психология коллоквиум 1 точка



Возникновение научной психологии.

В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах..

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. -года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы — ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.

Представителей другого направления — функционализма — интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания — в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов — понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи.

И структурализм и функционализм занимались изучением явлений, доступных осознанию.

Одновременно в конце XIX — начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными,

. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления. Одно с помощью точных научных методов пыталось изучать ощущение и восприятие.

Второе рассматривало высшие психические процессы — память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки.

В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению внешнего поведения, другое — психоанализ — к изучению бессознательных процессов.

Сознание как высший уровень развития психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности —знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

“Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

В истории отмечено много случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление) , но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.

С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.

Изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности —речь.

Также, в труде возникают сознательные действия, формируется мышление человека, его воля.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность —отражение мира через общечеловеческие знания и позиции.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Самосознание —концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.

Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

1) бессознательно-инстинктивным уровнем;

2) подсознательно -импульсным уровнем;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций) ;

2) привычно — автоматизированные подсознательные действия;

3) сознательные, волевые действия.

 

Методы исследования в психологической науке

 Методы психологии сначала разрабатываются в научных исследованиях, потом переходят к психологу-практику и служат раличным целям: -диагностики, — развития и коррекции, -психопрофилактики и т.п.

Поэтому психологические методы, хотя и могут быть подразделены на исследовательские, диагностические, развивающие, психокоррекционные, психопрофилактические, но, все же часто выступают в нескольких ролях. Например, беседа может быть и диагностическим, и развивающим, и психопрофилактическим методом. Диагностический метод может применяться и для исследований, и для практической работы.

Как и во всякой науке, в психологии основными способами сбора данных являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — внешне самый простой метод, но на самом деле требует хоршей профессиональной подготовки и знаний.

Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности и психических проявлений.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственным мнением.

Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые пристрастия, которых он не может проконтролировать. Например, необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот.

Несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение — эффективный метод психологического исследования. Он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.

Основным методом исследовательской работы психолога является эксперимент. 

Различаются три основных вида эксперимента: -лабораторный, -естественный, -формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованиемЕстественный эксперимент предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами.Формирующий эксперимент выявляет закономерности развития определенных качеств, способностей путем активного их формирования. Например, известен опыт ученых, в результате которого внимание можно сформировать через развитие у человека умения контролировать себя, свои действия.

Самосознание человека.

Существенной особенностью сознания человека является самосознание.

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание —целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Развитие и оснаправления отечественной психологии,

Отечественная психология в начале своего развития развивалась в

двух основных направлениях — философско-религиозного и естественно-научного.

 Первое направление представляет выдающийся отечественный философ В. Соловьев (1853-1900). Вместе с  Н.Я. Гротом (1852-1899), Л.М.Лопатиным и др. – они считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями экспериментального исследования человеческой психики. Его представители — выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936.

. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры мозга в соотношении внешними раздражителями, которые запускали их действие.Для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной системы.

После Октябрьской революции отечественная психология продолжала развиваться.

Возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология попала под идеологическое давление, и исследование психических явлений происходит с помощью административных методов.

Запрещается направление психологии как науки о душе. Ее основатели изгоняются из институтов. В качестве единой базы советской психологии выдвигается марксизм.

Но все же психология продолжала развиваться вопреки советской идеологии. И на основе сущности человека, как основы его существования, развивались различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Движущие силы развития психики

Движущие силы – по Выготскому,  являются – обучение. а по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. К теории онтогенетического развития психики относятся биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков.

Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В. Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и среды на психическое развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психическое развития – развитие связано с перемещением либидо (главный мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).



sitemap
sitemap