шпоры экон.теория



4.Потребности. Виды потребностей. Классификация благ.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные. Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребности, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности. В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений и общественных организаций.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

7.Структура рынка.

В него включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения.

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе выделяют местный рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; всемирный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный; монополизированный; регулируемый рынок.

В соответствии с действующим законодательством страны различают легальный (официальный) и нелегальный (теневой) рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный, дефицитный, избыточный рынки.

Под структурой рынка мы понимаем виды рынков в зависимости от выбранных критериев их разделения:

1. Объекты купли-продажи:

рынок средств производства;

рынок рабочей силы;

рынок капиталов;

рынок товаров и услуг;

рынок ценных бумаг.

2. Степень развития рынка:

формирующийся рынок;

зрелый рынок.

3. По степени насыщенности товаров:

дефицитный;

уравновешенный;

избыточный.

4. По территориальному принципу:

региональный;

локальный (местный);

национальный;

мировой.

5. По степени ограничения конкуренции:

рынок свободной (совершенной) конкуренции;

рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

6. По отношению к закону:

законный;

теневой (черный и серый рынок).

5. Рынок как экономическая категория.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия; вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Еще античные авторы подчеркивали положительное значение разделения труда для роста его производительности.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство.

Объекты частной собственности многообразны. В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

6. Теоретическая модель

Изменились системы организации экономической жизни общества в современных индустриально развитых странах. В них трансформировались отношения собственности, характер предпринимательской деятельности, механизм распределения ресурсов между отраслями, социально-классовая структура общества, положение трудящихся, политическая система.

Экономика превратилась в смешенную.

Признаки смешенной экономики:

— взаимодействие разных типов хозяйствования и секторов экономики (госуд., коллектив., частый)

— естественная трансформация индивидуальной частной собственности в акционерную, кооперативную (коллективную)

— усиление или ослабление государственного регулирования экономики в зависимости от условий

— использование различных способов и методов регулирования, в зависимости от особенностей страны

— постепенное ослабление социально-классовой дифференциации общества и формирование нового типа дифференциации – социально-профессионального

— высокая степень социальной защиты

— демократия, свобода личности, открытость общества

— измерение человека в трех аспектах: гражданин, работник, потребитель

Степень смешенности экономики определяется:- по роли и размерам государственного сектора, — по доли субсидий государства, — по доли налогов

Главная задача – согласование деятельности субъектов и обеспечение их интересов. Не существует единой модели смешенной экономики. Национальные типы обусловлены особенностями исторического развития, культуры, традициями и другими факторами.

Модели: — американская (индивидуализм, частное предпринимательство)

— скандинавская модель социализма

— японская (коллективизм)

— немецкая модель социально ориентированной экономики

Все модели можно условно подразделить на две:

1. либеральные (небольшой удельный вес государственной собственности, поощрение частного предпринимательства, экономические функции государства реализуются на макроуровне, государственная социальная помощь направлена на обездоленные слои общества (Великобритания, Англия));

2. социально-ориентированные.

9 .Понятие рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где формируется спрос и предложение на ценные бумаги. Такой рынок через свои институты – банки, специальные кредитные учреждения, биржи фондовые – аккумулирует денежные накопления предприятий, банков, государства, частных лиц и направляет их на долгосрочное инвестирование. Различают внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг, охватывающий лишь новые выпуски ценных бумаг и размещение облигаций торгово-промышленных предприятий; и фондовый (вторичный), где производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. Рынок, где осуществляются операции по купле-продаже, обмену иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранных денежных единицах, называют валютным. С организационной точки зорения он представляет собой совокупность телеграфных, электронных и других систем передачи данных, связывающих между собой валютные биржи, банки, осуществляющие народные расчеты и валютные операции.

Виды ценных бумаг:

К ценным бумагам относятся государственные ценные бумаги, ценные бумаги органов местного самоуправления, корпоративные облигации, акции, векселя, чеки, жилищные сертификаты, инвестиционные паи, приватизационные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя.

Ликвидность ценной бумаги — это возможность ее быстрой продажи без существенных потерь стоимости.

Эмиссионные ценные бумаги — акции и облигации.

Рынок первичный и вторичный.

Акция — эмиссионная ЦЕННАЯ БУМАГА, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация — долговое обязательство эмитента перед инвестором. Это ЦЕННАЯ БУМАГА с фиксированным доходом, т.к. % не зависит от результатов работы эмитента и оговариваются заранее.

Производные ценные бумаги — удостоверяют право владельца на покупку или продажу первичных ценных бумаг. Это ваучер (дал право на приобретение акций приватизируемых предприятий), опцион (передает право на покупку или продажу другой ценной бумаги по определенной цене до и(или) на определенную будущую дату).

Депозитные (для юридических лиц) и сберегательные (для физ.лиц) сертификаты — свидетельства банков о внесении средств, дающие право на получение вклада и оговоренных процентов. Это разновидность срочных вкладов, которые могут быть перепроданы. Продаются на фондовых биржах.

Вексель — долговое обязательство, составленное по определенной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать оговоренную сумму по истечению указанного срока.

Простой вексель — составляется должником (векселедателем) и содержит его обязательство выплатить обозначенную сумму кредитору (векселедержателю).

Переводной вексель (тратта) — составляется кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) об уплате обозначенной суммы предъявителю векселя (ремитенту).Рынок ценных бумаг.

* Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. После того, как первый владелец ценных бумаг продаст их, они попадают на вторичный рынок.

Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. Этот рынок может быть неорганизованным или внебиржевым; организованным или фондовой биржей. На внебиржевом рынке обращается основная масса (85%) ценных бумаг. Внебиржевой рынок охватывает операции, совершаемые вне фондовых бирж.

11Фондовая биржа.

Фондовая биржа – институционально организованный рынок, на котором обращаются бумаги наиболее высокого качества, а операции совершаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. На фондовой бирже устанавливается рыночная цена или курс акций в зависимости от соотношений спроса и предложения.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателем акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода на основании курсовой разницы ценных бумаг называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации.

38. Спрос. Факторы спроса.

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Степень изменения величины спроса при изменении цены характеризует эластичность спроса. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене, или прямая эластичность, показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товаров, на которые предъявлен спрос. Эластичность спроса оказывается различной в зависимости от того, растет цена или снижается.

К основным факторам эластичности спроса по цене относятся следующие:

1.Заменяемость. 2.Удельный вес в бюджете потребителя. Чем больший удельный вес в бюджете потребителя занимают расходы на данный товар, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность проса на такой товар.

3.Временной фактор. 4.Доступность товара и услуги. 5.Степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным товаром или услугой.

Закон спроса. Кривая спроса.

Закон спроса — рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.

Отклонения от закона спроса

• величина спроса на товары первой необходимости при повышении цен также продолжает расти (парадокс Гиффена);

• при снижении цен на предметы роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев («эффект сноба», или «эффект Веблена»);

• при аномальной реакции спроса в кратковременный период за ростом цен наблюдается и рост спроса, потому что срабатывает механизм потребительских ожиданий).

Кривая спроса — представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных ценовых факторах.

Графически взаимосвязь между спросом и ценой выглядит так:

На оси ординат откладывают цены Р, на оси ординат — объем покупок Q. Кривая D отражает обратную зависимость между спросом и ценой и поэтому имеет вид нисходящей кривой с отрицательным наклоном.

Закон спроса выражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества проданного товара или услуги происходит не только в результате роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.

39.Предложение. Факторы предложения

Предложение – это количество товаров или услуг, которое предложено для реализации на рынке в определенный промежуток времени. Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке.

Закон предложения: повышение цены единицы товара побуждает производителей расширять производство и увеличивать объем предложения. При прочих равных условиях повышения цены единицы товара ведет к возрастанию величины предложения и наоборот, т.е. существует прямая связь между ценой и величиной предложения.

Эластичность предложения по цене – это степень реагирования объема предложения на изменение цены единицы товара или услуги. Эластичность предложения по цене зависит от фактора времени. Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной коньюктуры: мгновенный, кратко- и долгосрочный. Мгновенный период – реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос. Краткосрочный – производитель в состоянии в определенное время отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения. Долгосрочный – производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства, обновить оборудование.

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

Предложение можно определить как количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за какой-то период времени или как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар.

Основными показателями предложения выступают объем предложения и цена предложения.

Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы реализовать продавцы. Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы согласны реализовать определенное количество товаров.

Цена — основной определяющий фактор предложения. Его воздействие на предложение, в отличие от спроса, является прямым, а не обратным. Цены товаров и объем продаж товаров и услуг изменяются в одном направлении: если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров или услуг. И наоборот, если цены на данный товар или услугу снижаются, их производство и предложение на рынке будут сокращаться.

Закон предложения формулируется следующим образом: количество предлагаемых товаров или услуг находится в прямой зависимости от цены единицы товара или услуги. Предложение возрастает с увеличением цены и падает при снижении цены.

Кривая предложения представляет собой иллюстрацию закона предложения, т. е. движение производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой.

Необходимо различать индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное — это предложение товара на рынке отдельным продавцом. Соответственно рыночное — предложение товара всеми продавцами на рынке.

35 Организованные формы и типы монополий

Несовершенная конкуренция в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды; чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополия (греч. monos — один, poleo — продаю) –- это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

• закрытую монополию, когда монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;

• естественную монополию, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

• открытую монополию, при которой фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;

• простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.

Также выделяют:

Легальные (лат. legalis — законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

“забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Сохранению монополии как рыночной структуры способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль.

Основные барьеры монопольных отраслей:

• исключительные права, полученные от правительства (лотерея, кабельное телевидение);

• юридические соглашения, патенты и авторские права;

• собственность на весь объем предложения какого-либо ресурса;

— преимущества низких издержек крупного производства.

В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:

— появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;

— образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм, возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытёкает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек для конкурентной борьбы.

52.Понятие макроэкономики. Цели.

Макроэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Макроэкономическая теория – это наиболее сложный и важный раздел экономической науки, в рамках которого макроэкономика представляет собой совокупность макроэкономических моделей, укрупненных показателей с взаимосвязями и взаимозависимостями между ними, формирующими их как системуМакроэкономика изучает и вопросы, касающиеся экономического равновесия и динамики, их теории и модели, налоги и налоговые системы, а также факторы экономического роста, денежно-кредитной политики, ценообразования, государственного регулирования и другое. Макроэкономические модели часто принимают вид математических уравнений и носят сбалансированный характер, предполагающий, что на всех уровнях обеспечивается равенство объемов и продаж, доходов и расходов, совокупных спроса и предложения. И если в реальной жизни такое равновесие недостижимо, стремление к равновесному состоянию и отличает макроэкономику от микроэкономики.

В каждой национальной экономике реализуется ряд целей, которые сменяют друг друга в зависимости от ситуации:

Главной целью является экономический рост. Если экономика растет, то есть возможность для роста благосостояния всех слоев населения, науки, культуры, социальной сферы. Рост должен быть 4% в год.

Стабильный уровень занятости. Полная занятость предполагает наличие безработицы, кот. равна 6-7% — это естественный уровень безработицы. Т.к. доходы людей не так стремительно растут и это не сказывается на уровне цен.

Стабильный уровень цен. Цены изменяются под воздействием изменений в спросе и предложении, но не происходит резких скачков и резких падений.

Экономическая эффективность. Количество выпускаемой продукции растет при уменьшении затрат.

Экономическая свобода. Свобода выбора сферы деятельности, получения информации.

Социальная справедливость. Каждый рабочий должен получать свои доходы в соответствии с результатом трудовой деятельности. Справедливость предполагает оптимальное налогообложение.

Социальная обеспеченность. Все, кто не может получать доходы по определенным обстоятельствам в производстве, они должны быть обеспечены минимумом потребительских благ.

53 Основные показатели национального объема производства.

Главный показатель – 1.валовой национальный продукт. Он представляет собой сумму конечных товаров и услуг в денежном выражении, произведенных и приобретенных в экономике за определенный период времени (за год). Рассчитывается: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости.2.Валовой внутренний продукт. Обозначает в расчете ВНП минус разница между импортом и экспортом.

3.Чистый национальный продукт – это ВНП минус амортизационные отчисления (замена изношенного оборудования).

4.Национальный доход — это ЧНП минус косвенные налоги.

5.Личный доход – это НД минус налоги на социальное страхование, минус налог на прибыль фирм, минус не распределяемая прибыль, плюс социальные выплаты.

6.Располагаемый доход определяется как ЛД минус налоги

Американские экономисты выдвинули идею о чистом экономическом благосостоянии (ЧЭБ). Это: ВНП + самообслуживание + свободное время + качество товаров и услуг + рациональный набор потребительских товаров +(-) нелегальные формы деятельности – загрязнение окружающей среды.

7.Национальное богатство – совокупность материальных благ, накопленных в стране на определенную дату. Это национальное имущество + природные ресурсы в экономическом обороте.

27Сущность конкуренции.

Конкура лат. – сталкиваться.

Конкуренция это: соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия, производства и реализации (купли-продажи товаров).

Функции конкуренции:

1. Обеспечивает нацеленность производителей на всестороннее удовлетворение запросов потребителей.

2. Стимулирует увеличение эффективности производства.

3. Приводит к расслоению производителей.

4. Способствует распределению ресурсов между отраслями в соответствии со спросом и нормой прибыли.

5. Способствует снижению цен и увеличению качества продукции.

Ценовая и не ценовая конкуренция:

Ценовая конкуренция это: борьба между товаропроизводителями которая осуществляется путем издержек производства, а следовательно и цены без изменения качества и ассортимента продукции. (Цена = издержки +прибыль).

Не ценовая конкуренция это: борьба междупроизводителями путем совершенствования качества продукции и условий ее продажи.

Различают следующие виды:

1. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

2. Совершенная и не совершенная конкуренция.

23. Формы и методы конкурентной борьбы в современных условиях.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. К ним относятся: 1)Ценовые 2) не ценовые 3) добросовестные 4) не добросовестные. Ценовая конкуренция х-ся тем, что основным методом борьбы за покупателя, основным инструментом явл. цена – использование монопольно высоких и низких цен. Так же сюда относится ценовая дискриминация (использование различных цен от выбранного критерия их разделения). К методам не ценовой относятся: изменение свойств продукции, придание ей качество, новые свойства; создание нового продукта для удвл. той же потребности; до и после продажное обслуживание; реклама. К методам не добросовестной относят: 1) самовольное использование чужого товарного знака, фирменного названия и др. 2) распространение ложных сведений о конкуренте 3) некорректное сравнение товара в рекламе. 4)приобретение коммерческой тайны конкурента, а так же самовольное её разглашение. 5) введение в заблуждение потребителя относительно качества, свойств и места изготовления товара.

67 Госбюджет. Его доходы и расходы.

Госбюджет – это финансовый план государства, это денежные средства, которыми располагает государство для поддержания социальной сферы, обороны, научно-технического процесса.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap