теория и мет. муз



Роль музыки как вида искусства, задачи музыкального воспитания детей.

Музыка (от греч. муза) – временной вид искусства, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. 

Выразительные средства: Мелодия – (от греч. – «напев», «пение») — одноголосное последование звуков одинаковой или различной высоты, организованное при помощи ладовых тяготений. Регистр (от лат. – «список», «перечень») – часть диапазона инструмента или певческого голоса, характеризующаяся единым тембром. Тембр – (красочность). Темп – (от лат., ит.– «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Ритм – (от греч. – «стройность», «соразмерность») – последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное при помощи метра. Размер музыкальный – дробь, где числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – счетная единица, её длительность. Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор. Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий. Динамика (от греч. – «сила») – интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками. Штрих – (от нем.– «линия», «черта») – прием  звукоизвлечения на  музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение.Жанры музыки

Жанр – (от фр.– «род», «вид») – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанры подразделяют на первичные и вторичные. Первичные:

1. Танец – это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика, положения его тела и исполняемые с музыкальным сопровождением.

1) Народные — пляска (одиночная, парная, групповая, массовая), хоровод (орнаментальный, игровой, плясовой, женский, смешанный), 2) Классические — монолог, соло, дуэт, малый ансамбль, хореографическая миниатюра, балет. 3) Бальные — вальс, полька, танго; 4) Спортивные бальные танцы; 5) Эстрадные танцы.

2. Марш (от франц. — шествие, движение вперёд;) — муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого количества людей.3. Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.Вторичные:

1) Пение (вокальное искусство) — исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. По видам — сольное (одноголосое), ансамблевое (на два голоса — дуэт, на три — трио, на четыре — квартет и др.) и хоровое; По жанрам — оперное, связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства и камерное (концертное исполнение арий, романсов, песен главным образом соло или небольшими ансамблями). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыкеджазеэлектронной музыке, нью-эйдже, пост-рокеи т. д.

Камерная музыка — это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке. в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов.

Симфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Опера (итал.opera, буквально — сочинение) — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки, в котором партии актеров полностью или большей частью поются. Опера — это пьеса, в которой партии поются. В опере соединены музыка, слово и сценическое действие, причем музыке, как правило, отводится преобладающая роль. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. («Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки).

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Это вид театрального представления, который соединяет в себе несколько вещей: танцы, декорации и музыку. Некоторые балеты имеют сюжет, другие просто отражают идею или настроение. Балету около 500 лет, начал формироваться в Европе в 16 веке. Он возник в Италии, но совершенно отличался от балета сегодняшнего. «Лебединое озеро», «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Петрушка».

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: опереттакомическая операводевильбурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался. «Ромео и Джульетта», Три мушкетера, «Собор Парижской богоматери».

В процессе музыкального воспитания особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чувствам, которые переданы в музыке. Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Детский сад ставит перед собой цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художест венный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.

2.  Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с   разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.



sitemap
sitemap