психолог_dilya



1.Виды ощущений

Классификация ощущений

1. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы.

Экстероцептивные – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Интероцептивные – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Проприоцептивные – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Экстерорецепторы подразделяются на две большие группы: контактные и дистантные.

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные.

Дистантные рецепторы — воспринимают информацию на расстоянии, например, зрительные, слуховые, обонятельные

2. По органам чувств ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

3. По особенностям происхождения: механические, температурные, химические, фотохимические, болевые.

Различные виды ощущений характеризуются общими для всех видов ощущений характеристиками.

Такими характеристиками являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

2.Адаптация и сенбилизация органов чувств

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

А)Адаптация – это постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся или длительно воздействующих раздражителей.

Б)Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией.

3.Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Отличие ощущений и восприятий

Ощущение

Восприятие

Отражает отдельные свойства предметов

Отражает предмет в целом

Находятся в нас самих

Образы проецируются в пространство

Итог – некое чувство

Итог – образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений

Пассивный процесс

Необходима встречная активность, направленная на исследование, построение и уточнение образа

Классификация восприятий. В основе классификаций восприятий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

К сложным формам восприятия относятся:

Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек – материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве). Восприятие пространства осуществляется совместной работой зрительного, двигательного и вестибулярного аппаратов.

Восприятие времени. Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие движений – пространственное перемещение предметов – зависит от удаленности предметов, скорости их перемещения, от перемещения самого наблюдателя.

Условиями становления адекватного восприятия являются активность человека, установление обратной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обеспечение определенного минимума и привычной структурированности поступающей извне информации.

4.Основные качества внимания и памяти.

Качества (свойства) внимания:

Устойчивость внимания — удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устойчивость есть временная характеристика внимания.

Переключаемость внимания, его гибкость — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Концентрированность внимания — степень сосредоточенности, она представляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узости.

Сосредоточенность – та или иная степень углубления в данную деятельность.

Направленность внимания – избирательный характер психической деятельности и сохранение ее в течение необходимого времени, концентрация на объектах внешнего мира (внешненаправленное) или на своих мыслях, представлениях, переживаниях (внутринаправленное).

Качества памяти.

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 ± 2 блока информации.

Скорость запоминаниявремя, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность сохранениядлительность сохранения информации.

Точность воспроизведенияправильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность к воспроизведениюумение своевременно вспомнить требуемое.

5.Виды внимания и памяти.

три вида внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, направляемое на объект без сознательных волевых усилий личности. Оно проявляется вследствие особенностей воздействующих на человека раздражителей (их сила, контраст, новизна предметов и явлений) и определяется состоянием, потребностями, интересами, отношением, настроением, утомлением и т.д.

Произвольное внимание – преднамеренная направленность психической деятельности на те или иные объекты. Это более высокий вид внимания. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Послепроизвольное внимание – качество внимания, в структуре которого волевой компонент заменен интересом и автоматизированными навыками. Его исток — произвольное внимание: человеку необходимо сделать какую-то работу, он ставит перед собой определенную цель и направляет на ее достижение волевые усилия, концентрирует внимание. Но через определенное время деятельность настолько увлекает человека, что дальше для ее совершения уже не требуется волевых усилий.

Виды памяти

Прежде всего, можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенетическую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в зависимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится

6.Типы невнимательности.

Типы невнимательности:

1. Рассеянность – определяется легкой непроизвольной переключаемостью и малой интенсивностью внимания. Свойственен дошкольникам и астенизированным больным, в частности в результате переутомления.

2. Невнимательность «ученого» — определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутренне направленного внимания. У больных этот тип свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми идеями.

3. Стариковская рассеянность – определяется слабой интенсивностью и еще более слабой переключаемостью. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, хронических интоксикациях, в условиях кислородного голодания.

7.Виды мышления, их особенности. Процессы мышления.

Процессы мышления.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие. Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями — это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение — это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями. Суждения могут быть общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры), частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений. Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок. Оперирование понятиями возможно в различных формах: индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному). Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как трансдукция — умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Виды мышления. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления. Так, в зависимости от характера решаемой задачи, от того с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления:

Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2—3-летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами. Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей.

Прежде всего, оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности. Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект.

Наглядно-образное мышление оперирует представлениями. В ходе решения задачи эти образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог найти ее решение. Этот вид мышления также характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, для него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление — это допонятийные виды мышления.

С началом школьного обучения интенсивно развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Понятийное мышление — это всегда осознанное вербализованное мышление. Оно оперирует понятиями, суждениями, символическими обозначениями и иными отвлеченными категориями.

8.Перечислить мыслительные операции и дать им характеристику

Операции мышления.

Анализ есть мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез — мысленное соединение частей, предметов или явлений. Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение — позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщение есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и главного, и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Абстракцияважнейшая характеристика мышления, представляет собой отвлечение главных, основных свойств предметов и явлений от отдельных конкретных чувственно-образных свойств и их изолированное рассмотрение. Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Из понятия выводится суждение о принадлежности вещей и явлений определенному классу. При конкретизации происходит максимальное приближение к действительно существующему в объективном мире предмету или явлению.

9.Виды эмоциональных состояний.

Классификация эмоций.

Эмоции связаны с потребностями человека и возможностью их удовлетворения. Различают низшие и высшие эмоции.

К низшим относятся эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей; например, чувство голода, жажды, сытость, тошнота. Они (низшие эмоции) чаще имеют большое биологическое значение, приносят в кору головного мозга сигналы и физическом состоянии организма, здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении потребностей.

Высшие эмоции (чувства) возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Они имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни

По характеру переживаний и субъективной значимости для человека (по качеству):

положительные, возникающие в результате удовлетворения потребности (радость, удовольствие, счастье и т.д.)

нейтральные (равнодушие, безразличие, любопытство)

отрицательные, возникающие в результате неудовлетворения потребности (гнев, тоска, печаль, отчаяние, отвращение и т. д.)

По отношению к активности человека принято различать две группы эмоций: стенические (бодрящие), сопровождающиеся повышением жизнедеятельности, увеличением силы и энергии человека, и астенические (угнетающие), характеризующиеся снижением мышечного тонуса, снижением психической и моторной активности.

В зависимости от длительности и интенсивности протекания различают настроения, аффекты и страсти.

Настроение — длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода, отражающееся на деятельности, поведении человека.

Страсть — длительное, устойчивое и достаточно интенсивное эмоциональное состояние, имеющее для человека определенную значимость. Страсть всегда предметна, т.е. характеризуется сильно выраженным постоянным стремлением к определенным действиям, к определенному объекту. Страсть относится к тем эмоциям, которые побуждают человека к активности.

Экстаз – кратковременная, бурная, положительная эмоция, «пик наслаждения».

Аффект — предельно выраженная, кратковременная эмоция, внезапно возникающая в ответ на острую конфликтную ситуацию. Выделяют 2 вида аффекта: патологический и физиологический. При физиологическом аффекте сила реакции адекватна силе раздражителя. Патологический аффект возникает в ответ на довольно слабый раздражитель: на несколько секунд или минут глубоко помрачается сознание, теряется контроль за своим поведением и поступками. Патологический аффект сопровождается выраженной вегетативной симптоматикой, в дальнейшем наступает амнезия на период аффекта. При физиологическом аффекте такие нарушения отсутствуют.

10.Пренатальный период. Период новорожденности. Младенчество.

1)Пренатальный период — это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов.

2)Период новорожденности начинается с первого вдоха ребенка и перевязки пупочного канатика и длится 3—4 нед.

3)Младенчество (до 1 года)  период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

11.Психологические особенности ребенка на протяжении пренатального и младенческого возраста.

Особенности младенческого возраста

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь ребенка младенческого возраста

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. 

Особенности автономной речи:

не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речьВозникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельностьПредметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).

Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.

Указательный жест.

Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

назначение предмета;

способы действий с предметами;

технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитиеСогласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возрастаБазовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией.

Особенности психического развития в пренатальный период. С четвертого месяца можно почувствовать движения малыша – сначала легкие, почти незаметные дуновения, потом – более сильные. Но крошка не только двигается, он активно исследует окружающее: чувствует, слышит, видит.

Психологические особенности детей преддошкольного возраста

Ребенок стал очень ранимым.

Капризы дошкольника.

Учить или не учить (в частности чтению).

Подготовка к школе.

Ребенок стал обзываться, грубить.

Интерес к анальной, половой сферам, фекалиям.

Ребенок стал очень подвижным.

Карманные деньги – давать или не давать.

Когда отдавать на занятия в музыкальную, художественную, спортивную школу.

Как любить ребенка, не смотря на ……

Драчливость.

Детские заговоры и злословие.

Воровство.

Проблема что одеть.

Детское творчество.

Мальчики и девочки — два разных мира.

13.Психологические особенности детей дошкольного возраста

 Дошкольный возраст 5 – 6 лет.Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

— общение со взрослым ситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

— развитие фантазии;

— половая идентификация.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

кризис 7 лет . Кризис трёх лет — (греч. krisis — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Семь симптомов кризиса.

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

14. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Ведущая деятельность в этот период — учеба. Его характеристики таковы:

♦ перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);♦ развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);♦ формирование саморегуляции поведения, воли;♦ освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;♦ овладение навыками домашнего труда;♦ расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;♦ предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место;♦ формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;♦ появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».

Новообразования:

♦ формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;

♦ возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий;

♦ произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;

♦ появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;

♦ развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.

15.Психологические особенности подросткового возраста.Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь

Вот его проявления: 

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

16. Внутренняя Картина Болезни

Понятие

Внутренняя картина болезни — понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

структура

Первоначальное представление о структуре картины болезни внутренней содержало два уровня — сенситивный, включавший в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними состояний эмоциональных, и интеллектуальный, являвший собой рациональную оценку болезни, — в дальнейшем было дифференцировано выделением четырех уровней:

1) уровень чувственный — комплекс болезненных ощущений;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap