программа по воспитательной работе_36551



     

Программа по воспитательной работе «Мир семи «Я»»

Содержание

Введение 3

Постановка проблемы и условия разработки программы 6

Пояснительная записка9

Нормативно – правовая основа 9

Основная идея 10

Цель программы 12

Подходы к воспитанию 14

Принципы построения программы 15

Основное содержание 21

Технологии 42

Портфолио учащегося45

Организация деятельности классных руководителей 49

Управление воспитательной системой 51

Семья и школа 55

Мониторинг 71

Приложение 74

 Старая легенда гласит: когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Ребенок как утренняя зарница, как всполохи на небе. А может, это таинственное свечение, цветное, волшебное свечение? Да это же звездочки на небе, которые очень хочется увидеть, потрогать, постигнуть. И я абсолютно уверена в том, что моя звезда классного руководителя зажглась во 2 школе. Здесь я выросла как учитель, засветила как классная мама. Не упрекните меня в нескромности. Да это так и есть. Я чувствую, что моя настоящая жизнь среди детей, среди этих удивительных малышей, которых мне доверили родители. И я, как путеводная звезда, должна привести их к той намеченной цели, которую они избрали. Каждая живая искорка моего сердца превращается в звездочку. А эти звездочки – мои ученики: мой Дима, мой Никита, моя Даша. А потом мои созвездия становятся звездным небом. Ведь именно школа — то волшебное место, где зажигаются звезды. И надо быть очень хорошим астрономом, чтобы без сильного телескопа рассмотреть каждую звездочку, стать ей ближе, роднее, суметь понять, что же в ней кроется.

А чем звезда – человек может зажечь искорки в сердцах своих детей?

Конечно же словом!

 Когда сказать захочешь слово,

Мой друг, подумай не спеши,

Оно бывает то свинцово,

То рождено свинцом души.

Оно, то жаворонком весело,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет,

Им можно радости прибавить,

Иль радость ядом отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

Иль камень в крошку раздробить.

Оно ограбит и одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай прежде, чем ударить

Того, кто слушает тебя!

                                                                               (Вадим Шефнер)

Ежедневно я вхожу в класс к своим воспитанникам с верой в их лучшие качества, с желанием вести их к истокам духовности, нравственности, самопознания. В самом начале своего учительского пути я задумалась, как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять время мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником. Если же дети начнут исследовать окружающий мир, петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на празднике, их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а,  следовательно, руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);

изучение и анализ направленности интересов учащихся;

взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками;

взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся;

выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;

нахождение путей представления детских достижений.

         Мы живем в стремительно меняющемся мире. Сегодня, как никогда, нашим детям требуются ориентиры в нравственном самоопределении, в выборе гражданской позиции. Поэтому гражданское, патриотическое воспитание учащихся является одной из важнейших проблем современного воспитания.  В общественном сознании всё более глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство, самоотверженность, коллективизм и др.

Поэтому для меня важнейшим направлением работы стало обновление этого  важного направления в системе своей работы. 



В проекте программы «Мир семи «Я»» слово «мир» многозначно:

Мир – это согласие, сотрудничество, содружество, сотворчество, сочувствие;

Мир – это все, что вне и внутри нас;

Мир каждого человека – это разнообразие его собственных «Я», взаимодействующих с множеством «Я» окружающих людей.

И поэтому миротворческая миссия участников экспедиции заключается в постижении гармонии бытия – от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений.

«Мир семи «Я»» — это развивающая программа самопознания, творческой самореализации, главная цель которой – дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха.

Постановка проблемы и условия разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

2.Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мир, в котором я живу» являются

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

2.2 Основная идея

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.

В связи с этим основной идеей программы воспитания становится идеясоздания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мир семи «Я»» считаю:

— необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

— необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В дальнейшем буду опираться на следующие определения.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

Программа воспитания учащихся начальной школы «Мир семи «Я»» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектностьсовременного воспитания и социализации и непрерывность детства.

2.3.Цель программы:

Для классного руководителя:

создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся и родителей:

создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

2.4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

Это предполагает:

совместное формулирование и принятие правил жизни класса;

совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;

самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;

гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

творчество в процессе обучения (на уроках);

творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;

возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);

проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

учитывать развитие прирожденных задатков;

создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;

предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;

предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;

предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;

слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;

согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;

создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;

включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

2.5. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мир семи «Я»» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ

ЗАБОТА о младших и старших

ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Д.А.  Медведев

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. 

— системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

— развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

2.6. Принципы построения программы:

— принцип гуманистической направленности (опора наположительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

— принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

— принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

— принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Принципы семи «У» в работе классного руководителя:

уверенность;

успешность;

удивительность;

убедительность;

уважительность;

уравновешенность;

улыбчивость.

2.7. План поэтапной реализации программы воспитания

Программу предполагается реализовать в несколько этапов:

2012-2013 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:

— обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;

— изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;

— совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.

2013-2015 – запуск программы и этапы реализации:

— приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;

— совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;

— разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;

— организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.

2015-2016 – аналитико-коррекционный этап:

— анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

Ожидаемые результаты воспитательной программы.

Желание заниматься физкультурой и спортом

Умение думать, размышлять

Умение формировать своё мнение по вопросам, касающимся жизни класса и школы

Конкурентно-способнаяличность

Привычка заботиться о нуждающихся и слабых

Сформированная привычка трудиться на благо людей

Умение найти себя в творчестве

А также результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность приведёт к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

умение выслушивать его до конца;

не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

Содержание программы.

1 класс «Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap