теор отрас рынков



НОЧУ ВПО

Московский институт экономических преобразований

Реферат

По дисциплине «Теория отраслевых рынков»

На тему: «Виды и классификация слияний и поглощений»

Выполнила студентка … курса

Дудник Т.А.

Направление: экономика

Профиль: БУАиА

Проверила: ……………

Самара 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Сущность слияния и поглощения…………….…………………………..5

Классификация и виды слияния и поглощения………………………….7

Этапы слияния и поглощения……………………………………………11

Последствия и цели слияния и поглощения компаний…………………..15

Заключение…………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………..19

Введение

В современных условиях глобализации мировой экономики, ужесточения конкуренции и ускорения технического прогресса все более актуальной становится необходимость оптимизации структуры производства и собственности.

Крупные компании постоянно ищут дополнительные источники расширения своей деятельности, пытаясь захватить большую часть рынка.

В связи с этим, все большее распространение получают процессы слияния и поглощения, как одна из форм реорганизации бизнеса, позволяющая поддерживать долгосрочное развитие компании.

В результате слияния несколько компаний объединяются в одну. При этом, как правило, существует одна «приобретающая» компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом.

Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры «приобретаемой» компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества.

Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций.

Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании.

Несмотря на неоднозначность в оценках процессов слияний и поглощений (особенно учитывая рост рынка слияний по всему миру в последние годы) — они являются объективной реальностью, которую необходимо исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие не повторять сделанные ошибки, причем неоднократно, другими.

Реферат выполнен по предмету «Теория отраслевых рынков».

Темой реферата является «Виды и классификация слияний и поглощений».

Тема является актуальной, на сегодняшний день, так, как предпринимателям, особенно крупным фирмам, необходимо уметь ориентироваться в типах слияний компаний, выявлять основные цели, которые преследуют стороны при заключении сделки слияния или поглощения компаний, оценивать эффективность сделок и возможные последствия.

Если компании грозит поглощение другой фирмой, то можно вовремя принять меры и тем самым добиться выгодных условий поглощения.

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий, связанных со слиянием и поглощением компаний.

Постановка указанной цели обусловила выявление таких задач, как:

1.определение понятий слияния, поглощения, синергии и т.д;

2.рассмотрение основной классификации и видов слияния и поглощения;

3. выявление основных этапов и целей слияния и поглощения;

4. рассмотрение последствий слияния и поглощения компаний.

Точные ответы на поставленные задачи помогут раскрыть данную тему.

Сущность слияния и поглощения

В любое время, крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний.

Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния и поглощений предприятий.

Слияния и поглощения (англ. Mergers and Acquisitions, M&A) — класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании взамен нескольких менее значительных.

Слияние и поглощение компаний — это инструмент перераспределения собственности или же изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации.

Слияние — один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании, это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая, объединённая экономическая единица.

Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Поглощение — это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйственным обществом и осуществляемая путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании, при этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

Поглощение компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее.

Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

Наибольшая актуальность слияний и поглощений для компаний возникает во времена сложной экономической ситуации.

Сильные компании стремятся купить более слабые компании, с целью создания более конкурентоспособной организации на существующем рынке.

Также компании объединяются для того, чтобы увеличить свою долю на рынке или повысить свою эффективность.

Благодаря всем этим потенциальным преимуществам, компании-продавцы зачастую соглашаются быть купленными, особенно если они знают, что самостоятельно выжить они не смогут.

Классификация и виды слияния и поглощения

В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний.

Наиболее важные признаки классификации этих процессов можно назвать (см. рис. 1):

характер интеграции компаний;

национальную принадлежность объединяемых компаний;

отношение компаний к слияниям;

способ объединения потенциала;

условия слияния;

механизм слияния.

Рисунок 1. Классификация типов слияний и поглощений компаний

В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:

горизонтальные слияния — объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

вертикальные слияния — объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие — до конечного потребителя (например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний);

родовые слияния — объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары (например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей);

конгломератные слияния – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

Слияния с расширением продуктовой линии — соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи (например, приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox — производителя отбеливающих веществ для белья).

Слияния с расширением рынка, т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции (например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались).

Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

национальные слияния — объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

транснациональные слияния — слияния компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.

Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

дружественные слияния — слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

враждебные слияния — слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий.

В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

корпоративные альянсы — это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно (компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия);

корпорации — этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:

производственные слияния — это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;

чисто финансовые слияния — это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:

слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции;

слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо;

полное поглощение или частичное поглощение);

прямое слияние;

слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками;

поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Этапы слияния и поглощения

Этап 1. Определение целей, преследуемых компанией в сделке.

Целями слияний и поглощений являются достижение конкурентных преимуществ на рынке и увеличение благосостояния акционеров.

Причем эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышения эффективности управления, использования более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышения производительности труда и т.д.), т.е. путем органичного роста, так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

Этап 2. Анализ вариантов достижения поставленных целей. Поскольку сделки по слияниям и поглощениям характеризуются высокими рисками, то сначала анализируются альтернативные варианты достижения поставленных целей. Рассматриваются варианты строительства новых мощностей, реструктуризации, повышения внутренней эффективности, изменения маркетинговой политики и пр.

Этап 3. Выбор объекта сделки, поиск корпорации-кандидата на приобретение. Прежде всего, необходимо всесторонне проанализировать ситуацию ‑ определить, насколько полно компании удастся реализовать свои возможности в планируемом поглощении или слиянии.

Подготовительная фаза сделки, как правило, включает несколько стадий:

Анализ отрасли.

Компания выбирает отрасль для поглощения, проектирует динамику ее роста и структуру, определяет и прогнозирует расстановку сил, воздействие макроэкономических факторов, изучает возможности технологических, законодательных и конкурентных изменений, колебаний спроса (с определенными поправками по этим же пунктам анализируются и активы, уже находящиеся в собственности компании на предмет их продажи)

Самооценка.

Выбрав отрасль, компания анализирует собственное положение, определяя свои навыки, за счет которых можно создать стоимость в поглощенной компании, оценивает возможности для создания синергетических эффектов. По результатам самооценки формируются критерии для отбора кандидатов на поглощение.



Анализ конкурентов.

Важным условием успеха фирмы является надежная система наблюдения за конкурентами и анализ их действий. Это необходимо для определения границ, в пределах которых возможно их стратегическое продвижение, развитие долгосрочного потенциала и пр. Если фирма не обращает внимания на поведение своих ближайших соперников, она участвует в конкурентной борьбе вслепую, и не сможет их переиграть.

После того, как проведен подготовительный анализ внешней и внутренней среды предполагаемой компании-цели, наибольшую важность приобретает технология процесса поиска компании-кандидата.

Ко времени реализации данного этапа уже имеются критерии для отбора кандидатов на поглощение: отрасль, продукты или услуги, объемы продаж, прибыль, географическая область, частные или публичные компании.

После отбора критериев рассмотрения целей следующим шагом становится непосредственно сам поиск потенциальных целей.

Наиболее распространенные способы, обеспечивающие нахождение целей, включают в себя:

Использование контактов в отрасли (можно найти через личные связи в пределах желательной отрасли, этот способ работает лучше, когда желаемые компании-цели находятся в той же отрасли, что и покупатель, поскольку это увеличивает число компаний и торговых ассоциаций, с которыми у покупателя налажены контакты).

Использование посредников в торговле компаниями (брокер по торговле компаниями и инвестиционные банковские фирмы представляют интересы и покупателей, и предназначенных для продажи компаний, передача таким фирмам критериев покупателя информирует их о том, что покупатель находится в поиске, расставляя ориентиры относительно своих потребностей).

Этап 4. Оценка отобранной корпорации-цели.

Оценка кандидатов на слияние или поглощение (сопоставление собственных ожиданий от слияния и параметров кандидатов ‑ операционных характеристик, структуры собственности, финансовых показателей — позволяет определить наиболее привлекательных из них).

Определение возможностей для создания синергии (успех сделки во многом зависит от способности реально оценить возможности создания стоимости в результате интеграции сбытовых, производственных, исследовательских и других мощностей, усиления рыночных позиций, уменьшения штата, трансфера технологий и т.п).

Определение возможностей для создания стоимости за счет реструктуризации компании (сравнение поглощаемой компании с лидерами отрасли, выделение выгоды).

Финансовая оценка кандидата (проводится оценка стоимости поглощаемой компании с применением внутренних (дисконтированных денежных потоков с учетом синергетических эффектов) и внешних показателей (рыночные оценки, прецеденты аналогичных сделок и т.д.), достигается первичное соглашение по стоимости сделки, ее структуре и инициируется процесс интеграции (переговоры с антимонопольными органами, внутренняя подготовка к интеграционному процессу, оценка размера и источников синергий).

Окончательная проверка благонадежности компании (на основе выверенной информации уточняется стоимость поглощаемой компании, при этом договоренности, содержащиеся в меморандуме о намерениях, могут измениться).

Этап 5. Принятие решения. Составление плана интеграции.

Этап 6. Реализация намеченного корпорацией-покупателем плана слияния (поглощения) с некоторыми изменениями. Интеграция.

Интеграция компаний по праву считается одной из сложнейших управленческих задач.

Успех интеграции зависит не только от того, насколько тщательно спланирована работа и распределены обязанности, но и от того, удастся ли реализовать уникальные возможности, появляющиеся в результате трансформации компаний. В то же время мировой опыт показывает, что компании часто не только не укрепляют свое положение в результате слияния, но, напротив, теряют завоеванные позиции. Объединение создает ситуацию неопределенности, которая может привести к потере ключевых клиентов и сотрудников, неконтролируемым расходам и в результате — к разрушению стоимости

Этап 7. Оценка результатов. Спустя некоторое время оцениваются результаты сделки и делаются выводы о степени достижения поставленных целей.

Таким образом, для достижения российскими компаниями поставленных стратегических целей они должны более эффективно использовать сделки по слияниям и поглощениям.

Для этого им необходимо тщательнее планировать данные операции, глубже анализировать свои конкурентные позиции, рынок, технологии и последствия сделок.

Последствия и цели слияния и поглощения компаний

Цель слияний и поглощений — синергия, т.е. преимущество от совместной деятельности.

Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии.

Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики, могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

Когда из двух компаний получается одна, преимущества могут быть следующими:

-уменьшение персонала;

-экономия за счет масштаба: за счет количественного увеличения закупок, транспортировок и т.п., новая компания экономит на оптовых условиях;

-увеличение доли рынка и узнаваемости бренда;

-улучшение условий кредиторов, т.к. к большой компании больше доверия.

Но важно понимать, что не каждое слияние или поглощение сопровождается синергией.

К сожалению, неудачные слияния и поглощения происходят не редко.

Также к целям слияния и поглощений компаний можно отнести:

-достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми;

-снижение налогов или получение налоговых льгот;

-диверсификация в другие виды бизнеса, она помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг);

-разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения (когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании значительно меньше стоимости замены ее активов);

-разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (когда ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости);

-личные мотивы менеджеров (к примеру, стремление увеличить политический вес руководства компании).

Экспертами обычно указываются причины неудачи слияний и поглощений:

неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;

недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании

поглощающие компании порой неверно оценивают активы интересующих их компаний или их обязательства (например, можно недооценить издержки, сопряженные с модернизацией оборудования в этой компании, или ее обязательства по гарантийному обслуживанию бракованной продукции);

ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию (то есть ошибки, допущенные по вине таких специфических активов, как человеческие ресурсы, — профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей.);

Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую.

Это можно объяснить двумя причинами:

Поглощающие компании, как правило, всегда крупнее, чем поглощаемые. В этом случае при равномерном распределении чистых выгод от слияния или поглощения между двумя компаниями акционеры каждой компании получат одинаковые прибыли в абсолютном исчислении, но в относительном, или процентном, выражении прибыли акционеров поглощаемой компании окажутся гораздо выше.

Содействует этому процессу конкуренция между покупателями, так как следующий претендент на покупку компании стремится превзойти условия, выдвинутые предыдущим. При этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки слияния переходит к акционерам поглощаемой компании. В то же время менеджеры компании, которую собираются поглотить, могут предпринять ряд мер противозахватного характера, добиваясь, чтобы продажа их компании, если она и наступит, произошла по самой высокой из возможных в данных условиях цене.

В рамках крупных корпораций, образованных в результате слияния или поглощения, зачастую возникает явление, называемое в экономической науке субоптимизацией.

Суть его состоит в следующем: внутри корпорации обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, покупать преимущественно у “своих”. При этом каждая “своя” компания, естественно, стремится устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. В результате либо продукция на выходе становится слишком дорогой и неконкурентоспособной, либо обычные коммерческие переговоры об уровне цен превращаются в бесконечные разборы взаимных претензий.

Заключение

Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний.

Слияние — объединение 2-ух равноправных компаний.

Поглощение — выкуп одной компании другой.

Цель слияний и поглощений — синергия, то есть преимущество от совместной деятельности.

При объединении двух компаний, новая компания должна получиться больше, чем просто сумма двух компаний.

Если синергия достигнута, то объединение считается успешным.

Таким образом, слияние и поглощение представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по реструктуризации.

Такая сделка может стать, с одной стороны, средством повышения эффективности деятельности компании, a, с другой стороны, привести к отрицательным последствиям, таким как снижение рыночной стоимости акций и потери влияния на управление компанией.

Для успешного исхода сделки необходимо тщательно изучать основные понятия, виды и последствия, как слияния, так и поглощения компаний.

Список использованной литературы

Гальпин, Тимоти Дж., Хэндон, Марк. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

Гончаренко Е.О. Слияния и поглощения: учебный модуль / Всерос. акад. внеш. торговли. – М.: Изд-во ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, 2006.

Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: Стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альпина Паблишер, 2001.

Молотников А.Е. Слияния и поглощения: российский опыт. – М.: Вершина, 2005.

Рид С.Ф. Искусство слияний и поглощений: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002.

Фостер Р., Лажу А. Искусство слияний и поглощений: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Эванс Ф.Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях: Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2004.








sitemap
sitemap