социальный проект Здорово



Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Участники: учащиеся первоклассники, родители, классный руководитель, школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, шефы-пятиклассники.

Подготовка.

I.На уроке проводиться анкетирование учащихся по следующим вопросам:

1. Что ты больше любишь?

— Читать сам;

— слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

— Хвалят тебя;

— ругают тебя.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

— Читают;

— не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-Да;

— нет.

II. На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:

Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

— Любит читать сам;

— слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

— Хвалите его;

— ругаете.

3. Принять ли в вашей семье читать книги вслух?

— Конечно, да;

— нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

— Безусловно, да;

— наверное, нет.

Изготавливаются таблички «Ракета», «Дружба», «Снежинка», «Звезда», «Жюри» и соответствующие этим названиям индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

Классный руководитель, библиотекарь и учащиеся 5-го класса готовят задания для конкурса.

На заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.

VI. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) таблички для групповой работы «Ракета», «Дружба», «Снежинка», «Звезда», «Жюри» и индивидуальные жетоны;

б) набор скороговорок: «Король-орел», «Карл у Клары украл кораллы», «Сшит колпак, да не по-колпаковски», «Бобры добры, бобры бодры»;

в) обложки книг «Цветик-семицветик», «Фантазеры», «Звездочки на земле», «Рассказ о неизвестном герое», «Синие листья», «Совесть», «Трусиха», «Золотой петушок» и корешки книг с фамилиями авторов: В. Катаев, А. Барто, С. Маршак, В. Осеева, Н. Носов, А. Гайдар, Н. Артюхова, А. Пушкин;

г) набор «сказочных» вещей: сапог, буденовка, туфелька, невод с рыбкой, корзинка с пирожками, стрела, чемоданчик с красным крестом, цветик-семицветик;

д) песочные часы;

е) памятки для детей и родителей;

ж)грамзапись песни «Азбука»;

з) на классной доске записываются эпиграф родительского собрания-конкурса: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П. Чехов) и задания для разинки:

— магазин,

-красивее,

-шофер,

-мусоропровод,

— . нига,

— Ро . ина,

— . . ола,

Ход проведения.

I. Классный руководитель открывает родительское собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.

II. выступление школьного библиотекаря: «не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: « Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь то отдохнут. А ведь это неверно.

Недавно мы провели в вашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух. Лишь пять родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.

Если не изменить сложившуюся ситуацию , то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» — вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно только в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещение городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо букварь заучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и то же по пять раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки-потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случае ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поисках смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю – достаточно. Смотрите диафильмы и поочередно читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

А сегодня мы предлагаем вам уважаемые родители, и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мама, я – читающая семья». Пока звучит песня «Азбука», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.

Участники собрания в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы. Пятая группа – жюри. В его состав входят школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, один или два пятиклассника, родители. Каждая группа располагается за отведенными для нее игровыми столами и получает табличку с названием своей команды.

III. Классный руководитель вместе с шефами-пятиклассниками проводит конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Участникам конкурса предлагается выполнить несколько заданий.

Первое задание «Разминка». Пятиклассники в костюмах сказочных героев Буратино и Незнайки разыгрывают сценку:

— Незнайка, хочешь научиться читать?

— Конечно, хочу!

— Тогда слушай! Книгу надо поднести поближе к носу. А сидеть можешь так, как хочешь, даже лежа можешь читать. Правда, ребята? (Дети возражают и пытаются объяснить правила посадки при чтении.)

— Буратино, а зачем тебе палочка?

— Я ею взмахну, и ребята не смогут правильно прочитать такие слова: магазин, красивее, шофер, мусоропровод. (первоклассники по желанию выходят к доске, пытаются правильно поставить знак ударения, а затем вслух читают эти слова)

— Ах так! Тогда я попрошу Буквоеда съесть буквы в словах, и вы ни за что не прочитаете: . нига, Ро. ина, .. ола. (Дети пожеланию выходят к доске, вписывают вместо точек пропущенные буквы и читают вслух слова: книга, Родина, школа.)

-Ах, вот вы какие! Тогда Буквоед все буквы в слове съест, и вы не догадаетесь, какой дикий зверь живет в этом домике —

(Дети с мест предлагают варианты слов: волк, лиса, заяц, бобр и т.п.)

— Ну ладно! Все испытания вы прошли, теперь можно и конкурс начинать.

Второе задание «Откуда эти вещи?»(время выполнения — 2 минуты.) каждая игровая группа получает по две вещи и старается в течение 2 минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений. Участникам конкурса предлагаются следующие вещи

туфелька («Золушка» Ш.Перро);

чемоданчик («Доктор Айболит» К. Чуковского);

стрела (русская народная сказка «Царевна-лягушка»);

цветик-семицветик («Цветик-семицветик» В.Катаева);

сапог («Кот в сапогах» Ш.Перро);

буденовка («Сказка о Мальчише-Кибальчише» А.Гайдара);

невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина);

корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и Медведь»).

Третье задание «Кто быстрее?» (время подготовки – 2 минуты.)каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести ее хором.

Четвертое задание «Найдите автора». (Время выполнения – 5 минут.) игровым группам вручаются обложки с названием книг. Им необходимо за определенное время найти соответствующие названиям корешки книг, на которых указаны фамилии и инициалы авторов. Эти корешки прикреплены на классной доске.

Пятое задание «блиц-состязание родителей». (Проводится без подготовки участников конкурса). Для выполнения задания приглашаются родители по одному из каждой команды. Они должны сразу ответить на следующие вопросы:

Из каких произведений взяты эти «крылатые слова»? кто является их авторами?

— «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет» И.А. Крылова);

-«свежо предание, а верится с трудом» («Горе от ума» А.С. Грибоедова);

-«Ай,Моська, знать , она сильна, что лает на слона» («Слон и Моська» И.А. Крылова);

-«Рожденный ползать – летать не может» («Песня о соколе» А.М. Горького)

2. В какихрусских пословицах упоминаются числа 1 и 7? (Возможные ответы: «один в поле не воин», «семь бед один ответ», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «семеро одного не ждут», «»один с сошкой – семеро с ложкой»).

3. Кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский – А.Пушкину.)

4. Как в славянской азбуке называлась буква «А»? (Аз.)

5. Кто является автором слов и музыки песни «В лесу родилась елочка»?

(Л. Бекман – музыка, Р. Кудашева – стихи.)

6. Какое слово соответствует следующему описанию: « Ее видели на столе, в музее, в вою, на турнире. Ее видели с рукояткой, с вензелем. Ее запирали, ею рубили, ее точили, ее чистили2? (Шашка.)

IV. Подведение итогов конкурса. В то время, как жюри подсчитывает баллы, дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню «Азбука» (музыка А островского, стихи З. Петровой). Председатель жюри награждает команду-победительницу и все другие игровые группы памятными призами, изготовленными шефами-пятиклассниками.

V. председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:

1. учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.

2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках внеклассного чтения.

3. Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

4. Помогать ребенку вести читательский дневник.

5. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце учебного года подвести его итоги и вручить призы победителям.

VI. Заключительное слово классного руководителя: «Уважаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные родительские собрания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в этом путешествии».

Памятки раздаются учащимся и их родителям.

Памятка 1 для родителей

Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух.)

Те места, которые легко читать, читай быстрее.

Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит эта книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

Цели:

1)познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;

2)изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 1-го класса, школьный психолог.

Подготовка.

I. Приглашение родителей на собрание.

II. Проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей «Выбор пути»

Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

— Да;

-трудно сказать (и да, и нет);

— нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

— Да;

— трудно сказать (и да, и нет);

— нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.

Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнения для развития внимания младших школьников.

Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.



Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

б) оборудованные игровые места для трех родительских групп (стол прикрепленным к нему альбомным листом синего, красного или зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);

в) листы с описанием игр;

г) реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;

д) в центре классной доски – название темы родительского собрания.

Ход проведения.

I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным и зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившее провести такое собрание.

III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это…» (Время для выполнения задания – три минуты).

IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.

V. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на это собрании о том, что такое внимание и как его развивать.

VI. Выступает школьный психолог.

Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С.Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руку –

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становиться еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполнят внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщении, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравиться длительная напряженная работа.

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом удается ребенку делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачи и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его пап и мама.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15-20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», «От игры к самовоспитанию», «От игры к знаниям».

Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисенок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепит только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лесенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

— зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лесенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

— Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

— Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Игра «Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или»т»,или»с». Можно назвать не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем — квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.

Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог- «перестрелка»:

— Ну, начали! Повторите –«стол».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap