теория 2-я часть 9 класс — копия



Зачёт №2 в 9 классе (часть В)

1. (.В.2) Виды связи слов в словосочетании.

Существует три типа связи между словами в словосочетании:

согласование (вид связи, при котором зависимое слово отвечает на вопрос какой?: красивая шляпка, об интересном рассказе;

управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в форме косвенных падежей), чаще выражено существительным, местоимением: ненависть к врагу, читать книгу; вижу вас

примыкание (вид связи, при котором зависимое слово не изменяется); выражено наречием (петь красиво), деепричастием(что делая? что сделав?) ( говорил улыбаясь); неопределённой формой глагола (что делать?) ( уехал учиться)

2. (В.3). Грамматическая основа

Грамматическая основа – это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения

Примеры

1. Имя существительное в именительномпадеже (или другая часть речи,употребленная в значенииимени существительного)

Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)Собравшиеся обсуждали повестку дня.

2. Местоимение в именительном падеже

Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.(А. Пушкин)

3. Неопределенная форма глагола

Охранять природу — значит охранять Родину.(К. Паустовский)

4. Фразеологизмы

В поле вышли от мала до велика.

5. Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулсяМлечный Путь. (В. Арсеньев)

6. Синтаксически цельное словосочетание

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.Любой из нас готов помочь тебе!

Сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто такой? что такое? Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.В роли вспомогательного чаще могут выступать 1) глаголы начать, продолжить, закончить, хотеть, желать, мочь, стать, становиться+ неопределённая форма глагола

— Мы не сможем выступить на концерте. Оганесян начал выкликать поодиночке пленных

2) краткие прилагательные (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) + глагол был (быть) + неопределённая форма глагола

— Я был рад помочь вам. Мне необходимо поговорить с вами, я должен объясниться.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки быть + именная часть (имя прилагательное, существительное, краткое причастие, прилагательное и др.).

Примечание:В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др..

Все реже был слышен голос незнакомки.

Ты должен быть нашим первым драматургом.

(В.4) Обособленные члены предложения (на письме выделяются запятыми)

I. Обособленные определения (отвечают на вопрос какой? выражено прилагательным и причастием)

Обособляются:

распространенные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами), стоящими после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.

два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);

если определение относится к личному местоимению (Усталая, она не могла идти. Геолог, он исколесил всю Сибирь.)

II. Обособленные приложения (отвечают на вопрос какой? выражено существительным)

Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь)

. III. Обособленные обстоятельства (отвечают на вопрос что делая? что сделав?)

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

Обособляются

Не обособляются

1.Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу.

От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.

3.Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся во фразеологизмы: 

спустя рукава, засучив рукава, сломя голову, не переводя дыхания

Будем работать засучив рукава (дружно, упорно)

2.Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия .

Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.

4.Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно стоят после глагола:

Яков шел не торопясь. (медленно)

IY. Уточняющие обстоятельства (отвечают на вопрос как именно? где именно? куда именно? откуда именно? и др.

Там, внизу, шумело море.

(В.5) Вводные слова

Вводные слова не являются членами предложения

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции, выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего: 

конечно, безусловно, разумеется, действительно наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому,

Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский);

2)  Вводные конструкции, выражающие чувствак счастью, к сожалению, к несчастью,

К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3)  Вводные конструкции, указывающие на   источник сообщенияпо-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам.

По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский);

4) Вводные конструкции, указывающие на последовательность мыслей

Например,  конструкции типа таким образом, итак, следовательно, , во-первых, во-вторых, наконец , между прочим, кроме того, наоборот, напротив 

Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5)  Вводные конструкции, указывающие на приёмы   и способы оформления мысли короче  (говоря),  вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем

Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков

(В.7) Сложносочинённое предложение

Простые предложения связаны сочинительными союзами и от одного предложения нельзя задать вопрос к другому.

Сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе сложного , но и однородные члены, поэтому надо найти грамматическую основу и посмотреть, что связывают сочинительные союзы.

6. (В.7) Сочинительные союзы.

Союзы делятся на:

сочинительные (связывают синтаксически равноправные единицы: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных предложений).

По значению сочинительные союзы делятся на:

соединительные (выражают отношения перечисления): и, да (в значении и), и…и, тоже, также;

противительные (выражают отношения противопоставления): а, но, однако( же);

разделительные (выражают отношения взаимоисключения): или, или…или, то…то;

пояснительные (выражают отношения пояснения): именно, как то;

присоединительные (выражают отношения присоединения) да и, а также.

7. (В.7) Сложноподчиненное предложение

(от главного предложения к придаточному можно задать вопрос)

Виды придаточных:

I.Изъяснительные ( на вопросы косвенных падежей)

Я сказал (что?), что заблудился.

II.Определительные(какой?)

Солнце освещало деревья(какие?), которые пожелтели под дыханием осени.

III.Обстоятельственные:

1.образа действия и степени (как? каким образом)

Ученик всё сделал так(как?), как требовал мастер.

2.места (где? куда? откуда?)

Алексей пополз туда(куда?), куда ушёл самолёт.

3.времени (когда? С каких пор? До каких пор)

Когда я выбрался из леса, то увидел деревню (когда)

4.условия (при каком условии?)

Если исчезнет воображение,то человек перестанет быть человеком (при каком условии?)

5.причины (почему? Отчего?)

Лес стоял тихий(почему?), потому что птицы улетели.

6.цели (зачем? С какой целью)

Все молчали (с какой целью? Зачем?),чтобы расслышать шорох цветов.

7.сравнения (сравн. союзы: как, чем, словно, будто, точно и др.)

Лес стоит молча, словно всматривается куда-то.

8.уступки (несмотря на что? Вопреки чему?)

Ночь была светла (несмотря на что?), хотя луны не было.

9.следствия (союз ТАК ЧТО)

Дождь лил как из ведра, так что нельзя было выйти.

8. (В.7) Подчинительные союзы.

По значению подчинительные союзы делятся на:

временные: когда, как только, пока не;

изъяснительные: как, что, чтобы;

причинные: так как, потому что;

следствия: так что;

уступительные: пускай, хотя, несмотря на то что;

сравнительные: как будто, словно;

целевые: чтобы, для того чтобы;

условные: если, раз.

сюда же относятся союзные слова который, какой, что, кто, где, куда, откуда

9. (В.8) Виды подчинительной связи в СПП.

1.Последовательное подчинение

От главного предложения задаём вопрос к 1-му придаточному, от 1-го придаточного вопрос ко 2-му придаточному и т.д.

Он попросился в забойщики (почему),потому что слышал (что?), что это почётно.

При последовательном подчинении рядом могут быть 2 союза(ЧТО и ЕСЛИ;ЧТО и КОГДА и др.).

Она сказала ему , что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

2.Однородное подчинение

От главного предложения задаём вопросы к придаточным, и эти придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

При однородном подчинении придаточные могут быть связаны сочинительными союзами (И,ИЛИ,ЛИБО и т.д). перед ними запятые ставятся так же, как при однородных членах.

Слышно было, как шагал садовник И как скрипела его тачка.

Соня писала, что настроение плохое, НО чтобы он о них не беспокоился.

Перед 2-м придаточным подчинительного союза может не быть:

Яков встал рано, когда солнце ещё не палило И веяло свежестью.

3.паралллельное подчинение

От главного задаём вопросы к придаточным, и отвечают они на разные вопросы.

Когда мы пришли, отец показал нам рыбу, которую он поймал.



sitemap
sitemap