шпоры по психологии ч1



В1. Психология как наука. Предмет психологии

Психология — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития

психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру.

1 этап до нач 18в. «Душа» как предмет изучения»

В 1 пол 18в в связи с активным развитием естествознания в науке утверждается причинное мировоззрение.

2 этап 2-я пол 18в. «Психология как наука о сознании» (интроперспективная психология). Родоночальник психологии философ Джон Локк. Вначале были выделены образы внешнего предметного мира, а затем были выделены ощущения как образы внутреннего мира. Затем все эти образы объединяются в более сложные и связываются с чувствами и произвольными движениями чел-ка. Это первое наукообразное представление о псих-ой деят-ти чел-ка. В конце 19в в науку начинает вводиться объективный метод наблюдения.

3 этап конец 19в «Психология как наука о поведении» Возникает направление «биохевиаризм». Основатель Джон Уотсон и Эдвард Торидайк.

Современная психологическая наука в кач-ве своего предмета рассматривает психику (псих-ие проц, свойства, состояния).

В3.Понятие о психике. Структура психики

Психика — это особоесвойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в отражении действительности.

Психика проявляется в психических явлениях.

Все психические явления делятся на три группы:

1) псих. процессы; 2) состояния; 3) свойства.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть свойство мозга.

Это как известно свойство любого тела проявляется во взаимодействии с др. телами. Психика присуща не всякой материи, а только тем живым организмам, которые ведут активную жизнедеятельность. Отражение действ-ти есть всеобщее св-во материи.

Структура психики имеет 3 уровня:

-бессознательное (присущ и животным и чел-ку);

-сознание (высш форм псих-го отражения и рез-т общественно-историч-го разв-ия чел-ка в деят-ти и общении с др. людьми);

-надсознание.

В5.Понятие о деятельности. Структура деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определённых продуктов материальной или духновной культуры.

Как базовая психологическая категория деят-ть это внутр-яя илипсихическая и внешняя илифизическая активность субъектов, направленная на достижение поставленной цели.

Источником активности являются потребности.

Структура деят-ти:

Цель – мотив – способ – результат.

Мотив – то, ради чего осуществляется деят-ть. Это внутр-ий побудитель чел-ка к активной деят-ти, связанный с удовлетворением его потребностей.

В деят-ти проявляется весь психический вклад чел-ка: его интеллект, способности, воля, характер, темперамент и мн. др.

В7. Понятие о навыке. Взаимодействие навыков

Освоить деят-ть значит овладеть действиями из которых она состоит.

Действием можно овладеть путём многократного повторения или упражнения в нём в рез-те формируется навык как сознательно-автоматизированное действие, когда навык сформирован действие выполняется автоматически при ослабленном котроле со стороны сознания.

Навыки могут взаимодействовать между собой.

2 типа взаимодействия:

1.перенос – это + взаимодействие навыков. Имеющийся навык способствует, облегчает или ускоряет формирование нового навыка;

2.интерференция – отрицательное взаимодействие.

Выделяют 2 случая:

1.имеющийся навык тормозит, препятствует или затрудняет формирование нового навыка;

2.при сформированном новом навыке может появляться тенденция возврата к выполнению действия старым привычным или неправильным способом.

В2. Рефлекторный характер психики

Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» писал: Всякое психическое явление по своей сути есть рефлекторный акт. Он развивает теорию рефлекторной дуги. В рефлекторной дуге он выделяет 3 взаимосвязанных звена.

1.начальное – это есть рецептор, на который воздействует раздражитель. В рез-те такого воздействия в рецепторе появляются нервные импульсы, которые по прямым нервным путям передаются во 2-е центральное звено.

2.головной мозг

В ходеаналитико-синтетической деят-ти мозга поступившая информация перерабатывается и в рез-те возникает определённое психич-ое явление По обратным нервным путям от гол мозга информация поступает к 3-ему конечному звену – на рабочий орган – происходит ответная реакция на воздействующий раздражитель.

Анализ рефлекторной дуги позволяет выделить 2 основные функции психики:

Отражения и регуляции.

В4. Методы психологии

В современной психологии выделяют 2 группы методов:

Основные – наблюдение и эксперимент;

Вспомогательные – опросные (анкетирование, интервьюирование, тестирование), анализ рез-в деят-ти, анализ ситуации, библиографический и др.

Наблюдение – есть есть целенаправленное восприятие какого-либо психического явления или психологического факта, интересующего исследователя. Следует различать научное наблюдение от житейского.

Научное наблюдение – всегда предполагает постановку цели, задач, если есть необходимость то определяются критерии наблюдения, обязательное ведение фактологических записей в спец-ом дневнике наблюдений.

Различают наблюдение сплошное и выборочное, лабораторное и естественное. Стандартизированное при котором разрабатываются конкретные критерии наблюдения.

Нестандартизированное – свободная запись, то что заинтересовало.

Рез-т наблюдения даёт возможность ставить предположение гипотез.

Каждый метод имеет свои сильные и слабые стороны.

+ испытуемые объекты наблюдения не подозревают о той роли, которую они выполняют; возможность наблюдать естественное поведение и эмоциональные реакции чел-ка.

— исследователь может не дождаться интересующего его явления.

Эксперимент – это научный метод сбора первичных данных в естест-ых или спец-но-организ-ых условиях с применением технического оборудования и стимульного материала.

2 вида эксперимента

Лабораторный и естественный

Естественный эксп-т организ-ся в 3 этапа:

1.Костатирующий – выявляется наличный уровень определённого психического кач-ва;

2.Формирующий – запускается проблемная обучающая методика;

3.Контрольный – проверка методики на её эффективность.

Следует брать 2 группы испытуемых. В обеих проводится диагностика. 1гр контрольная, 2 гр. Экспериментальная.

+В отличие от наблюдения эксперимент можно повторить (особенно лабораторный); исследователь сам вызывает активное проявление изучаемых психических явлений.

— Испытуемые заведомо знают о выполняемой ими роли и намеренно могут искажать или влиять на рез-ты эксп-та; на достоверность данных может также влиять самочувствие испытуемых, время проведения; Личное отношение испытуемого к исследователю.

В6. Соотношение врнутренней и внешней деятельности (процессы интериоризации-экстериоризации).

Рассматривая вопрос о соотношении внутр-ей и внеш-ей деят-ти Выготский исходил из 2-х основных положений:

1. Чел-к в процессе деят-ти использ-ет орудия труда

2. Чел-к в процессе деят-ти вступает в общение с др. людьми

В орудиях труда и в языке фиксируется социальный опыт, который с их помощью передаётся от поколения к поколению.

Психическое развитие реб-ка – есть овладение этим опытом.

Овладеть опытом вначале можно лишь только во внешней форме или в плане внешних действий с предметами или их заменителями под руководством взрослого и с помощью речи взрослого, постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний или умственный идеальный план действий т.е интериоризуются.

Обратный процесс интериоризации есть экстериоризация – Это обратный процесс перехода внутренних действий во внешний практический план.

В8. Понятие об общении. Структура общения.

Общение – это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей.

В структуре общения можно выделить 3 основных компонента:

1.Коммуникативная сторона – состоит в обмене информацией между людьми. Информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Выделяют 2 основных средства передачи информации: вербальные и невербальные.

2.интерактивная сторона – представляет собой обмен не только информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Это сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнёра.

3.Перцептивная сторона – это процесс восприятия партнёрами друг друга.

В9. Механизмы межличностной перцептии. Эффекты общения

В психологии выделяют различные механизмы межличностного восприятия:

— идентификация – отождествление себя с другим;

— эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию;

— рефлексия – осознание человеком того, как его воспринимают другие люди;

— каузальная атрибуция (приписывание причин, мотивов поведения др. чел-ка, при этом люди склонны совершать фундаментальную ошибку атрибуции, она заключается в том, что при интерпретации поведения др. чел-ка мы стараемся исходить из его личных субъективных характеристик)

5.стериотипизация – на восприятие др. чел-ка оказывает влияние обобщённая модель или стереотип к которому его относят.

Эффекты общения:

— Ореола (в случае положительного ореола усиливаются достоинства и не замечаются недостатки; в случае отрицательного ореола не замечаются достоинства и выделяются недостатки.)

— Бумеранга (по принципу как аукнется, так и откликнется)

— первичности (на отношение к незнакомому человеку решающее влияние оказывает первое о нём впечатление)

— новизны (проявляется на отношение к чел-ку решающее влияние оказывает новая или последняя о нём информация, особенно если она противоречит предшествующей).

В11.Самосознание личности

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя, своё место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п.

Главным источником формирования самосозания является обобщение знаний чел-ка о др. людях. Сравнение их жизненного опыта со своим положением в общественной, трудовой и личной жизни.

Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, чел-к открывает свой внутренний мир, своё собственное «Я».

«Я» — это и есть рез-т самосознания или выделение человеком самого себя из окр-ей среды.

Самосознание в зависимости от потребностей чел-ка может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия.

В13.Понятие о группе. Виды групп.

Группа — это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, этнической, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.).

Наиболее распространено деление групп по размеру — на большие и малые группы.

Большие группы могут быть условными и включать в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные, половые и т. д.).

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Группы также бывают условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые, к ним можно отнести:

• социальные классы (крестьяне, рабочие, богема и т. д.);

• различные этнические группы (азиаты, европейцы и т. д.);

• профессиональные группы (учителя, менеджеры, врачи и т. д.);

• возрастные группы (молодежь, дети, пожилые люди и др.).

В15. Понятие о внимании. Физиологический

механизм внимания

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления приодновременном отвлечение от всего остального.

Эволюционно внимание возникло как ориентировочная реакция, смысл которой состоит в том, чтобы вовремя заметить любые изменения в окружающем мире, оценить их с точки зрения жизненной значимости для животного. Со временем внимание у человека развилось до такого уровня, что стало управляемым

Физиологический механизм внимания был раскрыт в работах советских ученых И. П. Павлова, А. А. Ухтомского. Павлов считал, что концентрация психической деятельности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в

коре больших полушарий головного мозга. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках мозга. Этот очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет все остальные участки мозга, А. А. Ухтомский назвал доминантой. Доминанта

(от лат. dominausгосподствующий) — это временная господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

В10. Понятие о личности. Структура личности

В психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретённых качеств.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные теории развития личности.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. Все факторы , под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки.

Внешние факторы – находятся в окружающей среде. (природно-географическая и социальная среда)

В ходе развития личности постепенно складывается её устойчивая структура. Психологическую структуру личности составляют:

— индивидуальные особенности психических процессов;

— характерные психические состояния;

— психические свойства (напрвленность, способности, темперамент, характер);

— жизненный опыт.

В12. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Человек — это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого

человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.

В психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретённых качеств.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Наряду с понятием «личность» учёные используют термины «индивид», «индивидуальность».

«Индивид» — это отдельный представитель биологического вида хомосапиенс (чел-к разумный), представитель человеческой общности.

«Индивидуальность» — это оригинальность чел-ка. Содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства чел-ка, такое их сочетание, которое отличает данного чел-ка от др. людей.

В14. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в группах

Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную ≪микросреду≫ человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности.

Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия (от лат. societasобщество и греч. metreoизмеряю). Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким:

1) измерение степени сплоченности / разобщенности в группе;

2) выявление ≪социометрических позиций≫, т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии / антипатии, где на крайних полюсах оказывается ≪лидер≫ группы и ≪отвергнутый≫;

3) обнаружение внутригрупповых подсистем / сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т. п.

Несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.

В16. Виды и свойства внимания.

Виды внимания:

Непроизвольное – вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов. Воздействующих на чел-ка в данный момент (сила, интенсивностью новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта).

Произвольное – возникает вследствие сознательно поставленной цели. Всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное – возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Внимание описывают через его свойства.

К свойствам внимания относятся:

1) избирательность; 2) устойчивость; 3) распределение; 4) объём; 5) переключение.

Избирательность — сосредоточение его на объектах, представляющих для чел-ка наибольший интерес;

Устойчивость – длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности;

Распределение — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними;

Объём – кол-во объектов, одноаременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия;

Переключение – способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты как внимательность, наблюдательность и рассеянность.

В17. Понятие об ощущении. Виды ощущений

Ощущение – это познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.

Это первейшая и простейшая форма чувственного познания.

В современной науке различают разные подходы к классификации ощущений. В зависимости от расположения рецептора ощущения делятся:

экстероцептивные – возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. 2 группы ощущений: Контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слух и зрение). Обоняние занимает промежуточное место.

интероцептивныесигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма.

проприоцептивныеотражающие движение и положение тела в пространстве.

В18.Психофизические закономерности ощущений

Ощущения зависят от внешних раздражителей. Не всякий раздражитель вызывает ощущение. Нужна определенная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение.

Минимальная интенсивность (сила) раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Чем меньше нижний абсолютный порог ощущений, тем чувствительность больше и, наоборот.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение — верхний абсолютный порог ощущений. Если увеличивать дальше силу раздражителя, наступает момент, когда данное ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое (свет слепит).

Величины абсолютных порогов у разных людей различны. Это зависит от функционального состояния рецептора, возраста, характера его деятельности.

Наряду с абсолютными существуют и разностные (дифференциальные) пороги ощущений. Их характеризует минимальное различие между двумя раздражителями, способное вызвать едва заметные изменения интенсивности ощущений.

В19.Психофизиологические особенности ощущений

Для чувствительности имеет значение и физиологическое состояние органов чувств. понижение или повышение чувствительности связано:

• с привыканием органа чувств к длительно действующему раздражителю или адаптацией. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, имеет свои временные характеристики (они различны для разных органов чувств — человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте через 30 секунд, слышать — через 15 секунд,

• с явлением контраста — изменением чувствительности к адекватному раздражителю под влиянием предшествующего или сопутствующего противоположного по качеству раздражителя (на-пример, в силу контраста обостряется ощущение кислого после сладкого).

• с интенсивностью ощущений, которая зависит и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взамодействием ощущений.

Общая закономерность: слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствительность анализатора при взаимодействии. Это проявляется в сенсибилизации — повышении чувствительности органа чувств в связи с определенным его психофизиоло-гическим состоянием (об этом свидетельствуют факты изменения чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление слов «кислый как лимон»). Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (острый вкус, кричащий цвет, сладкий звук).

В20. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия

Восприятие – это психический познавательный процесс, в ходе которого происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия также подразделяют и на другие виды.

— В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные;

— В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

— В зависимости от форм отражения:

* восприятия пространства (формы, величины, объёмности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся);

* восприятие времени (отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений);

* восприятие движения (отражение во времени изменений положения объектов наблюдателя в пространстве).

Свойства восприятия:

Избирательность;

Предметность;

Апперцепция; (зависимосто от прежнего опыта)

Осмысленность;

Константность; (относительное постоянство образа)

Целостность.

В21. Понятие о памяти. Виды и процессы памяти

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap