шпора фин м-м теория



1.Базовые концепции финансового менеджмента.

В основе ФМ лежат фундаментальные концепции, основные из которых: 1. концепция идеальных рынков капитала – сущ-ют рынки, на которых множество мелких производителей однород. Продукции, а цена складывается под влиянием рыночных сил – спроса и предложения. Транзакционные издержки на этих рынках отсутствуют, поэтому так такового финансового управления не требуется. 2. концепция анализа дисконтированного денежного потока – основана на понятии временной стоимости денег, т.е. для того что бы учесть реальную стоимость денег через определенных промежуток времени необходимо пользоваться методами дисконтирования. 3. теория структуры капитала. – состоит в том, что структура капитала фирмы, а так же ее стоимость определяется будущими доходами. 4. Теория дивидендов. — сущность данной теории в том, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы. 5. теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов. Базируется на след. Положениях:1. цена капитала определяется степенью риска ценных бумаг которыми она владеет. 2. для снижения риска инвестором следует объединить рисковые активы в портфеле. 3. Ур-нь риска портфеля следует определять во взаимосвязи с другими составляющими портфеля и с точки зрения влияния на другие портфели 6.концепция эффективности между риском и доходностью. Состоит в том, что более высокие доходы сопровождаются, как правило, наибольшим риском для снижения рисковости не обходимо сочетать в инвестиционном портфеле высокодоходные и высокорисковые активы с низкодоходными и низкорисковами.7.концепция агентских отношений.- в крупных фирмах как правило существуют агентские отношения, т.е. отношения между собственниками и менеджерами. Как правило их интересы не совпадают и для того чтобы побудить менеджеров действовать в интересах собственников последние должны нести агентские затраты, а именно на менеджера на создание организационной структуры по контролю деятельности менеджеров и альтернативные затраты.

2 Финансовые инструменты. Внешняя – правовая и налоговая – среда.

Финансовый инструмент — это любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

Финансовые инструменты могут быть как признанными, так и не признанными в балансе.

Финансовые активы — это активы, такие как:

-Денежные средства;

-Договорное право требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании;

-Договорное право на обмен финансовых инструментов с другой компанией;

-Долевой инструмент другой компании.

Физические активы не являются финансовыми активами, так как они не являются правом получать денежные средства или другие финансовые активы

Финансовое обязательство — это обязанность по договору:

Предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании;

Обменять финансовые инструменты с другой компанией.

Обязательства, налагаемые законодательными требованиями (например, обязательство по уплате налогов), не являются финансовыми обязательствами, так как не являются договорными.

Существенное внешнее воздействие на ведение учетной политики, принятие решений о стратегии финансового развития организации и на деятельность в целом оказывает правовая и налоговая среда.

Основу правовой среды бизнеса в России составляют Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты министерств и ведомств (постановления, распоряжения, инструктивные письма, инструкции, приказы, разъяснения, указания и т. п.), акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основу налоговой среды составляет действующая в данный период совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством. Налоговая среда определяет действующие виды и ставки налогов, которые применяется на определённых территориях и для конкретных предприятий. В этой связи предприятие должно адаптироваться к условиям существующей и ожидаемой налоговой среды с помощью налогового планирования.

3.Информационное обеспечение финансового менеджмента.

Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций. Для крупных предприятий и организаций управление — одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимы постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского учета автоматизируется. Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму — сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких — с их финансовыми возможностями, наличием квалифицированных кадров и т.п. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) финансовых менеджеров, которые представляют собой малые вычислительные системы, ориентированные на автоматизацию управления финансами предприятия.

Основным источником финансовой информации является финансовая отчетность.

Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составляющаяся на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также об изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме этим пользователям определенных деловых решений на предприятии.

Финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и внешней средой. Основной целью предоставления информации внешним пользователям является получении дополнительных финансовых ресурсов.

Среди внешних пользователей отчетности выделяют две группы:1.пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании (собственники, поставщики, покупатели); 2.пользователи, непосредственно незаинтересованные в ней (аудиторские службы, торговые ассоциации, регистрационные государственные органы, биржи и прочие).

В соответствии с различными экономическими признаками вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международном практике называются элементами финансовой отчетности. Основными из них являются: активы, обязательства, собственный капитал, доходы-расходы, прибыль – убыток.

Все элементы отражаются в Бухгалтерском балансе (форма №1), в Отчете о прибылях и убытках (форма №2), в Отчете о движении денежных средств (форма №4).

4. Денежные потоки и методы их оценки.

Денежный поток – поступление и выплаты денежных средств, распределенные по времени и обусловленные деятельностью предприятия. Классификация денежных потоков. 1. По видам деятельности: денежный поток производственной деятельности, денежный поток инвестиционной деятельности, денежный поток финансовой деятельности. 2. По направлению движения: положительный и отрицательный. 3. По способу оценки во времени: настоящий и будущий (прогнозируемый). 4. По уровню достаточности: избыточный и дефицитный. Существует два метода расчета потоков денежных потоков: прямой и косвенный. При прямом методе расчет потоков осуществляется на основе счетов бухгалтерского учета предприятия, а при косвенном — на основе показателей баланса предприятия и отчета о финансовых результатах. При прямом методе предприятие получает ответы на вопросы относительно притоков и оттоков денежных средств и их достаточности для обеспечения всех платежей. При прямом методе поток денежных средств на конец периода определяется как разница между всеми притоками на предприятии по трем видам деятельности (основной, инвестиционной и финансовой) и их оттоками. При косвенном методе основой для расчета является нераспределенная прибыль, амортизация, а также изменение активов и пассивов предприятия. При этом увеличение активов уменьшает денежные средства предприятия, а увеличение пассивов — увеличивает, и наоборот. Косвенный метод показывает взаимосвязь различных видов деятельности предприятия, а также влияние на прибыль изменений в активах и пассивах предприятия. Основой расчета при прямом методе является выручка от реализации продукции, а при косвенном — прибыль.

5.Методы оценки финансовых активов

В практике финансового менеджмента применяется несколько методов оценки совокупной стоимости активов.

Метод балансовой оценки осуществляется на основе данных последнего отчетного баланса, имеет ряд разновидностей.

Оценка по учетной балансовой стоимости сводится к суммированию остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, незавершенных капитальных вложений и оборудования к монтажу, запасов и финансовых активов за вычетом обязательств. Этот метод в условиях инфляции дает лишь приблизительное представление об их минимальной стоимости.

Оценка по восстановительной стоимости производится путем корректировки учетной балансовой стоимости отдельных видов материальных активов на реальные темпы инфляции после последней их индексации.

Оценка по стоимости производительных активов заключается в очистке балансовых активов от непроизводительных видов и неликвидов и корректировке активов с учетом ценностей, находящихся на забалансовых счетах.

Общий недостаток этих методов – они не отражают непосредственных результатов хозяйственной деятельности, генерируемых этими активами. Результат хозяйственной деятельности может быть отрицательным даже при высокой стоимости активов в целом и производительных активов в частности.

Метод оценки стоимости замещения (затратный метод) сводится к определению стоимости затрат, необходимых для воссоздания имущественного комплекса в современных условиях в разрезе отдельных его элементов с учетом реального износа каждого из них. Этот метод имеет следующие разновидности:

оценка фактического комплекса активов;

оценка стоимости замещения с учетом гудвилла, которая дополняет представление о реальной стоимости имущественного комплекса за счет не отраженных в балансе нематериальных активов (деловых связей, стабильных позиций на рынке, эффективной системы управления и т. п.).

К недостаткам этого метода следует отнести то, что он оперирует стабильными среднеотраслевыми показателями прибыльности и рентабельности, что в реальных условиях нашей страны пока недостижимо.

Метод оценки рыночной стоимости основан на рыночных индикаторах цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. Оценка в этом случае может осуществляться:

по аналоговой рыночной стоимости, что в настоящее время достаточно затруднительно из-за незначительного количества продаж;

котируемой стоимости акций (данный вариант применим для открытых акционерных обществ, чьи акции свободно обращаются на организованном или неорганизованном фондовых рынках).

Метод оценки предстоящего чистого денежного потока определяет стоимость имущественного комплекса суммой реального чистого дохода, который может быть получен инвестором (покупателем) в процессе его эксплуатации. Метод совершенно не привязан к балансовым оценкам, составу и качественным характеристикам активов, поэтому его использование наиболее эффективно для нематериалоемких предприятий сферы сервиса. Предстоящий чистый денежный поток определяется с помощью суммы прибыли после налогообложения и нормы капитализации чистого денежного потока (нормы прибыли на капитал или ставки ссудного процента).

6.Риск и доходность финансовых активов.

В широком смысле под финансовым риском понимается предпринимательская деятельность, которая характеризуется возможностью потерь финансовых ресурсов. В узком смысле финансовый риск представляет собой часть коммерческих рисков, связанных с вероятностью финансовых потерь в результате операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.

По источнику возникновения классифицировать риски можно следующим образом:

1. Риски, связанные с покупательной способностью денег. Основными являются: валютные (изменение курса или отказ иностранных партнеров от выполнения обязательств), инфляционные (удорожание ресурсов и материалов), дефляционные (снижение цен на товары и риск потери дохода).

2. Риск непредвиденных расходов: повышение цен на ресурсы; увеличение процентной ставки по предоставляемым кредитам и снижение депозитных ставок; выплаты надбавок за срочность или компенсация просрочек; выплаты, связанные с ассигнованием на непредусмотренное общим планом развитие.

3. Риск необеспечения хозяйственной деятельности необходимым финансированием: возможность исчезновения источника финансирования в ходе реализации проекта и невозможность поиска дополнительных источников финансирования.

4. Риски, связанные с вложением капитала: риск капитальных вложений и прямых финансовых инвестиций; деятельность фирмы на финансовом рынке.

Уровень риска, который приемлем для предприятия, определяется им самостоятельно. В идеальном финансовом анализе учитывается несколько уровней риска. Как правило, это допустимый, критический и катастрофический уровень. Приемлемый уровень риска необходимо определить с целью возможности дополнительного анализа финансовых результатов и выработки стратегии по снижению риска.

7.Риск и доходность портфельных инвестиций

При формировании портфельных инвестиций инвесторы принимают решения, учитывая лишь два фактора: ожидаемую доходность и риск. Риск, связанный с инвестициями в любой рисковый финансовый инструмент, может быть разделен на два вида: систематический и несистематический. Систематический риск обусловлен общими рыночными и экономическими изменениями, воздействующими на все инвестиционные инструменты и не являющимися уникальными для конкретного актива. Несистематический риск связан с конкретной компанией-эмитентом.

Систематический риск уменьшить нельзя, но воздействие рынка на доходность финансовых активов можно измерить. В качестве меры систематического риска используется показатель бета, характеризующий чувствительность финансового актива к изменениям рыночной доходности. Зная его значение, можно количественно оценить величину риска, связанного с ценовыми изменениями всего рынка в целом. Чем больше это значение для акции, тем сильнее растет ее цена при общем росте рынка, но и наоборот — они сильнее падают при падении рынка в целом.

Снижение несистематического риска может быть достигнуто за счет составления диверсифицированного портфеля из достаточно большого количества активов. Опираясь на анализ показателей отдельных активов, можно оценить доходность и риск составленных из них инвестиционных портфелей. При этом не играет никакой роли, на какую инвестиционную стратегию ориентирован портфель, будь то стратегия следования за рынком, ротация отраслевых секторов, игра на повышение или понижение.

Точный расчет показателей необходим финансовым менеджерам, чтобы выбрать активы, которые наилучшим образом соответствуют их стратегии инвестирования. Используя данный коэффициент, можно формировать инвестиционные портфели самых разных типов.

Умение определять ожидаемую доходность акций является необходимым условием при инвестировании. Технологии, основанные на применении новейших математических достижений в финансовой сфере, позволяют рассчитывать на различных периодах инвестирования и тем самым количественно оценивать ожидаемую доходность и риск при реализации самых разных инвестиционных стратегий. Одновременно оценивается точность вычисления. Вместе с периодическим перерасчетом для каждого финансового инструмента это дает прочную основу для принятия решений о включении актива в инвестиционный портфель как при формировании портфеля, так и при его пересмотрах.

В результате структура инвестиционного портфеля полностью отвечает предпочтениям инвестора в отношении доходности и риска. Более того, постоянный мониторинг показателя рассчитанного как для каждого актива, так и для всего портфеля в целом, позволяет адекватно реагировать на изменения динамики рынка. Все это в совокупности дает финансовым институтам мощные инструменты управления инвестиционными средствами

8 .Управление инвестициями

Управление инвестиционной деятельностью на уровне фирмы направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала. Исходя из этого управление инвестициями включает в себя несколько этапов.

Первый этап управления инвестициями — это анализ инвестиционного климата страны. Он включает в себя изучение следующих прогнозов:

динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;

динамики распределения национального дохода;

развития приватизационных процессов;

государственного законодательного регулирования инвестиционной деятельности;

развития отдельных инвестиционных рынков, в особенности денежного и фондового.

Второй этап — выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического и финансового развития. На этом этапе фирма определяет отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, а также основные формы инвестирования на отдельных этапах деятельности. Для этого изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики (их конъюнктура, динамика и перспективы спроса на продукцию этих отраслей), а также привлекательность регионов (месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий; развитие предпринимательской инфраструктуры; природно-климатические условия и т. п.).

Третий этап — выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке.

Четвертый этап — определение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности предпринимательские фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может значительно снизиться. Поэтому необходимо тщательно отслеживать все эти изменения и своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. С учетом возможности такой ситуации по каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

Пятый этап управления инвестициями — определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления, инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы в запланированных направлениях.

В результате осуществления перечисленных мероприятий формируется инвестиционный портфель, который представляет собой совокупность инвестиционных программ, осуществляемых фирмой.

Заключительный этап управления инвестициями — это управление инвестиционными рисками. На этом этапе необходимо вначале выявить риски, с которыми может столкнуться фирма в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, а затем разработать мероприятия по минимизации инвестиционных рисков.

9Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов

Методы оценки инвестиционных проектов делятся на два больших класса: простые методы и методы дисконтирования.

1. Простые (статистические) методы позволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых простыми методами, используются:

1) удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу выпуска продукции;

2) простая норма прибыли проекта (в процентах) отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или к инвестируемому акционерному капиталу;

3) простой срок окупаемости (период возврата инвестиций), рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений. Указанные показатели не учитывают неравномерность одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени, что приводит к необходимости использования более сложных критериев.

2. Методы дисконтирования. Нормативным документом, закрепляющим рыночные принципы оценки эффективности инвестиций в нашей стране, являются методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (первое издание было осуществлено в 1994 г., второе издание, переработанное и дополненное, в 2000 г.). Используемая в рыночной экономике оценка эффективности инвестиций основывается на ряде принципов: расчеты опираются на показатели денежного потока от производственной и инвестиционной деятельности; обязательно приведение показателей к текущей (дисконтированной) стоимости.

Дисконтированием денежных потоков называется приведение разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения.

В основе расчета критериев оценки инвестиционных проектов (NPV, /RR и др.) лежит прогноз денежного потока проекта. Элементы денежного потока определяются целой системой переменных величин. Изменение хотя бы одной переменной ведет к изменению всех элементов денежного потока, а также к изменению NPV и других критериев оценки инвестиционного проекта.

Анализ чувствительности (его еще называют сенситивным анализом) позволяет определить, насколько изменятся показатели чистой текущей стоимости проекта (NPV) и его внутренней нормы рентабельности (/RR) в ответ на изменение одной из переменных при условии, что все остальные величины не меняются. Анализ чувствительности начинается с построения базового варианта денежного потока инвестиционного проекта, составленного на основе ожидаемых значений переменных величин. Рассчитываются NPVи /RR базового варианта. Далее делаются предположения об изменении переменных величин, например: что произойдет, если объем продаж упадет на 10 %; цена на сырье возрастет на 10 % и т.д. В процессе анализа чувствительности неоднократно меняют каждую переменную, при этом другие факторы не меняются.

Метод сценариев предполагает анализ поведения денежных потоков инвестиционных проектов при одновременном изменении нескольких переменных проекта. Анализ сценариев предполагает построение, как минимум, трех вариантов сценариев инвестиционного проекта: оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного. Анализ сценариев позволяет более полно оценить риск инвестиционного проекта по сравнению с анализом чувствительности, но он ограничен рассмотрением только нескольких конкретных сценариев реализации проекта.

Метод Монте-Карло. Позволяет преодолеть эту проблему. Принцип случайности заложен в основу построения модели по методу Монте-Карло. Процесс моделирования на основе метода Монте-Карло включает следующие этапы:

1) программа моделирования случайным образом выбирает значение для каждой исходной переменной, основываясь на ее заданном распределении вероятностей. Например, выбирается значение объема продаж в натуральном выражении;

2) на основе значения, выбранного для каждой изменяемой переменной, и заданных значений других факторов, как то ставка налогообложения прибыли, амортизация, т.е. которые не изменятся в анализируемом периоде, определяется чистый денежный поток проекта по каждому году его реализации. Далее рассчитывается NPV проекта в данном компьютерном сценарии;

3) первый и второй этапы многократно повторяются, например 1000 раз, получаем 1000 NPV. В результате рассчитывается ожидаемое значение NPV и его среднее квадратичное отклонение.

10Формирование бюджета капиталовложений

Многие компании имеют дело не с отдельными проектами, ас портфелем возможных инвестиций. Отбор и реализация проектов из этого портфеля осуществляются в рамках составления бюджета капиталовложений. В бюджет можно включать все проекты, удовлетворяющие критерию или совокупности критериев, принятых в данной компании, но задача усложняется необходимостью учета при разработке бюджета ряда ограничений:

проекты могут быть как независимыми, так и альтернативными;

включение очередного проекта в бюджет капиталовложений предполагает нахождение источника его финансирования;

стоимость капитала, используемая для оценки проектов на предмет их включения в бюджет, не одинакова для всех проектов, она может меняться в зависимости от степени риска;

с ростом объема предполагаемых капиталовложений стоимость капитала меняется в сторону увеличения, поэтому число проектов, принимаемых к финансированию, не может быть бесконечно большим.

При формировании бюджета капиталовложений используют два основных подхода:

на основе применения критерия «внутренняя норма прибыли инвестиций». Этот подход состоит в следующем: все доступные проекты упорядочиваются по убыванию внутренней нормы прибыли инвестиций. Проект, внутренняя норма прибыли инвестиций которого превосходит стоимость капитала, от в портфель требует привлечения новых источников, что в свою очередь приводит к необходимости привлечения внешних источников финансирования. В результате происходит изменение структуры источников финансирования в сторону повышения доли заемного капитала, что приводит к возрастанию финансового риска компании и к увеличению стоимости капитала.

Наблюдаются две противоположные тенденции: по мере расширения портфеля инвестиций, планируемых к исполнению, внутренняя норма прибыли инвестиций проектов убывает, а стоимость капитала возрастает. Если число проектов-кандидатов на включение в портфель велико, то наступит момент, когда внутренняя норма прибыли инвестиций очередного проекта будет меньше стоимости капитала, т. е. его включение в портфель становится нецелесообразным;

на основе применения критерия «чистый приведенный эффект». Суть подхода: если никаких ограничений нет, то применяется методика бюджетирования, включающая следующие процедуры:

устанавливается значение ставки дисконтирования либо общее для всех проектов, либо индивидуализированное по проектам в зависимости от источников финансирования;

все независимые проекты с чистым приведенным эффектом больше нуля включаются в портфель;

из альтернативных проектов выбирается проект с максимальным чистым приведенным эффектом.

Если имеются ограничения временного или ресурсного характера, методика усложняется; возникает проблема оптимизации бюджета капиталовложений.

11Инвестиционная политика

Инвестиционная политика предприятия — сложная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

Разработка предполагает: определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов. Содержание инвестиционной политики организации состоит в определении объема, структуры и направлений использования инвестиций для достижения полезного эффекта.

Виды инвестиционной политики:

1) Консервативная — вариант политики инвестиционной деятельности предприятия, приоритетной целью которой является минимизация уровня инвестиционного риска. При осуществлении такой политики инвестор не стремится ни к максимизации уровня текущей прибыльности инвестиций, ни к максимизации темпов роста капитала.

2) Компромиссная (умеренная) — вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным.

3) Агрессивная — вариант политики осуществления инвестиционной деятельности предприятия, направленной на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска значительно выше среднерыночных

К инвестиц. целям или подцелям относятся: выработка стратегии и тактики экономической деятельности предприятия на краткосрочный и долгосрочный период; поиск наиболее эффективных объектов для инвестирования; выбор оптимального варианта инвестиционного проекта; поиск и оценка альтернативных источников финансовых ресурсов для осуществления инвестиционного процесса; достижение максимального результата в процессе реализации инвестиционной политики при минимальном возможном объеме капитала, продолжительности его эксплуатации и организационных усилий

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:

1) определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. Для этого требуется: оценить потребительский спрос на выпускаемую продукцию; выявить ожидаемый спрос на период намеченной инвестиционной политики предприятия; сравнить затраты на выпуск продукции с действующими рыночными ценами; выявить производственные возможности предприятия на перспективу; проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить неиспользованные резервы;

2) осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия;

3) происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Требуется определить: стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции на рынок сбыта; себестоимость заданного объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании; постоянные и переменные затраты; требующиеся объемы инвестиционных ресурсов; размер собственных и привлеченных средств, необходимых для реализации проекта; показатели эффективности проекта; риски, генерируемые проектом.

12Управление источниками долгосрочного финансирования

Долгосрочное финансирование имеет значение с позиции стратегии развития предприятия. Успешность повседневной деятельности предприятия в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными активами и пассивами.

Управление источниками финансирования учитывает деление оборотных активов на следующие группы.

Постоянный (системная часть) оборотный капитал – часть денежных средств, производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла (необходимый минимум для осуществления производственной деятельности).

Переменный (варьирующая часть) оборотный капитал – дополнительные оборотные активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса.

Управление источниками долгосрочного финансирования может строиться на основе четырех моделей. В каждой модели используются следующие обозначения: LTA – внеоборотные активы; CA – оборотные активы; PCA – системная часть оборотных средств; VCA – варьирующая часть оборотных средств; CL – краткосрочные пассивы; LTD – долгосрочные пассивы; E – собственный капитал; LTC – долгосрочные источники финансирования.

Идеальная модель. Предполагает, что оборотные активы по величине совпадают с кратко-

срочными пассивами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. Долгосрочный капитал используется исключительно как источник покрытия внеоборотных активов, т.е. численно совпадает с их величиной. Базовое балансовое уравнение имеет вид: LTC = LTA или CL = PCA + VCA.

Агрессивная модель. Означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и системной части оборотных активов, т.е. того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. Чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму. Базовое балансовое уравнение имеет вид: LTC = LTA + PCA или CL = VCA.

Консервативная модель. Предполагает, что варьирующая часть оборонных средств покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Базовое балансовое уравнение имеет вид: LTC = LTA + PCA + VCA или CL = 0.

Компромиссная модель. В этом случае внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов и примерно половина варьирующейся части оборотных активов финансируются за счет долгосрочных источников. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части. Базовое балансовое уравнение имеет вид: LTC = LTA + PCA + 0,5 х VCA или CL = 0,5 х VCA.

13.Традиционные и новые методы финансирования

Финансирование предпринимательских фирм — это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или, в более широком плане, процесс образования капитала фирмы во всех его формах.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал). Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего чистой прибыли и амортизационных отчислений. Различают активное и неактивное (скрытое) самофинансирование. В случае активного самофинансирования единственным источником покрытия потребностей предприятия служит прибыль, которой должно хватить для уплаты налогов в бюджетную систему, процентов за кредит, процентов и дивидендов по ценным бумагам эмитента, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных программ.

Источниками скрытого финансирования выступают: чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами); оценочные резервы; доходы будущих периодов; остатки фондов потребления; просроченная задолженность поставщикам и др.

Самофинансирование имеет ряд преимуществ:

за счет пополнения из прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия;

формирование и использование собственных средств происходит стабильно;

минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, гак как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

С развитием рыночных отношений и увеличением числа кредитных учреждений предприятия стали использовать, помимо самофинансирования, различные виды внешнего финансирования.

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов. Таким образом, внешнее финансирование означает, что капитал был предоставлен предпринимательской фирме из внешних источников. Основные формы внешнего финансирования — это эмиссия ценных бумаг, привлечение банковских кредитов, использование коммерческого кредита, продажа паев банкам или другим предпринимательским структурам, получение безвозмездной финансовой помощи и др.

Финансирование на основе заемного капитала не столь выгодно, поскольку кредитор предоставляет денежные средства на условиях возвратности и платности, т. е. не участвует своими деньгами в собственном капитале предприятия, а выступает в роли заимодавца.

14ЦЕНА И СТРУКТУРА КАПИТАЛА

Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам необходимо выплачивать дивиденды, банкам — проценты по кредитам и т.д.

Общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к общему объему, носит название цена капитала.

Ее можно определить как средневзвешенную величину капитала (СВК).

Методика расчета СВК:

· разделить сумму дивидендов по привилегированным акциям на сумму, мобилизованную в результате продажи этих акций;

· разделить сумму дивидендов по обычным акциям на сумму средств, мобилизованную в результате продажи этих акций, и нераспределенную прибыль;

· рассчитать среднюю расчетную ставку процентов к заемным средствам;

· определить удельный вес каждого из определенных источников средств в пассивах предприятия;

· перемножить стоимость средств по каждому источнику на соответственный удельный вес;

· подытожить результат.

СВК представляет собой минимальную норму прибыли, ожидаемую инвесторами от своих вложений. Выбранные проекты должны обеспечивать хотя бы не меньшую прибыльность.

В условиях высоких темпов развития и внедрения достижений научно-технического прогресса каждое предприятие, если желает остаться в рыночной среде, не сможет обойтись в процессе своей деятельности только собственными средствами. Но займы, предоставляя возможность развития и повышения прибыльности фирмы, в то же время формируют определенный уровень финансового риска. Для того, чтобы не потерять платежеспособность, при формировании оптимальной структуры капитала следует учитывать эффект финансового рычага (левериджа). В соответствии с концепцией западноевропейских финансистов:

Эффект финансового рычага -это прирост рентабельности собственных средств, полученный благодаря использованию заемных средств.

Уровень эффекта финансового рычага (ЭФР) определяется по формуле:

ЭФР = (1 — ставка налогооблагаемой прибыли) х (ЭР — СРСП) х ЗС / СС,

где

(ЭР — СРСП) — дифференциал;

ЗС / СС — плечо ЭФР;

ЭР — экономическая рентабельность активов, рассчитывается делением НРЭИ на валюту баланса.

НРЭИ — это нетто-результат эксплуатации инвестиций, рассчитывается как сумма балансовой прибыли и процентов по кредитам.

СРСП- средняя расчетная ставка процента (финансовые затраты на 1 грн. заемных средств в процентах).

ЗС — заемные процентонесущие средства.

СС — собственные средства.

Наиболее важные правила:

1. Если новый заем приносит предприятию увеличение уровня ЭФР, это выгодно. Но при этом необходимо следить за состоянием дифференциала: при возрастании плеча финансового рычага банкир стремится компенсировать возрастание своего риска за счет повышения цены кредита.

2. Риск кредитора выражается через величину дифференциала: чем он больше, тем меньше риск, и наоборот.

3. Финансовый менеджер-профессионал не станет увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.

4. Дифференциал не должен быть отрицательным.

5. Эффект финансового рычага должен равняться 1/3… 1/2 уровня экономической рентабельности активов.

Чем больше сила влияния финансового рычага, тем больше финансовый риск, связанный с предприятием:

· возрастает риск невозврата кредита с процентами для банкира;

· возрастает риск падения дивидендов и курса акций для инвестора.

Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов и капитала предприятия. Для сохранения их стоимости проводят индексацию, которая представляет собой способ сохранения реальной величины денежных ресурсов (капитала) и доходов в условиях инфляции. В основе его лежит использование разных индексов. При анализе и прогнозе финансовых ресурсов необходимо также учитывать изменения цен, для чего используются индексы цен.

Индекс цен — показатель, характеризующий изменение цен за определенный промежуток времени. Различают индивидуальный (одно-товарный) и общий (групповой) индексы. Индивидуальный индекс цен [Z] рассчитывается как отношение цены конкретного товара отчетного периода [Р1] к цене базисного периода [Р0]:

Z = Р1/Р0

Общий индекс цен определяется на основании агрегатного индекса:

G = Р1N1/ Р0N1,

где

G — общий индекс цен;

N1 — количество товара, проданного за отчетный период.

Индексы цен могут применяться: во-первых, для оценки динамики покупательной способности потребителей в отчетном периоде; во-вторых, для прогноза необходимых в будущем финансовых ресурсов, исходя из существующей тенденции цен.

Для анализа и прогноза количественных показателей хозяйственной деятельности используют также индексы стоимости (выручки, товарооборота) и другие.

15.Средневзвешенная и предельная цена капитала

Понятие предельной цены капитала тесно связано с понятием чистых активов, так как уставный капитал фирмы не может быть меньше величины чистых активов, в противном случае общество должно принять решение о своей ликвидации.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, получаемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, его пассивов, принимаемых к расчету.

В состав активов, принимаемых к расчету, входят:

нематериальные активы;

инвестиции;

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев;

основные средства;

незавершенное строительство;

запасы;

НДС по приобретенным ценностям;

денежные средства;

иные активы, за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом для их последующей перепродажи или аннулирования.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap