текст по анг. яз

Часть 2


Грамматика:система времен английского языка.

Задание I. Подготовьте следующий теоретический материал по грамматике на русском языке.

1. Времена гр. Indefinite (Present, Past, Future) в действительном и страдательных залогах (повторение).

2. Времена гр. Continucus (Present, Past, Future) в действительном и страдательных залогах.

3. Времена гр. Perfect (Present, Past, Future) в действительном и страдательных залогах.

Смотрите грамматические пояснения:

1. М. Е. Чистик. Учебник английского языка для политехнических вузов. – М.,1960.

1. Indefinite Tenses, стр. 251,267.

2. Continuous Tenses, стр. 256,269.

3. Perfect Tenses, стр. 258,269.

2. Л. Н. Андрианова. Учебник английского языка для заочных технических

вузов. – М., Высшая школа, 1980.

1. Indefinite Tenses, стр. 332-340.

2. Continuous Tenses, стр. 341-343.

3. Perfect Tenses, стр. 343-346

Вопросы для самоконтроля:

1. Как образуются группы времен Continuous, Perfect?

Какие вспомогательные глаголы используются для образования этих форм? В какой форме используются смысловые глаголы?

2. Какие действия в настоящем, прошедшем и будущем времени выражаются группами времен Continuous, Perfect?

3. Какими видами глагола передаются формы времен Continuous, Perfect на русский язык?

При проработке грамматического материала используйте прилагаемые таблицы.

Таблица временных форм глагола в активной форме.






Действие как факт (обычное постоянное повторяющееся)

Действие как процесс (не законченный, длящийся)

Действие предшествующее какому-то моменту


Ask, asks

Спрашиваю(вообще, всегда, обычно)


are asking




has } asked

Уже спросил



Спросил, спрашивал(когда-



were} asking

Спрашивал(в какой-то момент в прошлом)

Had asked

Уже спросил(к моменту в прошлом)



will } ask




Буду спрашивать(в какой-то момент в будущем)

Уже спрошу(к какому- то моменту в будущем)

Таблица временных форм глагола в пассивном залоге.






are asked


спрашивать(вообще, всегда, обычно)

am} being

are} asked


спрашивать (сейчас)

have} been

has} asked

уже спросили


was} asked



was} being

were} asked

спрашивали(в какой-то момент в прошлом)

Had been asked

уже спросили (к какому-то моменту в прошлом)



will } be asked


shell} have been

will } asked

уже спросят (к какому-то моменту в будущем)

Действие направлено на предмет.

Обратите внимание на особенность перевода страдательного залога (если за сказуемым в страдательном залоге следует предлог, относящийся к глаголу).

The results of the experiment are refereed to.

На результаты эксперимента ссылаются.

New discovery was much spoken about.

О новом открытии много говорили.

Задание 2. Выполните письменно следующие грамматические упражнения.

Упражнение. 1. Переведите предложения на русский язык, определите время и залог сказуемого

Модель: 1. Students are listening to a lecture.

are listening – Present Continuous, Active.

Студенты слушают лекцию.

2. Students are being listened to by academics.

are being listened — Present Continuous, Passive.

Преподаватели слушают студентов.

1. They were making a lot of noise.

2. A test is being written by listeners.

3. Students will be spending their holidays abroad.

4. The report was being made by the famous scientist.

5. A laboratory assistant is putting a reel on the tape recorder because he is going to listen to a text.

6. The rector of the Institute will be informing the graduates of their future work in a day from 5 to 7.

Упражнение. 2. Переведите следующие предложения, определите время и залог сказуемого.

Модель: 1. He had chosen all necessary text-book in the reading-hall.

had chosen – Past Perfect, Active.

Он подобрал все необходимые учебники в читальном зале.

2. Some books had been looked through by him before he wrote a plan for his report

had been looked — Past Perfect, Passive.

Он просмотрел несколько книг, прежде чем он написал план для своего доклада.

1. The article had been translated into English, German and Franch.

2. Students had already passed two exams.

3. They said that they had know her since 1970.

4. We had studied hard before we took our exams.

5. Have you ever been to Great Britain?

6. They’ll have taken their exams by the end of this month.

7. He has finished the first chapter of his thesis.

8. These scientists have already published two articles this year.

9. Had you learned English before you entered the Institute?

10. It had been snowing for a week when we came to the town.

11. The typist has been already paid for her work.

Упражнение. 3. Переведите следующие предложения, обращая внимание на время и залог сказуемого.

1. The professor was delivering the final lecture of the term.

2. As soon as I am back I’ll ring you up.

3. I don’t believe I’ll be having a rest at this time tomorrow.

4. My friend had worked as a laboratory assistant before he entered the Institute.

5. He hasn’t returned the manuscript yet.

6. She found out her friend’s telephone number.

7. Fred is going to work at that office until he finds another job.

8. Robert has made very good progress in mathematics.

9. He always follows his teacher’s advice.

10. What did she read in the newspaper about the expedition?

11. Progress is made every day in the world of science.

12. That information was relied upon.

Задание 3. Выполните следующие упражнения по тексту.

Упражнение. 1. Прочитайте следующие слова и дайте русские слова с тем же международным корнем.

Phylosophy, mathematics, physics, professor, problem, theory, practice, laboratory, ocean, principle, experiments, natural, resources.

Упражнение. 2. Прочитайте и переведите группы следующих слов:

science – scientist – scientific; to know – knowledge; home – homeless; difficult – difficulties; problem – problematic; theory – theoretical; formulate – formula; electricity – electrical; found – foundation; various – variety; read – really – realization.

Упражнение. 3. Прочитайте текст, выпишите незнакомые слова, найдите их транскрипцию и значение в словаре. В ваш словарь внесите слова и выражения из упражнения 4.

Прочитайте вслух, переведите его устно.


M. V. Lomonosov.

The great scientist, M. V. Lomonosov, was born in 1711, far off in the North. He did not go to school, but he learned to read at an early age and soon knew by heart the few books that he had. His thirst for knowledge was so great that at age of 19 he left his father’s home and started on foot to Moscow, where he entered the Slavonic-Greek-Latin Academy. His first years of study were difficult, but he worked hard and made great progress. He continued his studies in Petersburg and later on in foreign countries.

Lomonosov had studied phylosophy, chemistry, mathematics, physics and foreign languages before he came back to Petersburg. At the age of 35 he was already a professor.

It is impossible to name a scientific problem that did not attract his attention. He always tried to find a practical application for scientific problem and stood for close cooperation between theory and practice. He founded the first chemical laboratory in Russia. He formulated the main principles of one of the basic laws in physics – the law of conservation of matter and motion. He also made a number of experiments with atmospheric electricity and gave much time to the study of the natural resources of the earth and the ocean.

He lectured on physics and other subjects, taught students, translated the works of various foreign scientists into Russian. He himself wrote books in the Russian language. He give much attention to scientific research in the Russian language and grammar.

Lomonosov died in April, 1765. He devoted his whole life to the development of Russian science, and all that he did, he did for his people and for his country.

We call Lomonosov the father of Russian science because he is really the first Russian scientist in the true sense of the word.

Упражнение. 4. Напишите эквиваленты к следующим выражениям из текста, выучите их.

to know by heart; thirst for knowledge; to make a progress; to attract one’s attention; practical application; basic law; conservation of matter and motion; to give attention to; to devote; true sense.

Упражнение. 5. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о:

а) первых годах учебы Ломоносова,

б) основном законе, который сформулировал Ломоносов.

Упражнение. 6. Ответьте на вопросы по содержанию текста:

1. How and when did Lomonosov learn to read?

2. What Academy did Lomonosov enter at the age of 19?

3. What subjects did Lomonosov study?

4. What scientific problems was Lomonosov interested in?

5. What did he lecture on?

6. Why do we call Lomonosov the father of Russian?

Урок 2

Грамматика:модальные глаголы и их эквиваленты, многофункциональность глаголов “to be”, “to have”.

Задание I. Подготовьте следующий теоретический материал по грамматике на русском языке:

1. Модальные глаголы и их эквиваленты, выражающие возможность:

can(could), to be able, to may (might), to be allowed to.

2. Модальные глаголы и их эквиваленты, выражающие долженствование (необходимость): must, to have to, should, to be obliged to.

Смотрите грамматические пояснения:

1. М. Е. Чистик. Учебник английского языка для политехнических вузов. – М.,1960. §11, стр. 275-278

2. Л. Н. Андрианова. Учебник английского языка для заочных технических вузов. – М., Высшая школа, 1980. §100-108, стр. 349-352

3. Функции глаголов как смысловых, вспомогательных и модальных:

1. глагол “to be”, §171-172, стр. 384-386, Андрианова Л. Н.

2. глагол “to have”, §174-177, стр. 388-390, Андрианова Л. Н.

Грамматический комментарий

Модальные глаголы не обозначают действие, а выражают отношение говорящего к данному действию.

Глаголы, выражающие долженствование (необходимость совершения действия, долг, обязанности):

must и его эквиваленты to be (to)

to have (to)

to be obliged (to)


ought (to)

Пример: You must take part in this work.

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст