шпоры психологи



1. Специфические особенности психологии как науки. Задачи психологии

— она изучает самое сложное, что только известно человечеству – это психика.

— психология является уникальной наукойв ней сливаются субъект(индивид, познающий внешний мир) и объект (это любая существующая данность) познания.

особенность психологии состоит в уникальных ее практических следствиях (психология постоянно накапливает все новые и новые факты в процессе познания человеком самого себя).

Задачи психологии:

1) изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления психических явлений

2) изучение природы и условий формирования личности, на разных этапах её развития и различных условиях развития

3) Использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности

Объекты психологии:

соц. субъекты, их жизн. связи., отношения, объектиные и субъективные факторы.

2. Специфика филосовского знания. Предметное поле философии.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою функцию.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием.

Психические состояния -устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на несколько видов:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (стресс, аффект,).

3. Волевые состояния — (инициативности, целеустремленности, решительности)

3. Методы психологического исследования

Методы – совокупность определ. Средств, способов с помощью которых получают сведения необходим. Для построения научной теории и вынесении практич. Рекомендаций

Группы методов:

1) Организационные:

1.1) Объективные (наблюдение)

1.2) Экспериментный:

а) лабораторный (условия проведения)

б) естественный (привычные условия деятельности)

в) формирующий эксперимент (специальная организация)

1.3) Тестирование (использование вопросов которые имеют шкалу значений)

1.4) Анализ продуктов деятельности (изучает литературные тексты)

1.5) Опрос (анкетирование или беседа)

1.6) Математический (статистические методы благодаря которым определяется достоверность психологических методик )

2) Описания:

1.1) Интроспекция

1.2) Самоотчет

1.3) Включённые наблюдения

1.4) Эмп(ф)атическое слушание

1.5) Идентификация

3) Методы психологической практики:

1.1) Психотерапия

1.2) Психологическая консультация

1.3) Психокоррекция

1.4) Психотренинг

4. Понятие о психике. Психическое как субъективное отражение объективного мира.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности. Психика как свойство проявляется только во взаимодействии с окружающей средой.

Психика возникает только у живых организмов, которые ведут активную жизнь в сложной расчленённой меняющей среде.

Высокоорганизованная материя – с точки зрения физиологии это не вся, а только обладающая центральной нервной системой.

Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них отражается внешний мир; первично и независимо от сознания существует объективный мир и лишь вторично, производно от него, субъективные психические процессы как отражение этого мира.

5. Основные отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.

Основные отрасли психологии:

Все отрасли психологии:

1) фундаментальные (общая психология) (отрасль психической науки включающая в себя теоритически и экспериментальные исследования которые выявляют общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории)

2) прикладные (отрасли которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях)

Cвязь психологии с другими науками

1) взаимодействие философии и психологи.

Общие вопросы:

1) смысл и цель жизни

2) мировоззрение

3) политические взгляды

4) моральные ценности

5) сущность и происхождение человеческого сознания

6) природа человеческого мышления

7) влияние личности на общество и наоборот

2) взаимодействие социологии и психологии (социология заимствует из психологии методы изучения личности человеческих отношений)

3) взаимодействие психологии и педагогики (воспитание и обучение детей на разных возрастных этапах

4) взаимодействие истории и психологии (использование исторического метода, суть его для понимания природы любого психического явление необходимо проследить его развитие)

5) взаимодействие психологии и биологических наук.

6. Структура деятельности человека. Виды деятельности.

Деятельность — вид активности человека направленный на познание творческое преобразование окружающего мира.

Структура деятельности:

1) мотив (ради чего)

2) цель (продукт деятельности)

3) предмет (то с чем чел-к имеет дело)



4) средство (те инструменты для деятельности)

Виды деятельности:

1) общение (обмен инфы)

1.1) опосредованное (нет прямого контакта)

1.2) непосредственное (есть)

1.3) вербальное (слова)

1.4) невербальное (жесты, мимика)

2) игра (нет матер. или идеального продукта)

3) учение (приобретение человеком знаний и умений)

4) труд (создание общественно полезного продукта)

7. Происхождение и свойства сознания.

Сознание — это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека. 

Происхождение

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. 

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. 

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения. Материалистическая теория происхождения человека — эволюционная.

Свойства сознания

1) идеаторность (способность осваивать объект без физического воздействия в результате работы с сформулированным образом)

2) институциональность (направленность сознания на какой-либо предмет)

3) объём памяти (количество объектов, которые человек чётко может отобрадать одновременно 7+\- 2)

4) коммуникабельность (способность транслировать то что осознаёт человек другим людям)

5) идеаторность (способность сознания отображать образы, свободно перемещатся по векторам пространства и времени)

6) креативность (мир всё время изменяется)

8. Структура сознания. Самосознание. Бессознательное.

Сознание имеет сложную структуру.

Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень (ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение))

Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Структура самосозниния:

1) самопознание (нацеленность человека на познание своих физических и душевных качеств и возможностей)

2) самоотношение (выражается в виде непосредственный эмоциональные реакции и самооценки)

3) саморегуляция (регулирование личностью своего поведения на основе отношения к себе)

Бессознательное (совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.)

9. Понятие об ощущении и восприятии. Функции ощущения, восприятия.

Ощущение – психический процесс сущность которого заключается во внутреннем состоянии организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Функции ощущения:

1) отражение мира, отдельных явлений (форма, цвет, запах)

2) регуляторная

Функции восприятия:

1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние.  2. Синтеза. Динамическое восприятие окружающего мира. Восприятие движения, эволюции. Память прошедших и предугадывание последующих событий.

10.Свойства и закономерности ощущений, восприятияувствительности, ее пороги.

Свойства ощущений:

1) качество 2) интенсивность 3) длительность 4) пространственная локализованность раздражителя

Свойства восприятия: 1) оно субъективно 2) предметность 3) целостность 4) структурность 5) контрастность 6) осмысленность

К закономерностям ощущений относятся

1) пороги чувствительности

2) адаптация (приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю)

3) взаимодействие (это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы)

4) контраст (изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя)

5) синестезия (возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности)

Закономерности восприятия:

1) апперцепция (привлечения прошлого опыта)

2) категоризация (отнесения единичного объекта или события к некоторому классу)

3) вербальное опосредование (образы синтезируются с использованием речи)

4) зависимость от установки, субъективность (одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей)

5) принцип изоморфизма.

Чувствительность и её пороги:

Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (или нижним порогом абсолютной чувствительности).

Максимально допустимая величина внешнего раздражителя(Верхний абсолютный порог ощущения (верхний порог абсолютной чувствительности)), превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, которые свидетельствуют о нарушении нормальной деятельности организма.

Интервал между нижним абсолютным порогом и верхним носит название «диапазона чувствительности».

относительный порог различения. Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения

Под временным порогом подразумевается минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

11.Внимание и память. Функции внимания и памяти.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознание на каком либо реальном или идеальным объекте.

Память – психический процесс запоминания сохранения и воспроизведении человеком прошлого опыта.

Функции внимания:

1) направленность (понятие направленности включается сохранение деятельности на известный промежуток времени.)

2) сосредоточенность (связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее)

3) моторном внимании (сосредоточенность на физических действиях)

4) интеллектуальном внимании (внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека)

5) контроль и регуляцию деятельности.

Функции памяти:

1) отражение (отражает настоящий опыт чел-ка, который запечатлён в опыта прошлого)

2) регуляция поведения (прошлый опыт регулирует будущую деятельность)

12.Свойства внимания, процессы памяти. Классификация внимания и памяти

Свойства внимания:

1) устойчивость (длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту)

2) концентрация (интенсивность сосредоточение внимания на одних объектов и отвлечения от других)

3) распределение внимания (одновременно успешное выполнение нескольких различных видов деятельности)

4) переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой)

5) объём памяти (определяется количеством информации одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека)

Процессы памяти

Первый процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй процесс памяти — это собственно хранение информации

Третий процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации

Классификация внимания

1) природное и социально-обусловленное.

2) непосредственное (яркий предмет) и опосредованние (жесты, слова, дорожные знаки)

3) непроизвольное (при действии сильного раздражителя), произвольное (постановка задачи, приложение воли, утомляет), послепроизвольное (возникает при вхождении в деятельность и появление там интересов)

14. Мышление и речь. Виды. Социальная природы мышления.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Виды мышления:

1) Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта

2) абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных

3) Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. 

4) практического мышления является физическое преобразование действительности.

5) Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

6) Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

7) продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. 

Виды речи:

1) устная речь

а) Монологическая речь

б) Диалогическая речь

2) письменная речь

3) Внутренняя речь — это речь про себя

Социальная природа мышления:

Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

15. Определение понятия «индивид» «субъект» «личность» «индивидуальность»

Инвид – категория которая характеризует принадлежность к биологическому роду хомосапиэнс человек разумный.

Субъект — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, которая строится на оценках индивида другими людьми и его самооценкой.

Индивидуальность – уникальное сочетание личностных качеств.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap