темы контрольных работ теория и история СКД



Красноярский государственный аграрный университет

Институт судебных экспертиз и социально-культурной деятельности

Кафедра социокультурной деятельности и социологии

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для студентов заочного отделения

по направлению подготовки 071800.62

Красноярск, 2013

Составитель: доцент кафедры «СКД и социологии» канд. культурологии Л.Ю. Конникова

Выбор темы определяется последней цифрой индивидуального шифра зачетной книжки студента. Предлагается 19 тем контрольных работ. К каждой теме прилагаются вопросы, дан список основной и дополнительной литературы, а также ссылки на электронные ресурсы.

Следующий этап в работе над контрольной работой заключается в изучении литературы, которая позволит ответить на поставленные вопросы выбранной темы. В заключение работы необходимо сделать общий вывод и представить список использованной литературы. Объем контрольной работы регламентируется (как правило, 20-21 с.). Контрольная работа должна быть правильно оформлена: пронумерованы страницы, на титульном листе указаны фамилия, инициалы, шифр студенческого билета, электронный адрес. На первой станице указываются номер контрольной работы, ее тема и план.

В конце- после списка использованной литературы, ставится подпись и дата написания работы.

Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем кафедры, который определяет ее результат, ставит резолюцию: зачет, незачет.

Если незачет – студент должен переделать работу с учетом замечаний, при условии зачета контрольной работы студент допускается к зачету и экзамену.

Темы контрольных работ по курсу «История и теория социально-культурной деятельности»

Модуль 1. История социально-культурной деятельности

(1) Тема 1.1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе.

1.1.1.Роль, значение и воспитательный опыт народной педагогики.

1.1.2. Нравственность, трудолюбие основа воспитания.

1.1.3. Народные традиции семейного воспитания: обычаи, обряды, ритуалы, реликвии, церемониалы.

1.1.4. Роль традиций в создании основ трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания.

1.1.5. Формирование обрядов, их связь с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

(2) Тема 1.2. Социально – культурная деятельность на Руси в X -XIV вв.

1.2.1. Взаимодействие педагогической мысли Древней Руси с педагогическими ценностями Византии.

1.2.2. Новые прогрессивные тенденции в педагогической мысли XII в., разработка проблем познания и обучения нравственного совершенствования личности.

1.2.3. Развитие идей эстетического воспитания средствами природы, единства эстетических и этических аспектов.

(3) Тема 1.3. Социально-культурный уклад России в XV — XVII вв.

1.3.1. Благотворительные функции церкви.

1.3.2. Влияние древнерусской обители на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

1.3.3. Деятельность церковной общины в области развития народного просвещения.

1.3.4. Влияние привнесенных из Византии образцов «странноприимниц», «сиропитательниц» на создание аналогичных на Руси христианско-педагогических и филантропских учреждений.

1.3.5. Равенство образования различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» древнерусских монастырей и древнерусской школы.

1.3.6. Роль Киевской академии в просвещения России.

(4) Тема 1.4. Просвещение и возникновение социально — культурных общностей в XVIII в.

1.4.1. Первые клубные общности, организации клубного типа и клубы: возникновение и основные направления деятельности.

1.4.2. Деятельность Вольного Экономического общества (с 1765г.) по распространению практических сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

1.4.3. Особенности организации сферы досуга первых поселенцев на берегах Енисея.

(5) Тема 1.5. Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX — начале XX вв.

1.5.1. Развитие публичных библиотек, публичных чтений, музейной работы.

1.5.2. Открытие первых библиотек и музеев в Енисейской губернии.

1.5.3. Н. Мартьянов — и его музей в истории культуры Сибири.

1.5.4. Культурно- просветительная, экскурсионная, лекционная деятельность музеев.

1.5.5. Создание обществ врачей, краеведов, театральных и литературных обществ. Идеи о взаимодействии семьи и школы.

1.5.6. Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов.

1.5.7. Революционные события в России в начале XX в.

(6) Тема 1.6. Просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917-1941 гг.

1.6.1. Подготовка кадров для политпросвет учреждений. Развитие художественной самодеятельности и библиотечного дела.

1.6.2. Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х — начале 30-х годов. Культпоход, его задачи, этапы, результаты проведения. Библиотечный поход. Борьба с пьянством и хулиганством.

1.6.3. Пропаганда здорового образа жизни. Возрастание роли культурно-просветительной работы профсоюзов.

1.6.4. Усиление в работе клуба производственно — технической пропаганды. Переоценка ее значения в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых.

1.6.5.Развертывание клубного строительства в 1930-е годы, развитие сети библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др.

1.6.6. Активизация борьбы с религией.

(7) Тема 1.7. Просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)

1.7.1. Героические усилия работников культуры по спасению культурных ценностей.

1.7.2. Начало диалога Правительства с религиозными деятелями.

1.7.3. Патриотическая, благотворительная деятельность церкви.

1.7.4. Основные направления культурно- просветительной работы в тылу.

1.7.5.Восстановление разрушенных культпросветучреждений, возобновление в них работы, участие в этом общественности.

(8) Тема 1. 8. Культурно-просветительная и социальная работа в 1945- 1955 гг.

1.8.1. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников.

1.8.2. Образование Министерства культуры СССР, Министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах.

1.8.3. Организация системы подготовки работников культуры в Красноярском крае.

1.8.4. Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы.

(9) Тема 1.9. Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

1.9.1. Появление и развитие новых типов культурно-досуговых учреждений: центров досуга, эстетического развития детей и юношества, молодежных культурных центров и др.

1.9.2. Социально-экономические реформы и их последствия. Борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушения трудовой дисциплины.

1.9.3. Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы.

(10) Тема 1. 10. Социально-культурная деятельность в современной России

1.10.1. Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества.

1.10.2. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования и социальной работы.

1.10.3. Новое содержание и новые образовательные технологии. Государственные образовательные стандарты.

1.10. 4. Многоуровневость образования. Реорганизация научно-методической службы народного творчества.

Модуль 2. Теоретические основы социально-культурной деятельности

(11) Тема 2.1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

2.1.1. Преломление в практике социально-культурной деятельности положений и закономерностей философии, социологии, педагогики, общей и социальной психологии, теории культуры, этики и искусствоведения, права, теории управления и экономики.

2.1.2. Теория и практика социально-культурной деятельности в различных сферах жизнедеятельности человека.

2.1.3. Основные и вспомогательные понятия современной теории и практики современной социально-культурной деятельности.

(12) Тема 2.2. Функции и принципы социально-культурной деятельности

2.2.1. Диалектическое единство и преемственность культурно- исторического, социально-педагогического и национально- этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

2.2.2. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами, основанный на децентрализации и суверенности региональной социально-культурной политики.

(13) Тема 2.3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности



2.3.1. Изучение досуговой аудитории.

2.3.2. Способы социально — педагогического изучения аудитории: наблюдение, беседа, интервью.

2.3.3.Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции.

(14) Тема 2.4. Характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности

2.4.1. Возрождение и развитие народного творчества, художественных промыслов, ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве.

2.4.2. Деятельность профессионалов и непрофессионалов в различных видах литературы и искусства: кинематографии, сценическом, пластическом, музыкальном, цирковом, эстрадном искусстве, архитектуре и дизайне, других видах и жанрах.

2.4.3. Особенности, объем и перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества.

2.4.4. Физкультурно-оздоровительное направление в социально- культурной деятельности. Содержание, формы и организация физкультурно-оздоровительной работы. Взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня.

Модуль 3. Сферы реализации социально-культурной деятельности

(15) Тема 3.1. Социально-культурная деятельность как общественное явление, область общественной практики

3.1.1.Социальное партнерство как действенный фактор развития сферы культуры и досуга, взаимодействия социальных объектов в процессе производства, освоения, хранения и трансляции духовных ценностей, традиций, норм, идей, информации.

3.1.2. Понятие партнера в социокультурной сфере как носителя определенных культурных свойств и полномочий и активного субъекта их реализации в практической деятельности.

3.1.3.Уровни социального партнерства: федеральный, региональный, местный, локальный. Субъекты социального партнерства в современном гражданском обществе: государственный (муниципальный), рыночный (коммерческий) и общественный (неправительственный, некоммерческий) сектора.

(16) Тема 3.2. Досуг и досуговая деятельность. Народная художественная культура и творчество. Образование и карьера.

3.2.1. Взаимодействие и интеграция дополнительного образования и учреждений социокультурной сферы. Диалог учреждений дополнительного образования с семьей, аспекты этого взаимодействия в области превентивной и семейной педагогики.

3.2.2. Социальная защита и реабилитация, их сравнительный. Культурно-исторические корни социальной работы.

3.2.3. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры, основные сферы ее распространения в современном обществе.

Модуль 4. Субъекты социально-культурной деятельности.

(17) Тема 4.1. Семья как традиционный социально-культурный институт

4.1.1. Особенности микро- и макросреды и их отражение в содержании и организации культурной деятельности в социуме.

4.1.2. Социальные, профессиональные, этнические и другие общности как носители и выразители многообразных субкультур и мультикультур.

4.1.3. Социальная сущность внесемейной, внешкольной, внепроизводственной сред досуга и общения.

4.1.4.Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых.

(18) Тема 4.2.Общественность в социально-культурной сфере. Социальные общности и творческие объединения

4.2.1. Философия и социально-психологический анализ структурного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга. Субъекты, воплощающие социальный портрет элиты.

4.2.2. Типология элитных групп. Духовная и экономическая элита. Сущность и проявление элиты и элитарности в профессиональных, этнических и других социальных общностях.

4.2.3. Типология общественных институтов, функционирующих в социально- культурной сфере.

4.2.4. Общественная организация, общественное движение, общественные фонды, общественное учреждение.

(19) Тема 4.3. Отраслевые учреждения и организации. Институты массовой коммуникации.

4.3.1. Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы.

4.3.2. Использование Интернет-сети в распространении социально- культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.

Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления /М.А. Ариарский. – СПб, 2008. – 792 с.

Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: [учебное пособие] /А.С. Ковальчук. – Орел, 2000. – 172 с.

Никитина Г. Я. История культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие : [Для вузов культуры] / Г. Я. Никитина; Моск. гос. ун-т культуры. — М.: МГУК, 1998. – 64 с.

Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность: теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. пособие /Л.А. Санкин. – СПб.: СПбГУП, 2006. – 336 с.

Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: [монография] /А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 2003. — 204 с.

Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга : учеб. пособие /Ю.А.Стрельцов,

Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н.Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2000. – 204 с.

Дополнительная литература

Акимова Л.А. Социология досуга: учебное пособие Л.А. Акимова. — М.: МГУКИ, 2003. – 123 с.

Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики /М.А. Ариарский. – СПб.: СПбГУКИ, 1999. – 530 с.

Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века / А.И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. – 2003. — №1. – С.9-18.

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски; Пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

Бореев В.Ю. Культура и массовая коммуникация /В.Ю. Борев, А.В. Коваленко. – М.: Наука, 1986. — 303 с.

Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология /В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2002. – 476 с.

Васильева, Г.А. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие /Г.А.Васильева. – Ярославль, 2004. – 164 с.

Воловик А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик,

В.А. Воловик. — М.: Флинта, 1998. – 235 с.

Гагин В.Н. Национальные праздники и обряд или Праздничность как феномен русской культуры / В. Гагин. – М.: Профиздат, 2005. – 319 с.

Гальченко А.Б. Игра как метод социализации детей, подростков, юношества / А.Б. Гальченко// Культура семьи и современное психолого-педагогическое образование. – СПб: Специальная литература, 2005. – С.113 -118.

Гладкий Ю.Н. Регионоведение : учебник / Ю.Н.Гладкий, А.И.Чистобаев. – М.: Гардарики, 2000. – 384 с.

Гойхман О.Я. Организация и проведение мероприятий: учебное пособие /О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА — М, 2008. – 120 с.

Гумилев, Л.Н. Конец и вновь начало популярные лекции по народоведению / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 384 с.

Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А. Минде; Пер. с англ. И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2003. – 384 с.

Дивицына Н.Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325 с.

Доронкина Е.Г. Проблема осознания сущности досуга / Е.Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М.: МГУК, 1996. – С.5-14.

Дуков Е .В. Развлечение как историко-культурная проблема //Обсерватория культуры, 2005. — № 4. – С.2-27.

Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. – М., 2003. – 86 с.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов /Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 591 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей подростков: учеб. пособие / И.Н. Ерошенков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. — М: Изд. дом МГУКИ, 2007. – 479 c.

Жаркова Л.С. Культурно — досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учебное пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. — М., МГУК, 1994. – 110 с.

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. / Л.С. Жаркова. — М.:МГУК, 2000. – 179 с.

Жарков А.Д. Культурно — досуговая деятельность как общественный феномен// Вестник МГУКИ. — 2003.- № 2. — с. 72-79.

Жидков В.С. Культурная политика Росси: теория и история /В.С. Жидков. – М.: Издательский сервис, 2001. – 592 с.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. – М.: Автор, 1992. – 607 с.

Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций /А.С. Каргин.– М.: Высшая школа, 1997. – 286 с.

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования / З.А. Каргина. — СПб.: Школьная Пресса, 2006. — 96 с.

Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с.

Киселева Т. Г. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций / Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. — М.: МГУК, 1998. — 203 с.

Киселева Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.,1995.

Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития /Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. — М.: МГУК. — 1995. – С. 34-42.

Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие /Г.И. Климантова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 192 с.

Клубоведение: учебное пособие / под ред. Ковшарова В.А. – М.: Прсвещение, 1980.- 397 с.

Клюско Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения: уч. пособие / Е.М. Клюско. – М.: МГУКИ, 2007. – 161 с.

Краснова, О.В. Социальная психология старости: учеб пособие /О.В.Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

Красильников Ю.Д. Общественные субъекты социально-культурной деятельности //Вестник МГУКИ. -2004. — №1. – С. 80 – 97.

Крючек В. К. Социальнокультурная деятельность детей и подростков: теория и технология : Учеб. пособие /В.К. Крючек. — Волгоград : Перемена, 2004 — 97 с.

Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др.; Ред. В.И. Григорьев. — Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1990.- 237 с.

Культура семьи и современно психолого-педагогическое образование /Науч. Рук. Б.А.Титов. – СПб.: Специальная литература, 2005. – 136 с.

Культурно-досуговая деятельность: учеб. для вузов культуры искусств: / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова. — М.: Изд-во МГУК, 1998. — 462с.

Литовкин Е.В. Культурно-просветительная работа России послевоенного периода в историко-педагогическом контексте: монография / Е.В. Литовкин. – М: МГУКИ, 2004. – 349 с.

Мирошкина М.Р. Социальное становление молодежи в клубе по месту жительства: научно-метод. Комплекс. – М.: Кейт Паблишерз, 2010. – 106 с.

Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д.Назарова. – СПб: Речь, 2002. – 240 с.

Народная художественная культура: Учебник /Под ред. Т.И. Баклановой,Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.

Новаторов В.Е. Культурно — досуговая деятельность: словарь справочник. Омск, 1992. – 182 с.

Новый энциклопедический словарь – М.: Большая Российская

Энциклопедия РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 1456 с.

Попов В. В. Культурно-досуговая деятельность: опыт системного исследования /В. В. Попов, Ф. Х. Попова //Вестник МГИК. – 2002. — №1. – С.41-46.

Попов В.В. Культурно – досуговая деятельность: опыт системного исследования / В.В. Попов, Ф.Х. Попова Ф.Х. // Вестник МГИК. — 2002. — №1. – С. 32-41

Попов В. В. Теория социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие / В.В. Попов. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 127 с.

Поддержка народного творчества и совершенствования культурно-досуговой деятельности // Ориентиры культурной политики. – 2001. — №4. — С.73-81.

Попов В.В. Культурно – досуговая деятельность: опыт системного исследования / В.В. Попов, Ф.Х Попов // Вестник МГУКИ. – 2002. — №1. С.34-42.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники /В.Я. Пропп. – СПб.: Терра-Азбука, 1995. – 176 с.

Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России: (первая половина XX века): учебное пособие / В.М. Рябков. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. — 869 с.

Семья в зеркале СКД /Науч. рук. Б.А.Титов. – СПб.: Специальная литература, 2004. – 136 с.

Соколов А.В. Социально-культурная деятельность как учебный предмет и объект теории //Вестник МГУКИ. – 2005. — №2. – С.73-82.

Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006. – 208 с.

Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: научно-метод. сборник / под руководством А.В.Соколова. – М.: Логос, 2005. – 248 с.



Суртаев В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика / В.Я. Суртаев – Спб, ГУКИ, 2006 – 272 с.

Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / науч.ред.: Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.:МГУКИ, 2007. – 143 с.

Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика: коллективная монография / Ред.-сост.Л.Е. Осипова; науч. Ред. В.Я. Рушанин – Челябинск, 2005. – 356 с.

Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа: учебник / Под ред. Н.П.Гончаровой. – Москва-Тверь, 2004. – 222 с.

Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: учебн. пособие. – М.: МГУК, 1998. – 144 с.

Теория социально-культурной деятельности : словарь-хрестоматия : учеб. / авт.-сост.: Г. Н. Домбраускене. — Владивосток: Морской гос. ун-т им. Г. И. Невельского, 2008. – 128 с.

Триодин В.Е. Клуб и свободное время /В.Е. Триодин. – М.: Профиздат, 1982. – 136 с.

Фомина А. Любительские объединения и клубы по интересам /А.Фомина. – Йошкар-Ола, 2008. – 64 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap