теория и практика кооперации



Теория и практика кооперации.

Понятия: кооператив, кооперация, кооперативное движение, кооперативное предпринимательство.

Кооператив — основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд, признающих участие в рисках и результатах организации и участвующих в её функционировании в качестве пайщиков, управляя ею демократическим путём.

Кооператив — экономическое предприятие, основанное на совместной деятельности и взаимопомощи членов кооператива. Кооператив имеет прямую связь с экономическими интересами своих членов. В основе деятельности кооператива лежат кооперативные принципы. Основной принцип: один пайщик кооператива — один голос, что в корне отлично от «власти» капитала в управлении хозяйственными обществами.

Кооперативы также являются одним из типов объединений, которые на основе общего собрания образуют Объединения кооперативов. Наиболее часто данная интерпретация применяется для дачно-строительных и сельскохозяйственных кооперативов, которые образуют объединения для более выгодного общего удовлетворения потребностей членов кооперативов. Однако Объединения дачных кооперативов чаще всего образуются муниципальными управлениями района, в котором это объединение может образоваться.

Кооперативное движение по принадлежности собственности/капитала рассматривается как третий сектор экономики народного хозяйства, наряду с частным (индивидуальным) и государственным (централизованным) секторами экономики. В рыночной экономике кооперация выступает в качестве «третьей силы» или «третьей альтернативы» частному и государственному производству. Кооперация объединяет в себе экономическую деятельность и общественное движение. В настоящее время в мире насчитывается около 700 миллионов кооператоров. Международный кооперативный альянс включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран.

Кооперативное движение имеет свою историю, современные проблемы и нацелено далеко в будущее. В настоящее время в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов, число которых превышает 70 тысяч, а число их членов более 800 миллионов. Курс истории и теории кооперации дает научное объяснение причин и необходимых предпосылок возникновения кооперативов, специфики их зарождения и развития в разных странах, анализирует их социально — экономическую сущность и природу.

Более чем полуторовековой опыт кооперации разных народов и государств показал и доказал, что кооперация — важный и необходимый компонент рыночных отношений. Кооперация возникает тогда, когда в сферу рынка начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для укрепления своей хозяйственной деятельности как производителей, так и потребителей. Масштабы кооперирования расширяются вместе с ростом товарных отношений.

Кооперативы как социальный механизм регулирования противоречий и издержек рыночной экономики у разных народов возникли в разное время и в разных социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали одинаковые надежды на лучшее будущее

В современной истории нет общественно-экономической организации, сравнимой с кооперацией по темпу и широте распространения по планете, количеству участников, выживаемости в разных политических и социально — экономических условиях, оперативности и эффективности в удовлетворении самых разнообразных потребностей людей. Кооперативные формы хозяйствования и управления — не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования.

Мировая экономика и в обозримом будущем останется трехсекторной: частной, кооперативной и государственной и некоторое ослабление кооперативного сектора в отдельных странах мира принципиально не меняет этой конструкции.

Кооперация и кооперативное движение

Кооперация рассматривается, как третий сектор экономики (народного хозяйства), наряду с частным (индивидуальным) и государственным (централизованным) секторами экономики. В рыночной экономике кооперация выступает в качестве «третьей силы» или «третьей альтернативы» частному и государственному производству. Кооперация объединяет в себе экономическую деятельность и общественное движение. В основе деятельности кооперации лежат кооперативные принципы, принятые Международным Кооперативным Альянсом.

Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — форма организации труда, при которой определенное количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда, или система, состоящая из кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов.

Основные формы кооперации — кредитная кооперация, страховая кооперация, потребительская кооперация, производственная кооперация (маслодельническая кооперация, сельскохозяйственная кооперация, строительная кооперация).

Кооперативное движение есть целенаправленная деятельность — организационная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная. Конкретным ее содержанием являются пропаганда идей кооперации, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, повышение ее культуры, законодательная инициатива граждан, материальное содействие своему кооперативу, участие в управлении его делами т.д. Создание кооперативов, развитие кооперации — вот непосредственная цель и прямой результат кооперативного движения.

Сам же термин «кооперативное движение» дает понятие о людях, сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала.

В кооперативном движении принимают участие рабочие, крестьяне, кустари и ремесленники, рыбаки, служащие, очень часто — домохозяйки, пенсионеры, студенты, иногда — мелкие и средние предприниматели. Они участвуют в кооперативном движении в качестве действительных или потенциальных членов кооперативов.

Первоначально в кооперативном движении люди обычно участвовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политического руководства. А идейными вдохновителями этого движения «снизу» тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные личности. Со временем кооперативному движению стали содействовать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некоторые политические партии. Заявило о себе как стороннике кооперации и стало оказывать на нее свое влияние государство. По существу с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (правовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государственном уровне.

Предпринимательская деятельность — по законодательству РФ — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. [10;38]

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства. Что же такое предпринимательство, в каких формах оно реализуется, каковы угрозы его безопасности и на чем основаны способы защиты от них – все эти вопросы были и остаются актуальными в России.[7;8]

Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения — экономической и правовой.

С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл “хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций”. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина “нововведение” является все более часто употребляемое понятие “инновация”.

Следовательно, с экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции.

Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на индивидуальной, так и на коллективной основе.

Коллективная предпринимательская деятельность представлена в российском законодательстве большим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

Формы коллективной предпринимательской деятельности (негосударственной) по российскому законодательству могут быть следующими:

Полное товарищество — это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Общество с ограниченной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в обязательном для все кратном размере к стоимости их вкладов.

Акционерное общество — это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть закрытым — его акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц или открытым – его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Производственный кооператив — это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной производственной или какой-либо хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складывается из паев.

Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям.

По характеру деятельности предпринимательство может быть:

производственное (связанное с созданием товаров);

научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий);

торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа);

сервисное (оказание бытовых услуг);

банковское (оказание банковских услуг);

страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок и пр.);

управленческое (оказание услуг по управлению);

консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам);

маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка);

прочее.

По размеру (в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на:

малое;среднее; крупное.

По форме собственности предпринимательство может быть:

частное; государственное; смешанное.

Влияние Февральской революции на КД.

К октябрю 1917г. кооперация имела развитую материально-техническую базу, организационную базу, владела умением эффективного менеджмента, учитывала интересы своих членов и всего общества, реально соответствовала интересам широких слоев населения. Обслуживала 75% населения (из них сельского – 82%).

Во время войны появились новые факторы, которые ухудшили финансовое положение, управляемость, конкурентность:

1) выделением кооперативом органам власти фондов нормированных товаров по твердым государственным ценам;

2) уход квалифицированных кадров в государственные органы. Это ослабило предпринимательство на национальном уровне;

3) гибель на фронтах и прямой материальный ущерб;

4) продажа по нормированным ценам снизила покупательский дивиденд;

5) форсированное создание ПО-гигантов. Привело к замене демократии на представительную организацию.

Негативные стороны:

— количественно база росла, но качественно ухудшалась. Люди, чтобы перехватить товар записывались сразу в несколько кооперативов. Кооперативы превращались из самостоятельных в распределительные пункты, оказывались в большой зависимости от государственных органов;

— урон п/к со стороны дельцов, укрывавшихся от воинской повинности, карьеристов и партийных функционеров.

Позитивные явления:

— прекращение торговли в кредит;

— возрастание культпросвета.

1915г. – открытие при университете Манявского кооперативных курсов, активизация издания журнала «Труд».

Главным направлением в политической деятельности во время войны была борьба за принятие закона о кооперативных товариществах и их союзах.

20 марта 1917г. Временное правительство утвердило закон, которым разрешалось создавать кооперативы:

— явочным порядком,

— регистрировать уставы в окружных судах,

— объединяться кооперативам в любые союзы.

Накануне революции – 48 000 кооперативов (17 млн. человек).

По охвату кооперирования сельская местность опережала город. В городах избрали вертикальную организацию концентрации сбыта.

После революции был восстановлен Центральный кооперативный комитет, проведен Всероссийский съезд и образован новый Национальный центр – совет кооперативных съездов. Состав: С.Н. Прокопович, Чаянов, С.Л. Маслов, В.А., Кильческий, В.И. Анисимов.

1 августа 1917г. – Национальный съезд. Избран идейный центр – Всероссийский совет рабочей кооперации. Выступили против проектов Временного правительства создать государственные органы, опекающие КД, привали правительство кредитовать кооперацию через кооперативный банк.

Кооперация достигла режима наибольшего благоприятствования, свободы деятельности, представительства, участия в разработке и проведении в жизнь кооперативной и общей экономической политики.

Три периода развития КД.

Первый – охватывает общественно-хозяйственную деятельность различных видов кооперативов с середины 19в. до 1914г. – начала первой мировой войны и, в основном, соответствовал стадии домонополистического капитализма и свободной конкуренции.

— городские потребительские кооперативы

— с/х кредитные и сбытоснабженческие кооперативы

— национальные союзы кооперативов различных видов

— управлением кооперативами

— кооперативная оптовая торговля

— кооперативное производство

— наступление частного капитала

— внутренние противоречия

— профсоюзное движение на кооперативных предприятиях

— женское движение в кооперации

— социальная деятельность национальных кооперативных союзов

— законодательные ограничения

— различия в политических позициях

— плюсы и минусы политического сотрудничества

— главный итог полувекового развития

— рост монополий и армий наемного труда

— социальное положение рабочих

— социальный состав потребительской кооперации

— расширение кооперативного сектора экономики

— проблемы кооперативной торговли

— обострение конкурентной борьбы

— строительство кооперативного жилья

— укрупнение потребительских кооперативов

— концентрация хозяйственной деятельности

— совершенствование организационной структуры

— «кооперативные войны»

— сотрудничество с профсоюзами.

Второй – 1914г. – конец 50-х гг. 20в. – относится к утверждению и развитию монополистического капитализма в Европе, США, Канаде, Японии и других странах. Первая и вторая мировые войны резко изменили положение потребительской и других видов кооперации в воюющих странах. КД в целом было огосударствлено. В 1914г. в Англии, Франции, Германии, России и некоторых других странах прекратилось мирное, поступательное и успешное развитие кооперативного сектора экономики. Потребительская кооперация во время первой и второй мировой войны была превращена в распределительную систему нормированных товаров среди населения, что существенно изменило её природу, структуру, финансы и управление.

Третий – начало 60-х гг. 20в. до наст. времени в общих чертах совпадает с вступлением наиболее развитых стран Западной Европы, США, Японии в эру постиндустриального развития.

— обострение конкуренции с крупным капиталом

— успехи с/х кооперации

— интересы монополий и с/к кооперации

— положение потребительской кооперации.

НЭП и кооперативное движение (1921 — 1928 гг.)

Возрождение многообразия кооперативов 1.1 Законодательная основа нэпа

Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП (б) от 15 марта 1921 г. « О замене развёрстки натуральным налогом». Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции , которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно в два раза меньше, чем было по продовольственной и сырьевой развёрстке.

Вслед за отменой продовольственной и сырьевой развёрстки в течение марта — августа 1921 г. последовала серия партийных и правительственных постановлений и декретов об обмене, свободной торговле по свободным до­говорным ценам, отмене ограничений приработка при сдельно — премиаль­ной оплате труда, о сосредоточении в руках кооперации всего дела товарооб­мена, об установке товарных эквивалентов для обмена промышленных това­ров государственной промышленности на сырьё и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и др.

Содержание целей, методов, правовых и этических норм нового эконо­мического курса изложено в 114 центральных директивах — партийных и го­сударственных документах (1921 -1927 гг. ) , в большинстве которых при­сутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и сотрудничеству их с государством.

Основная цель нэпа — восстановить с помощью кооперации сельское хозяйство, главным образом силами самих крестьян, увеличить товарность крестьянских хозяйств, накормить городское население, обеспечить сырьём промышленность и на базе увеличения производства и экспорта сельскохо­зяйственной продукции восстановить промышленность. Затем, на условиях сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности, осущест­вить индустриализацию страны, одновременно повышая жизненный уровень народа.

В самом общем виде новая экономическая политика включала в себя переход от административно — командных методов управления к преимуще­ственно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой и поддер­жание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятель­ность банков и конкуренцию между ними.

Разумеется, в условиях рыночной экономики с государственным регу­лированием и прекращением государственного планового снабжения ( по­скольку запасы ресурсов были практически нулевыми)все экономические единицы и организации должны были действовать на принципах хозрасчёта, самофинансирования и коммерческого риска.

Следует сказать, что экономика нэпа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высоким темпам роста промышленности, как уже говорилось, способствовал в основном ввод в строй ранее бездействующих предприятий.

Возрождение многообразия кооперативов и частной

собственности

И всё — таки свежий воздух экономической свободы, конкуренции, плюрализма о науке, искусстве, литературе творил чудеса. Стремительно воз­никали самые разнообразные социально — экономические организации и сре­ди них кооперативы различных видов.

Многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во —вторых, крестьяне, ремес­ленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопо­мощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. А

в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, матери­альных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.

Однако потери были огромны. К началу 1921 г. от исторически сло­жившегося кооперативного аппарата распределения сохранился лишь остов -система технических, складских и перевалочных пунктов в руках областных союзов, их районных отделений и ЕПО

Торговать было нечем, большинство потребительских обществ факти­чески бездействовало. Многие кооперативные управляющие и специалисты погибли на гражданской войне, эмигрировали либо скрывались от каратель­ных органов советской власти. Кооперация понесла и огромные материаль­ные потери. Накануне октябрьского переворота только паевой капитал потре­бительской кооперации оценивался в 162 млн. руб, а в 1921 г. стоимость всего имущества и товарных фондов составляла около 70 млн. руб, причём большая часть этого фонда принадлежала Наркомпроду. Собственными оборотными средствами ( сырьё, материалы, деньги) аппарат потребительской кооперации не обладал. В пустых разграбленных пакгаузах гуляли буйные ветры, запасы мануфактуры, соли, керосина, гвоздей, не говоря уже о сельскохозяйственных орудиях, были ничтожны.

Время исключительно тяжёлое. Национализированная промышлен­ность и транспорт полуразрушены и парализованы. Производительные силы крестьянского хозяйства на грани полного истощения: численность убитых, умерших от голода и болезней, в основном крестьян, 1914-1921 оценивалась в десятки миллионов, а поголовье лошадей — главной «энергетической силы» деревни — упало почти в два раза. Сельскохозяйственная продукция страны сократилась более чем на треть.

Повсюду ощущался острейший дефицит самых необходимых продук­тов — хлеба, соли, сахара, спичек, текстиля. Инфляция приняла катастрофиче­ские масштабы. В начале 1921г. за коробок спичек давали

1 млн. руб. В де­ревне, да и практически и в городах преобладал натуральный обмен, функцию денег, как тысячу лет тому назад, начали выполнять соль , мука, карто­фель. Торговля между городом и деревней оказалась в корне подорванной.

И тем не менее на этом фоне материально-техническая база потреби­тельской кооперации (46 тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной в отсутствие частной и государственной торго­вой сети. Но как только частному предпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положение кардинально изменилось. Лавина частно­капиталистических торговых заведений захлестнула рынок уже в первые ме­сяцы нэпа, а. через год ( в конце 1922г.) их число выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий в стране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговых предприятий — 4% обще­го количества торговых точек в стране. За год в условиях свободной конку­ренции кооперативная сеть сократилась вдвое.

Какой же вывод напрашивался из первого неудачного выступления по­требительской кооперации на рынке?

Уже летом 1921г. рынок ясно и твёрдо продемонстрировал коммуни­стическим экспериментаторам, что не может и не будет действовать как «бо­лее или менее социалистический». Рынок или есть или его нет. А когда он есть — он подчиняет всех его участников своим правилам игры: законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др. Поэтому обменный эк­вивалент 3:1, задуманный как новый грабительский налог на крестьянские «излишки», был похоронен всеми участниками рыночных отношений, кроме потребительской кооперации, которая по воле государства оказалась «треть­им лишним».

Дело в том, что под давлением превышением спроса над предложением и ограниченности предложения не только частные торговцы, ремесленники, горожане не соблюдали государственный обменный эквивалент. Многочис­ленные государственные предприятия и организации, которые вполне обос­нованно опасались, что Наркомпрод не обеспечит их продуктами питания (ведь надо было кормить 7 — миллионную армию) из фондов, собранных по продналогу, и сами, наплевав на эквивалент, стихийно вели товарообменные операции.

К тому же если возлагать надежды на потребительскую кооперацию, то необходимо было дать ей полную свободу действий, вернуть дооктябрьский статус самостоятельной общественно — хозяйственной кооперативной органи­зации , не связывая ей руки ни эквивалентом, ни неходовой товарной массой, ни постоянным вмешательством в управление и хозяйствование.. Но Совнар­ком, сместив законно избранное руководство Центросоюза в 1919 г. , не на­мерен был отказываться от командования

потребительской кооперацией. Поэтому свобода частнопредпринимательской деятельности вовсе не означала полной свободы действий для кооператоров.

В конце концов нужда заставила — таки правительство поступиться

коммунистическими догмами Декретом Совнаркома «О потребительской

кооперации» от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация была

освобождена от подчинения Наркомпроду. Кооперации предоставлялось право само­стоятельного обмена, закупок, сбыта излишков различных продуктов сельского хозяйства, кустарных и ремесленных изделий, организации своих промышленных предприятий. Восстанавливались вступительные взносы, паи, выборность в органы управления. В целом этот декрет положил начало реанимации потребительской кооперации. Но до полного выздоровления было ещё далеко.

Прекращение бюджетного финансирования потребительской кооперации

Частнику никто ни товарных фондов, ни бюджетного финансирования не выделял, но его никто и не контролировал. С кооперацией же проделыва­лось и то и другое.

Правда, вскоре и она получила некоторую свободу, но странноватой был та свобода. Ибо освобождение потребительской кооперации от

финансирования из государственного бюджета происходило гораздо быстрее, чем от административной опеки правительством.

Уже 26 июня 1921 г. Совнарком своим декретом « О средствах коопе­рации» снял с бюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для них имущественную ответственность по их обязательствам. Отныне Народный комиссариат финансов (Наркомфин) мог предоставлять кооперации срочные ссуды только на основе определения кредитоспособно­сти, что означало смертный приговор для многих слабых потребительских обществ.

В августе 1921 г. правительство прекратило выдавать потребительской кооперации пособия на организационные расходы. При ликвидации всех рас­чётов между потребительской кооперацией и Наркомпродом был установлен долг Центросоюза в 5 млн. твёрдых довоенных рублей. Правда, выплаты дол­га были отсрочены до конца 1924 г., но затем кооператорам пришлось выпла­чивать этот долг.

Осенью и зимой 1921 — 1922 гг. потребительской кооперации удалось заготовить около 30 млн. пудов продовольствия и сырья и несколько улуч­шить снабжение центральных городов хлебом и мясом. Однако заготовленное составило приблизительно 5% товарооборота страны. В основном снабжение городов продовольствием взял в свои руки частник.

Так потребительская кооперация попала в начале нэпа в первое кри­зисное положение. Суть кризиса заключалась в том, что потребительская кооперация оказалась не в состоянии выполнить роль основной товаропро­водящей цепи между огосударствленной промышленностью и частным кре­стьянским хозяйством.

Кризис потребительской кооперации, продолжавшийся до лета 1922 г., изменил отношение к ней партийных и государственных структур.

Уже осенью 1921 г. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) — сво­его рода Госплан, стал сокращать заказы Центросоюзу от государственных органов на заготовки продовольствия и сбыт промышленной продукции. Гос­банк урезал кредитование.

В то же время РКП (б) продолжала требовать от потребительской коо­перации выполнения «политической задачи»- обуздать на рынке мелкий ка­питализм и в конце концов вытеснить частника из товарооборота.

Не успели высохнуть чернила на резолюции X съезда РКП (б) от 15 марта и декрете ВЦИК от 21 марта 1921 г. о продналоге и свободе торговли, как 7 апреля 1921 г. всё тем же декретом Совнаркома « О потребительской кооперации», партия и государство обязали кооперацию ограничить и унич­тожить только что разрешённую частную торговлю. Этот политический ло­зунг содержался во всех партийных решениях периода нэпа, касающихся по­требительской и промысловой коопераций.

Верхом лукавства советских партийных и государственных органов было предъявление потребительской кооперации требования оградить рынок от спекуляции. Ведь никто иной, как Совнарком, установил цены на про­мышленные изделия, в три раза превышающие их реальную стоимость, и , та­ким образом, выступил главным спекулянтом страны.

Помощь потребительской кооперации голодающим

Между тем на потребительскую кооперацию обрушилась новая беда -голод, охвативший в 1921 г. 33- миллионов население крупнейших хлебных районов страны, где от сильной засухи полностью погиб урожай зерновых культур.

23 июля 1921 г. 36 — е собрание уполномоченных Центросоюза при­звало кооперацию всей страны принять самое энергичное участие в помощи голодающим Поволжья, среди которых было много и кооператоров. Потреби­тельские общества развернули сеть столовых и питательных пунктов для го­лодающих и беженцев из голодных мест. В октябре 1921 г. действовало 418 таких кооперативных столовых. А к апрелю 1922 г. число питательных пунктов уже превышало 10,5 тыс., и обслуживали они более 1,6 млн. человек. Кроме голодающих кооператоры кормили беспризорных детей.

Продовольствие поступало от Американской организации помощи

( АРА), Красного Креста и других организаций, а организационные расходы ( содержание персонала, помещений, приобретение посуды, топлива и пр.) не­сли кооперативы и комиссии помощи голодающим. Кооператоры открывали детские дома для голодающих детей.

Освобождение от государственной опеки

Декретом от 10 июля 1921 г. кооперация освобождалась от предвари­тельного контроля со стороны рабоче — крестьянской инспекции.

16 августа 1921 г. Декретом «О сельскохозяйственной кооперации» сельхозкооперация выделилась из организационной структуры Центросоюза.

22 августа 1921 г. X Международный кооперативный конгресс в Базеле признал Центросоюз единственным правомочным представительством всего кооперативного движения Советской России.

8 февраля 1922 г. Центросоюз с разрешения ВЦИКа и Совнаркома уч­редил в Москве банк потребительской кооперации — Покобанк.

27 января 1923 г. собрание учредителей Покобанка преобразовало его во Всероссийский кооперативный банк — Всекобанк.

11 ноября 1923 г. 38-е собрание уполномоченных Центросоюза при­няло постановление о переходе к добровольному членству. Собрание торже­ственно отметило 25 — летие Центросоюза с участием руководителей Сов­наркома, общественных организаций и многочисленных иностранных делега­тов. Но окончательное добровольное членство в потребительской коопера­ции было разрешено правительством 20 мая 1924 г. декретом ЦИК и Сов­наркома.

1922 — 1923 гг. характеризовались главным образом стремлением к продвижению кооперации в деревню и к потребителю в целом. Валовой обо­рот потребкооперации за 1922 — 1923 гг. достиг 853 червонных рублей, чис­тый же товарооборот всей кооперативной системы (за исключением внут­реннего товарооборота между отдельными звеньями системы ) был равен 520 млн. червонных рублей. Продуктов сельского хозяйства реализовано через систему потребкооперации почти на 105 млн. червонных рублей.

Основную долю по стоимости составляли в обороте кооперации про­мышленные товары: за тот же период потребкооперация приобрела у гос­промышленности 7, 3% всей её продукции. По отдельным группам товаров роль кооперации была более значительна. Так, кооперация реализовала около 30% соли, около 22% силикатных товаров, одну пятую текстильных товаров и керосина, около 35% сахара, 14% резиновых изделий. Из так называемых колониальных товаров потребкооперация реализовала 47, 5% всего количе­ства чая и приблизительно четверть кофе и цикория.

Оборот Центросоюза за 1922 — 1923 гг. составил 38 млн. червонных рублей, а его контор и отделений ( по неполным данным) — ещё 44 млн. руб­лей. В 1924 г. он возрос до 150 млн. руб., что говорит о преодолении кризиса сбыта и восстановления хозяйственного значения Центросоюза.

Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление.

На 1 октября 1923 г. 19224 потребительских общества объединили 5,26 млн. человек и располагали 26660 магазинами и лавками.

И всё — таки после проигрыша в конкуренции с частной торговлей в начале нэпа. Центросоюз и потребкооперация пережили второй кризис. Его причиной явились «ножницы цен» — большое расхождение цен на промыш­ленные и сельскохозяйственные товары — весной 1923 г. Основная масса кре­стьян предпочитала ничего не продавать и воздерживалась от покупки про­мышленных товаров. Организации потребительской кооперации же, напро­тив, готовясь к закупке сельхозпродукции нового урожая, накопили большое количество фабрично — заводских товаров, которые не удавалось реализовать.

1923 — 1924 гг. Центросоюз и правительство приняли меры по укреп­лению положения потребительской кооперации. Проведена перерегистрация членов, в результате чего увеличился при­ток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

Перегруппирована союзная сеть: вместо отделений и контор Центросоюза созданы, в соответствии с новым экономическим и административным районированием страны, краевые и областные союзы; вместо райотделений утверждены райсоюзы. Началось изживание «главкизма», т. е. излишне высокой степени цен­трализации в управлении, в распределении товарных, денежных и других ре­сурсов. Потребительские общества мало сотрудничали с местным рынком, а Центросоюз не придавал значения самостоятельности низовой сети коопера­тивных организаций, в силу чего сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации, а Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» — через свои конторы пытался снабдить население всем необ­ходимым.

В 1924 г. Центросоюз акцентировал внимание на минимальном ассор­тименте товаров первой необходимости. Ранее он закупал весь ассортимент промышленных товаров — около 2000 видов: дрова, ткани шёлковые, мель­хиоровые блюда, подушки, вина, парфюмерию, кирпич — словом, множество всякой всячины без учёта спроса. Понятно, что большая часть этих товаров не нужна была массовому потребителю. Изменение структуры коопера­тивного товарооборота, ограничение ассортимента минимумом хо­довых товаров способствовали повышению рентабельности потреби­тельской кооперации.

В 1924 — 1925 гг. проведена рационализация товаропроводящей цепи: сокращено число посреднических и комиссионных органов, ибо ступеньки, по которым двигались товары от Центросоюза и других кооперативных цен­тров, закупающих их для всей низовой кооперативной торговли, сильно удо­рожали товар.

Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду помещений благоприятно сказалось на издержках обращения розничной кооперативной торговли.

Кроме того, на товары массового спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку, гвозди, керосин и др.) торговые наценки в среднем были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обшествлённый сектор торговли.

Кризис сбыта в потребительской кооперации и госторговли обсуждал XIII съезд РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потреб­кооперации. Среди них децентрализация торговой деятельности и кредитова­ния, которое раньше шло к низам через союзные центры; полный переход на добровольное членство в кооперации ; максимальное благоприятствование со стороны госорганов потребительской кооперации по ассортименту товаров срокам и формам товарного кредитования. При этом определялось, что гос­торговля должна развивать оптовую и оптово — розничную торговлю, а розница — переходить к потребительской кооперации по мере её укрепления.

Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной под­держки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, ко­гда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребко­операции был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частны­ми промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с обо­рота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и бан­ками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный желез­нодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением — на развитие кооперации в на­циональных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году — 3,5 млн. долго­срочных ссуд для кооперативов всех видов.

И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные труд­ности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребитель­ской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось нала­дить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами — они поступали от случая к случаю.

В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской коо­перацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центро­союзом и крупными кооперативными организациями — с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные органи­зации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Цен­тросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предос­тавлено инициативе кооперативных организаций на местах.

В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%

Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем

экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,

Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани­мали 19,8%, яйца и птица — 11,7, волокно — 30,2, пушнина — 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 — 1925 гг.составили 88%.

Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.

Культурно — просветительская деятельность

В этот период потребительская кооперация как массовая общественно — хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.

Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 — 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 — я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры , экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно — письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы — съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно — финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно — экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.

Организационно — массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою­зах.

Значительная роль потребительской кооперации в социально — эконо­мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль­турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле­нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся — посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 — е годы во многих республи­ках уже имелись кооперативные техникумы.

Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу — традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во­просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще­ния женщин.

Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало — Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива — приучить юношей и девушек к обществен­ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе­ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.

В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща­лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них — ежедневная коперативно — экономи­ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по­требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.

НЭП — время расцвета потребительской кооперации

В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча­стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера­тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор­говли и услуг — крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ­маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики — кухни.

К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% — потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% — промысловым. Кооперативная сеть насчиты­вала 109 тыс. торговых предприятий 3 — 5 — го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму — ларьки, к третьему — маленькие магазины, к четвёртому — крупные магазины оптово — розничной торговли, к пятому — оптовые базы и крупнейшие универмаги.

Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 — го разрядов.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap