психология (1)



Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)

НОУ ВПО «Институт управления»(г. Архангельск)

—————————————————-

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методические материалы для студентов

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов направления:

030900.62 Юриспруденция

профили подготовки:

«Гражданское право»,

«Уголовное право»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ярославль

филиал «Института управления»

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Самостоятельная работа студентов………………………………….

3

2. Методические рекомендации для студентов………………………..

4

3. Методические рекомендации к семинарским занятиям……………

5

4. Материалы для самоконтроля………………………………………..

6

5. Рекомендуемая литература……………………………………………

8

6. Примерные условия ситуационных задач……………………………

9

7. Программные вопросы для подготовки к зачету……………………

11

8. Примерные варианты тестов по дисциплине………………………..

12

9. Глоссарий основных терминов по психологии……………………..

20

1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 83,3 % учебного времени, на базе высшего и среднего специального образования – 86,1% учебного времени.

Самостоятельная работа представляет собой внеаудиторную учебную деятельность студента, предполагает изучение программного учебного материала и направлена на подготовку к лекционным и семинарским занятиям, выполнение рефератов, анализа литературы по установленной тематике, а также иных учебных заданий. Самостоятельная работа включает также подготовку студента к зачету, тестированию и др.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: аннотирование научной литературы; сбор и анализ практического материала в периодике, средствах СМИ или Интернете; выполнение тематических творческих заданий, рефератов. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению самого студента.

Применяемые формы организации самостоятельной работы.

1. Фронтальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: общее для всех студентов задание; общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; использование общих приемов организации и руководства дальнейшими действиями студентов.

Фронтальная форма целесообразна, когда студенты приступают к изучению темы, когда важно вызвать интерес к новой теме, а также на начальном этапе формирования умений, когда студенты овладевают способами выполнения заданий по образцу.

2. Индивидуальная самостоятельная работа – основными особенностями являются: возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; появление возможности сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные задания вызывают личностное отношение к материалу, стимулируют активность.

3. Групповая самостоятельная работа – эта форма работы используется для совместной проработке материала учебника, документа и др.; подготовке к семинарским занятиям с использованием элементов игрового метода, когда студенты готовятся в составе групп (ролевых групп, оппонентных групп, обсуждение гипотетических сценариев развития ситуации и др.).

Самостоятельная работа студентов направлена на решение задач, определенных преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические материалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;

– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;

– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;

– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

– развивает навыки научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента включает виды занятий и перечень вопросов для самостоятельного изучения, отраженные в пункте 4 «Структура и содержание дисциплины (модуля» рабочей программы дисциплины.

В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:

подготовка к лекциям и другим видам занятий;

самостоятельная работа студентов по изучению тем (разделов) дисциплины, определенные для самостоятельной работы студентов;

подготовка к сдаче зачета.

2. Методические рекомендации для студентов

Учебная дисциплина «психология» обеспечивает формирование у студентов системы теоретических знаний и практических умений, связанных с их профессиональной компетентностью в сфере представлений о природе психики человека, организации и совершенствования работы с коллегами; формировании у выпускников закономерностей развития психики на индивидуальном и общественном уровне.

Для усвоения теоретической части курса необходимо изучить вопросы, рассматриваемые на лекциях и затем усвоить вопросы семинарских занятий.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках списка рекомендованной (основной и дополнительной) литературы. Следует учитывать тот факт, что время, отводимое на лекционный курс, не позволяет охватить все существующие на сегодняшний день подходы и взгляды на аспекты дисциплины «Психология». Поэтому в процессе освоения дисциплины для лучшего усвоения материала необходимо регулярно обращаться к литературным источникам, предлагаемым в библиографическом списке и кроме этого пользоваться через компьютерную сеть филиала института и при самостоятельной подготовке в домашних условиях образовательными ресурсами, представленными в разделе 1.4., а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам учебной дисциплины.

В ходе изучения курса будут проведены семинарские занятия, на которых студенты смогут сделать доклады и фиксированные выступления по проблематике психологии и обсудить наиболее актуальные проблемы по предложенным к обсуждению темам.

После изучения материала по определенной теме студентам предлагается выполнить задания и подготовиться к семинарскому занятию. При возникновении затруднений в подготовке к семинарским занятиям рекомендуется после изучения лекционного материала и рекомендованной литературы обратиться по проблемным вопросам за консультацией к преподавателю и затем самостоятельно выполнить задания.

3. Методические рекомендации к семинарским

занятиям

Семинар является важной формой усвоения знаний. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки научно-теоретического обобщения литературных источников, творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на занятиях перед изучением темы. Для этого необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.

Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.

Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания и, если нужно, выступать в роли рефери, направлять развитие дискуссии в нужном направлении. При этом обращать внимание на то, что еще не было сказано, или поддерживать и развивать интересную мысль, высказанную выступающим студентом.

В заключение преподаватель как руководитель семинара подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

4. Материалы для самоконтроля

Тема 1.

Почему психологию можно назвать плюралистической наукой? Какое место занимает психология в системе наук и культуре?

В чем специфика филогенеза, историогенеза и онтогенеза человека?

Как можно охарактеризовать нейропсихологию?

Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?

Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике?

Какие проблемы, поставленные мыслителями античности, на ваш взгляд, не потеряли своего значения для современной психологии?

7. Что, по вашему мнению, объединяет теории столь различных авторов, как З. Фрейд, А. Адлер и К. Юнг в общее направление «психоанализ»?

8. Почему возникла «поведенческая психология» (бихевиоризм) и основные положения этого направления?

9. Почему гуманистическую психологию назвали «третьей силой» в психологии ХХ века?

10. В чем заключаются основные задачи когнитивной психологии?

11. Как называется концепция Л.С. Выгодского и в чем ее сущность?

12. Что по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?

13. Почему первобытному человеку стало необходимо сознание?

14. Каково строение и функции головного мозга ?

Тема 2.

Какие теории личности, представлены зарубежной психологией?

Какие теории личности, представлены отечественной психологией?

Какова психология конституциональных различий?

Назовите основные психические процессы.

Назовите основные психические свойства.

Назовите основные психические состояния.

Какова структура сознания ?

Охарактеризуйте познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; память; мышление и интеллект; творчество.

Охарактеризуйте регулятивные процессы психики: мотивация; характеристика потребностей; эмоции и воля; внимание.

Тема 3.

Правила общения.

Барьеры взаимопонимания.

Логические законы речевой коммуникации.

Сущность софизмов.

Способы и правила ведения деловых переговоров.

Психологические принципы ведения переговоров.

Знаки неречевой связи.

Манипуляции при помощи психологических ловушек общения.

Модели поведения на переговорах.

Способы и приемы воздействия на оппонентов.

5. Рекомендуемая литература

а) основная литература

Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, ИД Юрайт, 2013 – 639 с.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для бакалавров. – М: Юрайт, 2012 – 575 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебное пособие, 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

б) дополнительная литература:

1. Аверченко Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; отв. ред. В.М. Удальцова. – Новосибирск: «Сибирское соглашение»; М.: ИНФРА-М, 1999. – 150 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 648 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

4. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. – М: Юрайт, 2013 – 530 с.

5. Психология: учебник для экономических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб — Москва — Харьков — Минск: Питер, 2002. – 672 с.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с..

7. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. С.А. Хмелевской. – М.: ПЕР СЭ, ЛОГОС, 2002. – 176 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Министерство образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru -.

2. Психология — (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука), наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души… vocabulary.ru› Словарь по истории психологии. – 2007.

3. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. vocabulary.ru› Головин С. Словарь практического психолога. – 2008.

4. Психология [см. психология] — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Среди отраслей П. выделяются нейропсихология, патопсихология, возрастная П., педагогическая П. vocabulary.ru›Дудьев В.П. Психомоторика. – 2008.

5. Психология (греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности… vocabulary.ru› Cловарь психологических терминов. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

8. http://dic.academic.ru.

9. ЭБС «КнигаФонд»

6. Примерные условия ситуационных задач

Ситуационная задача № 1.

Вы – начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную, которая уже две недели на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает на вокзале.

Вопрос. Как вы поступите в данном случае. Объясните свое поведение.

Ситуационная задача № 2.

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

1. Определите социально-психологический феномен.

2. В чем он проявляется?

Ситуационная задача № 3.

Молодой специалист на общем собрании вносит предложение о пересмотре графика работы своих подчиненных и их обязанностей. Его коллега, опытный специалист, тут же делает несколько замечаний, типа: «Вы, ведь недавно у нас? Сергей… Сергей… забыл по отчеству. Выглядите Вы моложе своих лет, не обижайтесь! Знаете ли Вы как решаются эти вопросы, а главное – кем?

Вопрос. Что Вы можете сказать о психологическом источнике этих замечаний. Какую тактику уместно применить по отношению к такой позиции.

Ситуационная задача № 4.

Разговор между коллегами:

А: Уму непостижимо! Вы за полчаса испортили работу, которая налаживалась годами! Этому вас учили пять лет?

Б: Вас это не касается. Лучше займитесь своим прямым делом. Суете свой нос…

А: Это все ваше оправдание? Мелковато…

Вопрос: Каков характер развития этого конфликта? Можете ли указать на конфликтогены? Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, для «Б», исходя из закона эскалации конфликтов.

Ситуационная задача № 5.

Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

1. Как называется этот эффект?

2. Дайте определение этому эффекту.

3. О какой стороне общения здесь идет речь?

4. Дайте определение этой стороне общения.

Ситуационная задача № 6.

Придя на работу в организацию, где была слабая дисциплина, а стиль руководства – либеральный, молодой специалист предпринял попытку наладить дисциплину. Остальные сотрудники ополчились против него, перестали с ним разговаривать.

1. Какой феномен проявился в данном случае?

2. Опишите данный феномен.

Ситуационная задача № 7.

Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-22 так… да-да…». В середине беседы он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем Вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над Вашими предложениями».

1. Проанализируйте соответствие слов и жестов в поведении начальника.

2. Выскажите мнение об отношении руководителя к проекту.

7. Программные вопросы для подготовки к зачету:

Объект и предмет психологии.

Методы психологии.

В чем проявляется плюрализм психологического знания.

В чем специфика филогенеза, историогенеза и онтогенеза человека.

Человек во взаимосвязи с окружающим миром и развитием его свойств.

Строение и функционирование центральной нервной системы.

Общие механизмы связи психики и мозга человека.

Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания.

Психологическая проблематика в античности.

Психологическая проблематика в Средневековье и в период Возрождения.

Психологическая проблематика в Новое время.

Классическая психология сознания.

Гештальтпсихология и проблема целостного анализа психики.

Сущность когнитивной психологии и ее основные задачи.

Сущность гуманистической психологии и ее основные задачи.

Феномен бессознательного и психоанализ.

Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

Культурно-исторический подход в психологии.

Деятельностный подход в психологии. Виды и структура деятельности.

Психологическая природа деятельности.

Характеристика потребностей.

Модель иерархии потребностей А. Маслоу.

Мотивационная сфера, ее структура и развитие.

Психические образования. Сущность навыка.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap