шпоры по психологии



1. Предмет и задачи психологии.

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и поведенческую (воздействует на окружающий мир).

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности. Психические образования -.это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

1Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Выявляются предпосылки и причины этих различий. 2Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей. 3Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, возможности применения этих средств на практике. 4Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез — процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти. 5.Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности.

2 Связь психологии с другими науками и ее основные отрасли

Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчиков и космонавтов. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека. Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего, восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, взаимоотношения с близкими.

Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела -теоретическая и практическая психология. Задача первой — разработка теории, задача практической психологии — использование полученных знаний в различных сферах жизни.

______ изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии с педагогикой. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что — приобретенным, социально обусловленным. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя.

3. Методы психологии

Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1.Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2.Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3.Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Методы сбора информации условно можно разделить на:организационные;—эмпирические.

К организационные методам относятся:

Сравнительный метод — заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Однако, когда исследователи хотят понять, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием.

— Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает «смотреть внутрь». ретроспекция (взгляд в прошлое)воспоминания.

Наблюдение Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Свободное наблюдение — не имеет заранее установленных программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. «Эффект присутствия» — не единственный недостаток наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Естественный эксперимент, предложен русским психологом А. Ф. Лазурским в начале ХХ века, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Создание тестов предопределяют требования жизни, когда надо решить, в состоянии ли человек справиться с задачами, которые предстоит решить, подходит ли он для определенной роли.

ТЕСТЫ: Тесты умственного развития (интеллектуальные), позволяющие выявить умственный потенциал индивида. Критериально-ориентированные тесты позволяют выявить у испытуемого наличие определенных знаний и умений, необходимых для выполнения определенных заданий. Сегодня в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т. е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т. д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Особенно интересны проективные тесты- эта категория тестов основана на представлении о том, что в объяснениях тех или иных явлений, воплощаются личностные особенности человека. Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Опрос (анкетирование) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т. п. На их основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз. Беседа или интервью. В практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа может быть стандартизированной и свободной, управляемая психологом и слабо управляемая.

Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – азарта, радости, тревоги, воодушевления, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человек хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов. Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный, аутотренинг, социально-психологический тренинг.

4. Понятие о психике и этапы ее становления.

Психика — это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности

— это свойство только живой материи, причем высокоорганизованной.

главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды.

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Живая материя обладает способностью отражать воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости — чувствительность. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Выделяют три основные функции психики:

– познавательную

– регулятивную

– коммуникативную

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю реальность. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. Это наши потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. К интропсихике относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность.

Происхождение психики:

а) идеалистическая. Душа в своем происхождении не связана с телом и имеет божественное происхождение.б) дуалистическая. У человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной степени связаны друг с другом.в) материалистическая. Феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи. Отечественная психология рассматривает проблему с материалистической точки зрения.

5. Структура психики.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика – это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств он это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть то, что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и поведенческую (воздействует на окружающий мир).

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны для его жизни.

Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по принятому намерению. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, черты характера, темперамент, способности. Психические образования -.это знания, умения, навыки, привычки, все то, что приобретается человеком в процессе жизнедеятельности.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга.

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Жить — значит быть активным, действовать. Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями., Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности.

6. Сознание и бессознательное.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.

Хар-ка сознания;1) Рефлексивная способность-готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.2)Мысленное представление и воображении действительности-тесно связано с волей.3) способность к коммуникации-передача другим лицам того,что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в узнавании ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а) когда перед человеком возникают неожиданные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; б) когда человеку требуется преодолеть физическое сопротивление на пути движения мысли; в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться не может; г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.7. Понятие и структура личности в психологии.

личность – это человек, взятый в системе таких его характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек». Из этих понятий «человек« — самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек как индивид представляет собой биологический род, род Homo sapiеns, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены в ходе развития. Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Индивидуальность – это определение собственной жизни. Личность возникает во встрече человека с другими, индивидуальность – встреча с самим собой. Индивидуальность – это авторство собственной жизни. Потенциально – сколько людей, – столько индивидуальностей. Во-первых, личность — это любой человек, обладающий сознанием. Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигнувшего определенного уровня психического развития. По мнению психолога Л. И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. С конца 30-х годов ХХ столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине ХХ столетия сложилось много теорий личности:

– бихевиористская;

– гештальт-психологическая;

– психоаналитическая;

– когнитивная;

– гуманистическая.

Становление личности – диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – природного и социального. структуре выделяют три группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства..Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека. Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся: бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

функционально-динамическая структура личности.(Платонов)

направленность личности. Включает в себя интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение. Эта подструктура формируется в процессе воспитания.жизненный опыт. Включает: знания, умения, навыки, привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения.особенности психических процессов. Включает в себя волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Эта подструктура формируется в процессе упражнений.биопсихические свойства, объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.

На эти подструктуры накладываются еще две подструктуры: характер и способности. К числу основных характеристик личности относят: жизненный план, психологическую защиту, компенсаторные механизмы и внутри личностный конфликт.

8. Современные походы к изучению личности(Психоанализ)

Психоана́лиз—семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века).

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине ХХ века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию .

Сущность психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Метод лечения психических расстройств. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу. Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Основные идеи психоанализа. Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека. Сознательное — подчиняется бессознательному, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

Эго («Я»)-сознание. Самосознание человека, восприятие. Ориентируется на реальность.

Суперэго («Сверх-Я»)-представлено как на сознательном так и на бессознательном уровне.Руководств. идеальными представлениями-принятыми в обществе нормами морали.

Ид («Оно»)-бессознательная часть психики, насыщено сексуальной энергией. Удовольствие и счастье — главные цели в жизни каждого человека.

9. Сущность, структура и функции самосознания.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

Собственное мировоззрение — как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

Самоутверждение своей самостоятельности — стремление заново и критически осмыслить все окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.

В жизни каждого человека особую роль играют первые 20 лет, когда развивается система представлений о себе, о своей собственной личности – представления, объединяемые понятием «Я – концепция». Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 — 3 лет). Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах.

В «Я — концепции» обычно выделяют три основных компонента — когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. 1. Когнитивный компонент «Я концепции»- «образ Я» — характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, внешности, социальных ролях, интересах, отношениях с окружающими и т.п. 2. Эмоционально-ценностное отношение к себе — отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение — это вера в собственные силы, возможности, это принятие себя, любовь к себе. Самооценка – это оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношение с другими людьми.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой. 3. Третий компонент «Я-концепции» – поведенческий.. Он определяет способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я — концепция» выражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие).Наиболее важна для истины величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться. 10. Понятие направленности личностие виды и структура.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.((чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может?)убинштейн. Направленность личностиэто система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающие его жизни осмысленность и избирательность.

Характеризуя направленность личности, выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость направленности человека.

Интенсивность направленности – связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности.

Устойчивость направленности – характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности этот главный источник активности человека.

11. Мотив и мотивация человека.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

Мотивы имеют иерархическую структуру.

Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.

С повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности чем удовлетворение низших.

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности мотивами. Мотивы подразделяются на неосознаваемые и осознанные.

К неосознаваемым относятся установки и влечения.

Установка — это неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Влечения — это неосознанная по содержанию и цели длительности потребность.

К осознанным мотивам поведения относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Склонность — это ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью. На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы.

Идеал — это важная цель личных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия. Формирование идеала тесно связано с мировоззрением человека, которое представляет систему взглядов человека на мир. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действия, привычек и склонностей. Ядро мировоззрения составляют убеждения, которые представляют собой “сплав” из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.

—мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Мотивация поведения и поступки человека тесно связаны с волевой регуляцией. В процессе всей своей сознательной жизни человек ставит определенные цели, которые он стремится достигнуть. Но прежде чем достигнуть цели, осуществить те или иные действия, человеку приходится преодолевать разнообразные препятствия. Для преодоления их человек напрягает свои умственные и физические силы, проявляет волевые усилия.

Воляэто сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели. Одной из основных функций воли является регулирование поведения и поступков человека, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.

12. Структура потребностей человека.

потребности этот главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движении, он нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях. Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.В психологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.

Потребности бывают биологические и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные и духовные .

Характерная особенность человеческих потребностей — их фактическая ненасыщаемость.

А.Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: 1 – физиологические потребности 2 – потребности в безопасности; 3 – потребности в общении, в социальных контактах; 4 – потребности в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства 5 – потребность в самоактуализации, в осуществлении самого себя.

13. Понятиятр-ра,типы темперамента.

Темперамент (от лат. надлежащее соотношение частей, соразмерность) — индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако, связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением жидкостей в организме крови, лимфы и желчи. Гиппократ считал, что у одних людей в организме преобладает желчь (chole) — холерики, у других кровь (sanvinis) — сангвиники, у третьих — слизь (phlegma) — флегматики, у других — черная желчь (melanschole) — меланхолики. Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Гиппократ дал в общем правильное описание основных темпераментов, но он не смог дать научного их обоснования. Первую классификацию темпераментов предложил Галлен, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту . допустившему, однако в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера.

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник почти всегда — инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он свободно чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает .Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный. Его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Флегматик свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Флегматиками были И. А. Крылов и М. И. Кутузов. Холерик — человек быстрый, порывистый, с сильными чувствами, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдается быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием процессов возбуждения над торможением. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления продолжает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.А. С. Пушкин и А. В. Суворов — холерики. Меланхолик – эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства . В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются. П. И. Чайковский — меланхолик.

Только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности..От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, период их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. Эмоциональный человек почти не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности. Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Тревожность. Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи.Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений.

Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте.

14. Способноссти личности, класс., уровни развития

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

-способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений при благоприятных условиях. Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного труда. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей. Если человек, даже с самыми хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Классиф.- Общие способности – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. Они позволяют достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Специальные способности – это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющаяся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающаяся достижениями наиболее высоких результатов, называется талантом. Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Талант – это труд, умноженный на терпение.

15. Понятие и типология характера.

В психологии существуют разные точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие — что он целиком определяется условиями жизни; третьи — что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства. Характер — комплекс устойчивых черт человека. Характер представляет собой единство индивидуального и типического в личности. Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности. Характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. А с определенного момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Такое прогнозирование возможно именно потому, что, во-первых, каждый человек ведет себя в соответствии со своим характером и, во-вторых потому, что вы успели изучить его характер. С незнакомым человеком трудно общаться прежде всего потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать и чего он ждет от тебя. Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека.

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Характер человека проявляется в следующей системе отношений:

отношении к другим людям

отношении к делу

отношении к себе

отношении к собственности

черты характера наиболее привлекательны в человеке- это доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность своему делу, смелость, принципиальность, юмор.

16. Типы акцентуализации характера.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера.

Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Этому типу людей свойственны следующие отталкивающие черты: легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность. Дистимный тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются серьезность, добросовестность и обостренное чувство справедливость. Отталкивающие черты этого психологического типа в общении — медлительность, пассивность и индивидуализм. Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного — замкнутыми.Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. В спокойном состоянии люди добросовестны, любят детей, животных. В состоянии эмоционального возбуждения склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе. Застревающий тип – человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Педантичный тип. Этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью как на работе, так и в быту. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью. Тревожный тип. Этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты.Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Эмотивный тип. -стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам. Демонстративный тип стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Притягательные черты людей этого типа: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь других людей и повести за собой.

Экзальтированный тип. — обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными. Это альтруисты, внимательные к друзьям и близким. Они обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты людей этого типа: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настроениям.

Экстравертированный тип — отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе.

Интровертированный тип — низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.

Как уже сказано, рассмотренные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. Человек может и должен совершенствовать свои характерологические особенности.

17. Общее понятие об эмоциях и их классификация.

Эмоциями и чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы.

В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности. Это — удовольствие, радость, восторг, любовь и т.п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. Это — боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Чувства человека выполняют в жизни различные функции:

оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки);

побуждающую — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;

направление внимания — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать. При равнодушии, безразличии ко всему человек не способен ставить и решать жизненно важные задачи. Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть. трусость, жадность, зависть, злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и др. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными. К интеллектуальным чувствам относят также юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие прекрасное в жизни. Чувство иронии – это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель – совершенствование действительности. Сарказм – это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм – издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства.

18. Хар-ка эмоц. Состояний

Выделяют несколько видов эмоциональных состояний: Настроение -длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Аффекты — эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффект -) — бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, которая захватывает всю личность человека. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, не контролирует свои действия. Страсть — самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель — предмет страсти.

-стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.

стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.

Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций.

Необходимо знать признаки стрессового напряжения невозможность сосредоточиться на чем-либо;

лишком частые ошибки в работе;

худшение памяти;

слишком часто возникающее чувство усталости;

чень быстрая речь;

ысли часто «улетучиваются»;

астые «беспричинные» боли

Причины стрессового напряжения (по различным

источникам):

ораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы;



ам постоянно не хватает времени и вы ничего не успеваете;

ас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно спешите;

ам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тиски какого-то напряжения;

ам постоянно хочется спать;

ы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали;

ам почти ничего не нравится;

ы постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью;

е с кем поговорить о своих проблемах, да и, нет особого желания делиться;

19. Способы эмоциональной саморегуляции

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развлекайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было б увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди. Это поможет Вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, с которым вы можете быть откровенны. Выражение вашего сдерживаемого напряжения полному сочувствия слуху очень полезно для снятия напряжения.

Наряду с регуляцией неблагоприятных эмоциональных состояний нужна постоянная работа над собой. Очень важно для любого человека выполнять следующие рекомендации:

«Соберитесь». Умейте полностью включиться в дело, которое предстоит начать и довести до конца.«Выключитесь». Успокоить себя можно, переключившись на что-то интересное ,можно думать о чем-нибудь приятном, о красивых картинах, о закате солнца, о самом счастливом и радостном дне жизни.«Не злитесь». Большинство людей после неудачи злятся на себя и других людей. Злость — эмоция вредная. «Не злитесь зря и долго», — писал Д. Карнеги.

«На любые помехи, трудности, неудачи отвечайте мобилизацией всех своих сил. Мобилизуйтесь быстро и эффективно.«Прибавьте в конце». Именно в те моменты, когда человек, заканчивая дело, считает, что все трудности уже позади, могут возникнуть срывы.

Кроме перечисленных способов выхода из стрессовых ситуаций нужно взять на вооружение еще один. Этот способ заключается в заранее подготовленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи. Имея запасной вариант действий, в случае провала человеку легче смириться с неудачей и сохранить оптимизм. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий. Иногда полезно отказаться от усилий по немедленному достижению целей, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда можно будет сберечь силы для новой попытки подготовиться к новому штурму без лишней траты сил.

20. Понятие и функции воли

Воляэто сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap