шпоры на пос-ий экзамен



Билет №13

Мировой экономический кризис 30-х годов XX века. Эпоха «процветания» и Великая депрессия в США.

Российская империя в период правления Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»

1)В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией».Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже. В 1927 г. совет Федеральной резервной системы США принял решение оказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта фунта стерлингов и снизил учетную ставку с 4 до 3,5%. Кроме этого, он организовал скупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковских резервов.

Эти меры привели к росту курсов акций и вызвали расширение практики выдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в виде онкольных счетов – счетов, обеспеченных ценными бумагами и ликвидируемых по первому требованию открывшего их банка. К моменту начала кризиса величина займов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд USD при рыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг, равной 89,7 млрд USD. Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверки платежеспособности и под небольшие гарантии. Отрезвление наступило 24 октября 1929 г. В этот день на Нью-Йоркской фондовой бирже в продажу поступил большой пакет акций компании «Дженерал моторс», а затем пришло сообщение о банкротстве крупных фирм и на продажу поступили новые крупные пакеты акций. Курсы акций начали резкое падение, что, в свою очередь, вызывало новое предложение акций на продажу. За три дня, с четверга, 24 октября, по понедельник, 28 октября, промышленный индекс Доу-Джонса сократился на 20%. Для многих компаний, покупавших акции в кредит, это падение означало финансовый крах. Начался обвал курсов, продолжавшийся до 1932 г., в результате чего промышленный индекс Доу-Джонса (индекс курса акций на основной нью-йоркской бирже) снизился на 90%. Через год после биржевого краха стали закрываться банки, и с 1930 по 1933 гг. в стране были закрыты 9 тысяч банков. Были ликвидированы 2/3 предприятий, финансовая система практически не действовала, золотой стандарт исчез, а международное движение капитала замерло. Кризис охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.Неизбежное последствие циклического кризиса — ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».

Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. К марту 1933 г. в США сложилась крайне напряженная обстановка. Вслед за новым углублением промышленного и аграрного кризиса начался полный развал банковской системы страны. К тому времени, когда Рузвельт стал главой государства, кризис преодолел свою критическую точку и уже вошел в стадию депрессии, что в какой-то мере помогало президенту вывести страну из того тяжелого положения, в котором она оказалась.

Теоретической базой «нового курса» явилось экономическое учение кейнсианства. Отражая глубокие изменения в экономике капитализма в эпоху господства монополий, Джон М. Кейнс и его последователи утверждали, что для обеспечения нормального хода производства необходимо активное государственное регулирование экономики. Сам Рузвельт просил конгресс дать ему более широкие полномочия для борьбы с бедствием, охватившим страну, как если бы это было в военное время. После страшной засухи весной 1934 г. положение в сельском хозяйстве улучшилось. Задолженность фермеров была рефинансирована более чем на 1 млрд. долл. Товарное фермерское хозяйство встало на ноги. Рузвельта превозносили спасителем. Но 600 тыс. фермеров, или 10% всех фермеров, потеряли свои фермы за время действия ААА, т.е. примерно за 3 года. В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

2)Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной социальной опорой самодержавия в России оставалось дворянство, которое противостояло огромной массе крестьянства и слабому третьему сословию. В проведении своей политики самодержавие опиралось на армию и чиновничий аппарат. В отличие от откровенно продворянской и прокрепостнической политики самодержавия предшествующего периода политика «просвещенного абсолютизма» приобрела новые черты и осуществлялась в новых формах. Значительное влияние на деятельность Екатерины II оказала крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775), когда только усилиями снятой с фронта регулярной армии удалось справиться с народным восстанием. Императрица строила внутреннюю политику на всемерном упрочении своей власти, избегая по возможности чрезмерного давления, с одной стороны, и больших уступок низам – с другой. Характерной чертой этой политики было перенесение ряда идей деятелей западного Просвещения на российскую почву.

Подводя итоги правления Екатерины II, следует отметить, что при ней получила свое продолжение «революция сверху» Петра I. Ее политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств того времени. Однако образ «мудреца на троне» и благодетеля всей нации не помешал Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его на новоприобретенные Россией земли. Объективно в это время начинает формироваться капиталистический уклад в промышленности, расширяется сфера товарно-денежных отношений, шире применяется вольнонаемный труд, развивается мануфактурное производство. Особенность экономического развития России заключалась в том, что формирующийся капиталистический уклад оказался включенным в систему крепостнической экономики.

Билет №20

Россия в период правления Петра I в первой четверти XVIII века.

Новая экономическая политика Советского государства в начале 20-х годов.

1)На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, как было отмечено в предыдущей главе, огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, «выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения».

Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 — 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления — военное и реформаторское. Как замечает Ключевский В.О., «Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь… из 35 лет его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев. Выросло целое поколение, для которого главным в его сознании было то, что Русь непрерывно воюет — с турками, со шведами, с персами, даже сама с собой, с астраханцами, казаками.

Не случайно, поэтому, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов — ее конечной целью. Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс.

Военная реформа, Реформа в экономике, Реформы в сфере финансов, Реформы в системе государственного управления, Церковная реформа, Реформы в области образования, науки и культуры.

2)В начале 20-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько самостоятельных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская и др. В каждой республике действовала своя конституция, органы государственной власти и управления. В период гражданской войны республики заключили между собой военно-политический союз. Были объединены вооружённые силы и материальные ресурсы. В последующем установили единый хозяйственный союз. Слили наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфов, ВСНХ. Все советские республики заключили с РСФСР и между собой соглашения по экономическим и финансовым вопросам. В начале 1922 г. накануне Генуэзской конференции был заключён дипломатический союз советских республик. РСФСР передали право защиты интересов всех республик. Россия теперь могла заключать и подписывать от их имени договора и соглашения с иностранными государствами. Объединение республик в одно государство стало возможным потому, что ранее они входили в состав единой Российской империи. К 1922 г. во всех республиках у власти находились национальные коммунистические партии, тесно связанные с РКП(б).

Были созданы реальные предпосылки для окончательного объединения страны под властью большевиков.В августе 1922 г. создали комиссию из представителей всех республик. Она должна была выработать условия объединения. По проекту комиссара по делам национальностей Сталина, республики входили в состав РСФСР на правах автономии. План «автономиза-ции» встретил резкую критику Ленина. Проект Ленина предусматривал добровольное объединение равноправных советских республик в союзное государство — Союз Советских Социалистических республик (СССР). Предполагалось создание верховных органов союза на основе участия и представительства всех республик. В обоих проектах обязательным условием являлась руководящая роль коммунистической партии. В марте 1922 г. была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В неё вошли Азербайджан, Грузия и Армения.

30 декабря 1922 года I съезд Советов СССР одобрил ленинский план. Приняты Декларация и Договор об образовании СССР. Договор подписали РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. В нём говорилось, что независимые советские республики добровольно и на равных правах вступают в государственный союз. Каждая республика имеет право выхода из союза. Любое государство могло присоединиться к СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. В ведении единого союзного правительства оставалась внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, объявление войны, заключение мира, железнодорожный транспорт, связь, планирование, финансы, труд, продовольствие. Столицей нового государства становилась Москва. К сфере деятельности только республиканских правительств были отнесены вопросы внутренних дел, просвещения, юстиции, земледелия, здравоохранения и социального обеспечения. В последующем права союзных республик сократили до минимума.

Создание союза делало необходимым принятие новой конституции. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР. Она состояла из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Согласно конституции высшим органом государственной власти стал всесоюзный съезд Советов, а между съездами ЦИК СССР. Он состоял из двух палат — Совета Союза и Совета национальностей. Высшим органом государственного управления стал Совет Народных Комиссаров. В 1924-1925 гг. в состав Союза включили Узбекскую и Туркменскую республики. В конце 20-х — начале 30-х гг. создали ещё три союзные республики — Таджикскую, Киргизскую и Казахскую. В 1936 году Закавказская Федерация была преобразована. Азербайджанская, Армянская и Грузинская республики вошли в состав СССР.Летом 1940 г. Латвия, Литва и Эстония утратили независимость. Они также были включены в состав СССР на правах союзных республик. В том же году Молдавия получила статус союзной республики. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима. Происходило постепенное восстановление границ Российской империи теперь уже под властью большевиков.

Билет №22

Дворцовые перевороты XVIII века.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1931 – 1940 годах.

1)Эпоха дворцовых переворотов — это принятое в отечественной историографии название периода 1725—1762 гг., когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. Многие историки оценивали 1720-1750 г.г. как время ослабления русского абсолютизма. Они называли эту эпоху «эпохой дам и детей».Перенапряжение сил страны в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение различных кругов русского общества к петровскому наследию и создавали условия для политической нестабильности. В первые годы, прошедшие со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя назвать благополучной: с 1725 г. до прихода к власти в 1762 г. Екатерины II на престоле сменилось шесть монархов и множество политических сил, стоящих за ними. Причинами дворцовых переворотов, по мнению большинства историков, стали:

1. указ Петра 1 от 1722 года о наследии престола;

2. большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых;

3. противоречия между самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием.

При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием.К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической отметки, что было вызвано крайне невыгодным для дворянства соотношением между системой льгот и силой давления «сверху», а также резким усилением самодержавной власти, приведшим к ее некоторому отрыву от собственной социальной опоры.

Эти факторы дополнялись отсутствием единства внутри правящего лагеря. Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Было бы упрощением считать, что раскол произошел по линии принятия и непринятия реформ. И так называемое «новое дворянство», выдвинувшееся в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, — себе. Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную «опору» самодержавия, взявшую на себя, к тому же, право контроля за соответствием личности и политики монарха тому наследию, которое оставил ее «возлюбленный император». Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой дворцовых интриг и переворотов.

Дворцовые перевороты, однако, не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства (за исключением событий 1730 г.). Перевороты сводились к перемене лиц на престоле и перетряскам в правящих верхах.

Уже накануне смерти Петра I, 25-26 января 1725 г., среди высших чинов империи возник раскол. Инициаторами переворотов выступали различные дворцовые группировки, каждая из которых стремилась возвести на престол своего ставленника. Развернулась ожесточенная борьба между выдвиженцами (партия Меншикова), поддержавшими Екатерину I, и старой московской знатью (группировка Голицыных-Долгоруких), выступавших за кандидатуру Петра II. Кроме того, движущей силой переворотов была гвардия. Именно при поддержке гвардейских частей А.Д. Меншиков и другие приближенные Петра возвели на трон жену покойного Екатерину I (1725-1727). В реферате показана суть дворцовых переворотов, описываются важнейшие события второй половины XVIII века. Также можно проследить к чему приводит правление людей, жаждущих безграничной власти и денег с целью собственной выгоды. Данную тему следует внимательно рассмотреть и изучить, дабы не совершать ужасных ошибок прошлого нашего государства.

2)Окончание гражданской войны (1920 г.), в ходе которой удалось сохранить суверенитет и в основном отстоять территориальную целостность Советской России, поставило на повестку дня вопрос о выходе из политической изоляции и обеспечении безопасности границ.Мирные договоры были подписаны Советским государством с пограничными республиками, входившими ранее в состав Российской империи, – Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией (в 1920 г.) и Польшей (в 1921 г.). Приходилось уступать территории: граница с Финляндией прошла вблизи от Петрограда, а Польше были отданы западные украинские и белорусские земли. Во второй половине 20-х–30-е годы в изменяющихся условиях по-разному складывались отношения СССР с другими государствами. До прихода к власти в Германии нацистов наиболее ровными и доброжелательными были советско-германские отношения. В соответствии с духом Рапалло в 1926 г. в Берлине был подписан советско-германский договор о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет, продленный в 1931 г. С середины 20-х гг. развернулось активное экономическое и военно-техническое сотрудничество двух стран.

Великобритания стала проводить антисоветскую политику. Была инспирирована целая серия налетов на советские представительства в Пекине, Шанхае, Лондоне. Весной 1927 г. Англия разрывает торговые и дипломатические отношения с СССР, а летом того же года в Варшаве монархистом-эмигрантом был убит советский полпред П.Л. Войков. В разрыве отношений с Советским Союзом Англию не поддержали французские политики. Да и в самой Великобритании влиятельные силы были заинтересованы в торгово-экономических связях с СССР. Поэтому новое либеральное правительство Великобритании, сформированное летом 1929 г., пошло на восстановление дипломатических отношений с СССР. Тем временем обострилась ситуация на Востоке. В 1927 г. китайская революция потерпела поражение. Непростая ситуация в связи с этим сложилась в полосе КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Хотя по соглашению, подписанному СССР и Китаем в 1924 г., дорога должна была управляться на паритетных началах, китайские власти стремились отстранить советских представителей. В 1929 г. китайские войска захватили телеграф КВЖД, произвели налет на консульство СССР в Китае, подвергли пыткам и издевательствам советских граждан.

В июле 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, приостановило железнодорожное сообщение. Для защиты границ СССР на Дальнем Востоке была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. Блюхера, нанесшая сокрушительный удар китайским войскам. Положение на КВЖД было восстановлено, но новую напряженность вызвала оккупация Японией в 1931 г. Маньчжурии. Здесь Япония образовала марионеточное государство. Сохранявшаяся нестабильность на советско-китайской и маньчжурской границах была чревата новыми конфликтами. Дальнейшее расширение японской агрессии привело к вооруженным столкновениям между СССР и Японией: летом 1938 г. в районе оз. Хасан была разгромлена вторгшаяся на советскую территорию группировка японских войск; летом 1939 г. японцы потерпели еще более тяжелое поражение на р. Халкин-Гол при попытке захватить часть территории Монгольской Народной Республики, на помощь которой пришел Советский Союз.

На путь агрессии вступила и фашистская Германия. Это вызвало изменения в советской внешней политике. С приходом к власти А. Гитлера в 1933 г. начинается разрыв советско-германского сотрудничества, происходит переориентация СССР на союз с Англией и Францией. Советское руководство взяло курс на создание системы коллективной безопасности. Еще в 1932 г. были заключены двухсторонние договоры о ненападении и мирном урегулировании конфликтов с Францией, Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией. Дальнейшее осложнение международной ситуации привело к заключению в 1935 г. договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. Важной вехой стал VII конгресс Коммунистического Интернационала (1935 г.). На нем был закреплен курс на создание широких народных фронтов, была принята программа единого фронта борьбы против фашизма. Для советского руководства и для руководства Коминтерна это был и пересмотр отношения к социал-демократии. В 20-х – первой половине 30-х годов социал-демократы, предлагавшие стратегию классового сотрудничества, рассматривались коммунистами в качестве злейшего врага.

Но в условиях фашизма и угрозы войны жизнь показала, что есть необходимость и возможность сближения Социалистического Рабочего Интернационала и Коминтерна на почве антифашизма и пацифизма. Таким образом, из врага социал-демократия становилась временным союзником. Советский Союз пытался также использовать для предотвращения военного пожара Лигу Наций – международную организацию, созданную после Первой мировой войны и имевшую своей целью «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности». С трибуны Лиги Наций, в состав которой СССР был приглашен и вошел в сентябре 1934 г., советские представители неоднократно осуждали акты агрессии, нарушения международных обязательств и предлагали выработать эффективный механизм предотвращения политической и военной агрессии. В частности, обеспокоенность и возмущение Советского Союза и ряда других стран вызвали нарушение Германией Версальского договора 1919 г., итало-абиссинский конфликт (1935–1936 гг.), Локарнских соглашений 1925 г. о неприкосновенности германо-французских и германо-бельгийских границ и сохранении демилитаризации Рейнской зоны (1936 г.).

Когда гитлеровская Германия и фашистская Италия организовали интервенцию в Испанию, СССР внес в Лигу Наций предложение, направленное на принятие срочных мер в целях коллективного отпора агрессии. Однако создать систему коллективной безопасности так и не удалось. Испанские фашисты, используя поддержку Германии, Италии и безучастность Англии, Франции, США, одержали победу в гражданской войне 1936–1939 гг. Страны-агрессоры создали свой блок: вышедшие из Лиги Наций Германия и Япония заключили в 1936 г. антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. Они безнаказанно наращивали свою мощь, нарушали международные соглашения. В 1937 г. японская военщина вторглась в Северный и Центральный Китай. Япония планировала также войну против СССР и на Тихом океане. В 1938 г. Германия осуществила «воссоединение» (аншлюс) с Австрией. В 1938–1939 гг. Германия захватила Чехословакию.Многие захваты поощрялись правящими кругами Англии, Франции, США. Кульминационным пунктом политики поощрения агрессии явилось Мюнхенское соглашение 1938 г., по которому Англия и Франция отдали Германии Чехословакию, пытаясь тем самым подтолкнуть немецкую экспансию в восточном направлении, то есть в направлении СССР.

Билет №24

Российская империя в период правления Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге. (по выбору)

1)Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной социальной опорой самодержавия в России оставалось дворянство, которое противостояло огромной массе крестьянства и слабому третьему сословию. В проведении своей политики самодержавие опиралось на армию и чиновничий аппарат. В отличие от откровенно продворянской и прокрепостнической политики самодержавия предшествующего периода политика «просвещенного абсолютизма» приобрела новые черты и осуществлялась в новых формах. Значительное влияние на деятельность Екатерины II оказала крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775), когда только усилиями снятой с фронта регулярной армии удалось справиться с народным восстанием. Императрица строила внутреннюю политику на всемерном упрочении своей власти, избегая по возможности чрезмерного давления, с одной стороны, и больших уступок низам – с другой. Характерной чертой этой политики было перенесение ряда идей деятелей западного Просвещения на российскую почву.

Подводя итоги правления Екатерины II, следует отметить, что при ней получила свое продолжение «революция сверху» Петра I. Ее политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих европейских государств того времени. Однако образ «мудреца на троне» и благодетеля всей нации не помешал Екатерине усилить крепостной гнет и распространить его на новоприобретенные Россией земли. Объективно в это время начинает формироваться капиталистический уклад в промышленности, расширяется сфера товарно-денежных отношений, шире применяется вольнонаемный труд, развивается мануфактурное производство. Особенность экономического развития России заключалась в том, что формирующийся капиталистический уклад оказался включенным в систему крепостнической экономики.

2)С захватом Москвы Гитлер связывал решающий успех в войне с Советским Союзом. Он рассчитывал сделать это уже в первые недели своего наступления. С этой целью немецким командованием была разработана военная операция под кодовым названием «Тайфун».

Согласно плану операции, немецким войскам следовало тремя мощными ударами танковых группировок разделить оборону советских войск, охватить город с севера и юга, затем по всему фронту начать наступление пехоты и занять столицу. Операция «Тайфун» началась 30 сентября. Вначале гитлеровцы действовали успешно, они окружили советские войска западнее Вязьмы. Эти войска оказали врагу яростное сопротивление. Увязнув здесь, фашистская пехота не смогла своевременно поддержать танковые группы, устремившиеся к Москве. Тем временем советское Верховное Главнокомандование подтянуло резервы в район Можайска, тем самым усилив линию обороны на Московском направлении.

С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. В связи с приближением фронта непосредственно к столице государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из Москвы некоторых правительственных учреждений, дипломатического корпуса, а также крупных оборонных заводов, научных и культурных учреждений. И. Сталин решил пока остаться в Москве.

19 октября 1941 г. в столице и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. На защиту города поднялись все его жители. На улицах Москвы сооружались баррикады, строились противотанковые заграждения. После исключительно тяжелых боев под Вязьмой значительная часть наших войск вырвалась из окружения и влилась в ряды защитников Москвы. На помощь пришли также сами жители столицы. Усиленный выпуск военной продукции, форсированное строительство оборонительных рубежей, дополнительные формирования соединений и частей народного ополчения — все это явилось неоценимым вкладом москвичей в дело защиты города. Во второй половине октября гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Немецко-фашистские войска захватили Калинин и Орел, вышли на подступы к Туле.

Враг оказался в 80-100 км от Москвы. Однако план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. Силы врага были серьезно истощены, а его ударные группировки растянуты.В начале ноября в боях наступила небольшая передышка, и у И. Сталина появилась неожиданная мысль — провести традиционный военный парад по случаю 24-й годовщины революции. Он состоялся 7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади. Немцы, в том числе и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Парад произвел огромное впечатление и на советских граждан. То, что И. Сталин присутствовал на параде в Москве и приветствовал красноармейцев с трибуны мавзолея, вселяло в них уверенность и бодрость. С Красной площади они шли прямо на фронт. Несколько дней спустя немцы снова начали наступать и на этот раз вышли на ближайшие подступы к Москве. Отстоять столицу было бы невозможно, если бы на помощь не пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части из глубины страны, в том числе с Урала, Сибири, Поволжья, Средней Азии и Дальнего Востока.

15-16 ноября гитлеровцы предприняли еще одну отчаянную попытку прорвать оборону наших войск и захватить Москву. Но защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни четыре часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлявший эту группу политрук Василий Клочков сказал слова, которые стали впоследствии девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!».Тяжелые оборонительные бои на подступах к Москве продолжались всю вторую половину ноября. К концу месяца наступление врага удалось остановить. Вместе с тем обстановка в целом была для советских войск еще весьма тяжелой. Необходимо было взять стратегическую инициативу из рук врага и создать перелом в ходе войны. С этой целью советским командованием была выбрана тактика на изматывание германских войск. Позади Москвы стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет более всего изнурен. И вот в ночь с 5 на 6 декабря части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую оно считало почти побежденной, внезапно оказалась недоступной… В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом. В боях под Москвой и в период контрнаступления зимой 1941-1942 гг. Красная Армия нанесла тяжелое поражение главной группировке фашистских войск. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Победа русских войск под Москвой положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.

Билет №26

Россия в начале XIX века. Реформы Александра I.

Социально-экон6омическое развитие СССР в 1950 – 1960-е годы.

1)Самое начало XIX века ознаменовалось внезапной сменой лиц на российском престоле. Император Павел I, самодур, деспот и неврастеник, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был удавлен заговорщиками из высшей знати. Убийство Павла было содеяно с ведома его 23-летнего сына Александра, который вступил 12 марта на трон, перешагнув через труп отца. Событие 11 марта 1801 года было последним дворцовым переворотом в России. Внутренне Александр I был не меньшим деспотом, чем Павел, но его украшал внешний лоск и обходительность. Юный царь не в пример своему родителю, отличался прекрасной наружностью: высокий, стройный, с чарующей улыбкой на ангелоподобном лице. В изданном в тот же день манифесте он объявил о своей приверженности политическому курсу Екатерины II. Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты 1785 года дворянству и городам, освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний.

Перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке. Для проведения этого курса Александр I приблизил к себе друзей своей юности — европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати. Вместе они образовали кружок, который назвали «Негласным комитетом». В 1803 году был принят указ о «вольных хлебопашцах». Согласно которому помещик при желании мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Но помещики не спешили освобождать своих крепостных. Александр впервые за всю историю самодержавия обсуждал в Негласном комитете вопрос о возможностях отмены крепостного права, но признал его еще не созревшим для окончательного решения. Смелее, чем в крестьянском вопросе, были реформы в области просвещения. К началу XIX века административная система государства находилась в состоянии упадка.



Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. Тройная нужда заставляла царизм реформировать эту область: требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности и торговли. Также для распространения по России либеральных идей необходимо было упорядочить народное образование. В итоге за 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений, разделив их на четыре ряда (снизу вверх: приходские, уездные и губернские училища, университеты), и открыло сразу четыре новых университета: в Дерпте, Вильно, Харькове и Казани.

Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Михаил Михайлович Сперанский происходил из семьи сельского священника. В 1807 году Александр I приблизил его себе. Сперанский отличался широтой своего кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. В 1809 году по поучению Александра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой — всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти — законодательная, исполнительная и судебная — соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действии без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть, по проекту Сперанского, оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами. Мастеровые, домашняя прислуга крепостные крестьяне в выборах не участвовали. Но пользовались важнейшими государственными правами. Главное из них звучало так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора».

Осуществление проекта началось в 1810 году, когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр все более входил во вкус самодержавного правления. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, открыто выражало недовольство. Против реформатора объединились все консерваторы, начиная с Н.М. Карамзина и кончая А.А. Аракчеевым, попав в милость и к новому императору. В марте 1812 года Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород.

Внешняя политика.

К началу XIX века определились два основных направления во внешней политике России: ближневосточное — стремление укрепить свои позиции в Закавказье, на черном море и на Балканах, и европейское — участие в коалиционных войнах 1805-1807 гг. против наполеоновской Франции. Став императором, Александр I восстановил отношения с Англией. Он отменил приготовления Павла I к войне с Англией и вернул из похода в Индию. Нормализация отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою политику в районе Кавказа и Закавказья.

Обстановка здесь обострилась в 90-х годах, когда Иран принял активную экспансию в Грузию. Грузинский царь неоднократно обращался к России с просьбой о покровительстве. 12 сентября 1801 года был принят манифест о присоединении Восточной Грузии к России. Царствовавшая грузинская династия лишилась престола, а управление переходило к наместнику русского царя. Для России присоединение Грузии означало приобретение важной в стратегическом отношении территории для укрепления своих позиций на Кавказе и в Закавказье. Александр пришел к власти в крайне сложной для России напряженной обстановке. Наполеоновская Франция стремилась к господству в Европе и потенциально угрожала России. Между тем Россия вела дружественные переговоры с Францией и находилась в состоянии войны с Англией — главным противником Франции. Такое положение, доставшееся Александру в наследство от Павла, совершенно не устраивало русских дворян.

Во-первых, с Англией Россия поддерживала давние и взаимовыгодные экономические связи. К 1801году Англия поглощала 37% всего российского экспорта. Франция же, несравненно менее богатая, чем Англия, никогда не доставляла России таких выгод. Во-вторых, Англия являла собой добропорядочную легитимную монархию, тогда как Франция была страной-бунтовщицей, насквозь пропитанной революционным духом, страной, во главе которой стоял выскочка, безродный вояка. В-третьих, Англия пребывала в хороших отношениях с другими феодальными монархиями Европы: Австрией, Пруссией, Швецией, Испанией. Франция же именно как страна-бунтовщица противостояла единому фронту всех остальных держав. Таким образом, первоочередной внешнеполитической задачей правительства Александра I должно было стать восстановление дружбы с Англией. Но царизм не собирался воевать и с Францией — новому правительству требовалось время для устройства неотложных внутренних дел.

Коалиционные войны 1805-1807 года велись из-за территориальных претензий и главным образом из-за господства в Европе, на что претендовала каждая из пяти великих держав: Франция, Англия, Россия, Австрия, Пруссия. Кроме того, коалиционеры ставили целью восстановить в Европе, вплоть до самой Франции, феодальные режимы, свергнутые Французской революцией и Наполеоном. Коалиционеры не скупились на фразы об их намерениях освободить Францию «от цепей» Наполеона.

2)В борьбе соратников Сталина после его смерти в марте 1953 г. за политическое лидерство победу одержал Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. С его именем связаны новые подходы к народнохозяйственным проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления, децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижен налог с личного приусадебного хозяйства, колхозам передана техника МТС. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение традиционных земледельческих районов России.

В 1957 г. предпринимались попытки реформировать управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Многие экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и методами посредством административных реформ и кампаний (“кукурузная кампания”, “мясная кампания в Рязани”, “молочные рекорды” и т. д.). Все же период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники, жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность многих прогрессивных социально-экономических начинаний середины 1950-х — середины 1960-х гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации и административно-командного стиля руководства.

Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма, положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью, недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными деятелями, преследования членов их семей. Осуждая .преступления Сталина, докладчик, однако, не вскрыл природу авторитарной власти. Разоблачение культа личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев, решившийся на такой смелый шаг.

Поэтому разоблачение культа личности во второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации —да и то неполной — наиболее негативных сторон тоталитарного режима. Весной и летом 1956 г. в стране происходило очень важное событие — массовое освобождение почти всех политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно началась реабилитация большинства погибших в 1937—1955 гг. узников лагерей и тюрем. Была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. Часть законодательных функций властных структур была передана из центра на места. В целом же процесс начальной десталинизации отличался противоречивостьй. Очень часто попытки выйти за пределы прежних взглядов решительно пресекались. В частности, когда в Москве, Ленинграде, Киеве возникли кружки студенческой молодежя, ставившие своей целью глубокое осмысление политического механизма советского общества, их участники были арестованы и осуждены.

Во внешней политике страны с середины 1950-х гг. наметились позитивные сдвиги. Улучшились отношения СССР с Турцией, Ираном, Японией (с ней в 1956 г. была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений). В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых, деятелей культуры. В 1959 г. состоялся первый в истории визит главы СССР Н. С. Хрущева в США для переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром. Произошла нормализация отношений с Югославией. Снизился уровень конфронтации с Западом. Мирное сосуществование виделось в качестве единственно возможной альтернативы ядерной войны. Советский. Союз выступил инициатором в области разоружения, приостановки испытаний ядерного оружия, ликвидаций военных баз на чужих территориях. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы политика СССР не претерпела существенных изменений, хотя они в период “оттепели” и получили несколько большую политическую самостоятельность. Когда осенью 1956 г. правительство Венгрии, опираясь на поддержку широких слоев народа и армии, попыталось выйти из жестокой зависимости от СССР, это было расценено как контрреволюционный мятеж. Восстание было подавлено советскими войсками. В 1961 г. серьезный кризис вызвали события, связанные со статусом Западного Берлина.

На встрече Хрущева с президентом США Дж. Кеннеди не удалось достигнуть понимания по этому вопросу. “Витрина” же Запада в центре ГДР создавала множество проблем для ее руководства. Тогда с согласия СССР за одну ночь вокруг Западного Берлина была воздвигнута стена из колючей проволоки и бетонных плит. Строительство Берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и мире. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. ухудшились отношения СССР с Китаем и Албанией. Эти страны проявили недовольство осуждением в Советском Союзе культа личности. Высшей точкой обострения отношений между СССР и США стал Карибский кризис 1962 г. Поводом к нему послужил ввоз Советским Союзом на Кубу ядерных ракет средней дальности. Могла разразиться ядерная война. И лишь благодаря тому, что обе стороны не поддались эмоциям, этого не произошло. СССР вывез ракеты с Кубы, а США взамен обязались не вторгаться на Кубу и вывести из Турции ракеты, нацеленные на СССР. Карибский кризис заставил СССР и США пойти на диалог. В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. К середине 1960-х произошла определенная стабилизация международной обстановки. В 1960-е гг. партийно-государственным руководством во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки проведения экономических реформ. Сама жизнь диктовала необходимость новых форм и методов хозяйствования, коренного изменения принципов материального стимулирования товаропроизводителей.

Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования с.ельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой ттромышленностц, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях И в отраслях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний Председатель Совета Министров СССР.

Первые ее итоги были обнадеживающими. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, по ряду плановых показателей оказалась почти выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов управления.








sitemap
sitemap