара нужного и рынку, и потребителю в одно и то же время.

До середины прошлого столетия действовала концепция коммерции, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени в России не утрачено.

Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости – изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя.

Коммерческий риск – это возможные убытки в процессе осуществления коммерческой деятельности. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного предприятием вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также из-за невыполнения договорных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате стихийных бедствий, из-за возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, при ее планировании важно предусмотреть влияние венчурного (рискового) фактора. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимы: использование максимально возможного объема информации; всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей; всестороннее исследование рынка; тщательный подбор персонала.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива каждого человека, работающего в сфере коммерции, определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумеваются определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, рациональное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам – это принцип, реализация которого – залог эффективной коммерческой деятельности.

Работа коммерческой организации оценивается с помощью различных показателей:

—     объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения;

—     товарооборачиваемостью (временем обращения среднего товарного запаса за определенный период);

—     товарооборотом (объемом продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени);

—     другими показателями.

Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.

5. Цели коммерции и средства их достижения

Основные теории коммерции их эволюция

Цель коммерческой деятельности – максимизация экономической выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этой цели является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей. Таким образом, можно выделить три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов:

– чисто торговые (коммерческие);

– производственные.

Коммерческие (торговые) процессы – это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним относятся также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи, т.е. организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, в том числе выполнение некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.

Производственные процессы в коммерции – это процессы, являющиеся продолжением производства в сфере товарного обращения (доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и др.).

Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются валютные и фондовые ценности, продукты интеллектуального труда.

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства.

Предпринимательство – легитимная деятельность юридических и физических лиц (получивших от государства специальный правовой статус), которая направлена на систематическое получение прибыли от использования имущества, производства и продажи (либо от перепродажи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей. За рубежом аналогом «предпринимательства» является термин «бизнес».

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию запросов покупателей.

Итак, коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и услуги и товаров и услуг на деньги.

Коммерческая деятельность – это совокупность процессов, направленных на совершение купли и продажи товаров и услуг, удовлетворение спроса покупателей, развитие рынков товаров, минимизацию издержек обращения и получение прибыли.

При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

– установление хозяйственных связей с субъектами рынка;

– изучение и анализ источников закупки товаров;

– согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей;

– осуществление купли и продажи товаров с учетом состояния и динамики рыночной среды;

– расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров и услуг;

– сокращение издержек обращения товаров.

Коммерческая деятельность может быть представлена в виде системы, включающей следующие подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами (рис. 9).

Рис. 9. Система коммерческой деятельности торгового предприятияво взаимодействии с внешней средой

Границы подсистем выражаются этапами доведения товаров до потребителей. В рамках подсистем задействованы коммерческие процессы и операции, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Поступающие в обращение, а затем уходящие в потребление товарно-материальные потоки становятся объектами продажи, т.е. связаны с товарно-денежным обменом. Функции системы коммерческой деятельности выполняются исходя из целей, определяемых своеобразием торгового предприятия и факторами внешней среды.

Рассматривая коммерческую деятельность как систему, необходимо выделить ее характеристики в соответствии с теорией систем: ВХОД, ПРОЦЕСС, ВЫХОД. К характеристикам ВХОД относятся все виды ресурсов, требующиеся для функционирования системы коммерческой деятельности (материальные, финансовые, технические и трудовые, а также экономические, организационные и информационные); к характеристике ПРОЦЕСС – технология ведения коммерческой деятельности при продвижении товаров к потребителям; к характеристике ВЫХОД – сфера потребления, где реализуются товары. Таким образом, коммерческая деятельность является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой.








sitemap
sitemap