шпора фин орг теория



Финансовые отношения предприятия и принципы их организации

Финансовые отношения классифицируют следующим образом: а) отношения между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного, акционерного) капитала.

б) отношения между предприятиями и организациями, которые связаны с производством и реализацией продукции. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, товаров для перепродажи, отношения со строительными организациями в период инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными компаниями и т. п. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт и национальный доход.

в) отношения между предприятием и его структурными подразделениями: филиалами, цехами, отделами, службами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства.

г) отношения между предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Их организация влияет на эффективность использования трудовых ресурсов;

д) отношения между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ.

е) отношения между предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов, сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета.

ж) отношения между предприятием и банковской системой в процессе хранения денежных средств в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении кредитов, уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг.

з) отношения между предприятием и страховыми компаниями, возникающие при добровольном страховании имущества, страховании жизни работников, страховании ответственности, коммерческих и предпринимательских рисков.

Организация финансов предприятия строится на определенных принципах

а) принцип хозяйственной самостоятельности;

б) принцип самофинансирования;

в) принцип материальной ответственности;

г) принцип заинтересованности в результатах деятельности;

д) принцип обеспечения финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском.

Финансовый механизм предприятия, его основные элементы

ФМП — составн часть хоз мех-зма п\п; совок-ть форм и методов, с помощью кот-х п\п обесп-ет себя необх ден ср-вами, достигает нормаль ур-ня стаб-сти и ликв-сти, обесп-ет рентаб работу и получ-е макс прибыли. ФМП строится в соот-вии с треб-ниями объек эк з-нов. Его основы устан-ся гос-вом для реш-я тех задач, кот стоят перед ним на том или ином этапе разв-я. ФМП предусм-ет опр отн-ния внутри самого п\п, с др п\п и орг-циями, в рамках фин-пром группы, холдингов, аграрно-пром объединений, торгово-закупоч орг-ций, с фин-кред сис-мой, фонд рынком, страховой и тамож сис-мами, с вышестоящей орг-цией. Эл-ты ФМП: 1)Фин м-ды – сп-бы воздействия фин отн-ний на хоз процесс, форм-ние и использ-ние ден фондов. Они дей-ют в 2 напрях: по линии упрния дв-нием фин р-сов и по линии рын комм отн-ний, связан с соизмерением з-т и резуль-тов, с мат стимул-нием и ответс-тью за эффек использ-ние ден фондов. 2)Фин рычаги п.с. инстр-ты, используем в фин м-дах. К ним относятся: прибыль, доходы, амор отчис-ния, ден фонды целев назн-ния, фин санкции, аренд плата, % ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паев взносы, вклады в уст кап-л, портф инв-ции, див-ды, дисконт котировка валют курса рубля и др. 3)Правов обесп-ние функц-ния ФМП вкл-ет законодат акты, постан-ния, приказы, циркулярные письма и другие правов док-ты органов упр-ния. 4)Норматив обесп-ние функц-ния ФМП предусм-ет исп-ние норм и норм-вов оборотных ср-в, амор норм, тариф и налог ставок. Информац обесп-ние функц-ния ФМП состоит из разного рода и вида эк, комм, фин и проч инф-ции. К этой инф-ции отн-ся: сведения о фин устойч-ти и платежеспос-ти партнеров и конкур-тов,о ценах,курсах валют,див-дах, % на товар/м,фондов/м и валют/м рынках и т.п

Расходы предприятия и их планирование.

В процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия несут определенные расходы. Объектом изучения являются расходы, которые могут быть измерены в денежном выражении, поэтому их называют денежными, или финансовыми.

Под расходами предприятия признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иною имущества и (или) возникновение обязательств, приводящие к уменьшению капитала.

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

1) расходы, связанные с извлечением прибыли;

2) расходы, не связанные с извлечением прибыли;

3) принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли включают в себя:

— затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

— инвестиции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Состав этих затрат следующий:

1) материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;

2) затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование;

3) расходы, связанные с управлением производственным процессом;

4) стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов), возмещаемая в форме амортизации.

Инвестиции — это капитальные вложения, цель которых — расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

2. Расходы, не связанные с извлечением прибыли, — расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и в конечном итоге способствуют повышению производительности и качества труда.

3. Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Классификация расходов по принципам

1. По учетному принципу расходы классифицируются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.

К прочим расходам относятся:

1) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

2) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

3) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

4) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

5) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

6) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

7) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

8) возмещение причиненных организацией убытков;

9) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

10) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

11) курсовые разницы;

12) сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

13) прочие внереализационные расходы.

В составе прочих расходов отражаются также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

На основе этой классификации составляется Отчет о прибылях и убытках.

2. Затраты по основной деятельности группируются по признаку однородности элементов:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды (социальный налог);

4) амортизация;

5) прочие затраты.

На основании этой классификации составляется смета затрат на производство и реализацию продукции. Классификация статей затрат разрабатывается предприятием самостоятельно.

3. По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны, даже если предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, заработная плата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие. Такие затраты еще называют «затраты на период», имея в виду, что они зависят нс от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

Переменные затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Такие затраты также называют «затраты на продукт», имея в виду, что они непосредственно связаны с производством новых продуктов (работ, услуг).

4. Поскольку управление затратами — одна из главных задач внутрифирменного управления, то основным критерием служит классификация по местам возникновения затрат (в зависимости от организационной структуры предприятия). Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.

5. Классификация по объектам затрат осуществляется в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основа классификации — картотека продукции предприятия, объект затрат — каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступает заказ. На основе этой классификации составляется калькуляция полной себестоимости продукции.

6. По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые можно прямо отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах. Затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).

7. В финансовом планировании часто используется классификация расходов по направлениям деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.

8. В целях налогообложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные — включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. В Налоговом кодексе РФ нс предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только «котловой» метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе РФ, для целей планирования и управления предприятием нельзя. Их следует использовать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Классификация позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

4.Формирование и использование выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, ее планирование.

. Выручка от реал/и прод/ии–ден/ые ср/ва, поступ/ие на п/п за отгруженные контрагентам прод-ю, работы и услуги. Своевр-ое и полное поступление выручки – важнейшее усл/ие успешной фин-во-хоз-ой дея-ти любого п/п, поскольку она яв-ся главным и регулярным источником ден-х ср-в. С другой стороны, процесс кругооборота ср-в на п/п заканчивается реализацией прод-и и поступ-ем выручки, что само по себе означает возмещение затраченных на пр-во фин. рес-в и служит предпосылкой для возобновления производ-го процесса путем авансир-я ср-в в следующий кругооборот. Выручка, поступающая на расчетный счет п/п, сразу же исп-ся на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, запчастей, топлива, энергии. Из выручки происходит отчисление налогов в бюджет, выплата з\п, возмещается износ осн. фондов, фин-ся расходы предусмотр-е фин. планом и не включаемые в себ-ть. Вместе с тем, выручка в строгом смысле не яв-ся дох-м, т.к. из нее необх-мо возместить затраты. Выручка хоз-го субъекта формир-я в результате дея-ти по следующим направл-ям: Выручка от основной дея-ти, Выручка от инв-ой дея-ти (реализация внеоб-х активов и др-х активов) Выручка от фин. дея-ти (рез-ты размещ-я ц.б. и операций с ними). Напр-я исп-я выручки Ср-ва, поступ-е за реализ-ую прод-ю: Выручка от реализ-и, Косвенные налоги, Материальные затраты, износ основ-х фондов, Валовой доход, НДС, Акцизы, Прочие налоги, Заработная плата з\п и отчисления Прибыль, Налоги, относимые на фин-е результаты ЧП Налог на прибыль, Остаток чистой прибыли, распред-ой п\п Див-ды Налоги, уплачив-е за счет чистой прибыли Зако-но закреплены два метода отражения выручки от реализ-и прод-и: 1. По отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных док-ов — метод начислений. Здесь образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступ-ие ср-в не явл-ся фактором опред-ия выручки. В основе метода лежит юр-кий принцип перехода права собствен-ти на товар. В случае несвоевр-й оплаты прод-и, несостоят-ти покупателя или банка п\п м\т иметь проблемы: неплатежи по налогам, срыв контрактов, возник-е цепочки неплатежей. Для сглаживания возможных негативных последствий п\п-ю предоставлено право образования резервов по сомнит-м долгам, кот-й явл-ся дополнит-м источником фин-я текущих обязат-в. Этот метод широко применяется в развитых странах, где наличие развитых фин-х рынков минимизирует риск. Рекомендации исп-ть этот метод в России, связаны с переходом на м\нар-е стандарты учета и статистики, хотя практика не позволяет этого сделать. 2). В российской практике распростр-е получил метод отражения выручки по мере оплаты — кассовый метод. Моментом образов-я выручки считается дата поступ-я ср-в на счета. Подобный метод лишен недостатков предыдущего. Вместе с тем, в случае авансовых платежей общий размер средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили, а продукция м\б не отгружена или не произведена. В настоящее время п\п может для целей налогообл-я самост-о выбирать метод учета, однако бухучет обязано вести методом начислений. Сущ-т два метода опред-я плановой выручки: Метод прямого счета — основан на гарантир-ом спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов. Опред-ся кол-во потенциально реализуемой продукции Q k (в натуральных показателях) и прогнозные отпускные цены. Расчеты ведутся по основным видам продукции. Т.О, базовый алгоритм расчета плановой выручки задается уравнением: В k =∑ Q k *Pk, где В — выручка от реализации; Qк — объем сопоставимой реализ-й продукции; Рк — цена единицы реализ-й прод-и. Основой расчетного метода явл-ся объем реализ-й продукции корректир-й на входные и выходные остатки. В этом случае планир-е аналогично планир-ю затрат на произв-во продукции. В=Он + Т – Ок, где Он- нереализов-е остатки готовой прод-и на начало планир-ого периода Т- товарная продукция предполагаемая к выпуску в планируемом периоде; Ок — остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

Формирование, планирование и использование прибыли

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

— прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;



— прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

— величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

— прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы:

— на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы;

— финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;

— затраты по совершенствованию технологии и организации производства;

— модернизации оборудования;

— затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий.

В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы:

— по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия;

— финансирование строительства объектов непроизводственного назначения;

— организации и развития подсобного хозяйства;

— проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Вывод: распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов России.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития, является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулированной в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.



Экономическое содержание и источники финансирования оборотного капитала

Для обеспечение непрерывности процесса пр-тва орг-ция д\а располагать определенной ∑ обор. ср-в, под кот.понимают ст-ть, авнсированную в виде соб-ых заемных и прив-ых ср-в для формир-я оборотных произв-ых фондов обращ-я с целью обеспечения непрерывности кругооб.в процессе расширенного воспр-ва. В соотв.с ПБУ4/99 «Бух. отчетн. организации» обор А включают след: запасы (сырье,материалы,топливо,ГП),дебит.задолж.(покупатели и заказчики,авансы выданные), краткосрочные фин/ые вложения,денеж.ср-ва,прочие обор.А. При этом произв-ые запасы (сырье, материалы, топливо), незаверш. производства, расходы будущих периодов относятся к оборотным производств. фондам. Основное назначение ср-тв, влож-х в оборотн. производ. фонды, заключ-ся в обеспечении и ритмичного процесса производ-а на п\п. Запасы ГП на складах, товаров огруженных, денеж. ср-тв в кассе,на счетах в банке,в пути,дебит.задолж. и средствав прочих расчетах представляют фонды обращения. Основное назачение: обеспечение ден/ми рес-ми планомерного осущ-ния процесса обращ-я как на п/п-ий,так и во всех отраслях хоз-ва. Оборотные ср-ва-категория ст-стная.Ее следует отличать от обор. фондов. Суть отличия состоит в след:обор.ср-ва авансируются, а обор.фонды полность потребляются в процессе произв-ва; обор.ср-ва наход.в непрерыв.движении,обор.фонды-нет;обор.ср-ва обслуживают весь кругооборот п/п-ия и возвращ.в ден-й форме в оборот,обо.фонды полностью потребляются. Источники формир-я обор.ср-вотражаются в П баланса п/п и подразд. на собств, заемн, привлеченные. К собственным оборот-м ср-ам: собствен. к-л п/п.Он обеспечивает им-ю и оперативную самостоятельность, определяет финан.устойч.п/п.Если СОС›0,то у п/п достаточно долгос. финан.рес-ов; СОС‹0,то п/п для финан. внеобор. А использ. долгоср. обязатель. К заемным:краткосроч.кредиты и займы. Краткосроч банков. ссуды предоставляются КБ на основе кредитных договоров на создание сезонных запасов сырья, материалов и тд. Коммерческ. кредиты предостав. в виде авансов, отсрочки и рассрочки оплаты товаров. К привлеченным: кредиторская задолж. Устойчивые П-это ср-ва,не принадлеж.п/п-ю, но постоянно наход-ся в его обороте:min задолж.по з/п и отчислен. Во ВБФ, резерв предстоящих платежей, авансы заказчикрв, min заолж.перед бюджетом по налогам и тд.

Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала

Финансы(Ф) -это эк-ие отнош-я, осущ-мые посредством оборота денег, т.е. ДО. В процессе своей деят-ти у п/п возникают разнообразные хоз связи. В рез-те этого возникают фин отнош-я, связ-е с процессом образ-я и распред-я ден дох-в п/п. Необх-м усл-м возник-я фин-ых отнош-й явл-я движ-е ст-ти. Ф п/п связаны непосредственно с пр-ом и отражают сост-ие эк-ки страны. Они хар-ся теми же чертами, к/ые присущи в целом категории Ф-в. Вместе с тем они обладают особенностями, обусловл-ми их функц-ем в сфере мат-го пр-ва, где органически связаны все сферы воспр-ного процесса: пр-во, распр-ние, обмен и потребление. Гл целью фин-ов п/п я/я форм-ие необх-го объема фин-ых рес-ов для их дальнейшего исп-ия в процессе хоз деят-ти п/п и обеспечение эфф-ти развития всех стадий пр-ой и коммер-ой деят-ти п/п. Финансы п/п имеют внеш формы проявления, к/ые весьма разнообразны и многогранны. Основной капитал-ден/ая оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длит-й период функциониров. В состав основных фондов входят объекты производ-ого и непориз. назначения. Производ-ые-основные фонды промыш-го, строит-го, с/х-ого назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и др. видов материаль. Производ-а. Непроизводст-е основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хоз-во, здравоох, просвещения, культуры. По натурально-веществ. признаку подразд.на здания, сооружения, машины и оборудов.,ТС,рабочий скот, многолетн. насаждения. По степени участия в производ-ом процессе:1)активные элементы (машины,оборудов)-непосредственно влияют на производство, кол-во и кач-во продукции; 2)пассивные (здания, сооружения) — создают необход/ые усл/ия для производ-го процесса. Основной к-л на п/п м\т поступить по след. каналам:1)как вклад в УК п/п;2)в результате кап/ых вложений;3)в резуль. безвозмездной передачи; 4)вследствие аренды. Основные фонды имеют след. виды ден-ой оценки: 1.первоначаль.ст-ть;2.восстановит-ая ст-ть;3.остаточная ст-ть.

Оценка финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.

Таким образом, финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов).

Устойчивое финансовое состояние является необходимым условием эффективной деятельности фирмы. Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь — от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

Анализ финансового состояния фирмы включает блоки представленные на рис 3.

Рис. 3 Основные блоки анализа финансового состояния предприятия



Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п. Следовательно, основной целью анализа финансового состояния предприятия являются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствованияэкономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.

Особенности финансового планирования на предприятии

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей с целью обеспечения деятельности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в будущем.

К основным задачам финансового планирования относятся:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Для финансового планирования используют следующие методы:

1) метод экономического анализа;2) нормативный метод;3) метод балансовых расчетов;4) метод денежных потоков;5) метод многовариантности расчетов;6)метод экономико-математического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности и тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, а также внутренние резервы предприятия. Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются: ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений. Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату и в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты, то есть она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия. Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критерии выбора могут задаваться различные. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты; в другом же случае может быть заложен рост процентных ставок, замедление темпа роста экономики, снижение цен на продукцию. Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, которые их определяют.

По периоду охвата финансовое планирование подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы развития предприятия. Оно предполагает разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов: прогноза отчета о прибылях и убытках; прогноза бухгалтерского баланса; прогноза движения денежных средств, основная цель которых — прогнозная оценка финансового состояния предприятия. В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех (редко — до пяти) лет.

Прогноз отчета о прибылях и убытках может составляться методом «CVP-анализ», который иначе называется «анализ безубыточности, или анализ на основе эффекта производственного (операционного) рычага»^. Прогноз бухгалтерского баланса позволяет составить фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия в результате пропорций размещения активов и пассивов. Прогноз движения денежных средств используется финансовыми менеджерами для оценки денежных потоков в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности. С помощью этого документа можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, оценить синхронность поступлений и расходования денежных средств и будущую платежеспособность предприятия.

Текущее финансовое планирование охватывает период не более одного года. В условиях нестабильности допускается составление текущего плана на предстоящий квартал. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, позволяющих определить на предстоящий период все источники финансирования развития организации, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:1)плана движения денежных средств;2)плана отчета о прибылях и убытках;3)плана бухгалтерского баланса. Основная цель подготовки этих документов — оценка финансового положения организации на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на один год с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.

Оперативное финансовое планирование. Чтобы контролировать поступление фактической выручки на расчетный счет и расходование наличных финансовых ресурсов, помимо текущего планирования предприятию необходимо оперативное. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.

10. Особенности организации финансов п/п малого бизнеса

Рассмотрим особенности организации финансов на малом предприятии. На таком предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность. Преимущества малого бизнеса — гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость. Недостатки — слабая устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен. Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избыточные трудовые ресурсы, обеспечивая населению самозанятость. Он может быть достаточно рентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.

Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.

В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Глава 26.2 предполагает добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Объектом налогообложения, единым налогом по выбору налогоплательщика являются либо доходы в целом, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Критериями отнесения предприятий к малым, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособленных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.

Малые предприятия, функционирующие в областях экономики, где сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход, что предусмотрено гл. 26.3 НК РФ. В основном это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, небольшие автотранспортные предприятия. Решение об установлении этого налога принимается субъектом федерации. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль, единый социальный налог, налог на имущество. Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Для малых предприятий применяется также упрощенная система бухгалтерского учета. Если такое предприятие использует особые режимы налогообложения, оно не обязано вести учет методом двойной записи и, следовательно, составлять и представлять бухгалтерский баланс.








sitemap
sitemap