теория анализа



Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009.

Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2009.

Кондратова И.Г. Роль комплексного экономического анализа в управлении деятельностью коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — № 23. — С. 47-51.

Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009.

Михелькевич В. Н., Радомский В. М. Основы научно-технического творчества. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. — С. 320.

Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, — Спб, 2005.

BestReferat.ru – банк рефератов

http://consumermarket.ru/ — AK Group| Финансы, инвестиции и потребительский рынок

http://abc.vvsu.ru/ — сайт цифровых учебно-методических материалов Центра Образования ВГУЭС

Формулы, необходимые для расчетов:

∆Пvpп = (VPПотч – VPПбаз) * ( Цбаз – С баз)

∆Пц = ( Цбаз – Цотч) * VPПотч

∆Пс = — (Сотч – Сбаз) * VPПотч

∆П = ∆Пvpп + ∆Пц + ∆Пс

Связь экономического анализа с другими науками

Экономический анализ – система специальных знаний, обеспечивающая изучение хозяйственных процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие экономическим и неэкономическим дисциплинам. Эти связи становятся еще более многочисленными, что обусловлено в первую очередь местом анализа в системе экономических наук, его методологическим характером и той ролью, которую он выполняет в системе управления.

Прежде всего, экономический анализ связан с экономической теорией, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических наук. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов.

Очевидна связь экономического анализа с отраслевыми экономиками. Глубокое исследование хозяйственной деятельности объекта невозможно проводить, не зная экономики отрасли и организации деятельности предприятия. Обратная связь проявляется в воздействии результатов экономического анализа на совершенствование всех сторон функционирования предприятия.

Экономический анализ связан с планированием и управлением производством. Аналитик широко использует в своей работе плановые материалы. Одновременно с этим, в результате анализа, создается информационная база для разработки планов и выбора целесообразных управленческих решений.

Также тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. То, что именно бухгалтеры первыми стали анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, вполне естественно. Каждый бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и источников их образования, выяснит, все ли резервы использованы предприятием для увеличения прибыли, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в истекшем отчетном периоде.

Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой; во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Финансирование и кредитование предприятий также связаны с экономическим анализом. Для его проведения необходимо знать действующий порядок финансирования и кредитования, взаимосвязи с финансовыми и кредитными органами. Последние, в свою очередь, все свои нормативы совершенствуют с учетом результатов экономического анализа.

Переход к рыночной экономике обусловил появление новой для нас отрасли научных знаний и практической деятельности — аудит. В специальной литературе последних лет понятие аудита определяется как проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности, т.е. экономический анализ, является основой аудита. В некоторых источниках, излагающих иностранный опыт, под аудитом понимается комплексный экономический анализ.

Содержанию и задачам экономического анализа полностью соответствуют принципы и методы современного маркетинга как системы управления производством и реализацией товаров, ориентированных на рынок. Маркетинг использует экономический анализ для:

стратегического контроля (периодическая оценка всей деятельности с целью определения соответствия избранной стратегии реальным процессам, происходящим на рынке);

ежегодного контроля (оценка достижений намеченных целей: объема продаж, издержек производства и др.);

контроля прибыльности (соотношение затрат и полученных результатов, подведение итогов всей деятельности);

оценки качества и функциональных характеристик изделий, анализа фаз жизненного цикла;

анализа организационной структуры предприятия, ее соответствия тактическим и стратегическим целям;

совершенствования анализа издержек производства, цен и прибыли;

анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятий-конкурентов;

предъявления особых требований к источникам информации: собственной отчетности и информации, поступающей из внешних источников.

Тесно связан экономический анализ с рядом неэкономических наук— это математика и технология. Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики, например, возникновение математического программирования. С использованием в аналитических исследованиях математических методов анализ стал более глубоким и обоснованным. С помощью этих методов он может проводиться оперативнее, охватывать наибольшее количество объектов, изучать значительно больше информации. При экономическом анализе не занимаются специально изучением технической стороны производства, но рассматривают экономику в ее тесном взаимодействии с технической стороной производства: техникой и технологией. Отсюда связь экономического анализа с техническими науками.

Экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук и объединила отдельные их элементы. В свою очередь результаты экономического анализа используются другими науками при изучении тех или иных сторон хозяйственной деятельности.

Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуется глубокое знание макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики, технологии, организации производства, информатики, эконометрики и многих других наук.

25. Использование эвристических методов (метод экспертных оценок, мозговой штурм, деловые игры) в процессе принятия управленческих решений и проведении анализа.

Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи.

Залогом надежности и обоснованности выводов анализа при эвристических методах является правильный подбор экспертов. В зависимости от целей и направленности группа экспертов может быть однородной или включать представителей разных групп связанных специалистов, а иногда и просто заинтересованных лиц.

Эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности менеджера:

Метод экспертных оценок

«Мозговой штурм» («мозговая атака»)

Деловые игры

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме вопрос—ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по разным вопросам.

Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Основное преимущество этого метода — возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.

Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Они предполагают определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов. Например, для оценки степени согласованности мнений экспертов по решению той или иной исследуемой проблемы исчисляются: дисперсия оценок, среднеквадратическое отклонение оценок и на этой основе — коэффициент вариации оценок. Чем меньше значение этого коэффициента, тем выше согласованность мнений экспертов.

Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.

Суть метода коллективной генерации идей («мозговой атаки») состоит в использовании творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей, а затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением контр-идей и выработкой согласованной точки зрения. Этот метод был разработан американцем А. Осборном, стремившимся решать проблемы посредством спонтанно возникающих идей.

Метод коллективной генерации идей предполагает реализацию следующих этапов. Первый этап связан с формированием группы участников мозговой атаки по решению определенной проблемы. Оптимальная численность группы находится эмпирическим путем. Наиболее продуктивными признаны группы, состоящие из 10—15 человек. На втором этапе группа анализа составляет проблемную записку, в которой формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации. Третий этап — этап генерации идей. Каждый участник имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, тем самым освобождая участников от скованности. Продолжительность «мозговой атаки» — не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости от активности участников. Четвертый этап связан с систематизацией идей, высказанных на этапе генерации. Формируется перечень идей, выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены, идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам. На пятом этапе осуществляется деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая идея подвергается всесторонней критике со стороны группы высококвалифицированных специалистов. Группа состоит из 20—25 человек. На шестом этапе дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.

К несомненным достоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений.

Деловые игры — метод имитационного моделирования сложных процессов в различных ситуациях путем совершения деятельности по заданным правилам группой людей.

Основоположником деловых игр признан российский ученый М.М. Бирштейн, в 1932 г. использовавший игровую форму деятельности для решения организационно-производственных задач. Раскрывая возможность деловых игр, автор отмечал, что игры служат в качестве методов экспериментального исследования, выбора важнейших показателей, аттестации, обучения, развития творчества, решения экономических задач.

Деловые игры как способ исследования являются адекватным методом моделирования аналитических процессов и решения задач анализа.

Объектом такой игры могут быть только серьезные изменения, намеченные в производстве, или сложная ситуация, которая является системным кризисом организации (например, выявление критического финансового состояния организации — банкротства). Для проведения такой игры необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, ее успех определяется степенью погружения участников в проблему. Как известно, на первых стадиях проведения игры высказываемые идеи не получают быстрого восприятия партнерами, основная часть участников ведут себя осторожно, опасаясь критики. Постепенно атмосфера становится более творческой и свободной. Для этого необходимо полное внимание к обсуждаемой проблеме (полное погружение). Поэтому, как правило, такие «игры» проводят в течение нескольких дней и вне рабочего места, где участники не отвлекаются на текущие дела.

При проведении игры часто формируются команды, представляющие интересы различных групп участников бизнеса (руководство субъекта хозяйствования, поставщики, потребители, организации, связанные процессом кооперации), отдельных подразделений управления и производства, учредителей, управляющих и работников. При этом в состав экспертов, как правило, включаются реальные представители этих групп, в том числе высококвалифицированные ведущие специалисты и молодые,

начинающие работники. В состав экспертов можно также включить представителей других подразделений, консультантов. При проведении деловой игры используются методы мозгового штурма, аналогий, опроса, свободного обсуждения проблемы и др.

Бесспорно, что они могут быть использованы только для проработки серьезных долгосрочных проблем, т.е. в стратегическом анализе. Однако они могут дать очень эффективные результаты, так как обеспечивают комплексность, системность анализа, его демократичность и конкретность; каждый участник игры хочет понять свои задачи, обязательства и свои права и возможности.

Кроме того, такой подход к анализу обеспечивает общее понимание задач и путей их решения, психологическое единство коллектива, занятого решением поставленных задач.

Задача 9

Способом абсолютных разниц рассчитайте влияние объема реализации, цены реализации и полной себестоимости 1ц на прибыль от продажи зерна. Занесите итоги расчетов в таблицу. Номера хозяйств: 9, 10, 11,12.

Таблица

Факторный анализ прибыли от продажи зерна

№ хозяйства

Объем реализации, ц(VPП)

Цена реализации 1ц,руб(Ц)

Полная себестоимость 1ц,руб(С)

Прибыль от продажи, тыс.руб (П)

Отклонение(+,-), тыс.руб (П)

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

В том числе за счет

общее

объема

цены

себестоимости

9

4608

2871

469,40

380

307,7

308,2

745

206

10

15381

13724

400

677,86

270,66

407,83

1989

3706

11

33719

10454

376,32

453,13

306,83

332,12

2343

1265

12

20567

23952

367,43

526,10

292,80

319,17

1535

4949

Рассчитаем цену реализации зерна:

Цена реализации зерна =

По хозяйству №9:

Цбаз =2163000/4608=469,40 руб.

Цотч =1091000/2871=380 руб.

По хозяйству №10:

Цбаз =6152000/15381=400 руб.

Цотч =9303000/13724=677,86 руб.

По хозяйству №11:

Цбаз =12689000/33719=376,32 руб.

Цотч =4737000/10454=453,13 руб.

По хозяйству №12:

Цбаз =7557000/20567=367,43 руб.

Цотч =12601000/23952=526,10 руб.

Рассчитаем полную себестоимость 1ц зерна:

Полная себестоимость 1ц зерна =

По хозяйству №9:

Сбаз = 1418000/4608=307,7 руб.

Сотч = 885000/2871=308,2 руб.

По хозяйству №10:

Сбаз = 4163000/15381=270,66 руб.

Сотч = 5597000/13724=407,83 руб.

По хозяйству №11:

Сбаз = 10346000/33719= 306,83 руб.

Сотч = 3472000/10454= 332,12 руб.

По хозяйству №12:

Сбаз = 6022000/20567= 292,80 руб.

Сотч =7652000/23952= 319,47 руб.

Вычислим прибыль о продажи зерна:

Прибыль = Выручка от продажи – Полная себестоимость

По хозяйству №9:

Пбаз = 2163 – 1418 = 745 тыс.руб

Потч = 1091 – 885 = 206 тыс.руб

По хозяйству №10:

Пбаз = 6152 — 4163 = 1989 тыс.руб

Потч = 9303 – 5597 = 3706 тыс.руб

По хозяйству №11:

Пбаз = 12689 – 10346 = 2343 тыс.руб

Потч = 4737 – 3472 = 1265 тыс.руб

По хозяйству №12:

Пбаз = 7557 – 6022 = 1535 тыс.руб

Потч = 12601 – 7652 = 4949 тыс.руб

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продажи зерна.

Расчет влияния фактора «объем реализации» по формуле:

∆Пvpп = (VPПотч – VPПбаз) * ( Цбаз – С баз)

По хозяйству №9:

∆Пvpп = (2871 – 4608) * ( 469,40– 307,7) = -1797 * 161,7= — 290574,90руб

По хозяйству №10:

∆Пvpп = (13724 – 15381) * (400 – 270,66) = — 1657 * 129,34 = — 214316,38руб

По хозяйству №11:

∆Пvpп = (10454 – 33719) * (376,32– 306,83) =- 23265 * 69,49 = -1616684,85руб

По хозяйству №12:

∆Пvpп = (23952–20567) * (367,43 –292,80) = 3385 * 74,63 = 252622,55руб

Расчет влияния фактора «цена реализации» по формуле:

Пц = ( Цот – Цбаз) * VPПотч

По хозяйству №9:

∆Пц = (380 – 469,40) * 2871 = — 256667,40руб

По хозяйству №10:

∆Пц = (677,86 – 400) * 13724 =3813350,64руб

По хозяйству №11:

∆Пц = (453,13 – 376,32) * 10454 =802971,74руб

По хозяйству №12:

∆Пц = (526,10 – 367,43) * 23952 =3800463,84руб

Расчет влияния фактора «полная себестоимость 1ц зерна» по формуле:

∆Пс = — (Сотч – Сбаз) * VPПотч

По хозяйству №9:

∆Пс = — (308,2 – 307,7) * 2871 = — 1435,50руб

По хозяйству №10:

∆Пс = — (407,83 – 270,66) * 13724 = — 1882521,08руб

По хозяйству №11:

∆Пс = — (332,12– 306,83) * 10454 = — 264381,66 руб

По хозяйству №12:

∆Пс = — (319,47 – 292,80) * 23952 = — 638799,84руб

Расчетные данные позволяют констатировать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом от продажи продукции получена прибыль, которая с учетом покрытия убытка прошлого года увеличилась на 136896,0 руб. На ее рост существенное влияние оказало повышение цены реализации на 159034,4 руб. За счет количества проданной продукции прибыль снизилась на 10056,1 руб., а за счет роста себестоимости единицы продукции на 1,2 руб. — на 12082,3 руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был получен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода.

Если проводить анализ расчетных значений показателей по методике директ-костинг, то видно, что снижение суммы постоянных затрат оказывает положительное влияние на сумму 17212,4 руб., а рост переменных издержек приводит к снижению прибыли на 51374,3 руб. Таким образом, компании следует уделить внимание прежде всего переменным затратам и сдерживать их рост.

При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию в расчет включают структуру реализованной продукции, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap