программа внеурочной деятельности для 1-4 классов Корригирующая гимнастика



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов)

Пояснительная записка

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности — в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности — профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка является интегральной характеристикой состояния организма. Неправильно сформированная осанка является не только косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к серьезным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является «рабочей осанкой». Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение занимающимися контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.п.).

Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят такие как трудолюбие, целеустремленность, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие детям важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому – к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.

Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являются:

1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.

2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

3.Воспитание в школьниках гуманного отношения к людям, ко всему живому.

4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.

5. Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.

6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы ребенка.

7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем – 135 часов.

Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой — 15 человек.

Режим занятий: 1 час в неделю.

К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды: мальчики – футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты); девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1 год обучения

1.

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении

акробатических упражнений.

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении

гимнастических упражнений

2.

Теоретические сведения (основы знаний)

1

1

3.

Общая физическая подготовка

10

10

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями

4.

Специальная физическая подготовка

17

17

Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Осваивать универсальные

умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании

акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

5.

Дыхательные упражнения

2

2

Осваивать универсальные

умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические

нагрузки для развития основных

физических качеств.

Осваивать универсальные

умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие

физических качеств

6.

Упражнения на расслабление

1

1

7.

Самоконтроль и психорегуляция

1

1

Измерять индивидуальные

показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели развития физических

качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений

Осваивать универсальные

умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие

физических качеств

8.

Самомассаж и взаимомассаж

1

1

9.

Контрольные испытания и показательные выступления

1

1

Итого:

33

2

33

2 год обучения

1.

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении

акробатических упражнений.

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении

гимнастических упражнений

2.

Теоретические сведения (основы знаний)

1

1

3.

Общая физическая подготовка

10

10

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями

4.

Специальная физическая подготовка

17

17

Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Осваивать универсальные

умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании

акробатических упражнений.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

5.

Дыхательные упражнения

2

2

Осваивать универсальные

умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические

нагрузки для развития основных

физических качеств.

Осваивать универсальные

умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие

физических качеств

6.

Упражнения на расслабление

1

1

7.

Самоконтроль и психорегуляция

1

1

Измерять индивидуальные

показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели развития физических

качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений

Осваивать универсальные

умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие

физических качеств

8.

Самомассаж и взаимомассаж

1

1

9.

Контрольные испытания и показательные выступления

2

2

Итого:

34

2

34

3 год обучения

1.

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap