программа воспитаниядом в котором мы живём



ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

(для воспитанников 11-12 лет)

Пояснительная записка

Работая в условиях школы-интерната «Гимназия искусств», воспитатель должен принимать детей такими, какие они есть, понимать их внутренний мир, желания и пытаться заменить им столь далёкую для них родную семью. Ведь оказавшись вдали от своих родных, они должны почувствовать, что здесь есть всё необходимое для их комфортного проживания. Воспитатель должен быть особенно внимателен к детям, чтобы они поняли — их здесь ждут, они — дома.

Очень важно в этот период заложить основы нравственности, научить детей правильно вести себя в обществе, в семье, в коллективе, в кругу своих друзей, разбираться, что хорошо и что плохо. «Процесс нравственного развития обеспечивает накопление и осознание ребёнком эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения, их развитие, что в свою очередь послужит совершенствованию и реализации в образе жизни каждого всей совокупности моральных ориентиров. Нравственное ориентирование личности происходит через эмоционально окрашенные формы включения ребят в игру, упражнения, практические действия с учётом возрастных особенностей детей, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность» (А.И.Шемшурина). Ведь именно в подростковом возрасте актуальным для ребёнка становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самосознания, определения внутренней сущности своего «Я».

Основная цель программы — формирование нравственно-этических основ конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Вместе с этим занятия по программе способствуют созданию условий для удовлетворения фундаментальных потребностей ребенка в безопасности, любви, уважении и самореализации. Все это входит в понятие «эмоционального благополучия», которое характеризуется ощущением защищённости, принятия, доверия, нужности ребенка в определённой социальной среде (школе, семье, группе).

Задачами деятельности являются:

Обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в группепосредством включения детей в ситуацию игры;

Формировать у детей положительный образ «Я», способность к эмоциональному самовыражению;

Развивать у детей навыки психоэмоцинальной саморегуляции;

Способствовать усвоению детьми общепринятых норм и ценностей;

Формировать навыки позитивного разрешения конфликтов.

Систематически проводя занятия, используя игру и творчество как средства, способствующие созданию условий для формирования у детей умений и навыков общения и сотрудничества, в группе создаётся доброжелательная атмосфера взаимоотношений. И именно создание такой атмосферы, где детям так же хорошо и уютно, как в семье, где их любят, ценят, где о них будут заботиться настолько, что они станут интересны себе и другим, важно в условиях проживания детей в интернате.

Особенность прграммы заключается в том, что каждый тематический блок подразумевает формирование осмысленного отношения воспитанников к ценностям человеческого общежития, т.е. осуществляется процесс моделирования социума на основе усвоения и присвоения его ценностей. Метафорический «кирпич» являет собой часть нравственного фундамента, на котором основываются конструктивные, гармоничные отношения между людьми.

Программа реализуется во внеурочной деятельности на протяжении 2-х лет, рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Методическое обеспечение

Работа строится на основе использования метода игрового проектирования, предложенного Ромашковой Е.И., в котором нами расширена система целеполагания, содержательная часть и откорректирована его направленность. Задуманное реализуется в логике игровой программы, посвященной строительству дома. «Дом Мечты» строится из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи и т.д. Эта форма организации сплочения коллектива является не только развлекательной, но и несёт в себе социально-нравственные ценности, имеющие смысл для каждого и обогащающие взаимоотношения между воспитанниками. Содержимое «кирпичиков» может варьироваться.

План проекта постройки дома.

..

Кирпич

«Мудрость»

Кирпич

«Здоровье»

Кирпич

«Законы группы»

Кирпич

«Понимание»

Кирпич

«Вежливость

Кирпич

«Взаимопомощь»

Кирпич

«Дружба»

Кирпич

«Чистота и порядок»

Кирпич

«Хорошее настроение»

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы, которая направлена на обеспечение благоприятного личностного развития ребёнка в коллективе сверстников, воспитанник усваивает общепринятые нормы и ценности взаимодействия людей в социуме, приобретает навыки эмоциональной саморегуляции и разрешения конфликтов. В творческих видах деятельности ребёнок активно проявляет усвоенные и сформированные нравственно-этические основы поведения, осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других, проявляемое в конструктивном взаимодействии с окружающими людьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5класс

Тема

Содержание

Форма

Введение.

Поиски аналогии строительства дома со «строительством коллектива»; разработка модели «коллектива-дома»; объяснение детям метафоры «кирпич».

Беседа

Раздел «Формирование дружеских отношений»

1 .Виды жилищ у разных народов.

Разнообразие жилищ; подведение детей к мысли о необходимости наличия дома.

Игра «Поле чудес»

2. «Дружба нам строить и жить помогает» (кирпич

«дружба»)

Что такое дружба и что такое настоящий друг.

Чтение- обсуждение сказки «Зимовье зверей» Игра «Ищу друга»

Раздел « Чистота и порядок»

1 .Правила проживания.

Правила внутреннего распорядка интерната гимназии, режимные моменты.

Час делового общения.

2. «Каждой вещи своё место».

О содержании в порядке своих вещей, навыки самообслуживания.

Беседа «Твоя комната»; практические занятия

Раздел «Хорошее настроение»

«Улыбка и смех приятны для всех»

Положительная Я-концепция; «волшебные слова» в речевом обиходе детей как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения.

Беседа «Учитесь улыбаться» Цветопись «барометр настроения»

Раздел «Понимание»

«Я и люди»

Понимание внутреннего состояния других людей.

Пантомимы Обсуждение ситуаций «Поделись улыбкою своей» Игра «Посылай свои чувства»

Раздел «Вежливость»

Культура поведения.

Правила поведения в общественных местах, друг с другом, в семье; важность и необходимость этикета. Правила «столового» этикета на практике.

Беседа Практические занятия

V

Раздел «Взаимопомощь»

«Доброта»

Чувство товарищества, взаимопомощи, внимательного отношения друг к другу, умение помогать людям.

Беседа «Добрые дела красят человека» Игра «Добрый гном»

Раздел «Мудрость»

«Народная мудрость» «Для чего я учусь? Для кого я учусь?»

Расширение кругозора детей, познавательный интерес.

Викторина «По дорогам сказок» Беседа, тестирование.

Раздел «Здоровье»

«Здоровый образ жизни»

Здоровье — самое главное в жизни человека. Профилактика здоровья.

Беседа «Что значит здоровый образ жизни» Инд.работа, ситуативное консультирование.

Раздел «Законы группы»

Законы группы.

Пути и способы дальнейшего развития группы, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в ней полезным, значимым.

Игра- путешествие «джунгли»

Раздел «Я под крышей дома своего»

«Доверие и защищённость»

Доверие внутри группы, чувство защищённости.

Игры «Подойди поближе»«Ива на ветру»,«Путь доверия»

6 класс

Раздел «Давайте понимать друг друга с полуслова» («лесенка» — способность к общению)

1 .Общение.

Понятие «общение».

Игры «На острове» «Я рад с тобой общаться», «Пустой стул»

2.Виды общения.

Виды общения. Умение поддерживать контакт при ограниченных средствах коммуникации.

Беседа. Игры «Испорченный телефон», «»Слепой-немой-глухой», «Разговор через стекло».

3.Правила общения.

Правила общения.

Час делового общения.

4. «С тобой приятно общаться»

Умение общаться.

Тест — игра.

5.Культура общения.

Грамотное общение друг с другом, со старшими.

Беседа «Понятие о корректном и галантном человеке»

6. Этикет (манеры).

Общепринятые нормы этикета. Применение на практике.

Беседа. Практикум.

Раздел «Приходите в мой дом…» («дверь» — открытость, способность проговаривать свои мысли)

1. «Я и мы»

Взаимодействие в коллективе.

Игра «Все во всём»

2. «А это Я!»

Составляющие « Я-образа».

Беседа-обсуждение различных сфер проявления «Я».

3. «Разговор о чувствах»

Понимание чувств других.

Игры «Конференция зверей», «Поговорим о чувствах».

Раздел «Я в мире… Мир во мне…»

(«окна» — сообщение о себе)

«Что я знаю о

Умение сообщать остальным о

Игры «Говорящие вещи»,

себе?».

позитивных сторонах своей личности;

«Концентрические круги»,

оценка самого себя.

«Любимые вещи», «Кто знает

про тебя, какой ты на самом

деле?»

Раздел «Снятие эмоционального напрялсеиия»

(«труба» — способность управлять эмоциями)

Эмоции.

Эмоциональная устойчивость.

Беседа, игры «Да и нет»,

Агрессия.

Способы снятия напряжения, агрессии.

«Рисуем чувства», «Клоуны

ругаются», «Упрямая

подушка», «Воробьиные

драки».

Использованная литература

Билык Н.И. Спутник классного руководителя. — Волгоград: Учитель, 2007.

Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивацииучащихся. — М.: ВАКО, 2008.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М.:Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

Ромашкова Е.И. С новым учебным годом: Модели досуга в школе. — М.: ТЦСфера, 2002.

Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностноеразвитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровьешкольника. 5-9 классы. — М.: Глобус, 2007.

Степанов Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классномчасе. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. — Волгоград:Учитель, 2007.



sitemap
sitemap