психология 33-43



33. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект является самой мощной эмоциональной реакцией. Аффект (от лат. affectus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характеристики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, человеку трудно сосредоточиться, предвидеть результаты своих поступков и целесообразное поведение становится невозможным.

Аффект  есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Как  пишет А.Г. Фортунатов, если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Аффект как разновидность эмоций  характеризуется:

быстрым возникновением;

очень большой интенсивностью переживания;

кратковременностью;

бурным выражением (экспрессией);

безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями: в состоянии аффекта человек не способен  держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершенного,  вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про  такого человека говорят, что он находится  в беспамятстве;

диффузностью: сильные аффекты захватывают  всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу.

Подготовительная фаза. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение.

Фаза взрыва. С биологической точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Происходят агрессивные действия – нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации.

Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.

 

Можно выделить две функции аффекта:

1. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает личности способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции.

2. Регулирующая функция аффекта состоит в образовании аффективных следов, дающих себя знать при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможности ее повторения.

Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект может уменьшать, но не исключает ответственности.Патологический аффект характеризуется полным помрачением сознания и неуправляемым импульсивным действием. Он является обстоятельством, исключающим вменяемость.

34. Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным моральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют преодолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix — энергия, затраченная на представление понятий, идей, образов, символов) — первоначально понятие катарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис — соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos — деятельный) — чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удовольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти — абсолютно доминирующие чувства, которые захватывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Высшие чувства  это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические,  интеллектуальные и практические.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Эстетические чувства  это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п.  Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» — деяние, деятельность) – это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства  характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

35. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектовчувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие,

восторг,

радость,

уверенность,

симпатия,

любовь,

нежность,

блаженство.

К негативным эмоциям принадлежать:

злорадство,

месть,

горе,

тревога,

тоска,

страх,

отчаянье,

гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,

изумление,

безразличие.

Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой — обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности. 

36. Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом

В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины; испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);

4) влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

37. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицинефизиологиипсихологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

38. Стресс – общая неспецифическая реакция организма на действие раздражителей самой разной природы. Описан как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Она протекает универсально, по общим закономерностям в ответ на разные раздражители. Селье называет стресс общим адаптационным синдромом. Он состоит из 3 фаз:

Реакция тревоги – проявляется в усилении работы эндокринной системы организма. Активизируется работа гипофиза, вилочковой железы, коры надпочечников. Происходят гормональные изменения. Селье рассматривает их как полезную приспособительную реакцию организма в ответ на стресс (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть);

Стадия резистентности. Заключается в восстановлении запасов тех гормонов, которые были израсходованы в состоянии тревоги. Адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора);

Стадия истощения. Наступает в том случае, если стрессорные условия продолжают свое воздействие на организм. Это повторная реакция тревоги, но уже без последующей стадии резистентности.

Стресс — это не только нервное перенапряжение, но и любое воздействие, непривычное для организма, будь то эмоции: радость, гнев, страх, ненависть, любовь или сильный холод, жара, инфекция. Можно сказать, что стресс — это реакция организма на сильное чувство или ощущение. Севье считал, что избегать стрессовых ситуаций невозможно и не нужно, ведь стресс — это и есть жизнь, а его отсутствие означает смерть. Благодаря стрессу человек развивается и физически и эмоционально.Понятие о дистрессе также принадлежит канадскому ученому. Если стресс — это напряжение или давление, то дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах, т.е. горе, несчастье. Именно это понятие мы употребляем в обиходе.

 

39. При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом — происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: например, сердечно — сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Во втором случае перестройки функциональных систем как таковых не происходит. При этом реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальных характер. Например, физические раздражители (сильная жара или холод, сильный шум, духота и т.п.), действуют на низшие сенсорные механизмы, а такие раздражители как кофе, никотин, различные нейролептики и т.д. — действуют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т.п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т.п., человек лишь усиливает отрицательные эффекты стресса

4 пути преодоления психологического стресса

 

Путь «Пофигиста»

Здесь рекомендуется просто «забить». «Положить» на неприятную ситуацию и не делать с ней ничего. Это, пожалуй, самый частый совет, который Вы, возможно, не раз слышали от своих друзей и знакомых.

Плюсы: в некоторых случаях, это, действительно, весьма рациональный способ борьбы, который осуществить достаточно просто;

Минусы: главный недостаток способа в том, что далеко не всегда понятно на что «забивать» без последствий можно, а на что нет. Если же «забивать» на все подряд — это неизбежно вызовет проблемы, если не сразу, то спустя какое-то время. А если не «забивать» ни на что — метод просто не работает. Вторым минусом является то, что далеко не всем ясно КАК именно «забивать».

Путь «Броненосца»

Здесь рекомендуется повысить собственную стрессоустойчивость до максимума, развить выносливость (или «толстокожесть»). Это позволит Вам выдержать бОльший стресс в течении бОльшего времени.

Плюсы: это хороший совет, Жизнь постоянно ставит нас перед разными испытаниями, и иметь высокую стрессоустойчивость полезно.

Минусы: это общий совет. Он малоприменим к конкретному стрессу, или, когда ты «уже дошел до крайности». В любом случае, это, к сожалению, лишь временная полумера, которая дает отсрочку до неизбежного срыва. Еще одним существенным минусом является то, что сдержививаемый в себе стресс расшатывает нервную систему. При таком раскладе человек спокоен лишь внешне, а внутри очень напряжен — взвинчен или, напротив, глубоко несчастен.

Путь «Весов»

Здесь рекомендуется уничтожать негативные эмоции приятными в соотношенении 1:1. То есть, на единицу негатива тратится единица позитива. Например, облили грязью из-под колес твой новый плащ — два раза сходи в кино на любимый фильм и побалуй себя вкусным мороженым.

Плюсы: это сравнительно быстро и действует успокаивающе.

Минусы:  этот способ доступен не всегда. На практике же, чаще всего, им вовсе никто не пользуется . Так как в состоянии стресса человек настроен думать о плохом, нежели вспоминать или придумывать хорошее. Кроме того, во врмя стресса обычно вообще продуктивно не думается. Другим минусом здесь будет то, что, когда мы избавляемся от негативных эмоций через уничтожение их позитивом, мы уничтожаем также и позитив (в соотношении 1:1). Т.о., мы просто их «сравниваем», то есть выходим в «НОЛЬ».

Путь «Идеальный»

Этот путь принципиально отличен от первых трех. Здесь мы сосредотачиваемся не на том, чтобы рассеять свое внимание и игнорировать стресс-фактор (как в первом случае). И не на том, чтобы усилить свое сопротивление (второй путь) или уравновесить «зло добром» (третий). А на том, чтобы избавиться от самого стресс-фактора.

Метод состоит в том, чтобы быстро опознать, правильно идентифицировать и особым образом обработать стресс-факторы (источники стресса). НЕТ стресс-фактора — НЕТ  и стресса. Пожалуй, лучшее решение — если нет источника напряжения, ничего не надо в себе сдерживать, и ни от чего не надо избавляться :-)

Плюсы: 90% стресса можно устранить этим способом раз и навсегда, т.к. психологический стресс, как правило поступает в нашу Жизнь из одних и тех же повторяющихся источников. Метод позволяет осознанно избегать всего того, что расстривает, раздражает, напрягает и, так или иначе, мешает жить счастливо и радостно.

Минусы: пожалуй только один — Вы больше не сможете ссылаться на то, что все вокруг против Вас, и Вы ничего не можете с этим поделать. Впрочем, это тоже плюс. Ведь так Вы страхуете себя от депрессии в позиции жертвы.

Четвертый Путь хорошо иллюстрирует известный анекдот:

— Странно, ты не пьешь, не куришь, не употребляешь наркотики — как же ты расслабляешья?

— Да я и не напрягаюсь :-)

Названия путей преодоления стресса мои — авторские. Это не все возможности борьбы со стрессом, но я решил поделиться с Вами лучшими — теми, что реально работают. И работают без последствий. В отличие, например, от «Пути Алкоголика» или «Пути Сектанта» :-)

40. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне. 

41. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. 

42. В общем смысле адаптация, по определению В.И. Медведева [83], рассматривается как «системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности». По другому определению [32], адаптация — это «совокупность реакций живой системы, поддерживающих ее функциональную устойчивость при изменении условий окружающей среды». К.К. Платонов [104] определяет адаптацию как«пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним». Как указывает Р.М. Баевский [12], процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Для описания результата адаптационного процесса используется также термин «адаптированность«. Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью [155]. Согласно Ф.Б. Березину [15], психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды. Тем самым понятие психической адаптации является экстраполяцией принципа гомеостатического уравновешивания на взаимодействие индивида и его окружения [110]. В то же время имеются и альтернативные точки зрения. Так, В.М. Воробьев [37; 38] к психической адаптации относит психическую регуляцию только в состоянии стресса, в проблемной психической ситуации, признаки которой включают: а) наличие потребности в разрешении глобального конфликта; б) принципиальную неразрешимость глобального конфликта привычными средствами; в) связанную с этим высокую степень психической напряженности.

К.К. Платонов [104] выделяет следующие взаимосвязанные виды психической адаптации (и соответственно дезадаптации) человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:

1) (психоизиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функциии в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие — собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.

2) Собственно психологическая [или психическая — примаше] адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.

 3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.

В отличии от ценностных доминант, представляющих собой идеальный план культуры, этнические константы являются проявлением адаптивнозащитного плана культуры. Причем культура имеет в себе несколько уровней адаптации. Выше мы уже упоминали о них, а теперь представим их иерархию в систематической форме.

1. Первичная адаптация, где в качестве защитного механизма выступает сама этническая культура — то есть, такое первичное структурирование мира, которое дает человеку принципиальную возможность действовать. Результат первичной адаптации — формирование «центральной зоны » этнической культуры, содержанием которой являются этнические константы. Защитный фильтр срабатывает, когда поток информации идет извне внутрь, то есть из сознания в бессознательное.

Таким образом, формируется пласт этнического бессознательного. Этот процесс является составной частью этногенеза.

2. Адаптация «центральной зоны » к конкретным условиям существования этноса, то есть процесс кристаллизации вокруг «центральной зоны » инвариантов этнической картины мира. Защитный фильтр срабатывает, когда поток информации идет изнутри наружу, то есть из бессознательного в сознание.

3. Искажение восприятия членами этноса реальности, то есть невосприимчивость их к информации, противоречащей содержанию их этнических констант. Защитный фильтр срабатывает, когда поток информации идет извне внутрь.

4. Дробление импульсов этнического бессознательного: общие требования бессознательного осознаются только в качестве конкретных мотивов отдельных поступков. Защитный фильтр срабатывает, когда информация идет изнутри наружу.

С этим уровнем психологической адаптации связано действие специфических защитных механизмов культуры, а также и явление, которое мы будем рассматривать ниже — распределение этнической культуры и процесс самоструктурирования этноса.

Адаптационный барьер — Условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна.    Характеристики адаптационного барьера для каждого человека строго индивидуальны. Александровский считает, что адаптационный барьер зависит от:    — биологических факторов среды,    — конституционального типа человека,    — социальных факторов,    — индивидуально-психологических особенностей личности.

Неадаптивная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности» [6]. Быть активным, по мнению Э. Фромма, значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, это значит обновляться, расти, испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо. При этом Э. Фромм вводит понятие продуктивной активности: «это состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с «взращиванием» своих возможностей» [8].

43. Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.

Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Личность всегда характеризуется определенными психологическими особенностями.К ним относятся потребности, интересы, идеалы и мировоззрение, политические убеждения, физические и умственные способности человека, его темперамент и характер. Психологические особенности личности исторически обусловлены. Они получили свое развитие в процессе общественно-трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека, как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт биологического развития человека.



sitemap
sitemap