саратовский трамвай



3

ВВЕДЕНИЕ.

Идея перемещения овладела человеком с тех пор, как только было изобретено колесо. Сегодня невозможно представить ни одного города на земле, в котором бы не решалась проблема общественного транспорта.

Когда города были небольшими, люди по делам, и в гости добирались пешком. Шло время, расстояния увеличивались, появилась потребность в создании городского общедоступного транспорта. Его главными критериями стали: регулярность движения, удобство и безопасность пассажиров, мобильность, доступность в оплате, экологическая чистота.

В Саратове потребность в использовании общественного транспорта появилась во второй четверти 19 века. Территория города проходила тогда по берегу Волги от Глебычева оврага до улицы Ильинской (Чапаева). Расстояние в 3 – 4 версты, отделяющие волжский берег от западной окраины города заставляло жителей искать какой – либо транспорт.

Сначала единственным видом транспорта был извозчик. Этот промысел в Саратове был хорошо развит. В 1887 году в городе числилось 786 пассажирских извозчиков и 695 грузовых. Их стоянки находились в наиболее людных местах: на площадях, у базаров, на пересечении оживленных улиц. Кроме основной функции – перевозки пассажиров и грузов, извозчики были агентами постоялых дворов и гостиниц, поставляя их владельцам клиентов за определенную плату. В окнах гостиниц были выставлены плакаты с надписями «Свободные места есть. Извозчикам просьба не верить».

Не все могли взять извозчика из – за высокой платы за проезд. Официальная такса в 1912 году составляла 40 копеек. А рабочий в месяц зарабатывал от 4 до 7 рублей. Немногие пассажиры могли заплатить за одну поездку десятую часть своей зарплаты. Поэтому нельзя считать извозчиков основателями городского общедоступного транспорта, так как

4

нарушался один из принципов – доступность.

В 1861 году население Саратова составляло менее десятой доли его современной численности. После отмены крепостного права население города быстро растет. А когда через Саратов прошла железная дорога, связавшая его с другими крупнейшими городами европейской России, стало совершенно очевидно, что губернскому городу одними извозчиками не обойтись.

Первым общедоступным видом городского транспорта стала конная дорога, которая просуществовала в нашем городе в течение 20 лет. На смену конки пришел более современный вид перевозки пассажиров – электрический трамвай. Трамвай в России начала 20 века не был широко распространен. Кроме Москвы, Санкт-Петербурга было открыто движение в крупных торгово-промышленные городах: Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде Казани, Самаре, Саратове, Царицыне.

Цель данной работы – рассмотреть историю возникновения городского пассажирского транспорта, в первую очередь трамвая. Это самый старый вид перевозки пассажиров. В декабре 2008 года саратовский трамвай отметил свой 100 юбилей.

Для написания работы была использована следующая литература: работы саратовских краеведов: Ю.Сафронова, В.Семенова. Так же использовались энциклопедии по развитию техники, которые дают возможность рассмотреть историю возникновения городского транспорта от конки до фуникулера. Были привлечены интернет – ресурсы.



5

Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.

Френсис Бэкон.

Глава I. Колесики, вагончики, лошадка или как все начиналось.

В начале 18 века для перевозки пассажиров и грузов использовались большие конные кареты: дилижансы и омнибусы. Дороги находились в плачевном состоянии, и поездка превращалась в мучение. Со временем карету заменили вагонами, а обычную дорогу рельсами. Так в городах появилась конно-железная дорога, первый общедоступный вид транспорта. Поездка в ней стала быстрой и удобной.

Конка представляет собой вагон, который катит по рельсам конная упряжка. Конная дорога появилась позже железных дорог, и поэтому идея рельсового пути, по которому движется вагон, была заимствована оттуда.

Рельсовые пути впервые появились в шахтах Чехии, Саксонии, Англии в 15 – 16 веках для откатки вагонеток с углем. Двигать вагон груженый углем по рельсовому пути оказалось намного легче и быстрее. Позднее в тележки, поставленные на рельсы, стали впрягать лошадь, она могла вести больший груз, чем по обычной дороге. По грунтовой дороге каждая тонна груза требовала от лошадей тяглового усилия до 100 килограмм, а по рельсовому пути эта цифра снижалась до 20.

В 1804 году английский горный инженер Ричард Тревитик предложил для перемещения повозок по рельсовому пути заменить мускульную силу человека и лошади паровым двигателем.

В России первую железную дорогу построили уральские мастера отец и сын Черепановы. Паровоз Черепановых стал ходить в 1834 году на Выйском заводе семьи Демидовых. Он перевозил грузы массой более 3 тонн со скоростью 16 км/ч. Многие люди, в том числе и серьезные ученые в то время считали опасным ездить быстрее, чем скачет лошадь и выступали против паровозов. «Что может быть нелепее и смешнее предположения,

6

что паровозы могут ходить быстрее лошади? Лучше стать перед жерлом пушки, чем рисковать ехать с такой скоростью на машине», — писал один инженер в английском журнале, когда Стефенсон изобрел паровоз.

В 1838 году была открыта Царскосельская железная дорога общего пользования, соединившая Петербург с Царским Селом и Павловском, пассажиры первое время перевозились в конных вагонах. Используя лошадей, хотели устранить опасность использования парового двигателя и, вместе с тем, пользоваться удобствами перевозки пассажиров по рельсовым путям.

Паровозы не самый экологически чистый вид транспорта. Дым, копоть, летящие из трубы, значительно ограничивали применение паровой тяги в городах. В 19 веке над крупными городами весели тучи копоти, воздух был отравлен. Использовать в городских перевозках паровозы оказалось нецелесообразным. Заимствовав идею движения вагона по рельсовому пути в городском транспорте, от паровоза пришлось отказаться.

Паровоз заменила лошадь. Уступая ему в скорости, она не производит такого шума и грязи. Человек, привыкнув к ней за многие века, перенес свою привязанность к новому виду городского транспорта. Непосредственным предшественником электрического трамвая была конка — городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными.

Первые в мире городские конки открылись в Балтиморе в 1828 году, в Нью-Йорке в 1832 году и в Новом Орлеане в 1834 году. Однако, по-настоящему успешными конки стали только после того, как в 1852 году Альфонс Луба изобрёл рельсы с жёлобом для реборды колеса, которые утапливались в полотно дороги. Поэтому изобретателем конки будем считать Луба. До этого использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что значительно мешало уличному движению. В вагон конки обычно впрягали одну или двух лошадей. Конные дороги строились в Вене, Будапеште, Париже.

В Москве конная дорога предназначалась для перевозки посетителей Политехнической выставки в 1872 году. Она представляла собой экипаж,

7

иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовому пути катит пара лошадей, управляемая кучером. Проезд на втором этаже стоил 3 копейки, пассажиров, пользующихся вторым этажом, шутливо называли трехкопеечные империалисты. Женщин на второй этаж не пускали.

Инициаторами создания конной дороги в Саратове стали известный предприниматель Леонид Петрович Блюммер и титулярный советник Николай Андреевич Рубинский. Торжественное открытие состоялось 29 апреля 1887 года. Сеть первоначально состояла из двух линий: по улице Московской от железнодорожного вокзала до Музейной площади; по улице Чернышевского от Московской до Горького. Время работы с 7 утра до 10 вечера. Интервал движения 10 минут. Стоимость проезда 5 копеек в первом классе и 3 копейки во втором классе.

Со временем перестала устраивать скорость движения конного трамвая – 8 км/ч. Москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка». Конка исполнила свою роль, пришло время электрического трамвая.

Интересно происхождение слова «трамвай». Есть мнение, что свое имя трамвай получил от имени бельгийского инженера Бенджамина О’Трама, строившего трамвайные линии по всей России. Однако слово уже существовало в то время, когда электрического трамвая еще не было. «Трамвай» — это английское слово, происходит от «tram» — вагон и «way» — дорога, путь. Так назывались в эпоху мануфактур деревянные лежневые пути в горных копях. В русском языке слово «трамвай» приобрело два значения: городская наземная электрическая дорога и вагон этой дороги.

8

В городе – сотни дорог, вечность в себе таящих

Город – всегда диалог прошлого с настоящим.

Р. Рождественский

Глава II. Трамвай в Саратове.

19 век является «золотым» не только для нашей литературы, он такой же «золотой» и для многих достижений в области техники, и хотя веком научно – технической революции считается 20 век, широкое распространение электричества началось в 19 веке.

Русские ученые и изобретатели Б. С. Якоби, П. Н. Яблочков в 1838 году разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта. А первым изобретателем-практиком стал русский учёный Фёдор Аполлонович Пироцкий. Ещё в 1876 году на участке железной дороги между Белоостровом и Сестрорецком он испытывал принцип передачи электроэнергии по рельсам. Однако все осталось на уровне эксперимента.

Изобретателем трамвая является Вернер Сименс, который в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине уже катал пассажиров в разработанных им вагонах на электрической тяге. За четыре месяца услугами нового транспортного средства воспользовались 86 000 посетителей выставки. После успеха с выставочным аттракционом, Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд. Моторный вагон получал ток напряжением в 100 вольт через оба рельса. Мощность мотора трамвая составляла 5 киловатт. Максимальная скорость движения составляла 20 км/ч. В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым, открыв трамвайное движение.

В 1880 году Фёдор Аполлонович Пироцкий сумел «двинуть» (как выражались в газетах) на электрической тяге вагон конки с империалом. Питание обеспечивала расположенная рядом миниатюрная электростанция.

9

Ток поступал в мотор по изолированным рельсам конки.

Первый трамвай в России пустили 2 мая 1892 года в Киеве, строил его инженер и предприниматель А. Е. Струве. Первая линия длиной в 1,5 км соединила Подол с Крещатиком. Электропитание моторных вагонов производилось посредством воздушных проводов. Применение третьего контактного рельса оказалось удобным только для метро. Вскоре трамвай появился в 10 российских городах. В Петербурге и Москве трамваю пришлось выдержать острую борьбу с конками, в Киеве такой борьбы практически не было из-за сложного рельефа — лошади не справлялись с крутыми подъёмами.

Строительство трамвая в Саратове началось в 1906 году. К этому времени численность населения города составляла 190 тысяч человек, и Саратов входил в тройку самых значимых поволжских городов, наравне с Казанью и Нижним Новгородом.

Началом строительства трамвайных коммуникаций считается 7 июля 1907 года. В этот день Саратовская городская управа утвердила проект строительства. Все работы по строительству и эксплуатации трамвая выполняли Бельгийское акционерное общество и Бельгийское общество саратовских электрических трамваев и освещения.

Для электроснабжения трамваев, освещения улиц, домов была построена центральная электростанция, которая до пуска СарГРЭС в 1920 была единственным источником электроснабжения предприятий.

В августе 1906 года началась укладка трамвайных рельсов по Ильинской улице. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошёл пробный трамвай. Осмотр начался по улице Московской, от железнодорожного вокзала до пристаней на Волги и обратно. В трамвае находились представители города. Туда трамвай шел нормально. А на обратном пути вдруг остановился. Сгорел предохранитель, остановка продолжалась 2 – 3 секунды, потом трамвай понесся вниз. Поднялся переполох, пробежав

10

полверсты, вагон остановился. Так пробная катка едва не закончилась катастрофой.

11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение. В конце октября 1909 года в городе действовало уже девять трамвайных линий, проходивших по улицам, где ранее проходили маршруты конки: Немецкой, Московской, Ильинской (Чапаева), Константиновской (Советская), Большой и Малой Горным, Большой Сергиевской (Чернышевского), Александровской (М. Горького).

За пять лет (1907 – 1912г.г.) было проложено 9 трамвайных маршрутов общей протяженностью путей 46 км, по городу курсировало 60 моторных и 15 прицепных вагонов.

Всего за несколько лет трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Публика хлынула на новинку, вагоны были переполнены. В течение 1909 года трамваем было перевезено 11011702 человека, годовая выручка составила 414318 рублей.

В 1910 году была проведена линия из центра города в дачный район до Кумысной поляны, Трофимовского разъезда (5-я Дачная). Вклад трамвая в историю города отмечен даже в топонимике города, микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 3-я Дачная, 5-я Дачная, 6-я Дачная.

Итак, в Саратове появился новый общедоступный городской транспорт – трамвай. В городских и губернских газетах того времени почти ежедневно появлялась информация о трамвайных делах. Это убеждает в значительности этого события для экономической и культурной жизни города.

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

До начала 19 века грузовые и пассажирские перевозки осуществлялись в основном по рекам. Наземный транспорт был гужевым на конной тяге. Но развивающаяся промышленность требовала более совершенного вида транспорта. Им стала железная дорога, перевозившая грузы с высокой скоростью. Но в городских условиях она оказалась неудобной, из – за громоздкости, шума, грязи. Поэтому для городских нужд железная дорога была модернизирована. Так появилась городская конная дорога. Прослужив более 20 лет, она уступила место электрическому трамваю.

В России трамвай полюбили. За многие годы он вписался в гармонию улиц и площадей, стал неотъемлемой частью облика города, его жизни и истории. Трудно представить себе как решалась бы проблема перевозки пассажиров без «старого доброго трамвая». Была построена разветвлённая сеть линий в Заводском районе города, в микрорайон «Солнечный» и новое (Ленинское) трамвайное депо.

Долгое время трамвай оставался основным видом городского наземного транспорта. Проезд стоил 3 копейки, вагоны были вместительны и удобны, линии проложены по основным городским магистралям, связанным в единое транспортное кольцо.

Наряду с достоинствами трамвай имеет и недостатки. Требуется специальная полоса движения на улицах, вагон имеет большой радиус поворота, что мешает автомобильному потоку и становится причиной заторов. В 1990-е годы были ликвидированы два важнейших маршрута в центре города: 1 и 15, связывавшие железнодорожный вокзал, улицу Чапаева, улицу Чернышевского и площадь Орджоникидзе. Периодически поднималась тема дальнейшей ликвидации трамвайного движения, под угрозой были 11 маршрут, линии по улице Кутякова, Б. Горной и Мирному переулку.

Подвижной состав не обновлялся более 10 лет, состояние путевого хозяйства едва ли можно признать удовлетворительным. Несмотря на подобное отношение властей, трамвай остаётся главным транспортом города. Чтобы перевезти в час-пик столько же народа, сколько перевозит трамвайная сцепка из двух вагонов, необходимо более 30 маршрутных Газелей. Ликвидация трамвая приведёт к полному транспортному кризису и к ухудшению экологической обстановки.

12

Сейчас, во всём мире и даже в насквозь автомобилизированных Соединённых Штатах Америки идёт возрождение трамвайных линий.

В июне 2007 года были озвучены планы модернизации трамвайной сети. Предполагается реконструировать маршрут трамвая № 3. На наиболее загруженных автотранспортом участках трамвайные пути будут пересекать автодорогу по эстакаде, конечной остановкой станет не Мирный переулок, а Детский парк. Маршруты трамваев № 9 и 10 также будут сокращены до Детского парка. Наземная трамвайная линия, связывающая Детский парк и Мирный переулок должна быть ликвидирована, а вместо неё в перспективе планируется построить подземную линию длиной около 1 км.

В конце 20 века была разработана концепция скоростного трамвая. Такой опыт в нашей стране есть. В Волгограде скоростной трамвай пустили под землей, в туннелях неглубокого залегания. Он не мешает другому транспорту и может развивать скорость 80 км/ч. Город получил удобный, скоростной, экологически чистый вид транспорта. Строительство скоростного трамвая обходится дешевле метро, а пассажиров он перевозит не меньше.

Остаётся надеяться, что в будущем отношение к трамваю изменится, и его лучшие времена ещё впереди.

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1 Этимологический Словарь русского языка. СПб, 2005.

2 Большой Энциклопедический Словарь. М. 1998.

3 Э. Маркс. История открытий. М, 1996.

4 А. Ивич. Приключения изобретений. М, 1990.

5 В.Ф. Хотиненков. Все о технике. М.1996.

6 Техника. Энциклопедия Аванта+. М, 2001, том 14.

7 История саратовского края с древнейших времен до 1917 года. // под ред. М.В. Булычева, А.В. Воронежцева, Е.К. Максимова, В.П .Тотфалушина/ Саратов, 1996.

8 В.Н. Семенов. В старину саратовскую. Саратов, 1999.

9 А.И. Яшин, В.Х. Валеев. Сто страниц о Саратове. Саратов, 1991.

10 Путеводитель. Прогулки по Саратову. Саратов, 2003.

11 Конка, трамвай, троллейбус. Саратов, 1987.

12 В.Костин, П.Терентьев. Вчера, сегодня, завтра. Саратов, 1970.

13 Ю.А. Сафронов Саратовская конка. // «Саратовские вести». 2002, 24 мая/.

ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ

1 http//ru.wikipedia

2 http//tram.ruz.net/history/ivanov01

САРАТОВСКИЙ ТРАМВАЙ

(ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Выполнил: ученик 9 а класса

Клочков Кирилл

Руководитель: Т.Ю. Клочкова

Саратов 2010

2

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Колесики, вагончики, лошадка или как все начиналось……………..5

Глава II. Трамвай в Саратове……………………………………………………. 8

Заключение……………………………………………………………………… 11

Список используемых источников и литературы …………………………….13








sitemap
sitemap