роль языковых явлений в тексте



 

 

Цитата

 

Комментарий

 

1

 

 

Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Ф.И. Буслаев

 

Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многознач-ное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте.

 

 

2

 

«Эпитеты –   одежда слов».

В.А. Солоухин

 

Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнитель-ную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения:

— подчеркивают характерные признаки,

— уточняют отличительные признаки,

— оценивают предмет и выражают авторскую оценку.

 

 

3

 

«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Н.М. Шанский

 

Высказывая собственную точку зрения, человек использует СПП с придаточным дополнительным (Считаю, что… Убеждён в том, что…).Аргументировать своё мнение ему помогают СПП с прида-точными причины, цели, следствия и т.п.

 

 

4

 

«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».

Н.М. Шанский

 

Стремясь широко охватить тему, говоря-щий использует такую форму речи, как монолог.

Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распростра-нённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически.

 

5

 

«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

Н.С. Валгина

 

Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную.

Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.

 

 

6

 

«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

Л.Т. Григорян

 

БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания.

Смысловые отношения между частями БСП:

-одновременность и последовательность (запятая и точка с запятой),

— противопоставление (тире),

— значение времени и условия (тире),

— следствие (тире),

-причина (двоеточие),

— пояснение и дополнение (двоеточие).

 

 

7

 

«Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

А.А. Аверинцев

 

При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.

 

 

8

 

Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Н.С. Валгина

 

Одна из функций знаков препинания – функция выделения.

Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки.

Выделяемые конструкции:

-обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства;

— уточняющие члены предложения;

— вводные слова и предложения;

— обращения и междометия;

— прямая речь и цитаты;

— утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

 

 

9

 

«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Л.Ю. Максимов

 

Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий.

Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.

 

 

10

 

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г. Паустовский

 

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет опреде-лённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

 

 

11

 

«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

В.Г. Ветвицкий

 

В предложении существительное вступает в грамматически организованные соеди-нения с другими словами, образуя слово-сочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависи-мого слова уподобляются формам главно-го (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово.

 

 

12

 

«Наша речь –   важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Л.С. Сухоруков

 

Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.

 

 



13

 

«Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, –   частиц и союзов».

И.Г. Милославский

 

Служебные слова наряду со знаменатель-ными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому.

Союзы играют роль скреп между синтак-сическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними:

— сочинительные: соединительные, противительные, разделительные;

— подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д.

Частицы придают различные дополни-тельные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные, усилительные, отрицательные и т.д.

 

 

14

 

«У каждой части речи свои достоинства».

А.М. Пешковский

 

Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков.

«Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения.

 

 

15

 

«Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».С.И. Ожегов

 

 

Культура речи является одним из показа-телей общей культуры человека и заклю-чается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличитель-ным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.

 

 

16

 

«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

И.Г. Милославский

 

Повтор (полное или частичное повторе-ние корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм.

Сложные слова:

— прилагательные со значением усиления признака (= очень),

— глаголы со значением непрерывности/интенсивности действия,

— наречия с усилительным значением.

Лексический повтор используется для

-обозначения большого числа предметов/явлений,

— усиления признака, степени качества или действия,

— указания на длительность действия,

— подчёркивания каких-либо деталей в описании,

— создания экспрессивной окраски.

Повтор звукоподражательный (тук-тук-тук…)

 

 

17

 

«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Л.А. Новиков

 

Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительно-сти в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка).

 

 

18

 

«Местоимение –   удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

А.А. Реформатский

 

Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания.

 

 

19

 

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

А.А. Реформатский

 

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

 

 

20

 

«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

Дж. Свифт



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap